Развитие представлений о психике детей 3-7 лет
![Диссертация: Развитие представлений о психике детей 3-7 лет](https://westud.ru/work/3416472/cover.png)
Диссертация
Все гипотезы, выдвинутые на проверку в данном исследовании, подтвердились. Был сделан вывод, что понимание психического возникает постепенно. Невозможно выделить какой-то определенный момент, начиная с которого можно было бы считать, что имплицитная теория психики возникла. Постижение психической реальностипроцесс, начинающийся с элементарных представлений о субъективных феноменах… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Имплицитные теории психики как феномен когнитивного развития ребенка дошкольного возраста
- 1. 2. Эмпирические исследования представлений ребенка о различных аспектах объективной и субъективной реальности
- 1. 3. Предмет, гипотеза и задачи исследования
- Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методы исследования представлений дошкольников о психике
- 2. 2. Организация исследования представлений дошкольников о психике
- Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ ДЕТЕЙ 3−7 ЛЕТ
- 3. 1. Различение материальных сущностей и их психических репрезентаций
- 3. 2. Понимание изменений репрезентаций
- 3. 3. Понимание причин поведения
- 3. 4. Некоторые представления об ощущениях
- 3. 5. Понимание влияния расстояния и преграды на восприятие
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108 БИБЛИОГРАФИЯ
Список литературы
- Авдеева H.H. Становление образа себя у детей первых 3-х лет жизни. // Вопросы психологии, 1996,№ 4.- с. 5 — 14
- Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии, 1997,№ 4.-с. 3−14
- Авдеева Н. Н., Раку И. И. Становление образа себя у детей первых 2-х лет жизни. // Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Сборник научных трудов. М.:1990.-с.52−59
- Антонова И. П. Уровень развития способности к установлению закономерности у детей 6−7 лет. // Вопросы психологии, 1989, № 2.-с.62−67.
- Апресян Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. / Избранные труды, т. 2. М.: Языки русской культуры, 1995.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А. А. Общение и развитие психики. М., 1986.
- Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
- Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Бугрименко Е. А., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование в процессах формирования и развития. // Вопросы психологии, 1994, № 4.-с. 2712. Бурминская Г. В., Раку Ж. П. «Речь для себя» в дошкольномвозрасте. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1989, № 1.
- Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дисс.. н., М., 1990.
- Венгер А. А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 1958, № 2.
- Венгер Л. А. О месте дошкольного детства в умственном развитии ребенка.// Возрастная и педагогическая психология./ Материалы Всесоюзного семинара-совещания, Пермь, 1974.-е. 34−66.
- Венгер Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. // Вопросы психологии, 1989, № 2.-с.20−27.
- Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.Автореф. дисс. .канд. психол. н., М., 1977.
- Выготский Л. С. Мышление и речь./ Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 2, с. 5 361
- Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982, т. 6, с. 5 90
- Выготский Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка.» / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 1, с. 196 209
- Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса." / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 1, с. 291 -436
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 3, с. 5 328
- Выготский Л. С. Проблема сознания. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 1, с. 156 167
- Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982, т. 1, с. 78 98
- Галигузова Л. Н. Проблемы развития детского интеллекта: теория, эксперимент, практика. // Вопросы психологии, 1997, № 5. с. 136−141
- Гордеева О. В. Развитие языка эмоций.(по материалам зарубежных исследований.) // Вопросы психологии, 1995, № 2. -с. 137 -150
- Ермолова Т.В., Комогорцева .Временной аспект образа себя у старших дошкольников.// Вопросы психологии, 1995,№ 2.- с. 47 59
- Карандашев Ю.Н. Проективные представления у детей -начальный этап становления познавательной рефлексии.Автореф.дисс.. канд. психол. н., Л., 1975
- Котырло В. Особенности осознания величины предмета детьми дошкольного возраста. Автореф. дисс. .канд. психол. н., Киев., 1960.
- Крайг Г. Психология развития. С.-Пб.: Питер, 2000.
- Лагутина А.Ч. Особенности осознания своего опыта дошкольниками. Автореф. дисс.. канд. психол. н., М., 1991.
- Лисина М. И., Сильвестру А. И. Развитие самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
- Леонтьев А. Н. Возникновение сознания человека. / Проблемы развития психики. М., 1981. -с.272.
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. / Проблемы развития психики. М., 1981. -с. 509.
- Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. с. 356
- Люблинская А. А. Некоторые особенности взаимоотношения слова и наглядности в формировании представлений у ребенка дошкольника // Вопросы психологии, 1956, № 1.
- Назаренко К.В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.(7-й год жизни), Киев. 1974.
- Новохатько А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. // Вопросы психологии, 1992, № 1, 2. с 129 — 138
- Осорина М. Секретный мир ребенка. М., 1997.
- Орлов А. В. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии, 1995, № 2.с 5 — 19
- Павелкив Р.В. Психологические особенности осознания младшими дошкольниками своего поведения. Автореф. дисс. .канд. психол. н., Ровно, 1990.
- Пархоменко О.Г. Имплицитные теории интеллекта студентов педагогического университета. Дисс. .канд. психол. н., С.-Пб., 1998.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.
- Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное. // Вопросы психологии, 1996, № 6. с 125 — 132
- Развитие личности ребенка (под ред. А. М. Фонарева).-М.:Прогресс, 1987.
- Раку И. И. Развитие образа себя в раннем детстве. Автореф. дисс. .канд. психол.н., М., 1992.
- Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги. // Вопросы психологии, 1960, № 5.- с. 3 7.
- Рюмшина Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми. Автореф. дис. .канд. психол. н.М.:1990.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. / Избранные философско-психологические труды. М., 1991.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С.-Пб., 1998.
- Савина Е.А. Особенности представлений 5−10-летних одуше. // Вопросы психологии, 1995, № 3.- с. 21 28
- Севастьянов О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи. // Психологический журнал, 1989, № 1, т. 10 с. 116
- Сидоричин Ф. А. Тимошенко Е. П. Особенности самосознания детей раннего и дошкольного возраста в различных условиях общения. // Развитие психики ребенка в общнии со взрослыми и сверстниками. Сборник научных трудов. М.: 1990. с. 52 -59.
- Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии, 1986,№ 6.- с-14−22.
- Слободчиков В. И. Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. н. М.:1976.
- Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дисс. док. психол. н. М.: 1994.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте.// Вопросы психологии, 1990,№ 3.-с.З-7.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека.М.:Школа-пресс, 1995.
- Смирнова Е. О. Соотношение представлений о себе и о других у дошкольников. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. / АПН СССР, № 2(2) 1989.-с.66−70.
- Солсо Р. А. Когнитивная психология.-М.:Тривола, 1996.
- Стеценко А. П. Понятия «образа мира» и некоторыепроблеммы онтогенеза сознания. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1987, № 3.-с.
- Субботский Е. В. Восприятие дошкольниками необычных явлений. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1984, № 1. -с.
- Субботский Е. В. Ребенок объясняет мир. М., 1986.
- Субботский Е. В. Как рождается личность. М.:Знание, 1978.
- Субботский Е. В. Онтогенез сознания и основы рациональности Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1989, № 1.-с.
- Субботский Е. В. Представления дошкольников о некоторых свойствах пространства и времени. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1990, № 1.-с.
- Субботский Е. В. Представления дошкольников о перманентности объекта: вербальное и реальное поведение. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1988, № З.-с.
- Субботский Е. В. Представления ребенка о соотношении телесных и психических явлений. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1985, № 2.-с.38−50.
- Субботский Е. В. Развитие у детей представлений о причинности. // Вопросы психологии, 1989,№ 3.-с.3−12.
- Субботский Е. В. Развитие у ребенка представлений о стабильном объекте. // Вопросы психологии, 1987, № 6.-с.139
- Субботский Е. В. Некоторые особенности представлений ребенка о психике человека. // Вопросы психологии, 1986, № 5.-с
- Субботский Е. В. Суждения ребенка о существовании. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1986, № 4.-с.
- Тимошенко Е.П. Психическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. дисс.. канд. психол. н., М., 1990.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. (По материалам зарубежных экспериментов.)1. Л.:ЛГУ, 1980.
- Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление? // Вопросы психологии, 1981, № 5.-с
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996.
- Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.М, 1967
- Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника.М., Л. 1930.
- Чуприкова Н. И. Сеченов М. И. Психофизиологическая теория умственного развития. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1991, № 4.-с53−64.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток. // Вопросы психологии, 1989, № 2. С.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989
- Эльконинова А., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1993, № 2.-с.62
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников.// Вопросы психологии, 1989, № 6. С
- Astington J. W" Gopnik A. Knowing you’ve changed your mind: Children’s understanding of representational change./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
- Feldman C. F. Early forms of thought about thoughts: Some simple linguistic expressions of mental state. ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
- Johnson C. N. Theory of mind and the structure of conscious experience/ ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
- Leslie A. M. Some implications of pretense for mechanisms underlying the child’s theory of mind. ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
- Perner J. Developing semantics for theory of mind: From propositional attitudes to mental representation. ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
- Piaget J. The child’s conception of the world.-New York, Harcourt Brace, 1929.
- Piaget J. The child’s conception of physical causality. London: Hagan Paul, 1930.
- Piaget J. The moral judgement of the child.- New York, Harcourt Brace, 1932.
- Piaget J. Play, dream and imitation childhood.- New York, Norton, 1951.
- Piaget J. The construction of reality in the child.- New York, Basic Books, 1954.
- Poulin-Dubois D. and Shultz. T. R. The development of the understanding of human behavior: From agency to intentionaliti. / Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
- Taylor M. The development of children’s understanding of the seeing-knowing distinction. / Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
- Wellman H. M. First steps in the child’s theorizing about the mind./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
- Wellman H. M. The child’s theory of mind. A Bradford Book. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts. London, England, 1990
- Wimmer H., Hogrefe J., Sodian B. A second stage in children’s conception of mental life: Understanding informational acctsses as origins of knowledge and belief. / Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
- Yaniv I., Shatz M. Children’s understanding of perceptibility./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988