Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие представлений о психике детей 3-7 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все гипотезы, выдвинутые на проверку в данном исследовании, подтвердились. Был сделан вывод, что понимание психического возникает постепенно. Невозможно выделить какой-то определенный момент, начиная с которого можно было бы считать, что имплицитная теория психики возникла. Постижение психической реальностипроцесс, начинающийся с элементарных представлений о субъективных феноменах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ПСИХИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Имплицитные теории психики как феномен когнитивного развития ребенка дошкольного возраста
    • 1. 2. Эмпирические исследования представлений ребенка о различных аспектах объективной и субъективной реальности
    • 1. 3. Предмет, гипотеза и задачи исследования
  • Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования представлений дошкольников о психике
    • 2. 2. Организация исследования представлений дошкольников о психике
  • Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ ДЕТЕЙ 3−7 ЛЕТ
    • 3. 1. Различение материальных сущностей и их психических репрезентаций
    • 3. 2. Понимание изменений репрезентаций
    • 3. 3. Понимание причин поведения
    • 3. 4. Некоторые представления об ощущениях
    • 3. 5. Понимание влияния расстояния и преграды на восприятие
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108 БИБЛИОГРАФИЯ

Развитие представлений о психике детей 3-7 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы развития представлений ребенка о психике обусловлена, с одной стороны, ее очевидной значимостью для понимания развития индивидуального сознания и личности человека, и, с другой стороны, недостаточной изученностью, особенно в отечественной психологической науке.

Представления о психике, или имплицитные теории психики структурируют повседневный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром и способствуют пониманию других людей и собственной психической организации. Это, в свою очередь, ведет к осознанию себя субъектом процесса познания, общения, деятельности.

Начало появления имплицитных теорий приходится именно на дошкольный возраст, что подтверждается в работах зарубежных авторов (С. F. Feldman, J. Н. Flavell, А. М. Leslie, J. Perner, D. PoulinDubois, T. R. Shultz, H. M. Wellman, и др.) [87, 88, 89, 90, 91, 97, 98, 99, 100, 101].

В отечественной психологии понятия, отражающие функционирование «субъективной формы существования психики» (С. JI. Рубинштейн, [50, с. 17]), такие как рефлексия, интроспекция, самосознание, не охватывают понятия имплицитных теорий, или обыденных, часто не вербализованных представлений о психике.

Как явствует из всего вышесказанного, изучение содержания представлений о психике в дошкольном возрасте, а также выявление возрастной динамики развития описываемого феномена, является перспективным и в полной мере может стать темой для эмпирического исследования.

Цель данного исследования — изучить представления дошкольников о психике как явлении действительности.

Предмет исследования — представления о психике детей 3−7 лет.

Объект — дети в возрасте от 3 до 7 лет.

Гипотезы исследования:

1. первые представления о различии психического и материального аспектов действительности появляется на четвертом году жизни;

2. понимание внутренних мотивов как истинных причин поведения человека, а также первичное проникновение в сущность некоторых психических процессов происходит в период дошкольного детства;

3. развитие имплицитных теорий психики в дошкольном детстве происходит в направлении от разрозненных представлений об отдельных аспектах психических феноменов к их первичному обобщению и концептуаизации. в раннем развитии представлений о психике переломным является пятилетний возраст, когда происходит качественный скачок в понимании субъективной реальности.

Задачи исследования:

1. Отобрать и разработать экспериментальные методики изучения развития представлений о психике у детей дошкольного возраста.

2. С помощью этих методик изучить возрастные тенденции развития представлений о психике у детей 3−7 лет.

3. Выявить возрастные периоды, когда происходит качественный скачок в овладении детьми теми или иными психическими феноменами.

4. Выявить связь уровня развития представлений о психике с общим когнитивным развитием детей в разные периоды дошкольного детства.

5. Описать общие тенденции развития представлений о психических феноменах в дошкольном детстве.

Методическая организация и методы исследования. В результате анализа, главным образом, зарубежных исследований были отобраны методики для изучения представлений о некоторых аспектах психического. Испытуемыми стали дети в возрасте от 3 до 7 лет, посещающие детский сад. Экспериментальной базой исследования стал детский сад № 37 Калининского района г. Санкт-Петербурга. Для обработки эмпирических данных использовался непараметрический метод обработки данных «хи-квадрат».

Достоверность выводов, полученных в результате анализа экспериментальных данных, подтверждается наличием статистически достоверных критериев различий.

Научная новизна исследования. В работе были исследованы представления дошкольников о психике. Были получены достоверные данные о ранних способностях детей в постижении психического. Описано содержание некоторых представлений о психике у детей 3 -7 лет. Выявлены возрастные периоды появления тех или иных представлений. Полученные данные были структурированы, что позволило описать достижения детей на том или ином возрастном этапе дошкольного детства. Обнаружено, что периоду, когда имплицитная концепция какого-либо аспекта психического обнаружится в суждениях ребенка, а значит, когда она появляется в структуре мировоззренческих концепций ребенка, предшествует период подготовительного накопления эмпирического опыта, который прослеживается в специфике восприятия психических феноменов.

Практическая значимость работы заключается в достоверном эмпирическом материале, который был получен в малоизученной области исследований развития психики ребенка. Полученные данные могут быть использованы при разработке методик развития речи и # интеллекта дошкольников, а также для диагностики интеллектуального и речевого развития.

Апробация работы. На промежуточных этапах работы результаты докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах кафедры возрастной и педагогической психологии. Основные результаты исследования были изложены в докладе на научно-практической конференции «Образование и психология» в рамках «Ананьевских чтений — 2001» (23−25 октября 2001 г.). А также отражены в двух печатных работах:

1. Маркова С. В. Имплицитные теории психики как феномен когнитивного развития дошкольников.// Психология 21 века. Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 12−14 апреля 2001 года. — СПб., Изд-во СПб университета. 2001, с. 75−77.

2. Маркова С. В. Представления о психике как элемент подготовленности ребенка к получению образования. // В сборнике «Образование и психология». Тезисы научно-практической конференции 23−25 октября 2001 года «Ананьевские чтения», — СПб., Изд-во СПб университета. 2001, с. 343−344.

выводы.

В процессе анализа результатов экспериментов было обнаружено:

1. Развитию представлений о психике в период 3−5 лет препятствуют некоторые когнитивные особенности: необратимость мышления, возрастные особенности памяти и внимания.

2. Представления о психике, а в частности, понимание причин поведения другой личности, необходимы для развития ролевой игры, специфичность которой заключается в том, что предметом ее являются межличностные отношения.

3. Качественному осмыслению психического опыта, приводящему к формированию представлений о психических феноменах, предшествует период количественного накопления психического опыта.

4. Толчком к инсайту, в результате которого происходит вышеозначенный переход, становится востребованность той или иной концепции психического в практической жизни ребенка. (Для ролевой игры необходима концепция поведения человека, для успешности познавательной деятельности — концепция зрительного восприятия и т. д.).

5. Степень осознанности той или иной концепции, того или иного представления о психике может существенно варьироваться в зависимости от возраста и личностных особенностей субъекта. И обуславливаеться, помимо когнитивных возможностей, опять же необходимостью и востребованностью в практике человека.

6. На пятилетний возраст приходится значительное количество качественных изменений в представлениях о психике. Интересно, что для внимательных мам с опытом воспитания не одного ребенка, очевидно, что между 4 и 5 годами ребенок кардинально меняется. Если в 4 года он еще маленький и капризный, то в 5 лет он резко и неожиданно взрослеет, появляется самостоятельность, поведение становиться адекватным социальной ситуации, управляемым и контролируемым. В учебниках и монографиях этому рубежу уделено мало внимания.

7. Дети всех возрастов проявляли эгоцентризм мышления только в ситуациях, которые были за пределами их компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование развития представлений о психике детей 3−7 лет включает теоретический обзор по данной проблеме и эмпирическое исследование.

В теоретической части был дан анализ теоретических и эмпирических исследований в области развития имплицитных теорий психики у ребенка. По материалам исследований были выделены вехи в развитии представлений о психике в дошкольном возрасте, а также предвестники представлений о психике, проявляющиеся в младенчестве, когнитивная основа, на которой сроятся представления — символическая репрезентация.

Анализ литературы, изученной в данном исследовании, показал, следующее:

1) отечественные исследователи развития представлений о различных аспектах действительности уделяли мало внимания развитию представлений о психическом;

2) те исследования, которые существуют (Е. В. Субботский [70, 73], Е. А. Саввина [52]) обнаруживают некие начальные представления о психике только в 5 лет, а умения судить о них — не раньше начала школьного обучения;

3) тем не менее, существует целый ряд зарубежных исследований по данной проблеме, обнаруживающих эти образования уже в 2,5 — 3 года;

Т. о., был обнаружен пробел в этой области отечественных исследований, который, отчасти, обуславливает актуальность проведения исследование некоторых аспектов развития представлений о психике у дошкольников.

Эмпирическая часть исследования состояла из 5 экспериментов. Целями каждого из них было изучить развитие того или иного аспекта представлений о психических феноменах. Все они в целом были направлены на проверку следующих гипотез:

1. первые представления о различии психического и материального аспектов действительности появляется на четвертом году жизни;

2. понимание внутренних мотивов как истинных причин поведения человека, а также первичное проникновение в сущность некоторых психических процессов происходит в период дошкольного детства;

3. развития имплицитных теорий психики в дошкольном детстве происходит в направлении от разрозненных представлений об отдельных аспектах психических феноменов к их первичному обобщению и концептуаизации;

4. в раннем развитии представлений о психике наиболее значительным является пятилетний возраст, когда происходит качественное преобразование некоторых сформированных ранее представлений о психике.

Все гипотезы, выдвинутые на проверку в данном исследовании, подтвердились. Был сделан вывод, что понимание психического возникает постепенно. Невозможно выделить какой-то определенный момент, начиная с которого можно было бы считать, что имплицитная теория психики возникла. Постижение психической реальностипроцесс, начинающийся с элементарных представлений о субъективных феноменах и прогрессирующий на протяжении жизни. Постепенно накопленные эмпирическим путем неясные, размытые представления, которые трудно поддаются вербализации, то и дело преобразуется в новое качественное образование — некую концепцию, объясняющую для индивида тот или иной феномен субъективной реальности. Что касается изученного периода, то здесь происходит постижение некоторых аспектов психической реальности.

Представления о психике у детей 3−4 лет.

Уже в 3 года некоторые дети способны отличить психический образ от материального объекта. Различение это неявное, неаргументированное. На четвертом году жизни дети еще не могут сформировать обоснованные суждения о том, что психическое, в отличие от материального, не доступно органам чувств, субъективно. Но, тем не менее, имплицитное «понимание» встречается в ответах и трехлетних детей. Кроме того, в своих суждениях о психическом трехлетние дети иногда используют ментальные термины, в том числе, обозначающие психические процессы.

Некоторые дети уже в трехлетнем возрасте способны признать факт изменения репрезентаций. Но эти случаи скорее исключения, чем правило, т. к. большинству трехлеток это знание не доступно. Вероятно, невозможность для трехлетнего ребенка сделать больше, чем просто констатировать, что наличное состояние детерминировано когнитивными особенностями возраста (необратимость мышления, особенности памяти и внимания).

Понимание причин поведения тоже не является характерным для описываемого возраста. Некоторые дети четвертого года жизни могут правильно предсказать поведение другого лица, обусловленное ошибочным мнением о ситуации, но, судя по аргументации которую при этом используют, не могут проникнуть в суть и осознать, что не ситуация сама по себе определяет поведение индивида, а вызванное этой ситуацией его внутреннее состояние.

Трехлетки, хотя и в очень редких случаях, сознают связь ощущений с органами чувств. Но это в разной степени касается ощущений различных модальностей. Почти каждый трехлетний ребенок знает, что для того, что видеть, нужны глаза. Необходимости ушей и носа для того, чтобы получить соответствующие ощущения, сознаются уже не всеми трехлетками. Что же касается осязания, то ребенок в три года не сознает, что именно руками можно ощупать предмет.

Что касается тех представлений, которые имеются у трехлеток о восприятии как психическом процессе, то здесь их успехи весьма и весьма значительны. Ребенок в три года совершенно правильно оценивает влияние преграды и расстояния на зрительное, слуховое восприятие и восприятие прикосновения, хотя испытывает затруднения. Когда дело касается восприятия запаха. Кроме того, эта оценка зависит от сложности ситуации, в которой происходит восприятие. Вероятно, возрастные особенности памяти и внимания существенно влияют на описанную способность в три года. Об имплицитном характере знаний трехлеток о восприятии косвенно свидетельствует и тот факт, что невербальные задания несколько улучшали результаты детей в этом возрасте.

Представления о психике у детей 4−5 лет.

В 4 года дети проявляют способность различать две сущности, психическую и материальную, на более высоком, по сравнению с трехлетками, уровне. Некоторые дети в 4 года сознают недоступность психического образа органам чувств, а также его субъективность, что иногда могут выразить в суждениях. Четырехлетки более активно и самостоятельно используют ментальные термины, хотя это свойственно далеко не всем детям описываемого возраста.

Признавать изменения репрезентаций могут уже половина детей в 4 года.

Причины поведения также сокрыты для четырехлетнего ребенка, как и для трехлетнего. В данном возрасте ребенок иногда способен предсказать поведение, обусловленное ошибочным мнением. Но, вероятно, в редких случаях (один ответ из выборки в 4 года) и имплицитное понимание того, что именно внутреннее состояние детерминирует поведение, доступно в 4 года.

В постижении ощущений четырехлетки ушли несколько дальше от трехлетних детей. Хотя на вербальном уровне их понимание связи ощущений с органами чувств вряд ли изменилось, но вот имплицитные знания о том, что для получения ощущений необходимо наличие и работоспособность того или иного органа чувств, в значительно большей степени присущи детям этого возраста. На следующем возрастном этапе, в 5 лет, эти «знания» осознаются ребенком в такой мере, что он сможет формировать о них аргументированные суждения. В 4 года дети в значительно большей степени разобрались, какую информацию можно получить с помощью глаз, а какую с помощью ушей. Но, как и в 3 года, четырехлетний ребенок еще не способен в достаточной степени вербализировать свои представления, что свидетельствует, вероятно, о недостаточной осознанности знаний.

В 4 года некоторые дети уже знают, что название предмета не дано в ощущениях и что его можно узнать только из другого источника. В некоторых случаях дети способны и указать этот источник — «мама скажет». Но эти способности еще не характеризуют возраст, проявления их являются исключением.

Представления четырехлетнего ребенка о восприятии тоже несколько шире. В этом возрасте влияние преграды и расстояния верно оценивается не только для зрительного, слухового восприятия и восприятия прикосновения, но и затруднительное для трехлеток восприятие запаха не составляет тайны для ребенка описываемого возраста.

Возрастные особенности памяти и внимания все еще влияют на оценку восприятия. И невербальные задания все еще, хотя и в меньшей степени, облегчают ребенку выражение своих представлений. Но несомненно, что четырехлетний возраст замечателен тем, что о многих аспектах психического ребенок накопил достаточное количество имплицитных знаний. На следующем возрастном этапе они преобразуются в новое качество, что позволит пятилетнему ребенку выйти, во многом, на новый, более осознанный, вербальный этап постижения психических феноменов.

Представления о психике у детей 5−6 лет.

Пятилетний ребенок иногда способен различать психическое и материальное на достаточно высоком, осознанном уровне. Его суждения могут носить довольно обобщенный характер, хотя ребенок в этом не отходит от позиций эгоцентризма — центром обобщения является он сам. Активно использует ментальные термины, в том числе больше названий психических процессов (представление, воображение), отвлеченных понятий (мысли, душа). Хотя все это свойственно далеко не всем детям, достигшим 5 лет.

Для всех пятилетних детей свойство репрезентаций изменяться является очевидным.

Именно в 5 лет большинство детей не просто верно могут предсказать поведение, обусловленное ошибочным мнением, но и адекватно объяснить его, что может свидетельствовать о понимании истинных причин поведения.

5 лет — это тот возраст, когда многие из неясных представлений осознаются. Так, характерным для возраста становится понимание связи ощущений с органами чувств. В этом возрасте дети способны понять, какую именно информацию каким органом чувств можно получить. Об этом свидетельствуют адекватно аргументированные ответы, которые появляются именно в 5 лет. Тогда как четырехлетки затруднялись в вербализации своих представлений о процессе ощущений.

Понимание того, что названия предметов не даны в ощущениях свойственно уже большему количеству детей, нежели в 4 года. Кроме того, появляются ответы, в которых дети признают это по отношению к одним названиям (названия предметов) и не признают по отношению к другим (названия цветов — синий, красный и т. д.). Возможно, это подготовка к следующему возрастному этапу, когда понимание того, что названия предметов и их свойств нельзя узнать из ощущений становится характерным для возраста (в 6 лет). А на шестом году жизни детям еще трудно абстрагироваться от своего личного опыта при решении данной задачи.

Представления о психике у детей 6−7 лет.

В 6 лет дети способны различать материальный объект и его психическую репрезентацию, осознавая недоступность последней для органов чувств, а также ее субъективность. Суждения о психическом в 6 лет могут достигать уровня понятий. Неразличение двух сущностей практически не характерно для шестилеток.

Предсказывая поведение, шестилетки редко ошибаются. Кроме того, большинству из них понятно, что внутреннее состояние индивида становиться причиной его поведения, а не предметы и ситуации непосредственно.

По сравнению с успехами пятилеток в постижении процесса ощущений, шестилетки отличились тем, что начали осознавать кисти рук как орган осязания. Также в 6 лет дети достигают наибольшего успеха, в дошкольном детстве, в понимании того, какую именно информацию можно получить (по степени понимания) с помощью зрения, слуха, осязания.

К 6 годам тот факт, что из ощущений не следует название предметов, осознается большинством детей. При этом для ребенка 6 лет очевидно, что названия предметов ребенок узнает из опыта, в результате общения со взрослыми. Интересным является факт, что в выборке шестилеток были ответы, отражающие понимание субъективного характера ощущений. Хотя эта способность не характеризует возраст, очевидно, что некоторым детям уже в 6 лет это доступно.

Вероятно, что имплицитные знания, полученные на ранних этапах развития, начинают осознаваться к началу школьного обучения. Но на данном возрастном этапе этот процесс только начинается, и будет продолжаться вплоть до конца подросткового возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.H. Становление образа себя у детей первых 3-х лет жизни. // Вопросы психологии, 1996,№ 4.- с. 5 — 14
  2. Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии, 1997,№ 4.-с. 3−14
  3. Н. Н., Раку И. И. Становление образа себя у детей первых 2-х лет жизни. // Развитие психики ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Сборник научных трудов. М.:1990.-с.52−59
  4. И. П. Уровень развития способности к установлению закономерности у детей 6−7 лет. // Вопросы психологии, 1989, № 2.-с.62−67.
  5. Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография. / Избранные труды, т. 2. М.: Языки русской культуры, 1995.
  6. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  7. А. А. Общение и развитие психики. М., 1986.
  8. А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  9. А. А. Личность и общение. М., 1995.
  10. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  11. Е. А., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование в процессах формирования и развития. // Вопросы психологии, 1994, № 4.-с. 2712. Бурминская Г. В., Раку Ж. П. «Речь для себя» в дошкольномвозрасте. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1989, № 1.
  12. И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. дисс.. н., М., 1990.
  13. А. А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии, 1958, № 2.
  14. Л. А. О месте дошкольного детства в умственном развитии ребенка.// Возрастная и педагогическая психология./ Материалы Всесоюзного семинара-совещания, Пермь, 1974.-е. 34−66.
  15. Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга. // Вопросы психологии, 1989, № 2.-с.20−27.
  16. Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.Автореф. дисс. .канд. психол. н., М., 1977.
  17. Л. С. Мышление и речь./ Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 2, с. 5 361
  18. Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982, т. 6, с. 5 90
  19. Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка.» / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 1, с. 196 209
  20. Л. С. Исторический смысл психологического кризиса." / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 1, с. 291 -436
  21. Л. С. История развития высших психических функций. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 3, с. 5 328
  22. Л. С. Проблема сознания. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982., т. 1, с. 156 167
  23. Л. С. Сознание как проблема психологии поведения. / Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982, т. 1, с. 78 98
  24. Л. Н. Проблемы развития детского интеллекта: теория, эксперимент, практика. // Вопросы психологии, 1997, № 5. с. 136−141
  25. О. В. Развитие языка эмоций.(по материалам зарубежных исследований.) // Вопросы психологии, 1995, № 2. -с. 137 -150
  26. Т.В., Комогорцева .Временной аспект образа себя у старших дошкольников.// Вопросы психологии, 1995,№ 2.- с. 47 59
  27. Ю.Н. Проективные представления у детей -начальный этап становления познавательной рефлексии.Автореф.дисс.. канд. психол. н., Л., 1975
  28. В. Особенности осознания величины предмета детьми дошкольного возраста. Автореф. дисс. .канд. психол. н., Киев., 1960.
  29. Г. Психология развития. С.-Пб.: Питер, 2000.
  30. А.Ч. Особенности осознания своего опыта дошкольниками. Автореф. дисс.. канд. психол. н., М., 1991.
  31. М. И., Сильвестру А. И. Развитие самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  32. А. Н. Возникновение сознания человека. / Проблемы развития психики. М., 1981. -с.272.
  33. А. Н. К теории развития психики ребенка. / Проблемы развития психики. М., 1981. -с. 509.
  34. А. А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. с. 356
  35. А. А. Некоторые особенности взаимоотношения слова и наглядности в формировании представлений у ребенка дошкольника // Вопросы психологии, 1956, № 1.
  36. К.В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.(7-й год жизни), Киев. 1974.
  37. А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. // Вопросы психологии, 1992, № 1, 2. с 129 — 138
  38. М. Секретный мир ребенка. М., 1997.
  39. А. В. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии, 1995, № 2.с 5 — 19
  40. Р.В. Психологические особенности осознания младшими дошкольниками своего поведения. Автореф. дисс. .канд. психол. н., Ровно, 1990.
  41. О.Г. Имплицитные теории интеллекта студентов педагогического университета. Дисс. .канд. психол. н., С.-Пб., 1998.
  42. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  43. . Экспериментальная психология. М., 1966.
  44. . Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное. // Вопросы психологии, 1996, № 6. с 125 — 132
  45. Развитие личности ребенка (под ред. А. М. Фонарева).-М.:Прогресс, 1987.
  46. И. И. Развитие образа себя в раннем детстве. Автореф. дисс. .канд. психол.н., М., 1992.
  47. Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги. // Вопросы психологии, 1960, № 5.- с. 3 7.
  48. Л. И. Психологические особенности познания других людей детьми. Автореф. дис. .канд. психол. н.М.:1990.
  49. С. Л. Бытие и сознание. / Избранные философско-психологические труды. М., 1991.
  50. С. Л. Основы общей психологии. С.-Пб., 1998.
  51. Е.А. Особенности представлений 5−10-летних одуше. // Вопросы психологии, 1995, № 3.- с. 21 28
  52. О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л. С. Выготский о природе эгоцентрической речи. // Психологический журнал, 1989, № 1, т. 10 с. 116
  53. Ф. А. Тимошенко Е. П. Особенности самосознания детей раннего и дошкольного возраста в различных условиях общения. // Развитие психики ребенка в общнии со взрослыми и сверстниками. Сборник научных трудов. М.: 1990. с. 52 -59.
  54. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии, 1986,№ 6.- с-14−22.
  55. В. И. Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте. Автореф. дис. канд. психол. н. М.:1976.
  56. В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дисс. док. психол. н. М.: 1994.
  57. В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте.// Вопросы психологии, 1990,№ 3.-с.З-7.
  58. В. И., Исаев Е. И. Психология человека.М.:Школа-пресс, 1995.
  59. Е. О. Соотношение представлений о себе и о других у дошкольников. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. / АПН СССР, № 2(2) 1989.-с.66−70.
  60. Р. А. Когнитивная психология.-М.:Тривола, 1996.
  61. А. П. Понятия «образа мира» и некоторыепроблеммы онтогенеза сознания. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1987, № 3.-с.
  62. Е. В. Восприятие дошкольниками необычных явлений. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1984, № 1. -с.
  63. Е. В. Ребенок объясняет мир. М., 1986.
  64. Е. В. Как рождается личность. М.:Знание, 1978.
  65. Е. В. Онтогенез сознания и основы рациональности Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1989, № 1.-с.
  66. Е. В. Представления дошкольников о некоторых свойствах пространства и времени. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1990, № 1.-с.
  67. Е. В. Представления дошкольников о перманентности объекта: вербальное и реальное поведение. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1988, № З.-с.
  68. Е. В. Представления ребенка о соотношении телесных и психических явлений. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1985, № 2.-с.38−50.
  69. Е. В. Развитие у детей представлений о причинности. // Вопросы психологии, 1989,№ 3.-с.3−12.
  70. Е. В. Развитие у ребенка представлений о стабильном объекте. // Вопросы психологии, 1987, № 6.-с.139
  71. Е. В. Некоторые особенности представлений ребенка о психике человека. // Вопросы психологии, 1986, № 5.-с
  72. Е. В. Суждения ребенка о существовании. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1986, № 4.-с.
  73. Е.П. Психическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. дисс.. канд. психол. н., М., 1990.
  74. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. (По материалам зарубежных экспериментов.)1. Л.:ЛГУ, 1980.
  75. П. Существует ли специфически детское вербальное мышление? // Вопросы психологии, 1981, № 5.-с
  76. Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М., 1996.
  77. Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.М, 1967
  78. Г. Экспериментальная психология дошкольника.М., Л. 1930.
  79. Н. И. Сеченов М. И. Психофизиологическая теория умственного развития. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1991, № 4.-с53−64.
  80. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток. // Вопросы психологии, 1989, № 2. С.
  81. Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960
  82. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989
  83. А., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия. // Вестник МГУ, сер. 14,(Психология), 1993, № 2.-с.62
  84. С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников.// Вопросы психологии, 1989, № 6. С
  85. Astington J. W" Gopnik A. Knowing you’ve changed your mind: Children’s understanding of representational change./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
  86. Feldman C. F. Early forms of thought about thoughts: Some simple linguistic expressions of mental state. ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
  87. Johnson C. N. Theory of mind and the structure of conscious experience/ ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
  88. Leslie A. M. Some implications of pretense for mechanisms underlying the child’s theory of mind. ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988.
  89. Perner J. Developing semantics for theory of mind: From propositional attitudes to mental representation. ./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
  90. Piaget J. The child’s conception of the world.-New York, Harcourt Brace, 1929.
  91. Piaget J. The child’s conception of physical causality. London: Hagan Paul, 1930.
  92. Piaget J. The moral judgement of the child.- New York, Harcourt Brace, 1932.
  93. Piaget J. Play, dream and imitation childhood.- New York, Norton, 1951.
  94. Piaget J. The construction of reality in the child.- New York, Basic Books, 1954.
  95. Poulin-Dubois D. and Shultz. T. R. The development of the understanding of human behavior: From agency to intentionaliti. / Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
  96. Taylor M. The development of children’s understanding of the seeing-knowing distinction. / Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
  97. Wellman H. M. First steps in the child’s theorizing about the mind./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
  98. Wellman H. M. The child’s theory of mind. A Bradford Book. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts. London, England, 1990
  99. Wimmer H., Hogrefe J., Sodian B. A second stage in children’s conception of mental life: Understanding informational acctsses as origins of knowledge and belief. / Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
  100. Yaniv I., Shatz M. Children’s understanding of perceptibility./ Developing theories of mind. Cambridge University Press, 1988
Заполнить форму текущей работой