Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические аспекты формирования и распределения природной ренты: на примере нефтегазового комплекса России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Анализ рентных отношений в настоящий момент времени приобретает все большую популярность среди ученых-экономистов и политиков. Количество публикаций по данной проблеме значительно увеличилось за последние 5 лет. Категория ренты рассматривается экономистами с XVII века по настоящее время. В своей работе мы опираемся на теоретические концепции природной ренты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы рентных отношений в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Теория рентных отношений и основные этапы ее развития
    • 1. 2. Виды ренты, источники ее происхождения и условия формирования
    • 1. 3. Рентные отношения в системе социально-экономических интересов 37−49 и отношений собственности в России
    • 1. 4. Институциональные механизмы создания и присвоения природной 49−63 ренты. Рентоориентированное поведение и его формы
  • Глава 2. Рентные отношения в нефтегазовом комплексе России
    • 2. 1. Особенности и проблемы развития нефтегазового комплекса в 64−80 экономике России
    • 2. 2. Механизм формирования рентных доходов в нефтегазовом 80−89 комплексе РФ
    • 2. 3. Диффузия ренты и ее особенности в нефтегазовом комплексе России
    • 2. 4. Методы спецификации природной ренты и экономически 95−104 обоснованное определение масштабов рентных доходов в нефтегазовом комплексе России
  • Глава 3. Регулирование рентных отношений в нефтегазовом комплексе России
    • 3. 1. Зарубежный опыт регулирования рентных отношений и 104−113 возможности его использования в российской экономике
    • 3. 2. Рационализация отношений собственности в нефтегазовом 113−123 комплексе России
    • 3. 3. Повышение эффективности нефтегазового комплекса с ориентацией 123−134 на инновационное развитие отрасли как способ управления рентным потенциалом российской экономики
    • 3. 4. Совершенствование механизмов изъятия, распределения и 134−148 перераспределения природной ренты в нефтегазовом комплексе России

Теоретические аспекты формирования и распределения природной ренты: на примере нефтегазового комплекса России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и значимость темы исследования. Отличительной чертой современной российской экономики является ее ярко выраженная ориентация на эксплуатацию минерально-сырьевых и других природных ресурсов.

Сегодня на долю топливно-энергетического комплекса (ТЭК) приходится более половины всего экспорта и около 20% ВВП. Россия является мировым лидером по запасам нефти и газа на душу населения. В настоящее время нефтегазовый комплекс (НТК) обеспечивает 4/5 производства энергоресурсов и выполняет функции главного источника налоговых поступлений. Благодаря ему формируется более 40% доходов федерального бюджета, 20% доходов консолидированного бюджета, более 40% валютных поступлений от экспорта, 12% промышленного производства России, при этом в нем занято 3% работоспособного населения страны'. В связи с нарастающим энергопотреблением во всем мире природная рента, возникающая в нефтегазовом секторе экономики, имеет наибольший удельный вес в совокупных рентных доходах добывающих государств. По мнению Д.С. Львова", национальный доход России в настоящее время на 5% формируется за счет труда, на 10−12% - за счет предпринимательского дохода, а более 2/3 его объема составляет рента. Рентный потенциал российского нефтегазового комплекса Глазьевым С. Ю. оценивается в 2 млрд долл.3, Минфином России — в 3—4 млрд долл.4.

В России в период плановой экономики не было необходимости выделения рентной составляющей в чистых доходах предприятий, поскольку ими полностью распоряжалось государство. Природные ресурсы фактически не получали стоимостной оценки, цены продукции, производимой на их основе, были занижены, и общество получало выгоду непосредственно, а прибыль расходовалась в основном на воспроизводство минерально.

1 Гурвич Е. Т. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса / Е. Т. Гурвич // Внешнеэкономический бюллетень. -2005. — № 8. — С. 56.

2 Львов Д. С. Вернуть народу ренту. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004. с. -28.

3 Глазьев С. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.glazev.ru.

4 Сайт Министерства финансов РФ, www.minfin.ru. сырьевой базы. В связи с переходом к рыночной экономике возникли новые отношения собственности по поводу распределения и присвоения природных ресурсов. Однако из-за длительного кризисного состояния экономики наибольшее внимание органов государственной власти и российских ученых-экономистов уделялось проблемам финансовой стабилизации, и проблематика рентных отношений отходила на второй план.

В условиях размытости институциональной среды механизм формирования природной ренты стал непрозрачным, права собственности на природные ресурсы — неопределенными, что создало возможность присвоения рентных доходов владельцам капитала. Место институционального вакуума заняла система неэффективных институтов рентных отношений.

Поскольку роль природных ресурсов в развитии экономики бесспорно существенна, проблемы формирования, изъятия и распределения природной ренты, возникающей в нефтегазовом секторе экономики России, имеют огромное значение для экономического развития страны и повышения уровня благосостояния общества. Решение этих вопросов требует формирования и поддержания системы эффективных, с точки зрения общества, государства и отрасли, институтов функционирования нефтегазового комплекса Российской Федерации.

Все это обуславливает актуальность проблемы рентных отношений в нефтегазовом комплексе.

Степень разработанности проблемы. Анализ рентных отношений в настоящий момент времени приобретает все большую популярность среди ученых-экономистов и политиков. Количество публикаций по данной проблеме значительно увеличилось за последние 5 лет. Категория ренты рассматривается экономистами с XVII века по настоящее время. В своей работе мы опираемся на теоретические концепции природной ренты, изложенные в трудах У. Пети, Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, К. Маркса, А. Маршалла, О. Бем-Баверка, Л. Вальраса. Применение институциональной методологии к исследованию природной ренты 4 основано на работах Э. Крюгер, Г. Таллока, Б. Бьюкенена, Р. Толлисона. Многообразие видов ренты в российской экономике, современные подходы к ее изъятию и распределению исследовались учеными: Ю. В. Яковцом, Д. С. Львовым, Ю. В. Разовским, H.H. Лукьянчиковым. Особенностям функционирования и формирования доходов в нефтегазовом секторе российской экономики уделялось внимание в статьях С. А. Кипельмана, С. Андрюшина, В. Крюкова, Е. Моргунова, Д. Пузикова и других авторов. Между тем, четкого механизма формирования рентных доходов, выделения составляющих природной ренты в нефтегазовом комплексе нами не обнаружено. Мало внимания уделяется проблеме «растворения» рентных доходов в других доходах и расходах компаний, а существующие подходы к спецификации природной ренты не учитывают этого явления. Требует обоснования эффективный механизм изъятия природной ренты и её распределения, а также механизм перераспределения рентных доходов, основанный на управлении предпочтениями.

Объектом исследования являются рентные отношения в нефтегазовом секторе в современной российской экономике. Рентные отношения — это часть производственных отношений, куда включаются отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Предметом исследования являются составляющие элементы природной ренты, механизмы их образования и способы распределения в сфере невозобновляемых природных ресурсов в современной российской экономике.

Цели и задачи диссертационной работы.

Основной целью исследования является разработка новых теоретико-методологических подходов к формированию и распределению природной ренты, выработка на их основе рекомендаций по повышению эффективности нефтегазового комплекса в современной российской экономике.

Для достижения данной цели исследования были поставлены следующие задачи:

— представить эволюцию подходов различных экономических школ к проблеме рентных отношений в процессе развития экономических отношений в обществе;

— с использованием институционального подхода (теории прав собственности, теории поиска ренты, теории общественного выбора) исследовать особенности институциональной среды в нефтегазовом комплексе и ее влияние на формирование и распределение рентных доходов в российской экономике;

— выявить составляющие рентных доходов в нефтегазовом комплексе РФ, и их динамику в период рыночных преобразований;

— исследовать процесс рассеивания рентных доходов («диффузии ренты») в нефтегазовом комплексе;

— на основе совершенствования существующих подходов предложить авторский метод спецификации природной ренты в нефтегазовом комплексе;

— исследовать альтернативные механизмы изъятия и распределения природной ренты, оценить их положительные и отрицательные стороны;

— предложить рекомендации по повышению эффективности НТК и оптимальному использованию рентных доходов, с учетом ориентации на инновационное развитие отрасли и национальной экономики в целом.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения современной экономической теории, научные труды ведущих отечественных, зарубежных ученых и специалистов в области рентных отношений. Методологической основой исследования стали общефилософские методы (научное абстрагирование, эмпирический метод, анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия), графическое и математическое моделирование, системный и функциональный анализ, основные инструменты и приемы неоклассического и институционального направления экономической мысли. Правовые основы рентных отношений изучались на базе Конституции, кодексов, нормативных документов Государственной Думы, Федерального собрания, Правительства и 6 министерств Российской Федерации. Источником официальной статистической информации явились сайты Правительства РФ, Минфина РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ.

Диссертационная работа выполнена согласно Паспорту специальности 08.00.01 — «Экономическая теория» (п. п. 1.4, 4.4).

Новизна результатов диссертационного исследования заключается в выявлении механизмов формирования и распределения природной ренты в современной российской экономике в сфере нефтегазового комплекса, в положениях по повышению эффективности регулирования рентных отношений.

В диссертации получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

1. Представлена эволюция научных теорий ренты и рентных отношений в процессе развития социально-экономических отношений и системы прав собственности, а также противоречивого взаимодействия групп интересов (общества и государства, чиновников и бизнеса, Центра и регионов, настоящего и будущих поколений). Выделены формы и виды ренты, определены ее свойства.

2. Выявлена система блокирующих неэффективных институтов, возникших в результате неполноты прав собственности, несовершенства институционального механизма и размытости институциональной среды в нефтегазовом комплексе. Во внешних взаимодействиях эти институты способствуют формированию политической ренты, а во внутренних взаимодействиях — инсайдерской ренты.

3. Определены структурные составляющие природной ренты (естественная, технологическая, ценовая, валютная и институциональная), оценено их динамическое влияние на процесс формирования совокупного рентного дохода в нефтегазовом комплексе РФ.

4. Введено понятие «диффузия ренты» для описания процесса «растворения» рентных доходов в других составляющих, выявлены сущность и содержание этого явления, механизмы его возникновения в нефтегазовом комплексе и последствия для экономики страны.

5. Предложен новый метод спецификации природной ренты, основанный на определении экономически обоснованных факторных доходов и исключении влияния Х-неэффективности на затраты в нефтегазовом комплексе России, с помощью этого метода осуществлены ретроспективные расчеты рентного дохода в НТК России.

6. Обосновано, что наиболее эффективными механизмами изъятия и распределения природной ренты являются механизм налогового откупа, с использованием института оценки и определения рентных доходов с учетом конъюнктурного коэффициента, а также налогово-бюджетный механизм дифференцированных рентных платежей.

7. Выявлены составляющие эффективности НТК на стадиях производства, распределения, обмена и потребления рентных доходов с ориентацией на инновационное развитие отрасли, предложены приоритетные направления распределения и перераспределения природной ренты в российской экономике.

Теоретическое и практическое значение результатов диссертационного исследования.

1. Систематизированные определения категории ренты различных экономических школ обогащают теоретико-методологическую базу экономической теории.

2. Выявленные противоречия рентных отношений в системе социально-экономических отношений и отношений собственности указывают на недостатки институциональной среды российской экономики, что может послужить отправной точкой для совершенствования государственного регулирования экономики.

3. Детальное рассмотрение рентоориентированного поведения позволяет увидеть причины снижения эффективности отраслей, обладающих ограниченными ресурсами, функционирующих в условиях ограниченной конкуренции.

4. Проведенный анализ зарубежного опыта регулирования рентных отношений и предложенные на базе этого рекомендации для России позволят при их применении повысить благосостояние граждан страны.

5. Положения по рационализации издержек производства призваны увеличить доходы не только государства, но и самих добывающих предприятий.

6. Дифференцированный подход к различным по экономической характеристике месторождениям позволит увеличить налоговые поступления, а также стимулировать производителей к рациональному использованию ограниченных ресурсов.

7. Основные положения работы могут быть использованы в преподавании экономических дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования докладывались автором на международных научно-практических конференциях: «Проблемы и пути развития современных экономических систем» (24−25 марта, 2005 г., г. Н.Новгород, ННГУ), «Развитие финансовой системы России на современном этапе» (19−20 апреля, 2006 г., г. Н.Новгород, ННГУ), «Организационно-экономические проблемы бизнеса» (24−25 января, 2008 г., г. Н.Новгород, ННГУ). Отдельные положения работы предложены на XI-й Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) (г.Н.Новгород, 2006 г.);

Объем и структура работы. Диссертация содержит 180 страниц текста, состоит из введения, трех глав, заключения, 14 приложений. В списке использованной литературы 124 наименования.

Заключение

.

Подведем итоги исследования, обобщим основные положения работы, сделаем выводы, представим рекомендации.

В работе рассмотрена эволюция теории рентных отношений от истоков ее образования до настоящего времени. Показано, как в ходе исторического процесса менялось мировоззрение ученых-экономистов, которое не могло не отразиться на понимании категории рента. Исторический фон меняется, и каждое новое определение становится продуктом своего времени, однако, жесткое ядро научной теории остается неизменным, а видоизменяется лишь защитная оболочка. Так и рассматриваемая нами категория в процессе развития обогащалась новыми дополнениями с учетом изменения институциональной среды.

Масштабность исследований в области рентных отношений обусловлена многообразием форм и видов ренты. В работе описаны причины возникновения и существования ренты, источники ее формирования в разных сферах ее образования. Везде, где ресурс ограничен, имеет место быть рентному доходу. Будь то горная рента, лесная, туристическая, технологическая или какая-либо другая, возникла она по причине монополизации ограниченного ресурса.

Рентные отношения являются частью системы социально-экономических отношений и отношений собственности, возникающие при этом противоречия отражают разнонаправленность интересов субъектов разного уровня: общества и государства, чиновников и бизнес-структур, регионов и центра, настоящего и будущих поколений. Для управления этими интересами необходимо формирование эффективных прав собственности на природные ресурсы и институциональной среды в минерально-сырьевой отрасли России.

Особую роль в рентных отношениях играет политическая рента, возникающая во внешних взаимодействиях компаний с государством, и инсайдерская рента, возникающая благодаря созданию институтов внутри компаний. Само существование такого источника перераспределения и.

14у растрачивания рентных доходов свидетельствует о недостатках государственного регулирования и о еще не сформировавшейся институциональной среде в современной России.

Анализ рентных отношений, механизмов формирования и распределения природной ренты проводился на примере нефтегазового сектора экономики, поскольку именно он играет ключевую роль в формировании рентных доходов в современной России. Было бы целесообразно, используя опыт зарубежных стран, направить часть сверхдоходов от нефтедобычи в связанные, инфраструктурные отрасли и инновационные сферы экономики, которые могли бы стать в будущем локомотивом интенсивного экономического роста. В то же время существуют объективные ограничения для использования этих доходов в решении проблем российской экономики: 1) невысокое отношение добычи на душу населения к внутренним потребностям экономики, по сравнению с этим показателем в других добывающих странах, 2) нерациональное хозяйствование в силу унаследованной модели развития («зависимость от предшествующего пути») и несовершенств регулирования («эффект снятия сливок»), 3) недостаточный объем инвестиций при высокой степени износа основных фондов нефтегазового комплекса. Существуют внутренние проблемы нефтегазового комплекса, требующие инвестиций в его развитие.

Определение структуры природной ренты в нефтегазовом секторе экономики, а именно выявление ее составляющих, позволило нам сконструировать целостный механизм ее формирования. Выявлены естественная, технологическая, ценовая, валютная и институциональная составляющая природной ренты. Анализ их совместной динамики вписывается в циклы развития российской экономики и свидетельствует о ее высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоресурсов.

Поскольку в российской экономике рента как доход самостоятельно не выделяется, важной проблемой упорядочивания рентных отношений является спецификаг^ия ренты — определение ее стоимостной величины, обоснование масштабов рентных доходов. На основе критического.

150 осмысления существующих подходов к спецификации ренты нами разработан новый подход, в основе которого лежит следующая принципиальная схема расчета. Экономически обоснованная рента = валовой доход (ТЯ) — материальные издержки (скорректированные на X-неэффективность) — среднеотраслевая заработная плата в промышленности х коэффициент условий труда — средняя нормальная прибыль в промышленности х коэффициент конкурентности отрасли.

Спецификация ренты усложняется вследствие явления «диффузии ренты» — растворения ренты в других доходах и даже расходах нефтегазодобывающих компаний. Несовершенство институциональной среды привело к появлению разнообразных механизмов «диффузии ренты»: механизма «затратных структур», механизма «трансфертного ценообразования», зарплатного механизма, механизма социальных расходов и механизма перекрестного субсидирования.

Совершенствование отношений собственности и институциональной среды функционирования нефтегазового комплекса должно быть направлено на устранение Х-неэффективности в производстве, распределении, обмене и потреблении ренты. На основе выявленных составляющих природной ренты предложен метод, предполагающий эффективное и справедливое распределение рентных доходов между членами общества: естественная часть ренты должна принадлежать государству, технологическаяинвестору, ценовая и валютная — распределяться между государством и отраслью, а институциональная (политическая и инсайдерская) должны быть в максимальной степени устранены.

Создание институциональной среды предполагает выработку наиболее эффективных механизмов изъятия, распределения и перераспределения природной ренты. Из существующих механизмов изъятия природной ренты (государственное предпринимательство, поддержание низких цен на природные ресурсы, соглашения о разделе продукции, арендные отношения и налогово-бюджетный механизм) наиболее прозрачным, легко институционализируемым и наименее затратным является налоговобюджетный механизм, основанный на дифференциации рентных платежей с учетом технико-экономических показателей месторождений и исторических различий в их освоении. Дифференцированный подход к месторождениям позволит выровнять уровни рентабельности как внутри энергетического комплекса, так и сгладить расхождения по этому показателю с другими отраслями, а также стимулирует производителей к рациональному использованию ограниченных ресурсов. Также в качестве приемлемой альтернативы может быть предложен механизм, основанный на налоговом откупе, с дополнением его институтом оценки месторождений и коррективы на конъюнктурный коэффициент.

С помощью налогового стимулирования государство должно обеспечить разработку трудноизвлекаемых запасов, повысить заинтересованность недропользователя во вложении собственных средств в воспроизводство минерально-сырьевой базы. Также необходимо принять меры по обеспечению контроля за эффективной разработкой месторождений.

Эффективный механизм перераспределения рентных доходов предполагает, что они должны быть направлены, с одной стороны, на развитие нефтегазового сектора, с другой стороны, обеспечивать решение трех государственных целей: стабилизационной, социальной и резервной. Предложенными нами направлениями эффективного использования природной ренты являются: инвестиции в НТК, увеличение геологоразведочных работ, разработка новых источников энергии, осуществление природоохранной деятельности, развитие инфраструктуры страны и отрасли, развитие высокотехнологических отраслей, поддержка социальной сферы. В каждый конкретный момент приоритетные цели могут меняться, с учетом текущего состояния российской экономики.

Создание целостной системы механизмов извлечения природной ренты и справедливой системы ее распределения позволит государству увеличить эффективность институтов, повысить благосостояние населения и существенно сократить социальное расслоение общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. -М.: Юрист, 1997. ст. 72, ч. 1, п. «в», ст. 9, ч. 2
  3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г., 17 мая, 5 июля, 30 октября 2007 г.)
  4. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.)
  5. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992.
  6. А.Г. Ресурсы нефти и газа России на рубеже веков (экономические и эколого-экономические аспекты) / А. Г. Ахатов, A.A. Ильинский. М: «Недра», 1998.
  7. Е. Эволюция коммерческой банковской деятельности в России и ее влияние на корпоративное управление / Е. Белянова, И. Розинский // Корпоративное управление в переходных экономиках. Под ред. М. Аоки и X. Кима. СПб, 1997. — С. 240.
  8. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  9. С.Н. Экономика природопользования. М.: ТЕИС, 1997. — 216 с.
  10. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронный ресурс.
  11. Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. М.: Дело и Сервис, 2006, с. 41, с. 137−138, с. 144.
  12. Бьюкенен Джеймс. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1./ Фонд экономической инициативы / Под ред. Нуреева P.M. и др. М., «Таурус Альфа», 1997.
  13. И.Варнавский В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России / В. Варнавсский // МЭМО. 2004. — № 5. — с 74.
  14. Ведомости. 2006. 15 авт.- 29 дек. Коммерсантъ. 2007. 26 янв.
  15. Е. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа) / Е. Галицкий, М. Левин // Вопросы экономики. 2007. — № 1.
  16. С. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glazev.ru
  17. А. Газпром сегодня и завтра / А. Гриценко // Бизнес. 2000. -№ 5−6. — С.48.
  18. Е.Т. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса / Е. Т. Гурвич // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 8. — С. 56.
  19. С. Свобода прессы, мотивация чиновников и «ресурсное проклятие»: теория и эмпирический анализ / С. Гуриев, Г. Егоров, К. Сонин // Вопросы экономики. — 2007. № 4.
  20. С. Экономика «ресурсного проклятия» / С. Гуриев, К. Сонин // Вопросы экономики. — 2008. № 4.
  21. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». — 2003. -С. 352.
  22. P.C. Инвестиционное поведение российских корпораций в условиях инсайдерского контроля / P.C. Дзарасов, Д. В. Новоженов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 5.
  23. С.С. Рентные отношения в добыче нефти. — М.: Недра-Бизнесцентр. 2006. — с.168.
  24. Ю.А. Проект «Половина России». Сентябрь 2005, с. 15−17.25.3аостровцев А. П. Г. Таллок и Р. Толлисон о поиске ренты / А. П. Заостровцев // Семинар молодых экономистов. 1997. — Вып. 3 (декабрь), — С. 70.
  25. A.C. Современное состояние мирового и российского нефтегазового комплекса / A.C. Иванов, В. М. Копылов // Внешнеэкономический бюллетень. — 2005. -№ 11. С. 38−51, С. 39.
  26. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: Инфра-М, 2003. 661 с.
  27. A.A. Возможные направления совершенствования переработки нефти в России / A.A. Калинин, A.A. Калинин // Проблемы прогнозирования. 2008. — № 1.
  28. С. Кто присваивает горную ренту? / С. Киммельман, В. Санько // НГ- Политэкономия. — 2000. — 1 февр. С. 13.
  29. С. Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России / С. Кипельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. 2006. — № 4. -С.59.
  30. С. Сырьевая составляющая региональной экономики России / С. Кимельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. 2007. -№ 6.
  31. С. Экономика рентных отношений в условиях современной России / С. Кипельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. — 2005. -№ 2. С. 92.
  32. Зб.Кирдина С. Т. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000. С. 23.
  33. Кларк Джон Бейтс. Распределение богатства. Глава XIII. Продукты труда и капитала, измеряемые формулой ренты. М.: Экономика, 1992, с. 213.
  34. Д.А. К развитию индустрии туризма в России: механизм образования и распределения туристической ренты // Проблемы современной экономики. 2004. — № 4 (12). электронный ресурс. Режим flocTyna: http://www.m-economy.ru/number.php3?bnumber=12#365.
  35. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. -М., 2002.-336 с.
  36. А. Издержки в мировой нефтедобыче / А. Конопляник, М. Белова // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 6. — С. 62−64.
  37. А.Г. Особенности нефтяной ренты в России / А. Г. Коржу баев // ЭКО. 2004. — № 10. — С. 26.
  38. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД. — 1993. — С. 89.
  39. Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2005. с. 750.
  40. В. Анализ развития системы недропользования в России / В. Крюков // Вопросы экономики. 2006. — № 1. — С.86, С. 95.
  41. С.М. Методы разработки экономических условий соглашения о разделе продукции для нефтегазовых проектов / С. М. Лавлинский // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 1. — с. 102
  42. .И. «Газ страны советов». М: «Недра», 1989.
  43. H.H. Природная рента и охрана окружающей среды. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с. 84 -88- с. — 91−95.
  44. Д.С. Вернуть народу ренту. М.: Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, 2004. с. — 39.
  45. Д.С. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). М. Экономика, 1999.
  46. K.P. Экономикс: принципы, проблема и политика / K.P. Макконнелл, С. Л. Брю -М.: ИНФРА-М, 1998. с. 637.
  47. М.Ю. Теория поиска ренты и российская действительность / М. Ю. Малкина // Сборник научных трудов «Повышение благосостояния населения России: проблемы и пути решения». -Н.Новгород: Изд-во ННГУ. 2004. — С. 39.
  48. К. Капитал. Книга III: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. — М.: Политиздат, 1970. с. 703, с. 812, с. 852.
  49. A.C. Закон о недрах должен быть полезным и стране, и району / А. Матвеев // РФ сегодня. 2006. — № 3. — с.4
  50. С.М. Анатомия российского капитализма. М.: Междунар. отношения, 2004. — С. 205−213.
  51. B.C. Может ли России стать нефтяным раем? / B.C. Милов // Pro et Contra. 2006. — № 2−3(32). — С. 10.
  52. Дж. С. Автобиография. СПб., 1874.
  53. Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. T.II. М.: Прогресс, 1980.
  54. Мир в цифрах 2007. Карманный справочник / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. — с. 185.
  55. Е. Институционализация горной ренты в нефтегазовом секторе России / Е. Моргунов // Вопросы экономики. 2005. — № 2. — с. 94- с. 96- с.ЮЗ.
  56. Налоги и сборы за пользование природными ресурсами / под ред. В. В. Семенихина. -М.: Эксмо, 2006. с. 163.
  57. Научно-технический прогресс и экономика: Учеб. Пособие / И. В. Снегирев, И. И. Веретенникова, А.И. Сергеев- Под ред. И. В. Сергеева. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с. 17.
  58. A.C. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России на период до 2030 года / A.C. Некрасов, Ю. В. Синяк // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 4.
  59. Нефть и газ. //Эксперт. 2003. — № 36(391). — 29 сентября.
  60. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М: Фонд экономической книги «Начала», 1997. —С. 17.
  61. P.M. Теория общественного выбора / P.M. Нуреев. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — с.379, с. 380, с. 383.
  62. Основы экономической науки / А. Маршалл- предисл. Дж.М.Кейнс- пер. с англ. В. И. Бомкина, В. Т. Рысина, Р. И. Столпера. М.: Эксмо, 2007. — 832 с.
  63. Отчет о развитии ООО «Волготрансгаз» за 2003 год // Данные получены на ООО «Волготрансгаз».
  64. У. Трактат о налогах и сборах. В 2-х т. / Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т.1, с.31−32.
  65. Политическая экономия: Словарь / Под ред. М. И. Волкова и др. М.: Политиздат, 1983.-е. 126.
  66. JI. Экономическая эффективность и присвоение ренты: анализ спонтанной приватизации // Экономика и математические методы. 1996. — № 2. — С. 7.
  67. В. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика / В. Полтерович, В. Попов, А. Тонис // Вопросы экономики. -2007. № 6. — с.4.
  68. . В.М. Трансплантация экономических институтов. // Экономическая наука современной России, № 3, 2001, сс. 24−50.
  69. Д.В. К вопросу о современном взгляде на теорию ренты // Экономические науки. Серия Методология и теория экономики, № 9, 2004, с. 32.
  70. Ю.В. Сверхприбыль недр / Ю. В. Разовский. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. с. 97, с. — 178, с. — 183, 224 С.
  71. Д. Организационно-экономические проблемы повышения нефтеотдачи на месторождениях России // Вопросы экономики, № 8, 2007, с. 123.
  72. Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Соч.Т.1. М.: Госкомлитиздат, 1955
  73. . Политико-экономические вопросы преобразования отношений собственности в Восточной Европе // Корпоративное управление в переходных экономиках. Под ред. М. Аоки и X. Кима. СПб, 1997, с. 85, с.96
  74. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006. — с.500.
  75. Е.В. Анализ влияния фактора природных ресурсов на уровень экономического развития регионов России / Е. В. Рюмина, A.M. Аникина // Проблемы прогнозирования. — 2007. № 5.
  76. Е.В. Экологическая версия предназначения природной ренты / Е. В. Рюмина // Экономическая наука современной России. 2001. -№ 2.-С. 12.
  77. Н.Е. Финансовый капитал и его становление в России. -Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. С. 39.
  78. П.Э., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Изд-во БИНОМ, 1997, с. 187.
  79. А. С. Инсайдерский контроль как фактор спадфляции // Тезисы конференции «Теория и практика экономических реформ». Часть 2. СПб. 1997.
  80. Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты (поучительный опыт американского штата Аляска) // Российский экономический журнал, № 1, 2004, с. 36.
  81. Г. Рента в классической теории // Природно-ресурсные ведомости. № 13, октябрь 1999 г.
  82. Ю.А. Плата за недра. // СПб.: Наука, — 1998 г., — 168 с.
  83. И., Мухарлямова Н., Сутормин С. Больше — не значит эффективней: итоги разработки нефтяных месторождений ХМАО в 2004 г. // Нефть России, № 4, 2005, с. 54−57.
  84. Топливно-энергетический комплекс России. Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — С. 16.
  85. Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М.: Издательство «Экономика», 2000, с. 76.
  86. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1998, с. 331.
  87. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992. — с. 29
  88. А. К. Западноэкономические теории и переход от социализма к рыночной экономике. Перспективы общественного выбора // Экономика и математические методы, № 4, 1996, с. 84.
  89. П.А. По принципу «отобрать и поделить» / П. А. Цветов // РФ сегодня. 2003. — № 21. — с.2
  90. В.В. О «революционной ситуации» в российской нефтепереработке / В. В. Шмат // ЭКО. 2008. — № 2. — с. 23−44.
  91. Т. Экономическое поведение и институты. — М.: ДЕЛО, 2001.-С. 297.
  92. Новости РБК, oT31.01.2008.-www.rbc.ru.
  93. J. М. Economics and Institutions. A Manifesto for Modern Institutional Economics. Philadelphia, 1988. P. 10.
  94. Krueger Anne O. The Political Economy of the Rent-Seeking Society // American Economic Review. 1974. № 64. P. 291.
Заполнить форму текущей работой