Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные аспекты выбора системы управления и структура фирмы

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствует условиям решения проблем. Во второй половине XX века число новых задач, обусловленных изменениями обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению исходя из опыта… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Сущность, виды и система управления
  • 2. Выбор системы управления для фирмы
  • 3. Понятие фирмы и виды организационной структуры
  • 3. Аспекты выбора структуры фирмы
  • Список литературы

Основные аспекты выбора системы управления и структура фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Сущность, виды и система управления

В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

субъект управления направляет объекту управления импульсы взаимодействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления;

объект управления получает данные импульсы и действует с учетом сложившейся ситуации (рис. 1).

Рис. 1. Управляющая и управляемая подсистемы системы управления

Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие объектами управления. Коммерческий директор организации организует работу коммерческих подразделений организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные подразделения объекты управления.

Существует значительное количество видов управления. В таблице 1 приведены противостоящие по противоположным качествам виды управления.

Таблица 1

Видовая классификация управления

Признак классификации Виды управления

Источник управленческого воздействия Централизованное, децентрализованное

Адаптивность (приспособлямость) Адаптивное, консервативное

Временной фактор Стратегическое, тактическое

Расположение субъекта управления по отношению к объекту Внешнее, внутреннее

Подготовленность управленческого персонала Любительское, профессиональное

Способ выработки управленческого решения Коллегиальное, единоначальное

Стиль управления Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное

Тип управленческих взаимосвязей Субординационное, координационное

Отношение к субъекту управления или восприятие воздействия Принудительное, доверительное

Качество управления Дилетантское, качественное

Системность управления Несистемное, системное

Используемые в управлении знания Научное (теоретическое), эмпирическое (практическое)

Уровень управления Государственное, региональное, муниципальное и т. д.

Направленность управления Горизонтальное, вертикальное

Эффективность управления Эффективное, неэффективное

Жесткость (мягкость) управления Жесткое, мягкое

Автоматизация управления Автоматизированное, неавтоматизированное

Формализация управления Формализованное, неформализованное

Персонификация управления Персонифицированное, неперсонифицированное

Компетентность управления Компетентное, некомпетентное

Управленческие взаимодействия Непосредственное, опосредованное

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Система это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

коммуникационные каналы;

набор методов, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Принципами построения системы управления являются:

соответствие целям организации;

сопряженность функций и полномочий;

ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;

допущение неформальных связей;

обеспечение эффективного контроля;

гибкость и адаптивность.

Система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным и интенсивным .

Система управления обладает соответствующей структурой, т. е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые целостные свойства, которые называются эмерджентными .

Системы управления можно подразделить на два типа: с жестко регламентированным управлением на основе заданий и с мягким управлением с помощью целей, сроков, лимитов расходования ресурсов.

2. Выбор системы управления для фирмы

Определяющими для фирмы при выборе системы управления являются два фактора: императивы внешней среды и уровень притязаний, установки управляющих. Если фирма рассчитывает обеспечивать оптимальную рентабельность при имеющемся у нее наборе видов деятельности и в рамках принятых ею стратегий конкуренции, то ей как минимум необходимо выбрать для себя систему, соответствующую тому уровню нестабильности, который она считает вероятным для данной совокупности видов деятельности в будущем.

При выборе систем, соответствующих задачам фирмы, первый шаг состоит в том, чтобы, пользуясь таблицей 2 и не считаясь с датами, проставленными в верхней ее части, найти те характерные черты, которые в ближайшие 5−7 лет будут определяющими для окружения фирмы.

В таблице 2 общая характеристика исторической эволюции условий деятельности фирм разбита на четыре части по следующим признакам:

1. факторы товарных рынков;

2. географические факторы;

3. внутрифирменные условия;

4. внешние общественно-политические условия.

Из таблицы можно вывести ряд важных заключений:

1. Во второй половине XX века число новых задач, обусловленных изменениями обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не подлежат решению исходя из опыта, полученного в первой половине века.

2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок рыночной экономики приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

Таблица 2

Историческая ретроспектива изменений условий предпринимательской деятельности

Характер изменений 1900 1930 1950 1970 1990

Производственно-рыночные факторы Спрос на предметы первой необходимости Дифференцированный спрос Нестабиль-ность технологий Стратегические неожиданности

Насыщение спроса для отраслей первого поколения Потеря контроля над внешней средой фирмы

Развитие международ-ных рынков Воздействие общества и политических сил на рыночное поведение фирмы

Развитие государст-венных рынков Ограничения роста

Ограниченность ресурсов

Рынки индустрии досуга Фактор рынков социалистических стран

Развитие отраслей на базе новых технологий Фактор рынков развивающихся стран

Географические факторы Национальное государство Развитые страны + Социалистические страны и страны третьего мира

Увеличение разрыва между нагрузками на системы управления и их возможностями

Внутрифирменная среда Производственные критерии эффективности Рыночные критерии эффективности +

Честный труд за справедливую плату Повышение содержатель-ности труда Изменения в характере труда

Участие в принятии стратегических решений

Участие в принятии текущих решений

Авторитарное управление Управление путем достижения согласия + Управление на основе власти в влияния

3. Сложность и новизна создают возрастающую нагрузку на высшее звено управляющих, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствует условиям решения проблем.

4. Новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темп их появления повышают вероятность стратегических неожиданностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой