Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бюджетное устройство

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
  • 2. Бюджетные права в Российской Федерации
  • 3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам
  • Заключение
  • Список литературы

Бюджетное устройство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди финансовых методов, с помощью которых государство обычно воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.

Бюджетная система главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система Российской Федерации основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Для лучшего понимания вопросов бюджетного устройства рассмотрим государственное устройство Российской Федерации. По Конституции Россия является федеративным государством, объединяющим 89 субъектов. Субъекты представлены республиками, краями, областями, городами федерального подчинения Москва и Санкт-Петербург, автономными округами и одной автономной областью.

В соответствии с федеративным устройством государственная власть в России представлена двумя уровнями: федеральным и уровнем субъектов Российской Федерации.

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатли как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Для более четкого представления бюджетной системы необходимо изучить бюджетной устройство что обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.

В связи с этим целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— теоретическое изучение звеньев бюджетной системы.

— исследование принципов построения бюджетной системы, бюджетных прав Правительства РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

— характеристика взаимоотношения звеньев бюджетной системы на примере Федерального бюджета России, региональных и местных бюджетов с приведением сравнительной характеристики взаимоотношений звеньев бюджетной системы в РФ и развитых зарубежных стран.

При исследовании мы использовали традиционный формально-статистический метод, элементы методов анализа и синтеза.

Источником послужил разнообразный монографический материал, данные периодической печати, Интернет-ресурсы.

1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы.

Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Поскольку воздействие государства на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма заключается прежде всего в том, что государственная власть должна создать основные элементы правовой и социально-экономической среды для свободных и самостоятельных граждан, а затем в этой среде — учить, лечить и защищать их, то централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти определенного набора услуг населению.

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

1) возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

2) связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.

Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

И хотя такое понимание бюджетных отношений политиками все еще остается задачей на будущее, это не означает, что уже сегодня нет необходимости в правильной теоретической трактовке и проработке российской бюджетной системы, адекватной современным рыночным отношениям и реалиям нашей экономики.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686−1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были разделены на две части — гражданские (цивильные) и военные.

В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в пере-распределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30−40% его величины.

В табл. 1.1. показана доля налоговых доходов (в % от ВВП); расширенного бюджета в некоторых странах Европейского союза. Приведенные показатели свидетельствуют, что доля государственных доходов довольно значительна и в большинстве стран она постоянно увеличивается.

Таблица 1.1.

Налоговые доходы расширенного бюджета в некоторых странах Европейского союза (% ВВП).

Страна 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Германия 37,8 36,8 36,2.

Франция 45,2 45,0 44,2.

Италия 41,9 42,0 41,1.

Великобритания 37,2 37,3 35,9.

Испания 35,2 35,2 35,6.

Португалия 34,3 33,5 34,0.

Швеция 54,0 51,4 50,6.

Европейский союз 41,4 41,0 40,5.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80−90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов. Финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным шагом по направлению к модернизации государственных финансов и демократизации финансовых отношеий стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. В том же направлении были осуществлены переход к налогам как главному способу обеспечения Доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т. п.

Разумеется, российская демократия еще слишком далека от идеальной, и сегодня в России бюджет не отражает в полной мере коллективные предпочтения, и на практике бюджетный процесс осуществляется под давлением и воздействием со стороны групп, представляющих различные слои общества (как правило, не самые многочисленные) и их интересы. Хотя перестройка бюджетной системы под влиянием политических и экономических преобразований уже началась, бюджет еще не может выполнять свои функции, присущие ему в современной рыночной экономике, и пока не стал инструментом обеспечения ответственности государства перед населением. Тем не менее сегодня российский бюджет — это не тот бухгалтерский баланс «главного денежного фонда страны, каким он был в недавнем прошлом, когда его содержание полностью определялось показателями плана, бюджетные статьи для каждой отрасли экономики соответствовали разделам плана экономического развития и распределение средств осуществлялось плановыми органами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой