Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направления, организационно-экономические проблемы и механизмы функционирования и развития социальной инфраструктуры региона: По материалам Ивановской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По результатам SWOT-анализа внешней и внутренней среды ЖКХ Ивановской области нами были получены перечни возможностей и угроз, перечни проблем и потенциально сильных сторон ЖКХ, были определены корневые проблемы, выявлены главные параметры внешней и внутренней среды. Характеристики наиболее значимых сильных и слабых сторон, были сопоставлены с приоритетными возможностями и угрозами внешней среды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
    • 1. 1. Состав, место и роль социальной инфраструктуры в социально-экономической системе региона. Жилищно-коммунальная сфера как важнейшая составляющая социальной инфраструктуры региона
    • 1. 2. Рынок жилищно-коммунальных услуг как локальный рынок
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
    • 2. 1. Организационно-экономические проблемы rit социальной инфраструктуры Ивановской области
    • 2. 2. Тенденции функционирования и развития социальной инфраструктуры на примере жилищно-коммунальной сферы Ивановской области
    • 2. 3. SWOT-анализ жилищно-коммунальной сферы Ивановской области и принципиальные пути решения проблем
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА ф
    • 3. 1. Трансформация отношений собственности и использование государственно-частного партнерства по договорам концессии в сфере социальной инфраструктуры региона
    • 3. 2. Роль тарифной политики в социальной инфраструктуре, ее совершенствование в жилищно-коммунальной сфере региона

Направления, организационно-экономические проблемы и механизмы функционирования и развития социальной инфраструктуры региона: По материалам Ивановской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование и развитие отраслей инфраструктуры и, прежде всего, жилищно-коммунальной сферы является важнейшим направлением социально-экономических преобразований в современной России. Комплекс инфраструктуры охватывает все многообразие сторон жизнедеятельности населения и жизнеобеспечения производства региона.

Процессы реформирования данного комплекса протекают особенно тяжело, так как для проведения преобразований требуется длительное время и значительные ресурсы. Инфраструктура наиболее трудно адаптируется к условиям рыночной экономики. Это связано с ее особенностями: комплексным характером, социальной значимостью, системой финансирования и др.

Низкая эффективность функционирования инфраструктуры в регионах России привела к ухудшению качества услуг — повышению износа и аварийности инженерных систем, снижению надежности и безопасности предоставляемых услуг, ухудшению их потребительских свойств. Вместе с тем, предприятия инфраструктуры региона относятся к числу важнейших объектов управления и планирования, так как от результатов их деятельности в первую очередь зависят возможности развития региона, привлечение инвестиций и качество жизни населения.

Одной из наиболее сложных систем социальной инфраструктуры является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), развитие и реформирование которого в современных условиях характеризуется глубокими противоречиями. Не до конца проработаны механизмы развития рыночных отношений, не ясны новые формы государственного регулирования в данной сфере. Все это требует теоретического обобщения и конкретных методических разработок.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты исследуемой проблемы рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых. Проблемы экономики, организации и управления на предприятиях ЖКХ, а также совершенствования хозяйственного механизма в ЖКХ и связанные с этим вопросы повышения качества жилищно-коммунального обслуживания исследовались в работах: B.C. Боголюбова, М. В. Глазырина, Е. В. Егорова, Д. М. Жукова, Г. Н. Закинчак, Г. Ф. Кузнецовой, О. Т. Лебедева, М. Н. Межевич, Ю. С. Попкова, А. С. Садыкова, Ю. Ф. Симионова, Ф.Г. Таги-Заде, А. И. Файнберга, B.C. Чека-лина, J1.H. Чернышева, В. З. Черняк, Д. А. Ярошевского и др.

Проблемам теории и практики совершенствования функционирования жилищной сферы посвящены труды и работы В. В. Бузырева, В. Б. Зотова, А.С. Пуза-нова, Э. Саваса, Р. Салливан, Л. Г. Селютиной, Р. Страйка, А. В. Талонова и др.

Роль и место инфраструктуры в общественном воспроизводстве исследовались в работах В. А. Жамина, В. В. Кокорева, В. П. Красавского, Т.А. Семенко-вой, Б. Н. Хомелянского. Важным моментом их исследований является рассмотрение функций инфраструктуры, влияющих на качество жизни населения.

Заметный вклад в создание научных основ управления регионом внесли такие ученые и специалисты как Н. Т. Агафонов, В. И. Бутов, А. Г. Воронов, Г. В. Гутман, Н. И. Дорогов, В. Г. Игнатов, Р. А. Исляев, А.Е. Koiyr, В. Е. Рохчин и др.

Наличие определенных результатов исследований не исключает необходимости дальнейшего развития теоретических и методических положений в сфере функционирования и развития социального комплекса региона, необходимости обобщения практического опыта.

На наш взгляд, степень разработки проблем функционирования и развития социальной инфраструктуры региона в современных условиях является недостаточной. Все это обусловило актуальность дальнейших исследований в выбранном направлении с учетом специфики сложившейся практики хозяйствования и высокой социальной значимости проблемы.

Целью диссертационного исследования является выявление основных проблем развития социальной инфраструктуры региона и, в особенности, жилищно-коммунальной сферы, выработка научно-практических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности ее функционирования.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

• исследовать состав, место и роль социальной инфраструктуры в социально-экономической системе региона;

• выявить специфику функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) как локального рынка и определить подходы к его государственному регулированию;

• провести технико-экономический анализ состояния социальной инфраструктуры Ивановской области и выявить основные проблемы ее функционирования в современных условиях;

• выработать практические рекомендации, адресованные предприятиям социальной инфраструктуры региона и органам государственного и муниципального управления, обеспечивающие повышение эффективности функционирования социальной инфраструктуры региона;

• обосновать применение государственно-частного партнерства по договорам концессии как экономической формы функционирования объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающей повышение эффективности хозяйствования указанных объектов;

• выработать рекомендации по повышению обоснованности тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере.

Объектом исследования является социальная инфраструктура региона, включающая ЖКХ, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь, санаторно-курортное обслуживание и отдых, социальное обеспечение и общественное содержание населения и др. Кроме того, особое внимание в работе уделено анализу состояния жилищно-коммунальной сферы как одной из наиболее сложных систем социальной инфраструктуры.

Предметом исследования являются связи, отношения, проблемы и механизмы, возникающие по поводу функционирования и развития социальной инфраструктуры региона, которые развертываются и конкретизируются применительно к ЖКХ.

Методологическую основу исследования составили принцип системности, обращения к практике как критерию истины. Принцип системности позволяет представить социальную инфраструктуру региона как систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих функционирование и развитие регионального хозяйства и жизнедеятельности населения. Для решения задач, поставленных в работе, применялись абстрактно-логический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, социологический методы.

В процессе диссертационного исследования были обобщены теоретико-концептуальные разработки зарубежных и отечественных авторов по исследуемой проблематике. Системность исследования достигается на основе сочетания теоретического обобщения и эмпирического анализа изучаемых экономических процессов.

Информационной базой исследования послужили законодательные, нормативные акты, инструктивные и методические положения Правительства РФ, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, администраций городов Ивановской области, а также статистические данные Госкомстата России, Ивановского областного комитета государственной статистики, городских отделов статистики, опубликованные в статистических сборниках и специализированной статистической литературе, информация периодической печати и электронных средств массовой информации, экономическая информация, собранная автором на предприятиях и в организациях социальной инфраструктуры.

Научная новизна диссертационного исследования. В ходе исследования лично автором получены следующие результаты, характеризующиеся признаками новизны:

1. Уточнены понятие и состав инфраструктуры региона и предложена классификация отраслей инфраструктуры с учетом характера выполняемых функций в региональном хозяйстве. Особенностью предлагаемой классификации является выделение в ней трех групп: производственной, институциональной и социальной инфраструктур. Особенностью социальной инфраструктуры является то, что входящие в ее состав отрасли функционируют в общенациональных масштабах как единая система и одновременно их деятельность характеризуется четко выраженной локальностью.

2. Выявлены особенности ЖКХ как важнейшей и одной из наиболее сложных систем социальной инфраструктуры. К ним следует отнести: 1) высокую социальную значимость- 2) тесную взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей жилищно-коммунальной сферы между собой и с другими сферами деятельности на данной территории- 3) взаимосвязь производства и потребления услуг в составе отраслей жилищно-коммунальной инфраструктуры- 4) особый характер хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы — однородность продукции, трудность образования запасов, отсутствие незавершенной продукции, высокая доля вспомогательных материалов и энергии в составе издержек при производстве продукции и др.- 5) высокий удельный вес государственной и муниципальной собственности- 6) наличие естественных локальных монополий.

3. Выделены основные особенности рынка жилищно-коммунальных услуг, наиболее полно отражающие его отличия от рынка товаров, как-то, территориальная сегментациязависимость от территориального характера расселения населениянеопределенность результата деятельности по оказанию услугспецифика процесса оказания услугивысокая скорость оборота капиталавысокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктурылокальный характерсубъективная оценка качества ЖКУ. Предложен подход к анализу рынка ЖКУ с позиции концепции равновесия экономических интересов и ответственности участников рынка производителей и потребителей этих услуг.

4. Обосновано положение о необходимости сегментирования рынка ЖКУ в целях более эффективного его государственного регулирования. Определена совокупность признаков сегментирования рынка ЖКУ, включающая, вопервых, со стороны потребителей сегменты с различным уровнем доходов населенияво-вторых, со стороны производителей услуг — сегменты, различающиеся по форме собственностипо организационно-правовой формепо характеру оказываемых услугпо характеру результатов деятельностипо времени оказания и потребления услугпо структуре оказываемых услугпо возможностям создания конкурентной средыв зависимости от характера формирования доходов и поступления средствв зависимости от выполняемых функций.

5. Проведен SWOT-анализ жилищно-коммунальной сферы Ивановской области, позволивший систематизировать основные проблемы исследуемого комплекса и разработать матрицу решений в системе ЖКХ региона.

6. Всесторонне обосновано применение концессии как эффективной формы хозяйствования в сфере жилищно-коммунальной инфраструктуры. Показаны условия, при которых целесообразно использовать концессионные соглашения, а также условия, когда необходимо отказаться от них. Разработано методическое обеспечение, необходимое для внедрения концессии в хозяйственную практику, включающее схему функциональных взаимодействий между участниками концессионных отношенийбазовые принципы заключения договора концессиимодели организационно-экономического механизма реализации концессионного соглашения. Предложены три варианта организационно-экономического механизма реализации концессии в зависимости от способа передачи основных средств: 1) передача инвестору основных средств государственных предприятий- 2) создание совместного эксплуатационного предприятия- 3) новое строительство элемента инфраструктуры региона.

7. Предложены меры по совершенствованию государственной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере на основе перехода к дифференцированным тарифам и формирования системы целевого регулирования деятельности предприятий ЖКХ. На наш взгляд, дифференциация тарифов, во-первых, обеспечит выбор того или иного ассортимента и объема ЖКУво-вторых, будет основываться на различиях в уровнях доходов населения. Исходя из этого, мы приводим дополнительную аргументацию в пользу следующей дифференциации тарифов: 1) стандартный объем платных услуг- 2) услуги по жилищному комфорту- 3) элитные услуги. Система целевого регулирования рассматривается как альтернатива традиционным нормативно-затратным методам тарифного регулирования. Целевое регулирование предполагает мониторинг совокупности показателей для каждого предприятия жилищно-коммунальной сферы региона.

Практическая значимость работы определяется тем, что основные положения и рекомендации могут быть использованы при управлении предприятиями социальной инфраструктуры региона, особенно предприятиями жилищно-коммунальной сферы в целях обеспечения эффективности функционирования и развития данного комплекса.

Полученные автором выводы способствуют повышению эффективности регулирования деятельности субъектов социальной инфраструктуры со стороны государственных и муниципальных органов.

Теоретическая ценность работы заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут быть применены научными работниками, занимающимися исследованиями социальной инфраструктуры, преподавателями экономических дисциплин, а также в системе государственного и муниципального управления при подготовке нормативных документов и принятии управленческих решений.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационной работы обсуждались на трех Международных и Всероссийской научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы народного хозяйства» (Иваново, ИИУ, 10 сентября 2001 г.) — «Актуальные проблемы народного хозяйства» (Иваново, ИИУ, 5 февраля 2002 г.) — «Политико-правовые аспекты экономической реформы» (Иваново, ИвГУ, 18 марта 2002 г.) — «Актуальные проблемы социально-экономического развития Ивановской области» (Иваново, МИУ, 18−19 марта 2003 г.) — на семинаре «ЖКХ Ивановской области: проблемы и пути их решения» (Иваново, ИГТА, 12 апреля 2005 г.). Отдельные предложения и разработки использовались при чтении курсов «Экономика отрасли (городское хозяйство)», «Социально-экономическая политика муниципального образования», «Стратегическое управление в городском хозяйстве» в Ивановской государственной архитектурно-строительной академии.

Прикладные результаты исследования и рекомендации, направленные на развитие социальной инфраструктуры, приняты к использованию Управлением жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, а также ЗАО «Ивановская Тепловая Блок-Станция».

Структура работы. Характер вопросов, решаемых в диссертационном исследовании, обусловили его структуру и логику. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных теоретических исследований и обобщений, а также выполненных конкретных разработок по исследуемой проблеме представляется целесообразным сделать следующие краткие выводы и рекомендации:

Установлено, что отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры включает: 1. Оказание услуг населению (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь). 2. Выполнение распределения и обмена материальных благ (торговля, кредитование, страхование). 3. Охрана здоровья населения (здравоохранение, санаторно-курортное обслуживание и отдых, социальное обеспечение и общественное содержание населения). 4. Духовная сфера (наука, образование, искусство, религия).

Социальная инфраструктура имеет территориальную структуру: 1) государственный (федеральный) уровень- 2) региональный уровень- 3) местный (муниципальный) уровень.

Выявлено, что объективно существуют территориально-отраслевые системы социальной инфраструктуры. Эти системы характеризуются территориальным единством разнофункциональных объектов обслуживания населения, создающих для него наиболее благоприятные условия удовлетворения материальных и духовных потребностей, представляющие собой рациональное сочетание отраслевых сетей обслуживания населенных пунктов.

В диссертационном исследовании под социальной инфраструктурой региона понимается социально-экономическая система региона, состоящая из территориально-отраслевого комплекса, обеспечивающая потребности населения и территории в ресурсах, продукции, работах, услугах, имеющих общественную значимость и необходимых для ее функционирования, воспроизводства и развития в целях повышения качества жизни населения, а также участвующая в рекреации человеческого потенциала. Из данного определения следуют две важнейшие особенности социальной инфраструктуры: 1. Инфраструктура, как правило, предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких отраслях, т. е. она носит межотраслевой характер (такими элементами инфраструктуры являются: транспорт, энергетические системы, связь, информационные сети и др.). Отсюда следует, что инфраструктура выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государством. 2. Инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим требуются специальные, часто не рыночные механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей. Тем самым определяется особая роль в развитии инфраструктуры межотраслевых органов власти: местных властей, органов власти регионов, государственных и международных организаций.

Особенностью социальной инфраструктуры является то, что входящие в ее состав отрасли функционируют в общенациональных масштабах как единая система и одновременно их деятельность характеризуется четко выраженной локальностью.

Установлено, что чем выше уровень развития социальной инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается качество жизни населения региона. И наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже качество жизни населения региона. Таким образом, возникает необходимость первоочередного развития социальной инфраструктуры региона, что особенно актуально в условиях депрессивного региона, каким и является Ивановская область.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой одну из наиболее сложных систем социальной инфраструктуры, за организацию которой в полной мере отвечают региональные власти. Жилищно-коммунальная сфера региона имеет ряд особенностей: 1) высокая социальная значимость- 2) тесная взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей жилищно-коммунальной инфраструктуры между собой и с другими сферами деятельности на данной территории- 3) взаимосвязь производства и потребления услуг в составе отраслей жилищно-коммунальной инфраструктуры- 4) особый характер хозяйственной деятельности предприятий жилищно-коммунальной инфраструктуры — однородность продукции, трудность образования запасов, отсутствие незавершенной продукции, высокая доля вспомогательных материалов и энергии в составе издержек при производстве продукции и др.- 5) высокий удельный вес государственной и муниципальной собственности- 6) наличие естественных локальных монополий.

Предметом изучения в работе стал процесс формирования рынка ЖКУ как локального рынка. Показано, что спрос на этом рынке определяется уровнем платежеспособности различных групп населения и размерами социальной помощи для малоимущих слоев. Предложение на данном рынке зависит от объема инвестиций в отрасли ЖКХ, степени конкуренции на этом рынке, количества предприятий-поставщиков ЖКУ, их производственной мощности, технического уровня.

Специфика рынка ЖКУ как локального рынка заключается в следующем: 1) рынок ЖКУ нельзя ограничивать рамками административно-территориального образования (областью), т.к. услуги теплоснабжения, эксплуатации жилого фонда имеют местный характер, а услуги энергетики, газоснабжения, водоснабжения могут выходить за рамки области- 2) рынок ЖКУ — неоднородный рынок, т.к. услуги электроэнергетики, газоснабжения имеют структурообразующий характер, а вывоз мусора, эксплуатация жилого фонда, теплоснабжение — местный.

Целесообразно анализ рынка ЖКУ проводить с точки зрения концепции равновесия экономических интересов и ответственности участников рынкапроизводителей и потребителей. Суть ее заключается в том, что интересы и ответственность взаимодействующих субъектов рынка ЖКУ должны уравновешиваться с помощью сферы взаимодействия спроса и предложения.

С точки зрения проблемы регулирования рынка ЖКУ важно сегментирование этого рынка по существенным признакам. Со стороны потребителей мы выделяем сегменты в зависимости от уровня доходов населения. Со стороны производителей ЖКУ рынок может быть сегментирован по форме собственности предприятий ЖКХпо их организационно-правовой формепо характеру оказываемых услугпо характеру результатов деятельностипо времени оказания и потребления услугпо структуре оказываемых услугпо возможностям создания конкурентной средыв зависимости от характера формирования доходов и поступления средствв зависимости от выполняемых функций.

По результатам SWOT-анализа внешней и внутренней среды ЖКХ Ивановской области нами были получены перечни возможностей и угроз, перечни проблем и потенциально сильных сторон ЖКХ, были определены корневые проблемы, выявлены главные параметры внешней и внутренней среды. Характеристики наиболее значимых сильных и слабых сторон, были сопоставлены с приоритетными возможностями и угрозами внешней среды. В результате получена матрица решений. В местах пересечения строк и столбцов сформулированы решения, направленные на устранения проблем в жилищно-коммунальной сфере Ивановской области: 1) использование силы на устранение внешних угроз- 2) использование возможностей внешней среды для укрепления слабых сторон системы- 3) использование уникального сочетания внешних возможностей и сильных сторон для преодоления опасных воздействий на систему внешних угроз при ее слабых сторонах. Таким образом, стратегически важным являются направления развития ЖКХ, ориентированные на формирование конкурентной среды в сочетании с переходом на адресную поддержку социально незащищенных клиентов ЖКХ, а также ужесточение договорных обязательств потребителей в части оплаты ЖКУ. При этом первостепенное внимание на формирующемся конкурентном рынке ЖКУ следует уделять технической политике, как в части энергосбережения, так и в отношении внедрения новых технологий.

Установлено, что экономический эффект для общества от концессий в сфере инфраструктуры состоит в том, что оно получает более качественные услуги и высокий уровень обслуживания при минимальных издержках из государственного (муниципального) бюджета. Именно в концессиях проявляются главные преимущества партнерских отношений государства и бизнеса. Государство перекладывает бремя несения расходов по строительству и содержанию своего имущества на частный сектор, решает острые социально-экономические проблемы развития, за которые несет ответственность перед обществом. Оно частично решает бюджетную проблему путем снятия нагрузки по финансированию государственных объектов и за счет поступления концессионных платежей. Возникающие риски потери управляемости объектами инфраструктуры, нарушения правил безопасности, несоблюдения природоохранных мероприятий и т. п. могут быть урегулированы институциональной средой, которая формируется при подготовке к передаче в концессию объектов государственной собственности, и системой законодательных мероприятий, предусмотренных в инвестиционных проектах и в концессионных соглашениях.

На наш взгляд, концессию следует трактовать как систему отношений, связывающих концедента и концессионера в течение всего срока действия концессии, включив в нее ограниченное право на распоряжение государственным имуществом.

Полагаем, что использование договора концессии имеет следующие основные преимущества: 1) сокращение бюджетных расходов на модернизацию объектов инфраструктуры региона- 2) создание элементов конкурентной среды предприятий инфраструктуры- 3) возможность передачи в концессию как всего предприятия в целом, так и отдельных объектов инфраструктуры региона, что позволяет расширить круг потенциальных инвесторов- 4) дополнительная занятость и стимулирование экономической активности в регионе- 5) переход современного высокотехнологичного оборудования после истечения срока договора в муниципальную собственность.

В работе предложены меры по совершенствованию государственной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере на основе перехода к дифференцированным тарифам и формирования системы целевого регулирования предприятий ЖКХ.

Система совершенствования тарифной политики должна основываться на следующих основных принципах: последовательности и прогнозируемо-сти изменения тарифов, что обеспечивает предсказуемость деятельности предприятий ЖКХ, повышает их инвестиционную привлекательность и снижает стоимость заемного капиталапрозрачности тарифов, что повысит доверие каждого потребителя и общества в целомцелевом характере регулирования, заключающемся в оптимизации множества целей, носящих отчасти противоречивый характер и отражающий различные интересы предприятий ЖКХ, городской администрации, потребителей коммунальных услуг, инвесторов.

На наш взгляд, дифференциация тарифов, во-первых, обеспечит выбор того или иного ассортимента и объема жилищно-коммунальных услугво-вторых, будет основываться на различиях в уровнях доходов населения. Исходя из этого, целесообразна следующая дифференциация тарифов: 1. Стандартный объем платных услуг, предусмотренных нормативами. 2. Услуги по жилищному комфорту. 3. Элитные услуги.

Система целевого регулирования рассматривается как альтернатива традиционным нормативно-затратным методам тарифного регулирования. Целевое регулирование предполагает мониторинг системы индикаторов для каждого предприятия жилищно-коммунальной сферы региона. В работе предложены следующие группы индикаторов: индикаторы качества, финансовые индикаторы, операционные индикаторы. В результате целевого регулирования цен и тарифов появляется возможность учитывать изменения во внешней и внутренней среде предприятия, объективно влияющие на величину издержек: инфляция, рост числа потребителей, строительство нового жилья и промышленных предприятий, внедрение ресурсосберегающих технологий и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. А. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг // ЖКХ. -. 2002. № 4. — Часть 2. — С.4.
  2. А. А. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг //
  3. ЖКХ. 2002. — № 5. — Часть 2. — С.5−8.
  4. В. В., Баранова Т. В., Райзберг Б. А. Аренда объектов государственной и муниципальной собственности. М.: 2001. — 356 с.
  5. В. А. Жилищно-коммунальное хозяйство России: состояние и перспективы // ЖКХ. 2004. -№ 11.- Часть 2. — С.9−27.
  6. О. Н. Бухгалтерский учет и налогообложение льгот и субсидий // ЖКХ. Часть 2. 2002, № 7. С.9−14.
  7. Е. Избавление от долгов // Коммунальный комплекс России.2004 № 4. — С.43−44.
  8. Е. М. Перспективы использования концессий в практике хозяйствования России. 2001. — № 9. — С. 12−18.
  9. Р. М., Закинчак Г. Н., Омельченко И. В., Татиевский П. Б. Совершенствование методологии управления развитием строительного комплекса и сферы услуг территории: программно-целевой аспект / ИГАСА. Иваново, 2003. — 232 с.
  10. Д. В., Лаптева Е. Г. Трансформация системы управления жилищным фондом // Вестник научно-промышленного общества. Москва, 2003. Вып. 6. С. 154−159.
  11. И. В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород, 1997. — 180 с. 1. Багринцева Е. Хуже монетизации? // Ивановская газета. 2005. — № 98 (27 мая). — С.2.
  12. Л. П., Кулижская Ж. С. Система тарифообразования в условиях перехода ЖКХ к рыночным отношениям // ЖКХ. 2002.- № 10. -Часть 1.-С.38.
  13. И. В. Управление муниципальными коммунальными системами по договору с собственником // ЖКХ. 2004. — № 6. — Часть 1. -С.34−38.
  14. JI. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник, 1978. М.: Наука, 1973. С.20−37.
  15. А. «Спасательный круг» от аварий // ЖКХ. 2002. — № 5. — С.2.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  17. В. И., Игнатов В. Г. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. Москва. Ростов н/Д, 2001. — 448 с.
  18. В. Г. Методологические вопросы становления концессионных отношений в России // Экономика строительства. 2002. — № 9. -С.5−12.
  19. М. Транспортная инфраструктура региона // Экономист. -2004. -№ 10. С.70−74.
  20. Гордеев-Гавриков В. К., Ермишина А. В. Двухкомпонентный тариф в водоканализационном хозяйстве // ЖКХ. 2004. — № 10. — Часть 1. -С.30−34.
  21. ГОСТ 50 646–94 «Услуги населению. Термины и определения».
  22. ГОСТ Р 51 617−2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. М.: Госстандарт России, 2000.
  23. Государственное и муниципальное управление: регионально-экономические детерминанты / Под ред. Р. И. Исляева. СПб.: СПбГИ-ЭУ, 2002. — 176 с.
  24. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г.
  25. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г.
  26. В. О состоянии жилищно-коммунального комплекса // Экономист. 2004. — № 7. — С.47−54.
  27. Н. Ю. Инфраструктура инновационной деятельности: Материалы третьей межвузовской научно-практической конференции. ИИУ. Иваново, 2002. — 176 с.
  28. Г. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы истатистика, 2002. 234 с.
  29. Е. В., Потапова М. В. Экономика жилищного хозяйства России: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2002. — 171 с.
  30. В. А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. -1977.-№ 2.-С. 13−20.
  31. YL 31. Жуков Д. М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства: Учеб. пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-96 с.
  32. Г. Н. Формирование экономико-организационного механизма регулирования инвестиционной деятельности в депрессивных регионах. Иваново, ИГАСА, 1999. — 310 с.
  33. Г. Н., Лаптева Е. Г. Анализ ЖКХ Ивановской области: Вестник научно-промышленного общества. Москва, 2003, выпуск 5. С. 89.
  34. Г. Н., Лаптева Е. Г. Ценообразование в жилищнокоммунальном хозяйстве: Учебное пособие / Иван.гос.архит.строит.акад.- Г. Н. Закинчак, Е. Г. Лаптева. Иваново, 2003. — 111 с.
  35. Г. Н., Лаптева Е. Г., Зайцева И. А. Стратегическое управлениев городском хозяйстве: Учебное пособие / Иван.гос.архит.-строит.акад. Иваново, 2003. — 130 с.
  36. Г. Н., Рясин В. И. Регулирование деятельности естественных монополистов / ИГАСА. Иваново. — 56 с. 1. А,
  37. Закон Ивановской области от 4 декабря 2000 г. 379−03 «О социальной направленности жилищной политики в Ивановской области».
  38. С. Г. Как управлять изменениями на предприятиях жилищно-коммунального комплекса (на примере государственных унитарныхпредприятий водоснабжения) // Менеджмент в России и за рубежом. 1.2004.-№ 1.-C.69.
  39. Ивановская область в 2002 году. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области. Иваново, 2003. — 422 с.
  40. Ивановская область в 2003 году. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, Иваново. 2004. 452 с.
  41. В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление): Учеб. пособие. Москва: «Теса», Ростов н/Д: «МарТ», 2000. — 416 с.
  42. Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом хозяйстве.-М., 1969.-125 с.
  43. Е. А. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. М., 2003. -192 с.
  44. В. И. Планирование развития ЖКХ. М.: Стройиздат, 1990. С. 15.
  45. У 46. Кесарева Н., Улюкаев А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: эволюция или революция // Вопросы экономики. 1997. -№ 9. — С.57.
  46. С. В. Монополия и локальная монополия как ее тип: история вопроса, методология, теория и практика. Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005.-285 с.
  47. Е. Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  48. В. Институциональна реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии // Вопросы экономики. 1998. — № 4. -С. 115−123.
  49. М. П. Инфраструктура регионов мира: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 347 с.
  50. В. В. Вопросы организации государственных концессий и их экономической безопасности // Экономика строительства. 2001. — № 4. — С.21−28.
  51. В. В. Некоторые концептуальные предложения к закону о государственных и муниципальных концессиях // Экономика строительстч.ва. 2001. — № 6. — С. 12−18.
  52. В.В. Государственные и муниципальные концессии в системе отношений собственности // Экономика строительства. 2004. — № 9. -С.30−37.
  53. Е. Г. Жилищно-коммунальное хозяйство Ивановской области: ^ проблемы и пути решения // Региональная экономика. 2005. — № 8.1. С. 58−61.
  54. Е. Г. К вопросу об особенностях услуг в жилищно-^ коммунальном хозяйстве / Ученые записки факультета экономики и
  55. V управления. Вып. 16 / ИГ АСА. Иваново, 2005. — С.82−89.
  56. Е. Г., Зайцева И. А. Особенности функционирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства г. Иваново // Информационная среда вуза: Материалы 11 Международной научно-технической конференции / ИГАСА. Иваново, 2004. — С.368−375.
  57. И. А. Проблемы функционирования и развития топливно-энергетического комплекса Ивановского региона: Материалы Международной научно-практической конференции. Архангельск: МИУ, 2003.-С. 178.
  58. О. Т. Управление качеством на предприятиях городского хозяйства: Учебное пособие. СПбГИЭУ, 2003. — 172 с.
  59. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.-272 с.
  60. Л. Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии / Науч. ред. О. П. Литовка. СПб.: Наука, 2004. 270 с.
  61. С. Трубы кровеносные артерии городов // ЖКХ. — 2003. -№ 8. -С. 14.
  62. А. С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1988. — 234 с.
  63. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестицион-^ ных проектов (вторая редакция): Официальное издание. М.: ЭкономиК ка, 2000.
  64. Н. Кто потребляет тот и платит // Ивановская газета. -2002.-№ 39 (2670). -С.6.
  65. МС ИСО 9004−2 «Общее руководство качеством и элементы системы качеств. Часть 2: Руководящие указания по услугам», 1991.
  66. На земле ивановской: прошлое и настоящее Ивановской области. -Иваново: Издательство «Новая ивановская газета». 246 с.
  67. Р. Т. Недвижимость: Энциклопедический словарь. Казань:
  68. Изд-во «Идеал-Пресс», 2005. 1136 с.
  69. Е. А. Управление социальными процессами. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1999. — 136 с.
  70. А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, 1993. — 186 с.
  71. А. С. Региональные рынки. М.: Инфра-М, 1999. — 236 с.
  72. А. С. Теория региональных рынков: Учебник. Ростов н/Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 448 с.
  73. О ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса РФ //
  74. ЖКХ. 2003. — № 12. — Часть 2. — С.3−11.
  75. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 2-е изд., испр. и доп. М., 1994. 936 с.
  76. И. В. Программно-целевое управление развитием инженерной инфраструктуры города: Дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук1. СПбГИЭА. СПб., 1999.
  77. Н. Сносить нельзя реконструировать // ЖКХ. — 2004. — № 7. -С.24−25.
  78. Подпрограмма «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жиj *лищного фонда» утверждена Постановлением РФ от 22.01.02 № 33 //
  79. ЖКХ. 2002.- № 4. — Часть 2. — С.48.
  80. Постановление Администрации Ивановской области от 11.02.2002 г. № 4-па «О порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Ивановской области».
  81. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 797 «О подпрограмме „Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ“» (с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 г. № 1355-р).
  82. Постановление Правительства РФ от 22.08.1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
  83. Постановление РФ от 17.02.2004 № 89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
  84. Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации».
  85. Проблемы финансирования ЖКХ и качества предоставляемых услуг // ЖКХ. 2003. Часть 2. — № 8. — С.3−8.
  86. . А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.-480 с.
  87. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Статистический сборник / Росстат. М., 2004. С. 852.
  88. Решение Ивановской городской думы от 27.04.2004 № 320 «О порядке регулирования тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и учреждений г. Иваново».
  89. И. А. Региональная экономика: Учеб. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 580 с.
  90. В. С. Самое слабое звено ЖКХ // ЖКХ. 2002. — № 12. — С.3−4.
  91. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник / Росстат. М., 2004. — 688 с.
  92. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993.
  93. Н. М. Совершенствование форм и методов финансовой поддержки субъектов РФ // Финансы и кредит. 2004. — № 24 (162). — С.7.
  94. П. И др. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // Российский экономический журнал. -2000.-№ 7.-С. 66−72.
  95. Ю.М. Управляющие компании в ЖКХ // ЖКХ. 2004. -№ 11.-Часть 1.-С.16.
  96. Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».
  97. Санитарные правила и нормы «Охрана поверхностных вод от загрязнения».
  98. М. Крупномасштабный инфраструктурный кризис // ЖКХ. 2004. — № 5. — С.9.
  99. Н. И. Концессии как инструмент активизации международных инвестиционных проектов в России // Экономика строительства.1. С! 2004. № 5. — С.33−44.
  100. Т. Инфраструктура и сфера услуг // Мировая экономика и международные отношения. 1971. — № 3. — С. 116−126.
  101. С. Б. Тарифное регулирование водоснабжения в странах СНГ // ЖКХ. 2003. — № 2. — Часть 1. — С.49.
  102. С.Б., Аскеров Э. Н. Анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг: эффект «отложения» инфляции // ЖКХ. 2004. — № 2. — Часть 1. -С.6.
  103. Система муниципального управления: Учеб. для вузов / Под ред. В. Б. ^ Зотова. СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.
  104. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник / Под ред. С. А. Валуева. Л.: Политехника, 1991. — 398 с.
  105. Социально-экономическое положение Ивановской области в 2003 году / Госкомстат РФ. Ивановский областной комитет государственной статистики. — 112 с.
  106. Стоимость жилищно-коммунальных услуг и уровень их оплаты насе-• лением в регионах РФ // ЖКХ. 2003. — № 12. — Часть 2.- С. 12−14.
  107. Стоимость жилищно-коммунальных услуг и уровень оплаты населением в регионах РФ // ЖКХ. 2004. — № 4. — Часть 2. — С.4−7.
  108. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи / В. Н. Волкова, В. А. Воронков, А. А. Денисов и др. М.: Радио и связь, 1983.-248 с.
  109. А. Н., Цветков В. Я. Методы и системы поддержки принятия решений. -М.: максПресс, 2001.
  110. К. Категории рыночная стоимость и рыночная цена в 3 томе «Капитала» К. Маркса // РЭЖ. 2004. — № 1. — С.66.
  111. А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  112. А. И. Стоимость жилищно-коммунальных услуг и уровень их оплаты населением в регионах РФ // ЖКХ. 2003. — № 9. -Часть 2.- С.6−9.
  113. Федеральный Закон от 17.07.99 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  114. Федеральный Закон от 24.12.92 г. № 4218−1-ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики».
  115. . Н. Экономический эффект социального планирования. Социально-экономическая инфраструктура в воспроизводственном процессе. М.: Мысль, 1980. — 164 с.
  116. В. С. Стратегическое управление в городском хозяйстве: Учеб.пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. — 135 с.
  117. JI. Н. Кризис экономики ЖКХ // ЖКХ. 2003. — Часть 1. -С.6.
  118. JI. Н. Ценовая и тарифная политика в ЖКХ. М.: Книжный мир, 1998. — 248 с.
  119. JI. Н. Экономические механизмы повышения качества жилых зданий // ЖКХ. 2004. — № 7. — Часть 1. — С.6.
  120. В. Р. Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг // ЖКХ. 2000. — № 3. — С.7.
  121. В. И. Теплоснабжение городов: каково оно сегодня? // ЖКХ. 2002. — № 8. — С.41.
  122. Экономика жилищно-коммунального хозяйства: Учебное пособие / Под ред. Ю. Ф. Симионова. Москва: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 208 с.
  123. Экономика Ивановской области: состояние, проблемы, развитие / Ред-колл. В. И. Тихонов и др. И. Издательство «Иваново-Вознесенск», 2002.
  124. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина. М.: ИН-ФРА-М, 2005. — 672 с.
  125. Maslow А. N. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Row, 1970.157
Заполнить форму текущей работой