Бюджетное регулирование: понятие, принципы, формы
В феврале 2008 года наблюдалось значительное увеличение как расходной, так и доходной частей федерального бюджета в сравнении с прошлогодними уровнями. Минэкономразвития России вновь предложило принять решение о существенном снижении базовой ставки НДС до уровня 12−13% с 2009 года с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС и компенсирующим повышением размеров ставок акцизов. Министерство… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Бюджет как государственный фонд денежных средств
- 1. 1. Понятие бюджета и его значение в государственном регулировании экономики
- 1. 2. Доходы и расходы как составные части бюджета
- Глава 2. Особенности бюджетного регулирования в РФ
- 2. 1. Бюджетное регулирование: понятие, принципы, формы
- 2. 2. Бюджетный механизм, его виды
- 2. 3. Особенности политики в РФ
- Заключение
- Список литературы
«Бюджетное регулирование понятие, принципы, формы» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что формирование механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, психологических и иных трудностей. На современном этапе реформирования бюджетной сферы требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий бюджетного процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.
Интересно отметить то, что в бюджетном законодательстве отсутствует определение «регулирование бюджетов», несмотря на то, что бюджетное регулирование имеет большое экономическое значение в распределении доходов между бюджетами.
Достоинством бюджетного регулирования в условиях демократичной политической системы является его открытость и гласность, невозможность для государства пренебречь общественным мнением и интересами всех участников бюджетного процесса.
В ходе мобилизации в бюджет денежных средств затрагиваются интересы большого числа субъектов, выступающих в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Заинтересованы в выгодном для них распределении и получатели бюджетных средств, которым определенная часть средств выделяется в порядке бюджетного регулирования.
Эффективность бюджетного регулирования во многом зависит от его правового и научно-методического обеспечения, учета зарубежного опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации стадий, успешности социально-экономического развития в целом, а также иых объективных и субъективных факторов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Горегляд В. П., Ковалева Т. М., Мамсуров Т. Д., Нестеренко Т. Г. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования бюджет.
Предмет исследования бюджетное регулирование.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть бюджетное регулирование понятие, принципы, формы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать бюджет как государственный фонд денежных средств;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о бюджетном регулировании, его принципах и формах;
3.Рассмотреть сущность и специфику бюджетного механизма;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Бюджет как государственный фонд денежных средств
1.1. Понятие бюджета и его значение в государственном регулировании экономики
Среди финансовых методов, с помощью которых государство может косвенно воздействовать на макроэкономические процессы, наиболее распространенными являются бюджетные рычаги.
Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов таким фондом и является бюджет .
Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Российской Федерации, государственный бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления .
Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти соответствующего набора услуг населению .
Государственные финансовые потребности, таким образом, должны пониматься (но пока, к сожалению, трактуются так далеко не всеми политиками) не как потребности чиновников государственного аппарата, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Бюджет сообщает людям с помощью языка цифр о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать граждане .
Через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств в следующих направлениях: перераспределение национального дохода через бюджет, вызванное наличием нерентабельных, но необходимых для государства отраслей (угледобыча, сельское хозяйство и т. п.), перераспределение средств между регионами, обусловленное различными климатическими условиями и специализацией регионов (особенно важно такое перераспределение в Российской Федерации), перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами.
Перераспределение средств между регионами может осуществляться следующими способами: в виде дотаций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, в виде субвенций, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому ицу на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия определенных целевых расходов, в виде субсидий, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, в виде трансфертов, т. е. бюджетных средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе с целью выравнивания душевого дохода населения.
Заметные различия в структуре отдельных статей расходов в государственных бюджетах разных стран объясняются различными направлениями государственной социально-экономической политики, проводимой этими странами .
1.2. Доходы и расходы как составные части бюджета
Доходы бюджетов это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней. Они формируются на налоговой и неналоговой основе и за счёт безвозмездных перечислений. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов, штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и другие принудительно изымаемые средства.
В зависимости от экономического содержания доходы бюджетов классифицируются на капитальные и текущие.
Капитальные доходы бюджетов это часть бюджетных доходов от продажи имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований (зданий, сооружений, оборудования, запасов стратегических материалов, неприкасаемых запасов для чрезвычайных ситуаций, стабилизационных запасов, земли, лесов и подземных запасов природных ресурсов).
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (28.04.2008). Издательство: ГроссМедиа, 2008. 224 с.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
- Артемов Н. М., Ячменев Г. Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов. Издательство: ЭЛИТ, 2008. 376 с.
- Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2007. 325 с.
- Гоствань О.Дж. Перспективы развития российской бюджетной системы // Проблемы прогнозирования, 2007.
- Ермилов, В. Г. Теоретические и практические аспекты государственных финансов / В. Г. Ермилов. //Финансы, 2004. № 5. 240 с.
- Карасева М.В. Понятие правовой политики и ее развитие в сфере финансов // Финансовое право. 2002. N 4. С. 4 — 8.
- Ковалева Т. М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. Издательство: КноРус, 2009. 128 с.
- Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. Н. И. Химичевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 337.
- Макарова С.Д. Бюджетная система России: состояние и перспективы. //Вестник ННГУ серия «Экономика и финансы» вып.1(2). ННГУ. Н. Новгород, 2005. С.50−58.
- Мамсуров Т. Д., Кесельбренер Л. Я. Бюджетный федерализм. Экономика и политика. Издательства: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. 384 с.
- Морозов А. А. Правовое регулирование бюджетных отношений в Российской Федерации. Издательства: ИВЭСЭП, Знание, 2007. 96 с.
- Нестеренко Т.Г. Организационные вопросы исполнения бюджета // Финансы, 2007. № 4.
- Орлова Н.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Издательство РИОР, 2004. 96 с.
- Петрова Е.А. Бюджетное регулирование в РФ // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. — Сб. мат. 6-й Межд. науч.-практ.конференции. — СПб.: Политехн. Ун-т, 2005
- Петрова Е.А. Направления развития методов бюджетного регулирования в РФ // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика. — Сб. мат. 7-й Межд. науч.-практ. конференции. — СПб.: Политехн. Ун-т, 2006.
- Родионова В.М. Современный этап реформирования бюджетной системы России //Вестник Финансовой академии, 2007. № 2.
- Российский статистический ежегодник. М., Логос, 2008. 52с.
- Сергиенко Я.В. Финансы и реальный сектор. Издательство: Финансы и статистика, 2007. 521 с.
- Соколов Ю. А., Дубова С. Е. Организация денежно-кредитного регулирования. Издательства: Флинта, МПСИ, 2008. 248 с.
- Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: Учеб.-метод. комплекс / Л. М. Тетерина; Минский институт управления. — Мн.: Изд-во МИУ, 2007. 216 с.
- Чуланова Г. Ю. Деньги, кредит, банки. Издательство: Знание, 2008. 64 с.
- Экономико-политическая ситуация в России // Институт экономики переходного периода. Март 2008 г. 78 с.
- Юровицкий В.М. Бюджет, инфляция и оплата труда // Финансы", № 5, 2007.
- Яндиев М.И. Теория финансов. Трансформация финансов органов власти: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2001. 298 с.