Теоретические основы системы управления организации
Бухгалтерия (финансово-экономическая служба). Эта служба в отеле отвечает за своевременное составление бухгалтерской отчетности в строгом соответствии с нормативными документами; несет ответственность за соблюдение финансовой и договорной дисциплины; проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности; организовывает составление бизнес-планов; составляет финансово-хозяйственные планы и сметы… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1. 1. Понятие, классификация и содержание функций управления
- 1. 2. Система управления организации
- 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ОТЕЛЬ «САЛЮТ»
- 2. 1. Характеристика общего руководства гостиничным комплексом
- 2. 2. Характеристика основных служб и подразделов гостиничного комплекса
- 2. 3. Оценка организационной структуры управления ОАО «Отель «Салют» и ее элементов
- ВЫВОДЫ
- Список литературы
Отличительная черта работы организаций в настоящее время состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. И чтобы выжить и сохранить способность к развитию предприятия должны постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Это обстоятельство накладывает определённые требования к системе управления организацией. Она должна отвечать современным рыночным условиям: быть достаточно гибкой, быть адекватной сложной технологии производства, учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания, принимать во внимание неопределённости внешней среды и некоторые другие требования, в чем проявляется актуальность данной темы.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Система управления организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определённых ограничениях.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, классификация и содержание функций управления
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
— общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
— управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
— конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.
Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.
Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24 525.0−80 к ним относятся:
— прогнозирование и планирование;
— организация работы;
— мотивация;
— координация и регулирование;
— контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
— перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
— организация работ по стандартизации;
— учет и отчетность;
— экономический анализ;
— техническая подготовка производства;
— организация производства;
— управление технологическими процессами;
— оперативное управление производством;
— метрологическое обеспечение;
— технологический контроль и испытания;
— сбыт продукции;
— организация работы с кадрами;
— организация труда и заработной платы;
— материально-техническое снабжение;
— капитальное строительство;
— финансовая деятельность.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 Поле управления
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).
Общее управление предприятия заключается в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельност, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.
При управлении производством решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:
— выбор технологического процесса;
— планирование программы производства;
— планирование последовательности производства (оперативное планирование);
— формирование производственных систем (систем оборудования);
— содержание и эксплуатация оборудования;
— организацию материально-технического снабжения.
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
— организация инновационного процесса;
— выбор и реализация стратегии НИОКР;
— оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;
— внедрение результатов НИОКР;
— защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
— организацию сбора и обработки маркетинговой информации;
— выбор целевых рынков и их сегментирование;
— применение маркетинговых решений по продукту;
— выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
— продвижение товара;
— выбор и реализацию ценовой политики;
— планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Финансовое управление предприятием включает:
— приобретение финансовых средств;
— использование финансовых средств;
— управление ликвидностью;
— структурирование капитала и имущества;
— управление платежными средствами и проведение платежного оборота;
— финансовое планирование и финансовый контроль.
Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.
1.2 Система управления организации
Организация — пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Организация обладает следующими общими признаками:
— определение ее характера кадрами и менеджером;
— объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
— сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
— определенная, зависящая от процесса гибкость, обеспечивающая функционирование системы в изменяющихся условиях;
— единство рабочих процессов и процессов управления, как результат разумного разделения труда.
Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:
— подпроцессы промышленного производства;
— изготавливаемые изделия;
— пространственные производственные условия.
Организационная структура регулирует:
— разделение задач по отделениям и подразделениям;
— их компетентность в решении определенных проблем;
— общее взаимодействие этих элементов.
Тем самым фирма создается как иерархическая структура.
Основные законы рациональной организации:
— упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;
— приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);
— обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);
— короткие пути управления;
— баланс стабильности и гибкости;
— способность к целеориентированной самоорганизации и активности;
— желательность стабильности циклически повторяемых действий.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
— размеры предприятия;
— применяемая технология;
— окружающая среда.
Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
— линейные (административное подчинение),
— функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
— межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
— линейная;
— функциональная;
— линейно-функциональная;
— матричная;
— дивизиональная;
— множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 1.2).
Д- директор; ФН — функциональные начальники; И — исполнители
Рисунок
1.2. Функциональная структура управления
На рис
1.2 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 — И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Список литературы
- Масленников. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений // проблемы теории и практики управл.- 2002-№ 4
- Сироткин. Д. Без выбора нет стратегии// Росс. Торговля 2003-№ 7
- Сухов С.В. Модель управления предприятием// Менедж. В России и за рубежем-2002-№ 6
- Федеральный закон об акционерных Обществах: от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ //Экономика и жизнь 2001-№ 4
- Федоров Н.Н. Организационная структура управления предприятием. Учебное пособие-М.2003г.
- Шекова Е.Л. Менеджмент благотворительной деятельности, опыт российской сферы культуры// менеджмент в России и за рубежом-2004г.№ 3
- Современный менеджмент. Росс. Эконом. Журнал 2003 г. № 3,12; 2004 г.№ 1,4,7
- Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник Третье издание. М.: ЮНИТИ, 2002.
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
- Румянцева З.П., Соломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2007
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. М.: Гардарики, 2006.
- Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента. Конспект лекций. — Т: ТРТУ, 1995.
- С.В. Рогожин, Т. В. Рогожина Теория организации. М.: Издательство «Экзамен», 2002.- 320 с.
- Игнатьева А.В., Максимцов М.М Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 157 с.
- Б.З. Мильнер Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 2000
- Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Составитель сборника Н. А. Литвинцева. М.: 2000. — 400 с.
- Н.А. Литвинцева. Психологический автопортрет. М.: АОЗТ «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.- 304 с.