Совершенствование бухгалтерского и налогового учета операций аренды у арендатора
Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в ви-де капитальных вложений в объекты арендованных основных средств начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за меся-цем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендато-ру стоимости вышеуказанных капитальных вложений, а у арендатора — с 1-го числа… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПЕТРОСПЕЦМОНТАЖ»
- 1. 1. Краткая характеристика объекта исследования
- 1. 2. Оценка состояния бизнеса
- 1. 3. Организация учета арендных операций на предприятии
- 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДНЫХ ОПЕРАЦИЙ
- 2. 1. Понятие и классификация аренды
- 2. 2. Задачи и принципы бухгалтерского учета арендных операций
- 2. 3. Налоговый учет арендных операций
- 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ АРЕНДЫ
- 3. 1. Особенности бухгалтерского учета амортизируемых активов
- 3. 2. Отличия в организации налогового учета амортизируемых активов
- 3. 3. Выбор предпочтительных условий аренды для предприятия
- 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 8
В современных экономических условиях эффективное функцио-нирование предприятия любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием его существования, деятельность любого предприятия должна быть рентабельна и целью любого производства является получение прибы-ли. Достижение этой цели зависит от различных факторов и связано с общей организацией производства, применением высоких технологий, финансовыми возможностями и др. А В особенности с технической оснащенностью, фондооснащенностью предприятия.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается за счет использования основных фондов, материаль-ных, трудовых и финансовых ресурсов. К основным фондам относят сами средства труда, технологии производства, как собственные, так и арендованные.
Ввиду ограниченности финансовых ресурсов, приобретение внеоборотных активов в собственность не всегда выгодно, а в некото-рой степени и непосильно для собственника, начинающего свой биз-нес. В связи с этим приоритетной становится задача поиска альтерна-тивных способов пополнения основных фондов.
Одним из вариантов решения данной задачи является использо-вание имущества в соответствии с договором аренды. Несмотря на широкое распространение арендных отношений как одного из самых эффективных способов приобретения основных фондов, до сих пор остается большое количество нерешенных вопросов в области отраже-ния в бухгалтерском и налоговом учете.
Арендные отношения выстраиваются на принципе необходимо-сти. Арендатор имеет надобность (временную или постоянную) в ак-тиве, арендодатель имеет данный актив, но не может его эффективно использовать по разным причинам. Т.к. актив в любом случае должен приносить доход, арендодатель вступает в отношения с арендатором. Поэтому договор аренды предоставляет возможность обоим сторонам решить их проблемы без существенных первоначальных вложений, т. е. обеспечить доход, как арендатору, так и арендодателю.
Многие, особенно вновь создаваемые, организации часто не имеют финансовой возможности (денежных средств) для приобрете-ния зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств. Временные затруднения удается преодолеть за счет арендных отноше-ний, то есть передачи и получения объектов основных средств в арен-ду (имущественный наем).
При наличии у одного предприятия временно свободных основ-ных средств и наличии в них потребности у других предприятий могут возникнуть договорные (арендные отношения) о передаче таких объ-ектов от постоянных владельцев (арендодателей) временным (аренда-торам).
В условиях рыночной экономики арендные операции выходят на качественно новый уровень. Некоторые фирмы прибегают к аренде целенаправленно, рассматривая ее в качестве альтернативы покупки оборудования с длительными сроками службы. Другие прибегают к аренде для обеспечения мобильности производства, чтобы быстро пе-рейти на новый вид продукции, востребованной на рынке. Определен-ное распространение начинают получать лизинговые операции, пред-ставляющие собой предпринимательскую деятельностью как правило, специализированных организаций и заключающиеся в приобретении указанного потенциальным арендатором оборудования с целью после-дующей сдачи его в аренду. Приобретение имущества через договор лизинга становится все более популярным у российских организаций. По результатам статистических исследований предприятия все чаще прибегают к договору лизинга, т.к. он позволяет получить объект ос-новных средств в длительную рассрочку или эксплуатировать его в пределах определенного бизнес-плана.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в связи с переходом к рыночным отношениям арендные сделки в России все в большей степени становятся похожими на подобные операции в эко-номически развитых станах мира, по крайней мере, в плане их разно-образия. Вместе с тем необходимо отметить, если в правовом отноше-нии вопросы регулирования традиционных арендных сделок характе-ризуются определенной последовательностью и проработанностью, то в части налогового и бухгалтерского аспектов учета подобных опера-ций существует достаточно много спорных и противоречивых момен-тов. В основном споры вызывает вопрос о включении в расходы вы-купной стоимости предмета лизинга, начисление амортизации. Спор-ные вопросы требуют тщательного изучения, это позволит избежать ошибок в практической деятельности. Однако государство не всегда оперативно решает подобные вопросы, которые принципиальны для бизнеса.
Цель данной работы — изучение существующей методологии бухгалтерского и налогового учета арендных отношений. В данной работе будет исследован опыт арендных взаимоотношений, рассмот-рены хозяйственные ситуации на примере ООО «Петроспецмонтаж», проведен анализ действующей системы учета и даны рекомендации по ее оптимизации.
При рассмотрении особенностей бухгалтерского и налогового учета текущей и лизинговой аренды в работе поставлены следующие задачи, необходимые для достижения цели:
1. рассмотреть теоретический аспект бухгалтерского учета арендных отношений у их основных участников: арендатора и арендо-дателя; лизингодателя и лизингополучателя;
2. изучить особенности налогового учета арендных отноше-ний;
3. обобщить существующую практику учета имущества, уча-ствующего в арендных операциях;
4. выявить направления совершенствования бухгалтерского и налогового учета арендных операций на предприятии.
Теоретической и методологической основой данной работы яв-ляются публикации ведущих специалистов по данной теме, норматив-ные и правовые акты Российской Федерации, арбитражная практика.
Объектом исследования в работе выступает предприятие Обще-ство с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж».
Предмет дипломного исследования арендные отношения и их отражение в бухгалтерском и налоговом учете.
1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПЕТРОСПЕЦМОНТАЖ»
1.1. Краткая характеристика объекта исследования
Полное наименование предприятия общество с ограниченной ответственностью «Петроспецмонтаж», краткое название — ООО «Петроспецмонтаж». ООО «Петроспецмонтаж» создано 15.09.2003 г. Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с Граж-данским кодексом и Федеральным законом РФ «Об обществах с огра-ниченной ответственностью» от 08.02.98 г. № 14-ФЗ. и является про-изводственно коммерческой фирмой
Юридический адрес Общества: г. Санкт-Петербург, ул. Марша-ла Крылова, 1.
ООО «Петроспецмонтаж» является коммерческой организаци-ей и создано для извлечения прибыли. Основным видом деятельности Общества является ремонтно-строительная деятельность и оказание услуг по проектированию строительных площадок, а также реализация (перепродажа) строительных материалов. Общество вправе осуществ-лять иные виды деятельности, если они не запрещены действующим Законодательством РФ.
По своему статусу ООО «Петроспецмонтаж» является малым предприятием. Общество имеет гражданские права и несет граждан-ские обязанности в соответствии и Гражданским кодексом и иными законами РФ, необходимые для осуществления любых видов деятель-ности, не запрещенных федеральными законами.
ООО «Петроспецмонтаж» является юридическим лицом и дей-ствует на основание настоящего Устава и действующего Законода-тельства РФ. Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета.
Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную и иную деятельность, а также социальное развитие коллектива на основе решений общего собрания учредителей.
Реализация продукции, выполнение работ и предоставление ус-луг осуществляются по ценам, устанавливаемым Обществом само-стоятельно, кроме случаев, предусмотренных Законодательством.
Общество может:
— помещать денежные средства в сертификаты банков и другие ценные бумаги, находящиеся в обрщении;
— проводить операции на товарных и фондовых биржах;
— проводить аукционы, лотереи, специализированные выставки, издавать рекламную продукцию;
— осуществлять все виды внешнеэкономической деятельности в установленном Законодательством порядке;
— участвовать в деятельности и сотрудничать в иной форме с международными кооперативами и другими организациями;
— приобретать и реализовывать продукцию предприятий, объе-динений и организаций, российских и иностранных фирм, как в РФ, так и за ее пределами.
ООО «Петроспецмонтаж» может на добровольных началах объединяться в ассоциации, концерны, союзы и другие объединения на условиях, не противоречащих Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иным правовым актам;
Имущество Общества состоит из основных и оборотных средств, а также других материальных и финансовых ценностей, отра-женных в балансе, полученных в результате хозяйственной деятельно-сти.
В соответствии с Уставом предприятия общее руководство биз-несом осуществляет директор. Совет учредителей определяет страте-гию и тактику предприятия, а также осуществляет контроль за теку-щей деятельностью в виде назначения ревизионной комиссии. На мо-мент регистрации Общества уставный капитал составлял 8863 рублей.
Согласно Учетной политике предприятие осуществляет опера-тивный, бухгалтерский, налоговый и статистический учет. Ответст-венность за состояние учета возложена на директора и главного бух-галтера.
Организационная структура Общества представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура предприятия
Организационная структура бухгалтерии предприятия пред-ставлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура бухгалтерии предприятия
Функции бухгалтерии и особенности организации учета пред-ставлены в Учетной политике предприятия (приложение 1).
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалте-рией предприятия, являющейся самостоятельным структурным под-разделением (службой) предприятия.
Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременность, полноту и достоверность пре-доставляемой бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер предприятия.
Бухгалтерская отчетность предприятия за отчетный период с учетом вспомогательных производств и строительных площадок, со-ставляется централизовано бухгалтерией. Отчетным периодом являет-ся период с 1 января по 31 декабря текущего года.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Учетной политикой пред-приятия и в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, ут-вержденного приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
Форма ведения бухгалтерского учета журнально-ордерная с при-менением специализированной бухгалтерской программы 1С: Пред-приятие, версия 7,7.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 12.08.1996 г. № 14-ФЗ)
- Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 (в посл. редакции от 03.11.2006 г.)
- Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О ли-зинге».
- Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизацион-ные группы».
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
- деятельности организаций и Инструкция по его применению,
- утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (с изм. и доп. от 18.09.2006 г.)
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бух-галтерской
- отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом
- Минфина России от 29 июля 1998 г. 34н (с изм. и доп. от 18.09.2006 г.)
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика ор-ганизации». ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н).
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организа-ции», ПБУ 9/99″ (с изм. и доп. от 27.11.2006 г.)
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организа-ции» ПБУ 10/99″ (с изм. и доп. от 27.11.2006 г.)
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет зайов и креди-тов и затрат по их обслуживанию». ПБУ 15/01 (Приказ Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по на-логу на прибыль». ПБУ 18/02 (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).
- Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 7 «Об унифицированных формах первичной учетной документации по учету основных средств».
- Приказ Минфина России от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н (с изменениями от 27 ноября 2006 г.)
- Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 .
- Аврова И.А. Основные средства бухгалтерский и налого-вый учет. М.: Бератор-Пресс, 2005.
- Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник М.: Издательство «Дашков и К», 2005 314 с.
- Артеменко В.Г., Остапова В. В. Анализ финансовой отчетно-сти: Учебное пособие М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2006 270 с.
- Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ре-дакцией О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. 2-е изд. М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2006 408 с.
- Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. М.: ЮНИТИ, 2007.
- Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. М.: ЮНИТИ, 2006.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического ана-лиза. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Вещунова Н.Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на пред-приятиях различных форм собственности. М.: МАГИС, 2004.
- Донцова Л.В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчет-ности: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. 368 с.
- Кислов Д.В. Налогообложение малого бизнеса. М.: ООО «Вершина», 2007.
- Козлова Е.П. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и стати-стика, 2005.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2006. 717с.
- Курдюков И.А. Страхование при аренде помещений: учет операций. // Бухгалтерский учет, 2006. № 4. С. 13.
- Канке А.А., Кошевая И. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Форум: ИНФРА-М, 2004. 288с.
- Крутякова Т.Л. Годовой отчет 2005 рабочие материалы и рекомендации для бухгалтера. М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2005. с. 539
- Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяй-ственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 448с.
- Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. В.В. Кузь-менко М.: ГИОРД, 2008 336 с.
- Николаева С.А. Бухгалтерский учет основных средств. М.: Аналитика-Пресс, 2005.
- Новодворский В.Д., Сабанин Р. Л. Налогообложение малого бизнеса. СПб.: Питер, 2006.
- Попова Л.В., Маслова И. А. Методология и методика исчис-ления налогов — М.: Дело и Сервис, 2008 240 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности пред-приятия. М.: ИНФРА-М, 2007, 512с.
- Семенихина В.В. Основные средства: организация бухгал-терского и налогового учета. М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. 208с.
- Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ дея-тельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2006. 296с.
- Старостин С.Н. Основные средства: налоговый и бухгалтер-ский учет. М.: МЦФЭР, 2004. с. 112
- Фадеев Ю.Л. Налогообложение в малом бизнесе: на приме-рах из практики М: Эксмо, 2007 — 352 с.
- Балдина С.В. Актуальные вопросы учета основных средств // Главбух, 2006. № 11.
- Бархатов А.П., Александров О. А. Бухгалтерский учет у субъектов лизинговых отношений // Бухгалтерский вестник, 2003. № 10.
- Березин М.Ю. Универсальный подход к порядку исчисления НДС. // Бухгалтерский учет, 2005. № 5.
- Болотцева О.В. Постоянные и временные разницы при опе-рациях с основными средствами. // Бухгалтерский учет, 2006. № 18.
- Гулина А.А., Полтинина Н. П., Сегедий Л.В. Основные сред-ства по-новому — «Главбух» № 4, 2006
- Гусаковская Е.Г. Расходы на содержание арендованного имущества: как учесть в целях налогообложения. //Бухгалтерский учет, 2006.№ 10.
- Колеватова О.А. Частичное списание основных средств. От-веты на типичные вопросы. — «Главбух» № 9, 2006.
- Леонов Ю.В. Изменения в учете основных средств, или По-чему вырос налог на имущество, — «Главбух» № 3, 2006.
- Малявкина Л.Н. Вычеты и восстановление НДС по приобре-тенным основным средствам. // Бухгалтерский учет, 2006. № 9.
- Пронина Е.А. Как рассчитать и учесть амортизационную премию. // Бухгалтерский учет, 2006. № 10.
- Трубников А.А. Имущество получено безвозмездно. Эконо-мим на налогах. — «Главбух» № 10, 2004.
- Шишкин В.Ю., Бочкова Л. С. Как избавиться от суммовых разниц. «Главбух» № 10, 2005.
- Налогообложение малого бизнеса. Спрвка Ресурсного цен-тра малого предпринимательства. Интернет ресурс: Http://www.strana-oz.ru/ ?Numid=5&article=264
- Полезная информация — Основы экономики — Налогообло-жение предприятий малого бизнеса. Интернет ресурс: http://tenders.ru/ info/itemid/120 954/
- Справочно-правовая система «Гарант».