Социальная ответственность
Это направление социальных программ ориентировано на привлечение и удержание талантливых сотрудников. В число таких программ входит: обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации и т. д. По оценкам AMP, в 2003 г. российский… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Социальная ответственность
- 2. Социальная ответственность и ее влияние на показатели деятельности компании
- 3. Управление социальной ответственностью
- Заключение
- Список используемой литературы
В последнее время очень много говорят о социальной ответственности, которую должны нести предприятия. По данным исследования, проведенного в апреле-июне 2003 г. Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), только промышленные компании потратили в 2002 г. на финансирование социальных программ 97 млрд руб. Это 17% от всей прибыли и 0,9% ВВП.
Заметим, что это официальные данные. По мнению экспертов, примерно столько же промышленные компании тратят неофициально, т. е. в итоге около 190 млрд руб. Государство же, для сравнения, тратит на социальную политику 150 млрд руб. (1,2% ВВП).
В результате возникает вопрос отражаются ли данные затраты предприятия в финансовой отчетности и могут ли они приносить прибыль или каким-то образом способствовать повышению капитализации компании, увеличению продаж, узнаваемости бренда и т. д. Для того чтобы ответить на данный вопрос в работе будет раскрыто понятие социальной ответственности, социальной отчетности, социальных показателей и на основе примеров показано, как социальная ответственность влияет на результаты деятельности предприятия.
Данный вопрос, на мой взгляд, актуально рассмотреть, потому что многие эксперты уже сейчас полагают, что через 5−10 лет большинство крупных компаний в мире будут готовить социальную отчетность, а через 20 лет ее стандарты должны выйти по значимости на уровень стандартов финансовой отчетности.
Эти отчеты станут, обязательны для листинга на любой бирже. В результате, информация, которая в них отражена, будет способна влиять не только на отдельные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия и капитализацию компании, но и на стоимость бизнеса в целом.
1. Социальная ответственность.
Если бизнес нацелен на устойчивое и долгосрочное развитие, на улучшение репутация, на повышение инвестиционной привлекательности, на взаимовыгодное партнерство с властью и обществом, тогда социальная ответственность обязательный атрибут такого бизнеса.
Ежегодно западные компании тратят сотни миллиардов долларов на корпоративную социальную ответственность (КСО). Для многих зарубежных компаний социально ответственная деятельность стала неотъемлемой частью бизнеса, как, например, бухгалтерия или логистика. Успехи в области КСО стали одним из важных факторов, влияющих на капитализацию компаний. К настоящему моменту в Америке и Европе уже выработаны единые для всех компаний социальные определения, стандарты и формы социальной отчетности.
Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции «социальной ответственности бизнеса» Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность), определяет социальную ответственность бизнеса как «Достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде «.
Европейская комиссия дает более широкое определение: «Корпоративная социальная ответственность, по своей сути, является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды».
Самая широкая трактовка социальной ответственности включает в себя: корпоративную этику;
корпоративную социальную политику в отношении общества;
политику в сфере охраны окружающей среды;
принципы и подходы к корпоративному управлению;
вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;
политику в отношении персонала.
В России же социальная ответственность бизнеса понимается по-разному. Так, Ольга Голодец, заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ГМК «Норильский никель», считает, что социальная ответственность каждого предприятия в первую очередь заключается в максимально полной уплате налогов.
Михаил Трушин, первый вице-президент компании «ЮКОС-Москва», полагает, что корпоративная социальная ответственнсть компании это создание рабочих мест и уплата налогов.
Евгений Гонтмахер, бывший первый заместитель министра труда и социального развития РФ, выделяет три направления для определения социальной ответственности:
«1. Первое бизнес платит налоги в полном объеме и «в белую». Если проводится законная оптимизация налогов, то при этом бизнесу надо понимать, что тем самым часть налогов он уводит из страны, недодавая в бюджет на те же самые социальные программы. Здесь есть некий моральный аспект. С моей точки зрения, социально ответственный бизнес может таким образом оптимизировать налоги только в крайнем случае, когда это жизненно необходимо для его экономического функционирования.
Список литературы
- Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. Институт Экономики Города, 2006.
- Корпорация, социальная ответственность и местные власти (исследование). Аналитический центр «Эксперт», 2006.
- Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. Ассоциация менеджеров России, 2007.
- Социально ответственный бизнес: Глобальные тенденции и опыт стран СНГ. Институт Экономик Города, 2007.
- Рекомендации по отчетности устойчивого развития 2005 — Глобальная инициатива по отчетности (GRI).
- Стандарт верификации отчетов АА1000 — Агентство социальной информации, 2006
- Архив газеты «КоммерсантЪ».
- Архив газеты «Ведомости».
- Архив журнала «Бизнес и власть».