Аудит продаж товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (на примере ООО .)
Система же бухгалтерского учета сама является предметом, для которого необходим строгий внутренний контроль. Но поскольку система бухгалтерского учета является неотъемлемой частью всех функциональных областей, то нет необходимости представлять ее в виде отдельной схемы. Цели системы внутреннего контроля и примеры средств контроля на ООО «Аркада», используемых для их достижения, приводятся… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА
- 1. 1. Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия
- 1. 2. Регламентация аудиторской деятельности в РФ
- 1. 3. Цели и задачи аудита продаж товаров, продукции, выполнение работ, оказания услуг
- 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
- 2. 1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля продаж товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг
- 2. 2. Расчет уровня существенности и аудиторского риска
- 2. 3. Программа аудита
- 3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
- 3. 1. Источники и методы сбора аудиторских доказательств
- 3. 2. Проведение процедур по существу
- 3. 3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Каждое предприятие должно продать свою продукцию потребителю. В процессе продажи выявляются полезность и качество продукции предприятия. Продажей завершается кругооборот средств. Предприятие возмещает свои затраты, связанные с производством и реализацией продукции, и реализует созданный в производстве чистый доход, который частично перечисляется в государственный бюджет и частично остается у предприятия в виде прибыли. Продажа отражает экономические связи между предприятиями, а также между предприятиями и государством.
В условиях рыночной экономики выручка от продажи продукции является единственным нормальным источником средств для бесперебойной работы предприятия. Предприятия могут продавать как готовую продукцию собственного производства, так и товары, приобретенные для перепродажи.
В связи с переходом к рыночной экономике резко возрос интерес к бухгалтерскому учету и аудиту в торговле, так как рынок это прежде всего торговля. По характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины, торгующие товарами повседневного спроса, максимально приближены к покупателю. Основным видом деятельности торгоых организаций является оптовая и розничная торговля собственным или комиссионным товаром.
Актуальность вопросов аудита продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг обусловлена важностью подтверждения достоверности и правильности данных операций для экономического субъекта, поскольку продажа является самой важной хозяйственной операцией для организаций всех отраслей и сфер деятельности. Новизна данной работы заключается в том, что была предпринята попытка разработать методику аудита продажи для конкретного предприятия оптовой торговли.
Целью данной работы является изучение и критическая оценка методики аудиторской проверки продажи товаров на примере ТД ООО «Аркада». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом изучения в данной работе является общество с ограниченной ответственностью ТД «Аркада». Основной вид деятельности, зарегистрированный в уставе торгово-закупочная деятельность. Предметом исследования является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей продажи товаров на предприятии ООО ТД «Аркада»
Для написания данной работы в качестве нормативно правовой базы использовались Указы Президента РФ, законы РФ, постановления Правительства РФ, постановления, разъяснения Министерства Финансов РФ и МНС России. Практической основой данной работ являются регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская, статистическая и налоговая отчетность, учетная политика ООО ТД «Аркада» за 2006 г. г.
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА
1.1. Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия
В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2004 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудиторская проверка движения и обеспечения сохранности товаров является частью общего аудита организации-клиента. Специфика аудита товаров вытекает из особенностей деятельности предприятия (оптовая или розничная торговля). Аудит ачинается с определения объекта, цели и задач проверки.
Объектом аудиторской проверки учета продажи товаров на предприятиях торговли являются товары, приобретенные организацией для перепродажи.
Основной целью аудита продажи товаров на предприятиях торговли является выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с поступлением, наличием, продажей и прочим выбытием товаров. Для достижения этой цели перед аудитором ставится ряд задач, которые он должен решить в ходе аудиторской проверки.
В первую очередь аудитор должен оценить состояние внутреннего контроля за наличием, состоянием и движением товаров на проверяемом предприятии. На основании этой оценки составляется программа аудита, в которой намечаются основные направления проверки.
Далее аудитор должен проверить достоверность учета поступления товаров на предприятие для перепродажи. Для этого необходимо проанализировать договора на поставку товаров, проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товаров, сопоставить данные аналитического и синтетического учета поступления товаров. Необходимо проверить также правильность расчета торговой надбавки на поступивший товар.
Особенностью предприятий торговли является большое количество товаров у материально ответственных лиц. Поэтому задачей аудитора является проверка фактического наличия товаров у материально ответственных лиц, проверка правильности проведения инвентаризаций товаров на предприятии и отражения результатов инвентаризаций в бухгалтерской отчетности.
При аудите продажи и прочего выбытия товаров задачами аудитора являются: проверка правильности оформления первичных документов по выбытию товаров; проверка правильности расчета торговой наценки, относящейся к проданным товарам; подтверждение правильности применяемого порядка расчета и списания издержек обращения; проверка исчисления и отражения в учете налога на добавленную стоимость по операциям приобретения и выбытия товаров и налога с продаж; сопоставление данных аналитического и синтетического учета продажи товаров; проверка формирования финансовых результатов для целей бухгалерского учета и налогообложения; подтверждение правильности отражения операций по приобретению и выбытию товаров в бухгалтерской отчетности предприятия.
Аудитор должен проверить также правильность отражения операций по продаже товаров в кредит и правильность отражения в учете возврата товаров покупателями.
1.2. Регламентация аудиторской деятельности в РФ
При оформлении хозяйственных операций применяются унифицированные формы первичных учетных документов. Кассовые операции производятся с применением контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в налоговой инспекции согласно законодательству РФ.
Согласно требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете в РФ» от 21.11.1996 г., Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.1998 г. № 60н и приказа МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ» на предприятиях разработана и применяется учетная политика. Согласно Приказу «Об учетной политике» на 2006 и 2007 год.
Учет покупных товаров, предназначенных для продажи, ведется, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет МПЗ» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н, Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1−794/32−5 на счетах 41−1 «Товары в оптовой торговле», и 41−3 «Тара»;
Затраты по заготовке и доставке товара до складов производимые до момента их передачи в продажу, относятся на издержки обращения.
Учет выручки от реализации товаров ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. В целях налогообложения выручка от реализации товаров определяется по отгрузке.
С точки зрения разделения бухгалтерского и складского учета, для учета товаров на предприятиях применяется количественно суммовой метод. При этом в бухгалтерии и на складе организуется одновременно количественный и суммовой учет товаров.
Приказом руководителя утверждена постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе бухгалтера, кладовщика и одного из менеджеров. Инвентаризация товаров на складах проводится ежемесячно. Ее результаты оформляются инвентаризационной ведомостью по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88
Оптовые покупатели товаров являются главными дебиторами. Схема документооборота операций по учету продажи товаров отражена на рисунке в
приложении 2.
В соответствии с Письмом Минэкономики РФ от 20.12.95 № 7−1026 «О методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги», оптовые цены определяются торговой организацией самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров исходя из свободной отпускной цены поставщика и торговой надбавки. Величина торговой надбавки устанавливается на предприятиях на таком условии, чтобы покрыть издержки обращения и обеспечить получение прибыли. Оптовые цены по каждому виду товаров установлены в прайс-листе (приложение 3).
В бухгалтерии предприятия на приобретенный товар составляется товарный ярлык по форме ТОРГ-11, который затем передается кладовщику. На основании товарного ярлыка кладовщик делает записи в Журнале учета движения товаров на складе по форме ТОРГ-18 отдельно на каждый вид товаров. В бухгалтерии ведутся оборотные ведомости учета товаров по каждому складу. На складе ведутся карточки количественно суммового учета по видам товаров по форме ТОРГ-28 (приложение 4).
Для оформления оптовой продажи товаров по предварительным заказам с доставкой по указанному адресу или без доставки по адресу на конкретные дату и время на предприятиях используется Заказ по форме ТОРГ-26 (приложение 5). Заказ оформляется в двух экземплярах сотрудником предприятия при согласовании с покупателем. Первый экземпляр передается отборщику для исполнения заказа, второй экземпляр бланка заказа с отметкой об оплате передается покупателю. Документ подписывается лицами, ответственными за прием, комплектацию и исполнение заказа.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (утвержден Федеральным Законом от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ с изменениями от 19.07 и 29.12.2000 г.)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями от 16 апреля 2001 г.).
- Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 3 ноября 2006 г.)
- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 2 февраля 2006 г.)
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н с изм. от 27.11.2006 г.)
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, (утверждено приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н. изм. от 27.11.2006 г.)
- Правило (стандарт) № 3 Планирование аудита (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 с изменениями от 7.10.2004 г.)
- Правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 с изменениями от 7 октября 2004 г.)
- Правило (стандарт) № 8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 с изменениями от 7.10.2004 г.)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержден Приказом МФ РФ 31.10.2000 г. № 94н. (с изменениями от 18.09.2006 г.)
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13.06.95 г. N 49).
- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 с изм. от 11 мая 2006 г.)
- Березкин И.В. Авансовые платежи — особенности бухгалтерского и налогового учета // Консультант бухгалтера, 2005. — № 2
- Гриня М. Товарный учет: два в одном // Практическая бухгалтерия № 3, 2005. с. 16−19.
- Журавлева А.Б., Елина И. А., Оформление приемки товаров // Главбух, Отраслевое приложение «Учет в торговле», № 1, 2005. с. 16−23
- Кувалдина Т.Б. Аналитический учет расходов на продажу в торговых организациях // Аудиторские ведомости № 10, 2004. с. 23−25.
- Каганова И. Инвентаризация расчетов // Финансовая газета. Региональный выпуск № 1, 2005. с. 6.
- Панченко Т. Неотфактурованные поставки//Финансоая газета № 2,2005. с. 5.
- Сахирова И.П. Приемка товара по количеству и качеству в организациях торговли. Юридические, бухгалтерские и налоговые аспекты // Консультант бухгалтера № 7, 2004. с. 36−38.
- Сахирова И.П. Особенности инвентаризации расчетов — счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» // Консультант бухгалтера, № 9, 2004. с. 22−28.
- Свиридова Н.В., Калмурзаева Н. В., Гафурова Ф. К. Практикум по аудиту.- М.: — Система ГАРАНТ. 2006. 512 с.
- Супряга Р.А. Инвентаризация расчетов и резервов: что нужно проверить // Российский налоговый курьер № 2, 2005. с. 26−31.