Роль идеологических мифов в мобилизации масс.
Учение Ж. Сореля и Сорелианство
Жорж Сорель — мыслитель высшей степени оригинальный и многозначный. Он слишком свободен в интерпретациях крупных интеллектуальных феноменов, его оценки неожиданны. Предметом изучения учение Ж. Сореля и сорелианство. Глава 2. Роль иделогических мифов в современной практике управления массами2. 1. Современное состояние теорий мобилизации. Мобилизация масс как метод политической борьбы. Эти… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Учение Ж. Сореля и его влияние на становление теорий мобилизации масс
- 1. 1. Социологические взгляды Ж. Сореля
- 1. 2. Теория социального мифа
- 1. 3. Последователи и критики Ж. Сореля
- Глава 2. Роль иделогических мифов в современной практике управления массами
- 2. 1. Современное состояние теорий мобилизации
- 2. 2. Психологические аспекты управления массами
- 2. 3. Мобилизация масс как метод политической борьбы
- Заключение
Глубокий разрыв между обществом и властью заполнен сегодня разного рода политическими мифами, одни из которых способствуют восстановлению единства страны и национальной идентичности, другие явно противодействуют этому. Выделение из этого хаоса идей и образов именно тех, с помощью которых может быть сформирован Большой политический миф, а вслед за ним и Большой национальный проект, является важной научной задачей. Подходы к ней лежат в области исследования массового сознания, изучения мифа как социокультурного явления, отражающего важнейшие стороны человеческой природы, наконец, в определении технологических характеристик политических мифов, их воздействия на сознание людей. Таким образом, духовно-нравственное измерение политических процессов, выявление мифологических характеристик общественного сознания становится ключевой задачей, решение которой в рамках научного исследования, дает возможность развернуть проектирование Большого национального мифа, отвечающего на вызовы XXI века и обеспечивающего достойное существование русско-православной цивилизации.
Для России ремифологизация социального опыта выражена в многочисленных концепциях возрождения. Ремифологизация становится основой для нового прочтения отечественной истории и видения позитивных перспектив, вопреки сложившимся социально-экономическим условиям. Тем самым духовно-нравственные устанвки, архетипические образы русского чуда и религиозные предчувствия социальных метаморфоз (последние станут первыми) превращаются в действующий политический фактор.
Тема дипломной работы «Роль идеологических мифов в мобилизации масс. Учение Ж. Сореля и сорелианство» .
Мифологическое мышление и исследование древних мифов начало занимать внимание ученых XIX века в связи с открытием этнографических групп, находящихся на ранних стадиях развития, а также с развитием социологии религии. В ХХ веке был накоплен огромный фактический материл в области изучения мифов, религиозных символов и ритуалов, предприняты попытки исследовать архаические пласты человеческого сознания, систематизированы и обобщены древние мифологические тексты (Дж. Фрезер, М. Элиаде, М. Малерб, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, Дж. Кэмбелл, К. Хюбнер и др.), методами аналитической психологии выведена зависимость поведения людей от мифологических образов подсознания (К.Г.Юнг). Достигнутый уровень научных результатов позволил использовать их не только к древним сообществам, но и к современной политике. Современность породила также потребность в новых исследованиях политических процессов, связанных с секуляризацией и массификацией социальных явлений (Г.Лебон, Х. Ортега-и-Гассет и др.), воздействием на сознание средств массовой информации (Г.Тард), с выделением основополагающих стилей мышления (К.Мангейм), с прояснением роли номинации, стилей жизни и символьного капитала в формировании политических групп (П.Бурдье), с реализацией медиа-коммуникативной функции власти (Н.Луманн), с новыми проявлениями иррациональных мотивов в массовом поведении (С.Московичи).
Aктуальность обращения к исследованию политических мифов и механизмов действия духовно-нравственных факторов обусловлена кризисным характером политических процессов и общественного развития в ХХ веке, порождающим перманентный мировоззренческий кризис не только у отдельных индивидуумов, но и у представителей власти, теряющих целеполагающие ориентиры государственного управления.
В исследованиях социальных процессов проблемы самосознания зачастую соотносятся с сиюминутной целерациональной деятельностью человека, в то время как в философской антропологии масштаб анализируемых явлений укрупняется, в нем теряются особенности политической культуры реально существующих сообществ. Одновременно политологический рационализм, поставленный на службу политическим технологиям, пренебрегает смысложизненными ценностями, ограничиваясь изучением феномена власти и оставляя в стороне проблему смысла той или иной политической практики. Религиоведческие исследования, которые могли бы преодолеть этот недостаток, на сегодня в значительной мере являются либо чисто апологетическими, либо ограничиваются анализом догматических текстов, межконфессиональных проблем, взаимодействия церкви и государства. Темы Религия и политика, Миф и политика крайне редко затрагиваются философскими и политологическими исследованиями. Между тем, именно эти темы становятся особенно актуальными в связи с появлением квази-религиозных социальных концепций и проявлением мифологических закономерностей в системе политической пропаганды (фашистская Германия, сталинская Россия, трумэновские и рейгановские США, маоистский Китай и т. д.). Попытки демифологизации соответствующих концепций в научных исследованиях, как правило, сопровождаются новой ремифологизацией, выстраиванием догматического антитезиса.
Весь этот комплекс новых научных результатов и новых условий социального развития ставит в повестку дня углубление и расширение учение жоржа Сореля и сорелианство и ее дополнение исследованиями политических мифов.
Одним из теоретиков и основоположников учения теории социального мифа является Жорж Сорель.
Жорж Сорель — мыслитель высшей степени оригинальный и многозначный. Он слишком свободен в интерпретациях крупных интеллектуальных феноменов, его оценки неожиданны.
Книги, статьи Сореля — явление значительное не только для истории социализма, но и вообще для духовной атмосферы Западной Европы начала ХХ в. Исследованию его творчества посвящены десятки книг на разных языках мира, тогда как в России о нем известно очень мало, переведено было еще в дореволюционное время всего несколько его работ. Этими изданиями и ограничивается возможности российского читателя познакомиться с идеями этого серьезного французского мыслителя, чьи идеи позволяют объяснить действия советского правительства в 30-е года нашего столетия, которые, казалось не подчиняются никаким законам логики.
Усложнение и ускорение социальных процессов с одной стороны, а с другой углубление рационализации всех сфер жизни в ХХ веке, привели к парадоксу: все более усложняющуюся рациональную картину мира можно отразить в массовом сознании только путем предельного опрощения социальных концепций вроде концепций конца истории, столкновения цивилизаций, золотого миллиарда и т. п. Вместе с тем, такого рода концепции сами становятся элементами социальных мифов, средствами воздействия на массовое сознание, духовно-нравственные ориентации и политический процесс.
Учение Ж. Сореля и его влияние на становление теорий мобилизации масс несомненно. Для того чтобы доказать это в работе поставлена выше указанная задача, т. е. углубление и расширение социологии Жоржа Сореля, рассмотрение теории социального мифа, влияние на становление теорий мобилизации.
В политологических исследованиях масштаб анализируемых событий, чаще всего, измельчается, анализ замыкается на текущих событиях, за которыми скрываются цели и перспективы общественного развития. Кроме того, наблюдается дефицит исследований проблемы эмоционального выбора в особенности действия долговременных бессознательных факторов. Определенный барьер обнаруживается при попытках изучать русскую идентичность. Заведомо негативное отношение к любым проявлениям русскости порой разрушает даже саму возможность изучения русской национальной мифологии. Наконец, практически отсутствуют разработки технологических моделей государственной пропаганды, подготовки пропагандистских мероприятий, необходимых для общественной поддержки важных и сложных решений.
Эти соображения привели автора к необходимости комплексного исследования политических мифов, соединяющего в себе ряд подходов, которые крайне редко используются совместно в силу их разномасштабности. Масштаб идей, выдвигаемых исследователем, в данном случае, по мнению автора, должен варьироваться в самых широких пределах от представлений о картине мира в целом до расшифровки сюжетных линий действующих политических субъектов. При этом срединный мсштаб анализа, который зачастую столь трудно удержать в рамках изучения политических феноменов, становится основным.
Предметом изучения учение Ж. Сореля и сорелианство.
Целью работы являеться изучение роли идеологических мифов в мобилизации масс, а также выявить закономерности воздействия политических мифов на социальные процессы, раскрыть основы национальной мифологии России, на основании которых может быть построена национально-государственная идеология и разработана стратегия мобилизации российского общества в XXI веке.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Список литературы
- Stanley J. The sociology of virtue. The political and social theories of George Sorel. Berkeley: University of California Press, 1981
- Jennings J.R. George Sorel: The character and development of his thought. Oxford: Macmillan Press, 1985
- Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб, 1908
- Бехтерев В.М. Предмет и задача общественной психологии как объективной науки. СПб, 1911
- Бехтерев В.М. Коллективная рефлексия. Пг, 1921
- Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб, 1908
- Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912
- Громов И.А., Воронцов А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: ХIХ-ХХ вв. СПб, 1997
- Кравченко И.И. Бытие политики. М., 2001
- Козловский Л. Жорж Сорель и его социальная философия // Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М.: В. Иванов, 1908
- Конт О. Дух позитивной философии // Западноевропейская социология XIX в. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.
- Михайловский Н.К. Научные письма. Полное собрание сочинений, т.2. СПб, 1907
- Прудон П.Ж. Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. Т. 2. М.: А. Чичерин и Ко, 1864
- Прудон П.Ж. Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. Т. 1. М.: А. Чичерин и Ко, 1864
- Сорель Ж. Социальные очерки современной экономии / Пер. с фр. М.: С. Дороватовский и А. Чарушников, 1908.
- Сорель Ж. Размышления о насилии / Пер. с фр. В. М. Фриче. М.: Польза, 1907
- Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Пер. с фр. Л. Козловского. М.: В. Иванов, 1908
- Cоловьев, А И Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
- Тард Г. Социальная логика. СПб, 1901
- Тард Г. Законы подражания. СПб, 1892
- Шелер М. Ресентимент в структуре моралей / Пер. с нем. А. Н. Малинкина. СПб.: Наука, 1999.