Институт высшего образования в вопроизводстве социально-профессиональной структуры современного российского общества
Диссертация
Специфика и основные тенденции трансформации экономической и социально-профессиональной структуры российского общества в динамике исследования состоят в том, что переход от планово-централизованного управления системой образования к рыночному механизму регулирования, привел к отрыву предложения от спроса на рынке квалифицированного труда, и, следовательно, — снижению уровня включенности… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- С
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ С. 19−55 ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Методологические подходы к анализу социальных функций С. 19−37 образования
- 1. 2. Влияние института образования на процессы воспроизводства С. 37−55 социальной структуры общества и развитие социальных отношений
- ГЛАВА II. ВЕКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ВЫСШЕГО С. 56−121 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
- 2. 1. Динамика воспроизводства социально-профессиональной С. 56−76 структуры современного российского общества
- 2. 2. Вторичная занятость студенческой молодежи (сравнительный С. 76−94 анализ эмпирических материалов)
- 2. 3. Исследование системы механизмов взаимодействия российского С. 95−121 рынка образовательных услуг и рынка труда
Список литературы
- Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б. С. Социологический словарь (пер. с англ.). — Казань, 1997. 420 с.
- Авраамова, Е.М., Верпаховская, Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37−46.
- Аитов, H.A. Социальные аспекты получения образования в СССР // Социальные исследования. Выпуск 2. М: Наука, 1968. С. 187−196.
- Аитов, H.A., Фитинов, Ф.Р. Управление развитием социальной структуры советского общества. М.: Наука, 1988. С. 94.
- Арсентьева, Н.М., Бусыгин, В.П., Харченко, И. И. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда: механизмы и факторы формирования // Регион: экономика и социология. 2006. № 1. С. 126−140.
- Багдасаръян, Н.Г., Немцов, A.A., Кансузян, J1.B. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 113−119.
- Батырева, М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.04. Тюмень, 2003. 25 с.
- Берто, Д. Трансмиссии социального статуса в экстремальной ситуации // Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования / Под ред. В. Семеновой, К. Фотеевой. -М.: ИС РАН. 1996. С. 207−232.
- Берто, Д., Берто-Въям, И. Семейное владение и семья: преемственность и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 58−67.
- Берто, Д., Берто-Въям, И. Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 132−140.
- Брусовцев, В. Профориентация может снизить структурную безработицу
- Человек и труд, 1994. № 12. С. 50−53.
- Бурдье, П. Начала / П. Бурдье пер. с. фр. Н. А. Шматко. M.: SocioLogos, 1994.-288 с.
- Бурдье, 77. Практический смысл / П. Бурдье пер. с. фр. Н. А. Шматко. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. — 316 с.
- Бурдье, П. Социальное пространство и генезис «классов» / П. Бурдье // Вопросы социологии. Т. 1.-№ 1.-1992.-С. 17−36.
- Бурдье, П. Формы капитала // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В. В. Радаев. М.: РООССПЭН, 2004. — С. 519−536.
- Бурдье, П., Пассерон, Ж.К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. Пер. с франц. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
- Вавилина, Н.Д. Запросы рынка труда к системе профессионального образования в условиях инновационного развития // Регион: экономика и социология. 2009. № 3. С. 146−156.
- Васильева, Э.К. Социально-экономическая структура СССР. М.: Статистика, 1978. 206 с.
- Вшитак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 135−138.
- Выборнова, В.В., Дунаева, Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99−105.
- Выпускник вуза в современном социокультурном пространстве: монография / под общ. ред. Е.А. Подольской- авт. кол.: Е. А. Подольская и др. Харьков: Изд-во НУА, 2010. -416 с.
- Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества / Отв. ред. М. Н. Руткевич и Ф. Р. Филиппов. -М.: Наука, 1978. 272 с.
- Герасимов, Г. И. Интеграция как сущность и форма организации современного образовательного процесса // Теория и практика преподавания предметов гуманитарного цикла на гуманитарной основе. Ростов н/Д., 1993.
- Герасимов, Г. И., Лубский, A.B. Лекция в высшей школе // Гуманитарный ежегодник. 2004. № 3.
- Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.- науч. ред. В.А. Ядов- общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 398−403.
- Голеикова, З.Т., Игитханян, Е.М. Профессионалы портрет на фоне реформ // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 28−36.
- Горбунова, Е.М. Дюркгейм и современное образование // Социологическое обозрение Том 2. № 4. 2002. С. 65−71.
- Гудков, Л., Дубин, Б., Леонова, А. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения. 2004. № 1 (69). С. 35−55.
- Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. — М., 2010.-525 с.
- Добренькое, В. К, Нечаев, В. Я. Общество и образование. М.: ИНФРА-М, 2003.-381 с.
- Довейко, А. Образовательные ориентации вузовской молодежи в условиях рынка // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 37−44.
- Доступность высшего образования в России // Отв. ред. C.B. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М., 2004. — 500 с.
- Дыои, Дж. Школа и ребенок. 2-е изд. — М.-П., 1923.
- Дыои, Дж. Школа и общество (пер. с англ. Г. А. Лучинско- го). 2-е изд.). -М., 1925. 164 с.
- Дыои, Дж. Демократия и образование (пер. с англ.). М.: Педагогика1. Пресс, 2000. 384 с.
- Дэвис, К., Мур, У. Некоторые принципы стратификации (Перевод с английского В. Чесноковой) // Социальная стратификация / Под ред. С. А. Белановского. Вып. I. М.: ИНПРАН, 1992. С. 160−177.
- Дюркгегш, Э. Социология образования. Пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Под ред. B.C. Собкина, В .Я Нечаева. М.: Издательство: Интор, 1996. 80 с.
- Жизненные планы молодежи / Отв. ред. М. Н. Руткевич. Свердловск: УГУ, 1966.
- Зборовский, Г., Шуклина, Е. Социология образования: задачи и парадигмы // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 131−138.
- Зборовский, Т.Е., Шуклина, Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М., 2005. 383 с.
- Звоновский, В., Белоусова, Р. Молодежь на рынке вторичной занятости // Вестник общественного мнения. 2006. № 2 (82). С. 62−72.
- Зубова, Л.Г., Андреева, О.Н., Антропова, O.A. Ориентация выпускников на научно-исследовательскую деятельность // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 119−123.
- Ильин, В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917−1996 гг. Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 1996. 349 с.
- Ковинская, А. Молодым везде у нас дорога? // Социальная защита. 1994. № 6. С. 15−18.
- Колесникова, Е.Ю. Модернизация социоструктурной функции образования в России: этапы, условия, социальные механизмы: авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.04. Ростов-на-Дону, 2009. 34 с.
- Константиновский, Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
- Константиновскгш, Д.Л. Методологические вопросы прогнозирования шансов молодежи на получение образования // Социология образования: Труды по социологии образования. Том П. Вып. III. М.: Центр социологии образования РАО, 1994. С. 72−82.
- Константгшовский, Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. 1997. № 3 электронный ресурс. // Режим доступа: // http://www.sociournal.ru/article/346 (дата обращения 16.12.2011)
- Константиновский, Д.Л. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы начало 2000-х). — М.: ЦСО, 2008. 551 с.
- Константиновский, Д.Л., Шубкин, В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977. 159 с.
- Кравченко, А.И. Социология. В 3 т. Т. 2. Социальная структура и стратификация. М.: ИНФРА-М, 2000. 536 с.
- Лаптев, В.М. К вопросу о методологии социологического исследования современной системы образования (раздел Философия и методология науки) // Философия. Социология. Культурология. 2007. Выпуск 3. № 16 (94). С. 125−129.
- Лисаускене, М. Новое поколение российского студенчества // Высшее образование в России. 2005. № 10. С. 41−47.
- Ловецкий, Н.Г. Образование и рынок труда в эпоху глобализации // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 5. С. 14−15.
- Лукина, В. К, Нехорошков, С. Б. Динамика социальной структуры населения СССР. М.: «Финансы и статистика», 1982. 110 с.
- Любарский, А.Н. Особенности перехода российского образования к рынку // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: Сб. науч. ст./ под общ. ред. И. И. Соколовой / СПб Учреждение РАО ИПО. 2008. С. 21−23.
- Макаров, А.Н. Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда // Педагогика. 2008. № 2. С. 33−39.
- Mamfepoea, КВ. Образовательные услуги и рынок труда: парадоксы взаимодействия в эпоху глобализации электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.ibl.ru/koni7041208/86.html (дата обращения 11.09.2011)
- Мертоп, Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1996.
- Молодежь в России. 2010: Стат. сб. ЛОНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.-166 с.
- Наука и образование. Образование российского постмодернизма электронный ресурс. // Режим доступа: http: // dis.finansy.ru/publ/yarsk/004.htm (дата обращения 21.06.2010)
- Начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование / Раздел 7. Образование / Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М., 2011. С. 223, 226−227, 236−237.
- Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / Отв. ред. В. Н. Шубкин. М.: ИС РАН, 1994.
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социологические исследования. 2003. № 5. с. 89−100.
- Образовательные ресурсы домохозяйств. Авт. коллектив: Е. М. Авраамова, O.A. Александрова, Е. В. Кулагина, Д. М. Логинов М.: М-Студио, 2008. — 96 с.
- Олисова, О.В. Высшее образование как капитал трудовых стратегий молодых специалистов: неоспоримые доказательства и оправданные сомнения // Вестник СамГУ. 2007. № 5/2 (55). С. 88−94.
- Осипов, Г. В. Возрождение российской социологии (60−90-е годы XX века): страницы истории // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 24−30.
- Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1161 (19.02.2009) «Трудоустройство после вуза трудная задача» электронный ресурс. // Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 1443 (дата обращения 20.09.2011)
- Проблемы изменения социальной структуры советского общества / Под ред. Ц. А. Степаняна и В. С. Семенова. М.: Наука, 1968. 256 с.
- Процессы изменения социальной структуры в советском обществе / Под ред. М. Н. Руткевича. Свердловск: УГУ, 1967. 211 с.
- Работать во время учебы в вузе начинают почти 50 процентов россиян (04.07.2008). База данных ВЦИОМ электронный ресурс. // Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=10 354 (дата обращения 15.05.2011).
- Рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция в социалистических странах / Под ред. Г. Денисовского. М.: Наука, 1989.
- Радаев, В.В., Шкаратан, О.И. Социальная стратификация. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 1996. 318 с.
- Радаев, В.В., Шкаратан, О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.: Наука, 1995. 237 е.
- Распределение городских и сельских населенных пунктов по числу жителей / Раздел 4. Население / Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010. С. 94.
- Регионы России. Основные социально-экономические показателигородов. 2010: Стат. сб. / Росстат. М.3 2010? 396 с.
- Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. М., 2009. 795 с.
- Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. М., 2010. 813 с.
- Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М., 2011.795 с.
- Россия новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / под ред. Горшкова М. К., Тихоновой Н. Е. — М.: Наука, 2004. 258 с.
- Рубина, Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк. М.: Мысль, 1981. 207 с.
- Руткевич, М.Н. О социальной структуре советского общества // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 19−28.
- Руткевич, М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. 1997. № 7. С. 3−19.
- Руткевич, М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества// Социологические исследования. 2004. № 12. С. 41−45.
- Руткевич, М. Н, Рубина, Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. 222 с.
- Скутнева, C.B. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 88−94.
- Собкин, B.C. Трансформация целей и мотивации учебы школьников // Социологические исследования 2006. № 8. С. 106−115.
- Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х / под ред. Левады 10.А. М.: Мировой океан, 1993. 300 с.
- Социальная стратификация российского общества / под ред. Голенковой З. Т. М.: Издательство «Летний сад», 2003. 365 с.
- Социальные различия и их преодоление / Отв. ред. М. Н. Руткевич. -Свердловск, 1972.
- Социология в России / под ред. В. А. Ядова 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 с.
- Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности / Раздел 5. Занятость и безработица / Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М., 2011. С. 124.
- Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии. Коллективная монография / под. ред. Малевой Т. М. М.: Гендальф, 2003. 506 с.
- Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций: монография / Под общ. ред. В. И. Астаховой. Харьков: Изд-воНУА, 2010. 408 с.
- Твнгг, Дж.Л., Шектер, К. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России. М.: Альпина, 2003.
- Теоретические течения и традиции в социологии образования электронный ресурс. // Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/1 385 370.html (дата обращения 16.03.2010).
- Тихонова, Н.Е. Факторы стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. 273 с.
- Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность / Под ред.
- В.Н. Шубкина. M.: Наука, 1984. 255 с.
- Федеральная служба государственной статистики электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.11.2011)
- Филиппов, Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность. -М.: Мысль, 1989. 237 с.
- Филиппов, Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. 199 с.
- Филиппов, Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990. 157 с.
- Филипповская, Т. Высшее образование как социальный институт: загадка выживаемости // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 92−102.
- Харчеико, К. Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 80−85.
- Чередниченко, Г. А. Личные планы выпускников средней школы // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 114−117.
- Чередниченко, Г. А., Шубкин, В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологическое исследование проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985. 239 с.
- Черноволенко, В.Ф., Оссовский, В.А., Паниотто, В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев: Наукова думка, 1979.
- Черноволенко, В.Ф., Паниотто, В.И. Семья и воспроизводство структуры трудовой занятости (опыт социологического исследования). Киев: Наукова Думка, 1984. 239 с.
- Численность экономически активного населения, занятых и безработных / Раздел 5. Занятость и безработица / Российский статистический ежегодник.2011: Стат.сб./Росстат. М., 2011.
- Шаронова, С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 138−145.
- Шаронова, С.А. Структуролизация общества как функция образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. -2004. — № 1 (5). — С. 119−122.
- Шаронова, С.А. Из истории развития социологии образования за рубежом // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 119−126.
- Шереги, Ф.Э. Профессиональное образование и воспроизводство социальной структуры // Официальный сайт ИС РАН. 2010. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html7icN189ip] (дата обращения 20.12.2011)
- Шереги, Ф.Э. Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/179 084 (дата обращения 06.12.2010)
- Шереги, Ф.Э., Савинков, В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России / Ф. Э. Шереги, В. И. Савинков. М.: ЦСПиМ, 2011.-288 с.
- Шкаратан, О.И. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. М.: Мысль, 1970. 472 с.
- Шкаратан, О.И. Промышленное предприятие. Социологические очерки. М.: Мысль, 1978. 263 с.
- Шкаратан, О. И Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М., 2009. — 560 с.
- Шкаратан, О.И., Ильин, В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. 468 с.
- Шкаратан, О.И., Рукавишников, В.О. Социальная структура населения советского города// Социологические исследования. 1974. № 2. С. 44−48.
- Шкаратаи, О.И., Рукавишников, В.О. Социальные слои в классовой структуре социалистического общества // Социологические исследования. 1977. № 2. С. 71−73.
- Шкаратаи, О.И., Ястребов, Г. А. Социально-профессиональная структура и ее воспроизводство в современной России. Предварительные итоги представительного опроса экономически активного населения России 2006 г. М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 92 с.
- Шубкии, В.Н. Властвующие элиты Сибири // Социологический журнал. 1995, № 1.
- Шубкии, В.Н. Выбор профессии в условиях коммунистического строительства//Вопросы философии. 1964, № 8.
- Шубкин, В.Н. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. 224 с.
- Шубкии, В.Н. Пределы // Новый мир. 1978, № 2. С. 187−217.
- Шубкин, В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. 288 с.
- Юргииа, JI.A. Социальные функции высшего образования // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 8. 3 с.
- Blow, P., Duncan, O.D. The American Occupational Structure. New York: Wiley. 1967.
- Bourdien, P., Passeron, J. -C. Reproduction in Education: Society and Culture. -L., 1977.
- Bourdieu, P., Passeron, J. -C. Op. cit.- Bourdieu P. The Education System and the Economy: Titles and Jobs // French Sociology: Rupture and Renewal since 1968.-N. Y., 1981.
- Coleman, J.S., Hoffer, T. Public and Private High Schools: The Impact of Communities. New York: Basic Books. 1987.
- Davis, K., Moore, W.E. Some Principles of Stratification // American Sociological Review 10 (2): 242−249. 1945.
- Dewey, John. The School and Society / John Dewey // On Education-Sociological Perspectives. -N. Y., 19 671 P. 69.
- Durkheim, E. Education and Sociology. New York- The Free Press. 1956.
- Durkheim, E. Moral Education. New York- The Free Press. 1962.
- Durkheim, E. The Evolution of Educational Thought/Trans. By R. Collins. -London: Routledge and Kegan Paul. 1977.
- Hopper, E. Stratification, Education and Mobility in Industrial Societies // Readings in the Theory of Educational Systems / In E. Hopper (ed.) London: Hutchinson. 1971.
- Ishida, H., Maller, W., Ridge, J. M. Class Origin, Class Destination and Education: A Cross-National Study of Ten Industrial Nations // American Journal of Sociology. July 1995. 101(1).
- Manning, N, Shkaratan, O., Tikhonova, N. Work and Welfare in the New Russia. Aldershot: Ashgate, 2000.
- Merton R.K. On Theoretical Sociology: Five Essays, Old and New. N.Y., 1967.
- Sociology of Education // Editors D. Levinson, H. Cookson, A. Sadovnik. -New York- Routledge-Faimer, 2002.1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266−1 электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 20.12.2009)
- Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/education/ (дата обращения 20.12.2009)
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / (Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 Москва N 393) электронный ресурс. / Режим доступа: //htpp://www.kremlin.ru/ (дата обращения 13.11.2009).
- Национальная доктрина образования до 2025 г. электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/zakrf/doktrinl.htm (датаобращения 10.01.2010).
- Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р электронный ресурс. / Режим доступа: htpp://www.nu.tpu.ru/docs/fcp/фгo.rtf (дата обращения 13.01.2011).
- Федеральная программа развития образования на 2006−2010 гг. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 электронный ресурс. / Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/ (дата обращения 16.01.2010).