Роль семьи в реабилитации ребенка инвалида
Семьяячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Социальная политика в отношениях с семьями с детьми инвалидами
- 1. 1. Понятие детской инвалидности
- 1. 2. Проблемы реабилитации ребенка инвалида в семье
- 1. 3. Законодательная база по реабилитации семей с ребенком инвалидом
- Глава 2. Теоретические подходы к изучению реабилитации ребенка инвалида в семье
- 2. 1. Понятие и сущность семьи. Характеристика семьи с ребенком инвалидом
- 2. 2. Современное положение семей с ребенком инвалидом
- Заключение
- Список литературы
Проблемы «неполноценности» и «инвалидности» непосредственно связаны с образом жизни общества в целом. У каждого имеются те или иные недостатки: физические, умственные, духовные. Так что, как это не парадоксально, но в определенном смысле все люди в какой-то мере сопричастны проблеме инвалидности. Таким образом, сама по себе проблема инвалидности носит общий характер. Отличительные особенности инвалидности любого типа связаны, прежде всего наличием ограничений в степени свободы, неадекватностью возможностей человека (физической, духовной, интеллектуальной) требованиям среды его проживания. В результате человек как бы «выпадает» из системы коммуникаций, жизненно необходимых для его самореализации.
Один из важнейших показателей социального благополучия населения — социальное положение инвалидов. В этом критерии отражается социальная зрелость, экономическая состоятельность, нравственная полноценность общества. Он характеризует реально существующие взаимосвязи между человеком-инвалидом и обществом.
Учитывая то, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и интересы их семьи, а зависят от уровня жизни общества и множества других социальных факторов, можно констатировать, что и само по себе разрешение проблем инвалидов находится в общенациональной плоскости, во многом определяя сущность социальной политики государства.
Как проблема жизнедеятельности человека в условиях ограниченной свободы, изучение инвалидности предполагает ее анализ в нескольких аспектах, в числе кторых: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.
Во все времена точки разрыва индивидуального и социального пространства преодолевались в процессе развития взаимопомощи и адаптации к наличным условиям жизни, в ходе поиска возможных путей компенсации существующих ограничений.
Актуальность исследования во многом обусловлена наблюдающимся на протяжении ряда десятилетий резким ухудшением состояния здоровья детей, падением уровня жизни значительной части населения в России, что в немалой степени способствует ежегодному росту численности детей с различными нарушениями в развитии. Так, за последние десять лет численность только зарегистрированных детей-инвалидов увеличилась более чем в 2 раза. На 1 января 2001 г. в России число детей с особенностями в развитии составило 675,3 тыс. (в 2000 г. их было 592,2 тыс.) [5]. Следует отметить, что статистическая отчетность несовершенна и основана на учете лиц, получивших официальное освидетельствование медико-социальной экспертизы (МСЭК).
Особую ценность для изучения проблем инвалидности имеют сведения, предоставленные авторами-инвалидами (Л.Н.Индолев, О. И. Скороходова, Д. Шпаро и др.), а также журналистами (И.Григорьева, Один де > Нуллу, О. Штраус и др.), пожившими в среде инвалидов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи о культуросообразности образования (О.В.Долженко, Ф. Т. Михайлов, В. М. Розин и др.); о компенсаторных возможностях человека (А.Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг и др.); о гуманизации образования (Е.В.Бондаревская, В. А. Сластенин, В. Л. Леви, Ю. Левада и др.); об общепедагогических проблемах и перспективах обучения детей инвалидов (М.А.Данилов, А. Д. Гонеев, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.); о специальном образовании (Л.В.Козлова, Т. Пушкина, О.И.Скороходова); о возможностях «лечебной педагогики» (Э.К. Бел Озеров, Т. Х. Латышева, Л. А. Саркисян и др.), о перспективах интегрированного образования (В.М.Астапов, Л. С. Волкова, Л. С. Выготский, Е. В. Кулагина, Э. И. Леонгард, Е. Русакова и др.).
Объект исследования: семья с ребенком-инвалидом.
Предмет исследования: процесс реабилитации ребенка-инвалида.
Цель исследования: изучить роль семьи в реабилитации ребенка-инвалида.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические подходы изучению проблемы реабилитации ребенка инвалида в семье
2) раскрыть понятие и сущность семьи, историю возникновения
3) Изучить основные аспекты понятия детской инвалидности
4) Рассмотреть современное положение семьи с ребенком инвалидом
5) Провести анализ состояния проблемы реабилитации ребенка инвалида в семье
6) Изучить особенности взаимодействие центра 'Поддержка' с семьями, имеющих ребенка инвалида
Глава 1. Социальная политика в отношениях с семьями с детьми инвалидами
1.2. Понятие детской инвалидности
«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре .
У ребенка инвалидность определяется как состояние стойкой социальной дезадаптации, вызванное ограничением жизнедеятельности вследствие нарушения функций органов и систем. В отличие от взрослых, инвалидность у детей не имеет причины инвалидности и градации тяжести по группам инвалидности. Детям инвалидность устанавливается на определенный срок (от шести месяцев до двух лет, на два года, пять лет, до исполнения 16 лет). Этот срок зависит от обратимости вызванных заболеванием или травмой функциональных нарушений и возможностей социальной адаптации, т. е. от клинического и педагогического прогноза и реабилитационного потенциала. В возрасте 16 лет дети-инвалиды повторно освидетельствуются в медико-реабилитационных экспертных комиссиях для установления одной из групп инвалидности и причины инвалидности.
Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигательных нарушений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, моторные нарушения при детском церебральном параличе и др.) накладывает специфический отпечаток на формирование познавательных процессов личности ребенка. Однако не все аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам. Значительная часть детей с сенсорными дефектами при помощи специфических средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контактные линзы для слабовидящих) способны в определенной мере преодолеть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционно-воспитательной работы они достигают практически полной социальной адаптации и способны к общественному и профессиональному самоопределению. Аномальные дети легкой интеллектуальной недостаточностью также в пределах своих возможностей достигают приемлемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как инвалиды. В то же время среди детей-инвалидов немало тех, кого не следует относить к категории аномальных детей, т. е. физические дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается, прежде всего, детей, которые в результате травм и заболеваний оказываются ограниченными в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психического развития. Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности в этом случае возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, требует восстановления (хотя бы частичного) социальных функций человека на основе уже сформировавшейся личности; детская инвалидность представляет еще более серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование. Дети-инвалиды лишены доступных здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т. п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности. Все эти особенности детей-инвалидов требуют особого подхода в обучении и воспитании. Специфика воспитания детей-инвалидов состоит в преимущественно коррекционной направленности этого процесса. От лиц, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего, требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практического и теоретического опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к развитию тех способностей и склонностей, которые могут способствовать максимальной самореализации. Создание соответствующих этим требованиям условий — комплексная проблема; ее решение во многом зависит от гуманистических ориентаций общества и принятых социально-экономических механизмов реабилитации инвалидов.
В контексте международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности нарушение это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Международной номенклатурой предлагается использовать 9 основных разделов:
1) умственные нарушения;
2) другие психологические нарушения;
3) языковые и речевые нарушения;
4) ушные (слуховые и вестибулярные) нарушения;
5) зрительные нарушения;
6) висцеральные и метаболические, расстройства питания;
7) двигательные нарушения;
8) уродующие нарушения;
9) нарушения, связанные с причинами общего характера.
В клинической практике группировка состояний по признаку нарушения после болезни прежде практически не использовалась, принятый подход является междисциплинарным. Нарушение внешнее проявление патологического состояния, оно отражает беспокоящие человека недостатки на уровне органа. Нарушение характеризуется потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными: в понятие нарушения входит наличие или появление аномалий, дефект или потеря конечности, органа, ткани или других частей тела, включая систему умственной деятельности. Нарушения представляют собой отклонения от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида.
К умственным нарушениям относятся умственная отсталость разной степени выраженности и другие изменения интеллекта.
Другие психологические нарушения включают расстройства сознания и бодрствования, восприятия и внимания, а также эмоциональных реакций и отклонения в поведении.
Языковые и речевые нарушения проявляются в виде нарушения понимания и использования письменного и устного языка, обучения устному и письменному языку, нарушения голоса, артикуляции, что ведет к тяжелым нарушениям коммуникации. Слуховые и вестибулярные нарушения включают патологию развития слуха и потерю слуха, разборчивость речи, нарушения мозжечковой функции и равновесия, шум в ушах.
Основными зрительными нарушениями являются расстройства зрительных функций в виде снижения остроты зрения и сужения поля зрения.
Расстройства, лежащие в основе висцеральных и метаболических нарушений и расстройств питания обширны, однако функциональные последствия их более ограничены и проявляются в виде нарушений функции кардиореспираторной системы и кардиореспираторных аномалий, нарушений пищеварительных функций, функции печени, мочевой, репродуктивной, кроветворной и иммунной систем, метаболической и ферментной функций.
К двигательным нарушениям относятся нарушения двигательных функций головы, туловища, конечностей, отсутствие и снижение произвольной подвижности и мышечной силы конечностей.
Уродующие нарушения это уродующие нарушения лица, головы, туловища, наружных половых органов; нарушения, возникающие вследствие заболеваний кожи и подкожной клетчатки; аномальные отверстия пищеварительного тракта и др.
Нарушения, связанные с причинами общего характера включают нарушения размеров и массы тела, нарушения чувствительности, хроническую боль, чрезмерную чувствительность к токсическим и медицинским веществам, другие генерализованные нарушения различного происхождения.
Список литературы
- Андреева О. С, Алешин Д. А., Бублик В. И., Кулагина Е. В. Социальная характеристика семей, имеющих детей-инвалидов / Серия «Медико-социальна экспертиза и реабилитация инвалидов». Вып. 15 // Министерство труда и социального развития РФ. Центральное отраслевое бюро научно-технической пропаганды. М., 2003
- Бюллетень ООН. Октябрь-ноябрь 2006, № 5, с. 4−5
- Бюллетень ООН. Ранняя помощь детям с особенностями развития. Май-июнь 2006, № 3. С. 4−5
- Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
- Конституция РФ. -- М., 1993.
- Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. 2004. — № 1. С. 9.
- Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами // Социологические исследования. 2004. № 6. — 0,38 п.л.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЭРСЭ, 2002. 192 с.
- Кулагина Е.В. Проблемы воспитания и ухода за детьми-инвалидами // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни: государственное регулирование и социальное партнерство». Тезисы. Москва 2003.
- Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. 192 с.
- Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. -- М., 2002
- Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. № 3.
- О положении семей в Российской Федерации 1994--1996 гг. -- М., 1998.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М., 2002.
- Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. 2003. № 1. С. 33−34.
- Селевко Т.К., Селевко Л. Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. 2002. — № 4. С. 140−142.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, А. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стериотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002, — 400 с.
- Холостова Е. И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. 340 с.