Шекспиру дорога была его Англия. Родившийся в самом ее сердце, в старинном Стратфорде, среди пологих холмов Уорикшира, он умел передать в пьесах спокойную красоту английской природы, плавность и чистоту ее линий. В его творениях живет дух британских «зеленых лугов», которые встают перед взором умирающего Фальстафа. Даже в тех пьесах, действие которых происходит в иных странах, нельзя не чувствовать присутствие «старой веселой Англии», недаром в комедии «Два веронца» итальянские разбойики клянутся «плешью старого монаха из удалой ватаги Робин Гуда», а афинский лес населен существами из английских сказок.
Однако Шекспир жил в эпоху, мало располагавшую к патриархальной идиллии и душевному провинциализму. Не случайно он еще в молодости покинул свой Стратфорд — вероятно, вместе с какой-нибудь бродячей труппой и вернулся на родину лишь незадолго до смерти. Его, без сомнения, вела та жажда увидеть и завоевать большой мир, та неудержимая страсть к самоутверждению, которая владела людьми его времени. Исторический поворот эпохи Возрождения стремительно расширил духовные горизонты европейцев, открыл их пораженным взорам новую вселенную, мир огромный, бездонный, таинственный, поле действия свободного и сильного человека. Этот «дивный новый мир» встает перед нами в произведениях Шекспира.
І. Театр и Шекспир
Уильям Шекспир был бы, вероятно, крайне изумлен, узнав, что о нем помнят спустя четыре с лишним века после его рождения. Вряд ли он мог предполагать, что его пьесы переживут свое время. Скорее, он надеялся остаться в памяти потомства как стихотворец, автор сонетов и поэм. «Не глыба камня, не могильный крест — мне памятником будут эти строчки» так звучат в переводе С. Маршака слова сонета 74. Едва ли Шекспир мог сказать что-либо подобное о «Гамлете» или «Буре».
В шекспировскую эпоху произведения драматических авторов традиционно считались принадлежащими театру ;