Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование стратегического развития социально-трудового потенциала региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди субъектов РФ Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) с его геополитическим значением и уникальными природными ресурсами занимает особое место, является ведущим регионом в хозяйственном комплексе страны. Округ обладает высоким производственным, природно-ресурсным, инвестиционным и бюджетно-финансовым потенциалом среди субъектов РФ. При этом параметры, определяющие развитие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические положения формирования и регули- 10 рования социально-трудового потенциала региона
    • 1. 1. Теоретические аспекты социально-трудового потенциала 11 и влияние его развития на качество и уровень жизни населения региона
    • 1. 2. Моделирование стратегического развития социально- 27 трудовым потенциалом в контексте экономического развития территории
    • 1. 3. Принципы построения, структура и инструментарий меха- 37 низма регулирования социально-трудового потенциала региона
  • 2. Развитие социально-трудового потенциала ХМАО: тенденции 45 и приоритеты
    • 2. 1. Характеристика социально-трудового потенциала террито- 46 рии и эффективность методов его регулирования
    • 2. 2. Выявление социально-трудовых проблем развития региона и определение условий улучшения жизнедеятельности населения
    • 2. 3. Стратегический анализ социально-экономического развития отраслей региона
    • 2. 4. Сценарное прогнозирование трудовых ресурсов ХМАО
  • 3. Обоснование средств регулирования развития социально- 105 трудового потенциала в условиях пассивной диверсификации экономики региона
    • 3. 1. Выбор стратегии развития и разработка методов механизма 106 регулирования потоков трудовых ресурсов территории
    • 3. 2. Формирование условий инфраструктурного обеспечения 131 реализации стратегии кадровой дифференциации социально-трудового потенциала региона
    • 3. 3. Влияние регулирования социально-трудового потенциала на 145 обеспечение устойчивого повышения качества и уровня жизни населения

Регулирование стратегического развития социально-трудового потенциала региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Движение России к новому жизнеустройству требует социальной переориентации экономических преобразований на макрои мезоуропнях. Единственно приемлемой нормой регионального бытия должна стать ориентация на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным развитием социально-экономического потенциала территории. Личностный фактор ее производительных сил должен быть определяющим критерием при формировании и реализации механизма регулирования стратегического развития социально-трудовой сферы.

Среди субъектов РФ Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) с его геополитическим значением и уникальными природными ресурсами занимает особое место, является ведущим регионом в хозяйственном комплексе страны. Округ обладает высоким производственным, природно-ресурсным, инвестиционным и бюджетно-финансовым потенциалом среди субъектов РФ. При этом параметры, определяющие развитие социально-трудового потенциала, такие, как уровень развития социальной инфраструктуры, обеспеченность жильем населения, ввод в действие социально-культурных объектов, численность населения с высшим образованием, несмотря на высокую заработную плату в среднем по округу, бюджетную обеспеченность на одного жителя в регионе, остаются ниже общероссийских. Имеет место сильная дифференциация уровня оплаты труда в пределах одного района, высокая величина прожиточного минимума, проблема выживания коренных малочисленных народов Севера. Отставание в социальной инфраструктуре явилось следствием реализации остаточного принципа распределения ресурсов, так как приоритеты отдавались производству, активному освоению нефтегазовых месторождений. Использование трудои ресурсоемких технологий повлекло излишнюю концентрацию населения в отдельных городах и привело к отставанию инфраструктуры жизнеобеспечения. Тем не менее в период развития нефтедобычи на объекты социального значения расходовалось 12−13% от общего объема капитальных вложений, в последние годы эта доля снизилась до 1−2%.

Нефтегазовый сектор в ближайшее десятилетие сохранит первостепенное значение не только для округа, но и для России в целом. Однако для повышения конкурентоспособности нефтяных компаний на первый план выходят аспекты роста производительности труда. Следствием этого станет увольнение персонала. Будут иметь место масштабные сокращения-до 30% занятыхс нефтегазодобывающих предприятий в течение 10−15 лет и возникновение предпосылок социальной нестабильности в округе.

Для нивелирования последнего необходимы совместные действия властей на федеральном, региональном уровнях и представителей бизнеса. В определенной мере решить проблему высвобождаемых работников можно за счет постепенной диверсификации экономики ХМЛО, обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, и формирования на перспективу ее нового базиса. Интеграция востребованных природных и квалифицированных трудовых ресурсов, имеющейся инфраструктурной и технологической базы, благоприятного инвестиционного климата должна быть направлена на резкое увеличение вклада северного региона в решение задачи удвоения национальной экономики.

Актуальность обозначенной проблемы регулирования социально-трудового потенциала, необходимость углубленного изучения отдельных ее аспектов во взаимосвязи с экономикой региона, а также возросшая значимость теоретических и практических вопросов стратегического управления трудовыми ресурсами и потребность в новых инструментах активизации развития жизнеобеспечения обусловили выбор автором темы диссертационной работы, постановку цели и основных задач исследования.

Научная разработанность проблемы. Применительно к исследованиям в области социально-трудовых отношений необходимо отметить таких авторов, как В. В. Адамчук, Б. С. Бурыхин, Г. Веттерберг, В. А. Гага, П. В. Журавлев, А. Я. Кибанов, X. Ламперт, Ю. Г. Одегов, Ю. М. Остапенко, А. С. Панкратов, О. В. Ромашев, А. А. Сарабский, Г. Э. Слезингер, М. Е. Сорокина, JI.JI. Тонышева, Дж. Шелдрейк, Р. Дж. Эренберг. В то же время нет единого подхода к определению понятия и структуры социально-трудового потенциала, моделированию его стратегического развития и регулированию занятости. В рамках исследований территориальноотраслевого развития особый интерес представляют работы В. И. Бутова, М. Х. Газеева, Л. Г. Гранберга, В. Л. Крюкова, В.II. Лексина, В. Н. Лисина, Т. Г. Морозовой, Н. Н. Некрасова, В. В. Пленкиной, С. А. Суспицина, В. Р. Цибульского, Л. И. Татаркина, А. I I. Швецова.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является обоснование направлений стратегического развития социально-трудового потенциала и разработка инструментов регулирования эффективности его использования в условиях постепенной диверсификации экономики региона.

В соответствии с указанной целью в рамках диссертационного исследования поставлены и решаются следующие задачи:

— теоретическая проработка и анализ положений, определяющих понятие, структуру и инструменты регулирования развития социально-трудового потенциала, выявление его роли в обеспечении сбалансированности социально-экономических процессов в регионе;

— уточнение методической базы и проведение оценки социально-трудового потенциала, уровня и качества жизни населения ХМЛО, установление причин и факторов, обусловливающих необходимость регулирования его стратегического развития;

— научное обоснование возможных стратегий социально-трудового потенциала региона и выбор приоритетной из них в контексте экономического развития территории на среднеи долгосрочную перспективу;

— систематизация методической базы и разработка алгоритма прогнозирования трудовых ресурсов с использованием инструментов сценарного подхода;

— построение многовариантных прогнозов развития трудовых ресурсов региона с учетом изменения отраслевой структуры экономики;

— разработка механизма регулирования потоков трудовых ресурсов и определение социально-экономических последствий его реализации.

Объектом исследования выступает социально-трудовой потенциал региона.

Предметом исследования является механизм регулирования социально-трудового потенциала, направленный на обеспечение сбалансированности, устойчивого развития и социальной ориентации региональной системы.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В исследовании широко использованы труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда и менеджмента. Исследования проводились с использованием методов системного и логического анализа, сравнения и обобщения. В процессе прикладных исследований использованы инструментарии мониторинга социально-экономических процессов, методы статистического, факторного, сравнительного анализа и прогнозирования сложных систем.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05- Экономика и управление народным хозяйством: экономика труда (и.8.12. Регулирование социально-трудовых отношений — федеральный, региональный, муниципальный и корпоративный аспектыактивное влияние социально-трудовых отношений на развитие экономики и ее отраслей).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе:

— уточнены подходы к определению социально-трудового потенциала, структурированного по ресурсно-функциональным признакам, как характеристики возможностей устойчивого развития территории в части воспроизводства трудовых ресурсов;

— на основе предложенного интегрального подхода к оценке региональной системы по набору индикаторов в разрезе локальных потенциалов установлена несбалансированность их развития в части трудового, интеллектуально-волевого и социально-инфраструктурного блоков;

— скорректированы методические основы и расширена система показателей для оценки социально-трудового потенциала территории с учетом комплексного подхода к его оценке, на основе которых выявлены тенденции трудовой деятельности и качества жизни населения ХМЛО по этапам его промышленного освоения;

— разработаны подходы к стратегическому управлению социально-трудовым потенциалом в условиях реализации различных стратегий развития территории и определена стратегия кадровой дифференциации как приоритетная для ХМАО на долгосрочный период;

— уточнены методические положения прогнозирования трудовых ресурсов на основе балансовой модели, позволяющей оперативно отслеживать и регулировать процессы их распределенияданы сценарные прогнозы развития трудовых ресурсов ХМАО с учетом выявленных направлений социально-экономического развития территории;

— разработаны принципы формирования механизма и методы регулирования социально-трудового потенциала в части движения трудовых ресурсов в условиях пассивной диверсификации экономики региона и даны рекомендации по улучшению условий социальной инфраструктуры для обеспечения устойчивого повышения уровня и качества жизни населения.

Практическая значимость заключается: в формировании прогнозов трудовых ресурсов на долгосрочную перспективу, которые могут быть использованы при обосновании развития и размещения производительных сил ХМАОв разработке системно увязанных рекомендаций по созданию и реализации механизма регулирования движения трудовых ресурсов на мезоуровне для повышения эффективности региональной экономикив обосновании методов реализации ипотеки в сфере жилищного строительства, направленных на создание условий восстановления трудоспособности работника и социальной стабильности.

Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях по теме диссертации, докладывались на семи науч-но-ирактических конференциях всероссийского и международного рангов, в том числе (г. Тюмень — 1997 г., 2000 г., 2003 г., г. Санкт-Петербург -2000г., г. Пенза — 2002 г., 2003 г., г. Сургут — 2000 г.). Положения диссертации используются в учебном процессе при подготовке специалистов экономического профиля в Тюменском государственном нефтегазовом университете. В частности, в лекционных курсах, при проведении практических занятий по дисциплинам «Экономика и социология труда», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Политика доходов и заработной платы», «Региональная экономика».

Разработанные автором прогнозы развития трудовых ресурсов и предложения по регулированию трудовых потоков территории использовались Департаментом федеральной государственной службы занятости по ХМАО при разработке программы «Содействие занятости населения на 2004;2006гг.».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 17 работ общим объемом 7,2 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании систематизированы и обобщены теоретико-методические подходы к определению содержания и сущностных характеристик СТП. Показана эволюция развития понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «социально-трудовой потенциал», что и позволило уточнить понятие СТП, структурировать его по ресурсно-функциональным признакам. С учетом того, что исследование проводилось на региональном уровне, приведена полемика относительно понятия «регион». По уточненной методике комплексной оценки СЭП выявлена несбалансированность развития в части составляющих частей СТП.

Социально-трудовой потенциал следует рассматривать как возможности устойчивого развития региона в части воспроизводства трудовых ресурсов, обладающих определенными способностями, знаниями, навыками, квалификацией и т. д., которые они могут реализовать при наличии определенных социально-инфраструктурных условий. Социально-трудовой потенциал предлагается структурировать по ресурсно-функциональным признакам, выделив трудовой, интеллектуально-волевой и социально-инфраструктурный. Демографический потенциал является базовым ресурсным блоком.

На основе упорядоченной системы показателей, отражающих основные содержательные характеристики локальных блоков, были построены индикаторы (нормированные показатели), положенные в основу интегральной оценки сбалансированности социально-экономического потенциала ХМАО, было установлено, что при высоких оценках природно-ресурсного, производственного, бюджетно-финансового, инвестиционного потенциалов (на уровне 1,5) трудовой потенциал имеет уровень развития 1,2, а социально-инфраструктурный и интеллектуально-волевой — 0,8 (при максимальной величине -2,0). Исходя из определенных задач и принципов проведения социально-экономического мониторинга была скорректирована методическая база для оценки развития СТП. Конкретизированы показатели для выявления тенденций и закономерностей трудовой деятельности во взаимосвязи с этапами промышленного освоения нефтегазодобывающего региона, который показал отставание в части трудового (увеличение возраста трудоспособного населения, отток молодежи), интеллектуально-волевого (отставание доли населения имеющего высшее образование по сравнению с общероссийским значением) и особенно социально-инфраструктурного (высокая дифференциация доходов, низкий уровень строительства жилья и социально-культурных объектов и др.).

Развитие социально-трудового потенциала непосредственно связано с изменением уровня и качества жизни. После обобщения различных подходов к категории было предложено дополнить используемые при расчетах частные показатели, ориентированные в основном на оценку уровня доходов, занятости населения, параметрами, характеризующими структуру расходов, условия жизни и труда, социальную защищенность. Рекомендуемая аналитическая матрица состоит из набора индикаторов, сгруппированных по пяти блокам: занятость населения, распределение доходов, потребление и расходы, условия жизнедеятельности, социальная защита и пяти оценочных показателей уровня качества жизни от очень низкого до очень высокого. По данному подходу было установлено, что в ХМЛО структура потребления и расходов населения, условия жизнедеятельности и степени социальной защиты ниже среднего уровня. То есть жители ХМЛО имея высокие доходы, «проедают» их в зимний период или тратят во время отпуска. Также не созданы в полной мере условия для проведения досуга и рекреации населения и пр.

Личностный фактор производительных сил должен быть определяющим критерием при формировании и реализации механизма регулирования стратегического развития социально-трудовой сферы. Для этого целесообразно конкретизировать приоритетные направления развития экономики региона. На основе многофакторного стратегического анализа социально-экономического состояния и предлагаемого матричного метода, основу которого составляют два параметра (темп роста экономики региона и его отраслевая структура), установлено, что стратегиями территориального развития являются: стратегия специализациистратегия диверсификациистратегия рационализациистратегия выживания.

В диссертации формирование стратегии развития социально-трудового потенциала базируется на матричном методе, в основу которого взяты два фактора: темп роста экономики и уровень развития социально-трудового потенциала. Автором предлагается четыре стратегии развития социально-трудового потенциала: стратегия насыщения кадрами, стратегия кадровой дифференциации, стратегия сохранения кадрового ядра — оптимизация численного и качественного состава работников и воспроизводство рабочей силы традиционных для региона отраслей, стратегия сокращения рабочей силы.

Следуя вышеизложенному, можно заключить, что для ХМАО до настоящего времени была характерной стратегия специализации с соответствующей ей стратегией насыщения кадрами. Для выбора стратегии управления социально-трудовым потенциалом ХМАО на краткосрочный и долгосрочный период в диссертации был использован метод анализа иерархий, который с вероятностью 0,64 позволил определить на период с 2005 г. по 2010 г. в качестве приоритетной стратегию кадровой дифференциации.

Для реализации различных стратегий была разработана модель управления трудовыми ресурсами по стадиям их воспроизводства, позволяющая установить адекватные условиям среды требования к выбору инструментов регулирования развития и эффективного использования социально-трудового потенциала. При этом автор придерживается следующей последовательности стадий воспроизводства трудовых ресурсов: формирование, распределение (рассматривается как первичное), обмен (прослеживается как перераспределение) и использование, которые заложены в вышеуказанную модель.

Выбор инструментов регулирования развития социально-трудового потенциала, адекватных условиям внешней и внутренней среды, требует знания количества трудовых ресурсов и их квалификационных характеристик. В качестве методического инструментария прогноза трудовых ресурсов был выбран балансовый метод, с авторской корректировкой, заключающийся во включении в модель процессов распределения и обмена рабочей силы, учитывающих возможность их трудоустройства с учетом изменения отраслевой структуры. Сценарными факторами прогноза являются: демографические изменения, динамика экономической ситуации в регионе, тенденции социально-инфраструктурного обеспечения и кадровая политика предприятий. Прогноз произведен по трем вариантам (пессимистический, оптимистический и наиболее реальный).

К основным характеристикам полученного автором прогноза (наиболее реальный вариант) относятся следующие:

— процессы диверсификации экономики потребуют изменения профессиональной структуры трудового потенциалак 2010 г. увеличится потребность в кадрах для лесной деревообрабатывающей промышленности на 10%;

— следствием структурной перестройки экономики региона станет необходимость совершенствования образовательной структуры трудового потенциала и роста к 2010 г. потребности в персонале, имеющим высшее образование — до 58%, среднеспециальное — до 26%.

В основе предлагаемой модели механизма регулирования потоками трудовых ресурсов как части механизма управления социально-трудовым потенциалом лежит комплексно-интегративный подход, позволяющий осуществлять выбор и реализацию решений с позиций рациональной миграции, обеспечения занятости населения, образовательной деятельности и проведения кадровой политики предприятий региона, обеспечивая взаимное согласование и интеграцию.

Реализация механизма регулирования потоками трудовых ресурсов требует создания единой информационной службы, формирующей банк данных о вакансиях по профессиям и специальностям в данный момент времени и будущем, возможностях повышения квалификации и существующих потребностях в переподготовке или других формах профессионального обучения, востребованность в которых определяется из составления внешних и внутренних рынков труда. Имеющуюся информацию можно использовать для эффективной реакции на происходящие трансформации в социально-трудовой сфере округа. При этом должны быть обновлены методы регулирования инфраструктуры жизнеобеспечения. Если исходить из имеющегося прогноза социально-экономического развития ХМАО до 2005 г. в части, касающейся социальной инфраструктуры, то средняя обеспеченность населения останется на низком уровне. Рост инвестиций в социальное развитие в округе планируется на уровне 5−7%. Учитывая, что коэффициент износа основных фондов составляет 0,35, то требуется активное обновление материально-технической базы.

В этих условиях необходимо искать пути более быстрого решения социальных проблем, в частности, внедрения и постепенного расширения масштабов ипотеки. Реализация ипотечного кредитования в регионе возможна при использовании различных подходов: системы стройсбережений и жилищных сберегательных программмуниципальных жилищных облигацийрегиональных программ с использованием ресурсов местных бюджетовссуд на приобретение жилья предприятиями своим сотрудникам.

Как показывает проведенный расчет, ипотечным кредитованием в регионе может воспользоваться 15% населения ХМАО с доходами примерно 35 тыс. руб. в месяц. Реализация предложений приведет к повышению обеспеченности населения благоустроенным жильем. В результате этих действий произойдет увеличение занятости трудовых ресурсов в экономике округа (вследствие роста жилищного строительства) и формирование социальной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям.

Наличие достаточного количества трудовых ресурсов как составляющей производительных сил ХМАО при рациональном их использовании в условиях пассивной диверсификации экономики региона будет являться одной из предпосылок территориального развития. Такой режим функционирования региональных систем ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную сбалансированным, устойчивым воспроизводством социально-трудового потенциала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Подовалова Р. Я. Политика доходов и заработная плата: Учебное пособие Новосибирск: НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 1999. -224с.
  2. К.Х., Одегов Ю. Г. Управление трудовым потенциалом в условиях регулируемой рыночной экономики. Ташкент: Мехнат, 1991.
  3. Т. Статистическое изучение дифференциации доходов // Вопросы статистики. 1997. — № 2.
  4. В.В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. М.: Финстатинформ, 1999.
  5. В.В., Ромашев О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999
  6. А.Г., Гретченко А. И. Рынок труда и профессиональное образование. -М.: Изд-во Рос.эконом.акад., 1998.
  7. Г. А. Социальные аспекты экономической реформы в России. -М.:ТЕИС, 1998.
  8. Н.В., Гамукин В. В., Свинцова А. П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный. М.: Издательство ИПО Профиздат, 2001с. — 416с.
  9. Бедность: российский вариант // Социальное обеспечение. 1996. -№ 6.
  10. Ю.Белимов В. Северное просветление // Эксперт-Урал. 2003. — № 4. — С. 16−18.
  11. П.Бильчак B.C., Захаров Р. Ф. Региональная экономика. Калининград: Экономика, 1998.-245с.
  12. В., Мстиславский П., Смирнов В. Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения // Экономист. -1996.-№ 12.
  13. В.Н. и др. Качество жизни: концепция и измерение. М.: Экономика, 1998.
  14. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России.-М.: ВЦУЖ, 1995.
  15. В.Н. Система потребительских бюджетов и возможности ееиспользования в социальной политике. Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ.-2000 — № 7−8. — С. 38.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. A.M. Азрилияна.-2-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997.-864 с.
  17. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. М.:ЮНИТИ, 2001. — 448с.
  18. В.А. Нефть и газ Западной Сибири. Экономика и социальные проблемы. — Екатеринбург: Издательство «Баско», 2001. 70с.
  19. В.А. Север Западной Сибири на рубеже третьего тысячелетия. Екатеринбург: Издательство «Баско», 2001.
  20. Д.И., Кваша А. Я. Основы демографии. М.: Экономист, 1997.
  21. Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. М.: Ad. Marginem, 1999. — 306с.
  22. Н.А., Марголин A.M., Половинки" П.Д. Экономические функции института государственной службы и механизм их реализации в рыночных условиях. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  23. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость. Мотивационный аспект. М.: Экономика, 1994.
  24. Г., Мигранов JI., Римашевская Н. Вопросы методики дифференциации доходов населения // Вопросы статистики. 1996. — № 2.
  25. Г., Мигранов JI., Римашевская Н. Вопросы методики дифференциации доходов населения // Вопросы статистики. 1997. — № 2.
  26. Гарсия-Исер М.Х., Голодец О. Ю., Смирнов С. Н. Критические явления на региональных рынках труда. М.: Янус, 1996.
  27. .М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. — 338с.
  28. .М. Эффективность труда и качество жизни. СПб.: ГИЭА, 1997.
  29. В., Липпольд Д. Оборот рабочей силы в России: основные тенденции, отраслевая специфика // Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Малевой. М.: Московский Центр Карнеги, 1998.
  30. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. Ред.кол.: Е. В. Охотский и др. Изд-во РАГС, 1996.
  31. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Изд-во Кодекс, 1996.
  32. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  33. А. Г. Суспицин С.А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. М.: Наука, 1988
  34. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. — М.: Финансы и статистика, 2001. 176с.
  35. Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению // Экономист. 1997. — № 1. — С. 4−10.
  36. В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. 1994. — № 2−3.
  37. И. Разработка и использование социальных нормативов // Экономист. 1999. — № 4.-С. 12−18.
  38. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Издательство «Экзамен», 1999. -512с.
  39. Закон Российской Федерации «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июня 1998 года 102-ФЗ.
  40. Закон РФ «О занятости населения в РФ» (ред. от 17.07.1999 г.)от 19 апреля 1991 г. № 1031−1 // Российская газета. 1996. — № 84.
  41. В.В. Ипотечное кредитование. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001.
  42. В.В., Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 718с.
  43. В.Н., Безденежных Т. И. Управление занятостью на местном уровне: Учебное пособие. — М.: Финасы и статистика, 2002.
  44. С.Д., Журавлева В. Н., Козлова JI.JI. и др. Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой М.: Юнити, 1998.-271 с.
  45. А. Управление рынком труда в нестабильной экономике //
  46. Проблемы теории и практики управления. 1996. — Л'и б — с. 32−36.
  47. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 309 с.
  48. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. М.: Финстатинформ., 1998.
  49. Н. П. Овчинников В.Н. Региональная экономика. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов на Дону: Экономика, 1996. — 359с.
  50. Кодекс законов о труде Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 декабря 1996 года. -М.: Инфра-М-НОРМА, 1997.
  51. Л. Есть ли жизнь после нефти // Эксперт-Урал. 2002. -№ 24(59). — С. 25−24.
  52. Л., Власенко Т., Гульчачак X, Степанов И., Добровольский Исключительный продукт. // Эксперт-Урал. 2003. — № 18.-С.24−29
  53. С.С., Колобова B.C. Жилищное ипотечное кредитование: состояние и перспективы развития. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2002. ай 53. Колоссовский Н. Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.
  54. М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. — М.: ИЧП „Издательство Магистр“, 1998.
  55. А.Э., Суслов В. И., Брехунцов A.M., Левинзон И. Л., Кор-жубаев А.Г., Харитонова В. Н., Чурашев В. Н. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа. // Регион: экономика и социология. 2003. — № 3. — С. 3−39.
  56. В.Г. Прогноз занятости населения: методологические основы. -М.: Экономика, 1979.
  57. Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М.: Изд-во „Экономика“, 1998.
  58. В.А., Кудрявцева Е. В. Основы организации ипотечного кредитования: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1998.
  59. С.А. Альтернативные стратегии социально-экономическогоМразвития //Экономист. 1998. — Л"Ь9. — С. 12−18
  60. С.А. Занятость: стратегия России. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-304с.
  61. С.А. Эффективная занятость населения. М.: Экономика, 1990.- 145с.
  62. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993.
  63. В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  64. В.В., Швецов муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика. М.: УРСС, 2000
  65. В.Н., Швецов А. Н. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Вопросы экономики. 1999.т.
  66. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УССР, 2003.-368с.
  67. Д. „Что делать“. // Эксперт-Урал. 2002. — ЛЪ25.- С.9−12.
  68. Д.С. Экономика развития. М.: изд-во „Экзамен“, 2002. — 512с.
  69. Т.П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие. М.: „Издательство ПРИОР“, 2001.-272с.
  70. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики. — 1999. -№ 9.-С. 12−19.
  71. А.С., Новоселова А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/ НГА ЭиУ. М.: ОАО „Издательство „Экономика““, 1998.- 192с.
  72. И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. -М.: Экономика, 1990.
  73. В.М. Демография: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. — 544с.
  74. Межрегиональные балансы в анализе территориальных пропорций СССР. Новосибирск: Наука, 1975.
  75. С. Социальные выплаты и льготы в РФ: распределение по группам с различным уровнем дохода // Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  76. Т.Г. Региональная экономика. М.:. ЮНИТИ, 2002.
  77. М. Анализ дифференциации доходов и качество жизни населения // Экономист. 1997. — № 1. — С. 12−18.
  78. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / под ред. J1.B. Иванова. СПб.: Экономика, 1998.
  79. Н.Н. Региональная экономика М.: Экономика, 1978.
  80. А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. — 1998.8
  81. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  82. Нягонь: жизнь после нефти // Аргументы и факты в Западной Сибири. 2003.- № 31. — С.5.
  83. О концепции энергетической политики России до 2020 г.// Известия. -21.05.2003г.
  84. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010 года.- М.: Госкомстат России, 1997.
  85. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для вузов. М.: Финстатинформ, 1997. — 878 с.
  86. Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению РФ на 1999−2000гг.//Человек и труд. 1997. — № 4. — С. 23−28.165
  87. Ю.М. Экономика и социология труда. М.: Инфра-М, 2001.
  88. Ю.М. Экономика труда. М.: Инфра-м, 2002.
  89. А.С. Трудовой потенциал: социально-экономические аспекты управления процессов его воспроизводства // Вестник МГУ Социология и политология 2000. — № 3. — С. 13−23.
  90. В. Расслабляться на Крайнем Севере нельзя // Тюменские известия. 2003 .-№ 127(17 июля). — С. 3.
  91. О.А. Социальная политика: цели, приоритеты и система показателей на международном и национальном уровне // Труд за рубежом. 1995. — № 1.-С. 13−15.
  92. Политика доходов и качества жизни населения / Под ред. Н. А. Горелова. СПб.: Питер, 2003.
  93. В.Н., Татаркин А. И. О социально-экономической политике горнорудного профиля // Российский уголь. 2001. — № 3. — С.35−45.
  94. Проблемы системной организации территориальных и хозяйственных отношений. М.: УРСС, 1998. 192с.
  95. О.М. Сравнительная оценка социально-экономических потенциалов субъектов Федерации Дальнего Востока. // Регион: экономика и социология. -2000. № 2. — С. 146−155.
  96. Размещение производительных сил / Под ред. В. В. Кистанова, Н. В. Копылова. М.: Экономика, 1994.
  97. .В. Концепция социальной политики для современной России. М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000.
  98. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, м.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002.- 686с.
  99. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  100. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей / И. А. Родионова. М.: Издательство „Экзамен“, 2003.-384с.
  101. С.В. Минимальный потребительский бюджет основа систем социальной защиты. — М.: Экономист, 1992.
  102. О.В. Кризис труда и задачи профсоюзов // Труд и социальные отношения. 2002. — № 4. — С. 23−28.
  103. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда: Учебное пособие / Под ред. проф. А. И. Рофе. М.: Издательство „МИК“, 1998 г. — 160 с.
  104. А.И., Стрейко В. Т., Збышко Б. Г. Экономика труда: Учебник для вузов.-М.: МИК, 2000.
  105. А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983.
  106. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. / Под ред. Н. А. Волгина. М.: ИИД „Филинъ“, 1999.
  107. Рынок труда: Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф. Н. А. Волгина. М.: „Экзамен“, 2000.
  108. Ш. Савченко П., Федоров М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России // Вопросы экономики. 2001 .-№ 6. — С.66−72
  109. М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной политики / Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 4.-С. 113−124.
  110. А. Механизм управления процессом создания рабочих мест. // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 5. — С. 24−27.
  111. М., Пыхова И., Деменев А. Региональная экономика и закономерности развития. М.: Экономика, 1985. — 354с.
  112. Е.Е., Цветков В. П. Интегральная оценка меры социально-экономического благополучия российских городов: новая методика и результаты ее применения // Российский экономический журнал. 2003. -№ 5.-С. 39−46.
  113. Г. Э. Социальная экономика: Учебник. М.: Издательство „Дело и Сервис“, 2001. — 368 с.
  114. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996, — 336с.
  115. В.В., Лукина З. П. Ипотечное жилищное кредитование. М.: ИД „Аудитор“, 1999.167
  116. Социальная политика: Учебник. / Под общей редакцией Н. А. Волгина. М.: Издательство „Экзамен“, 2002. — 736с.
  117. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. Авторский коллектив- под общей редакцией Акимова А. К., Волгина Н. А. М.: Молодая гвардия, 1996.
  118. Стратегия занятости / Под ред. Л. С. Чижовой. М.: Экономика, 1990.
  119. Стрижкова J1.B. Златоверховникова Т. С. Регионы России: качество жизни. М.: Экономист, 1992.
  120. Л. А. Сыроватская Л.А. М.: Высшая школа, 1995.
  121. А.И., Перевалов Ю. В. Уральский регион как источник развития экономики России. // Российский уголь. 2002 — JS"5. — С. 15−19.
  122. Д. Отсутствующий элемент // Эксперт-Урал. — 2003. № 4. -С. 16−18.
  123. Л.Л. Поведение хозяйственной системы в условиях социально-экономических преобразований. Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. — 223 с.
  124. Л.Л. Развитие управления корпоративными образованиями в нефтяном предпринимательстве. Тюмень: ТюмГНГУ, 2001. -447с.ф 128. Трудовой потенциал в системе управления производством / Под ред. Панкратова А. С. М.: Моск. уни-т, 1983.
  125. Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-м, 1997.
  126. Уровень жизни и доходы населения // Экономист. 1998.
  127. Федеральный закон „О государственной социальной помощи“ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ К Российская газета. 1999. — Л» 142.
  128. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 // собрание законодательства РФ. 1998. — № 43
  129. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Экономика, 1998.
  130. А. «Мы ничего не делаем в отрыве от бизнеса» // Эксперт-Урал. 2003 г. — № 4. — с. 21−23.
  131. Н.И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 399с.
  132. Н.А. Экономика недвижимости: Учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс. 2002. 320с.
  133. Экономика и социология труда / Под ред. проф. Сарабского А. А. -М.:. УрГЭУ, 2001
  134. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: «Экзамен», 2002. — 736с.
  135. Экономические проблемы развития городов России. // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 2- С.55−61.
  136. Эксперт-200: Ежегодный рейтинг крупнейших компаний России // Эксперт.- 2002. -№ 38.-С. 10−32.
  137. Р.ДЖ., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  138. Р., Мамонтова Т. Политика доходов и социальная защита населения. // Российский экономический журнал. 1992. — № 5. — с.25−28.
  139. Castles Frencis G/ Fornyelse I offentlig politik en internationell jam-forelse/ - Stockholm: SNS forlag, 2000/
  140. Stair G., Evans P., Shulman L. Competing on Capabilities: The New Rules of Corporate Strategy. Harvard Business Review, March-April, 1992.
  141. Teece D., Pisano G., Shuen A. Dynamic Capalilies and Strategic Management. Strategic Management Journal, Vol. 18, 1997.
  142. B.A. Источники финансирования развития и реализации человеческого капитала на Севере Западной Сибири //littp://neurnews/iu4/bmstu/ru/book/finance/articlel/htm
  143. Методика ранжирования регионов //www.pfo.ru
  144. Пилотные программы по введению адресной социальной поддержки малоимущих семей в Республики Коми, Воронежской и Волгоградской областях //http://www.toracentre.runn fin2. htm
  145. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // www.eriras.ru
  146. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. // www.demoscope.ru
  147. Концепция социально-экономического развития Ханты-мансийского автономного округа до 2005 г.// www.admhmao.ru
Заполнить форму текущей работой