Ситуация успеха как средство развития личности ребёнка
Подобный прием можно применять в случаях, когда есть надежда, что искренне обращение взрослого человека к лучшим чувствам ребенка вызовет понимание и породит ответный оклик. Его применение это конечно дело тех-ники, опыта, интуиции и культуры родителя либо воспитателя. Здесь нужен е точный расчет, а так же правильное прогнозирование возможных реакций. Отрепетированные ситуации, при которых… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Применение ситуаций успеха как средства развития личности ребен-ка
- 1. 1. Создание ситуации успеха как элемент развития лично-сти
- 1. 2. Теоретические основы создания ситуаций успеха
- Глава II. Ситуация успеха и ее классификация
- 2. 1. Неожиданная радость
- 2. 2. Общая радость
- 2. 3. Радость познания
- Глава III. Практические приемы
- 3. 1. Прием Ожидание лучших результатов
- 3. 2. Эмоциональное поглаживание
- Заключение
- Список используемой литературы
Для того, чтобы научился быть уверенным и адекватным в своих дейст-виях и поступках, ему будучи еще ребенком необходимо пройти этапы раз-вития. Одним из элементов развития, где ребенок может научиться ставить пред собой цель и стремиться выполнить ее, являются такое образовательное учреждение как школа. Хотя порой некоторые дети не стремятся увеличить свой багаж знаний и являются пассивными на уроках. Все зависит от того что какие методы его сопровождают во время учебы. Ведь сам ребенок желает получить от школы признания и уважения его как личности как в глазах учи-телей, так и одноклассников. Одним из самых главных в этом представляется «победки» на пути развивающегося ребенка, так как получаемый успех будет способствовать интерес ученика в учении. Таким образом методы применяе-мые при развитии ребенка должны способствовать возникновению интереса у ребенка к изучению окружающего мира. К сожалению, всего лишь одно не-аккуратное слово, один неосторожный шаг человека помогающего ему раз-виваться влекут потерю доверия у ребенка.
Основной целью данной курсовой работы определяется исследование педагогических навыков в создании у ребенка интереса к развитию, следова-тельно это поспособствует чувству уверенности в себе, как в школе, так и в социуме. Роль объекта играет само создание ситуации успеха в процессе раз-вития ребенка.
Предмет исследования: формирование ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, воздействующего на становление познавательного интереса ребенка.
Глава I. Применение ситуаций успеха как средства развития личности ребенка:
1.1 Создание ситуации успеха как элемент развития личности.
Основным из всех принципов в воспитательно-образовательном процессе в данный момент является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что же включает в себя понятие «гуманизация воспитательно-образовательной системы»?
При всех различиях в подходах и трактовках многие исследователи еди-ны во мнении, что гуманизация воспитательно-образовательного процесса предполагает создание условий, которые должны быть направлены на более широкое как раскрытие, так и развитие способностей ребенка школьного возраста, его позитивную самореализацию. Данная направленность обяза-тельно должна быть основана на уважении, вере в ребенка и выражена с це-лью школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средст-вах, и что не менее важно, в характере взаимодействия всех членов школь-ного коллектива .
Всю свою гуманистическую направленность образование реализовывает при помощи двух социальных функций: во-первых, оно подготавливает рас-тущего человека для выполнения самых разнообразных социальных ролей и второе, параллельно с первым оно формирует способность ребенка менять как самого себя, так и свое бытие.
Все влияния внешнего мира или способствуют, или подавляют и разру-шают гуманистический потенциал образования. Так, общество со своей аб-солютизацией контроля над всеми сферами человеческой активности и навя-зыванием человеку определенного образа, как мысли, так и поведения, по-степенно превращает сферу образования в главный фактор пассивной адап-тации человеческой личности к ныне действующим общественным нормам. В советской школе все образование на словах было связано с формированием всесторонне и гармонически развитой личности. На деле же образование в советские времена было абсолтно идеологизированным и технократиче-ским.
Нынешнее демократическое общество, позволяет образованию реализо-вывать свой гуманистический потенциал, оно помогает создавать соответст-вующие условия для его развития и обогащения, выводя в первую строку, развивающую и «человекообразующую» функцию, не «отменяя», а дополняя и качественно преобразовывая адаптивную функцию. Данное направление воспитания и образования, выражено в демократичности всей образователь-но-воспитательной системы в отношениях с другими общественными инсти-тутами, а так же в тесном сотрудничестве между другими участниками все-го учебно-воспитательного процесса, терпимости к отличным точкам зре-ния, а так же признания в качестве прогрессивных и главенствующих целей личностного развития ребенка, создании ситуации успеха для растущего ре-бенка.
Так, в зависимости от всеобщей реальности происходит развитие одной из двух наиболее общих тенденций в сфере воспитания и образования: либо авторитарно-демократическая, либо гуманистическая. Первая из них полно-стью сориентирована на формирование «адаптивной» личности ребенка. Для данной направленности наиболее характерен упор на преподаваемые «исти-ны», на оценивание и контроль. Основным источником знания становиться в основном педагог, а показателем успешности ребенка его исполнитель-ность и дисциплина. Главным ориентиром для педагога является тот объем обязательных знаний, который должен быть усвоен каждым обучающимся. Вторая тенденция делает свой упор на целостное развитие личности ребенка, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегу-ляции, а так же его более плотном приобщении к универсальным ценностям культуры. Главным инструментом в данной ситуации, является партнерство, наиболее плотная связь с жизнью и социальной средой.
Наиболее плодотворной организация всего учебного процесса, который основан на гуманистический позициях, будет лишь при тесном сотрудниче-стве между учащимися и обучающими. И это при условии, что обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Рассмотрим более подробно данные условия.
В процессе обучения положение воспитателя и ребенка абсолютно не ра-нозначно. Существует связь педагога с ребенком обусловленная целой сис-темой формальных и неформальных отношений и связей, за характер кото-рых педагог несет полную ответственность, как перед обществом, так и пе-ред семьей ребенка, перед самим ребенком, а так же и перед своей совестью. Требуется более плотное общение с ребенком, причем на темы интересные для него, с учетом его пожеланий, потребностей, чтобы наиболее эффективно помочь ему пройти успешно достаточно сложный для ребенка путь личност-ного самоопределения. Взрослый человек, будь то воспитатель, учитель или родители, должен стремиться быть откровенным и открытым с детьми, ста-раясь вселить силы в ребенка, другими словами взрослый и ребенок должны быть в равноправном положении, где откровенность взрослого направляется к воспитаннику, как к человеку. Педагог должен видеть в ребенке индивиду-альную личность, должен признать ее уникальность, неповторимость, неза-менимость, с уважением относиться к мыслям и чувствам детей, а так же признавать их право на свободу выбора. Данными действиями педагог при-знает равенство между собой и ребенком, право на взаимное сотрудничест-во, в каких бы официальных или неофициальных отношениях они не состоя-ли .
Другими словами, равенство это всегда сотрудничество, но далеко не всякое сотрудничество это равенство. Ведь сотрудничество подразумевает, прежде всего, взаимное уважение личностей, желание и готовность помочь в самореализации их возможностей, это оптимальная вера в будущее. Сотруд-ничество невозможно рассматривать лишь как совместную деятельность ли-бо хорошо отлаженное взаимодействие. Смысл сотрудничества состоит главным образом в том чувстве удовлетворения и радости, которую оно при-носит. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятель-ность ребенка. Ожидание радости источник его движения вперед. Без ожи-дания невозможно создание творческой личности. Радость сама по себе не может возникнуть, ее горючим является успех. Непременный и обязатель-ный успех, окрыляющий человека.
Из всего вышесказанного вытекает, что, сотрудничество, как таковое, главнейшее и необходимое условие для личностного самоопределения ре-бенка. В данной ситуации оно наиболее способствет открытию перед деть-ми перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реа-лизации одной из важнейших целей учебно-воспитательного процесса — это способствовать осознанию своих возможностей и приобретению веры в себя.
Тесное и взаимное сотрудничество между учителем и учащимися, кото-рое основано в основном на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
Много разговоров ходило и сейчас говорят о Школе радости В.А. Сухо-млинского. Любопытно, везде ли учащиеся начальных классов с радостью идут в школу сегодня. Проводились экспериментальные исследования по вопросу выявления уровня сформированности положительной мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов. Результаты оказались не-утешительными — из ста учащихся всего 38 с радостью идут в школу. В чем же причина такого нежелания посещать школу? Одной из них является от-сутствие ощущения успеха в учебной деятельности.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989−355.
- Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:"Просвещение", 1983−96
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991−169.
- Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.:"Просвещение", 1991−80.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение", 1991−239.
- Глассер У. Школы без неудачников. М.: «Просвещение», 1991−71.
- Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983−175.
- Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982−175.
- Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.:"Новая школа «, 1993−72.
- Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: „Про-свещение“, 1986−160.
- Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение», 1981−126.
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация ав-торов и издателей «ТАНДЕМ»: «ГОСПЕДАТЕРСТВО», 1997−176.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос», 1995−528.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998−53.
- Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: «Просвеще-ние», 1960−140.
- Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997−50.
- Сухомлинский В.А. Верьте в человека. Киев, 1960−234.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972−254.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988−272.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагоги-ка», 1974−569.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: «Педагогика», 1979−175.
- Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990-№ 11, с.91
- Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999-№ 10, с.31−32.
- Быныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? // Воспита-ние школьников, 1997-№ 2, с. 14.
- Панова Е. И. Взаимоотношения «учитель ученик». // Педагогика, 1998-№ 6, с. 46.
- Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№ 2, с.42−43.
- Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.: «Из-дательство АСТ», 1997−300.
- Учителю о педагогической технике. Под ред. Л. И. Рувинского. М.:"Педагогика", 1987−160.