Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ситуация успеха как средство развития личности ребёнка

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобный прием можно применять в случаях, когда есть надежда, что искренне обращение взрослого человека к лучшим чувствам ребенка вызовет понимание и породит ответный оклик. Его применение это конечно дело тех-ники, опыта, интуиции и культуры родителя либо воспитателя. Здесь нужен е точный расчет, а так же правильное прогнозирование возможных реакций. Отрепетированные ситуации, при которых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Применение ситуаций успеха как средства развития личности ребен-ка
    • 1. 1. Создание ситуации успеха как элемент развития лично-сти
    • 1. 2. Теоретические основы создания ситуаций успеха
  • Глава II. Ситуация успеха и ее классификация
    • 2. 1. Неожиданная радость
    • 2. 2. Общая радость
    • 2. 3. Радость познания
  • Глава III. Практические приемы
    • 3. 1. Прием Ожидание лучших результатов
    • 3. 2. Эмоциональное поглаживание
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Для того, чтобы научился быть уверенным и адекватным в своих дейст-виях и поступках, ему будучи еще ребенком необходимо пройти этапы раз-вития. Одним из элементов развития, где ребенок может научиться ставить пред собой цель и стремиться выполнить ее, являются такое образовательное учреждение как школа. Хотя порой некоторые дети не стремятся увеличить свой багаж знаний и являются пассивными на уроках. Все зависит от того что какие методы его сопровождают во время учебы. Ведь сам ребенок желает получить от школы признания и уважения его как личности как в глазах учи-телей, так и одноклассников. Одним из самых главных в этом представляется «победки» на пути развивающегося ребенка, так как получаемый успех будет способствовать интерес ученика в учении. Таким образом методы применяе-мые при развитии ребенка должны способствовать возникновению интереса у ребенка к изучению окружающего мира. К сожалению, всего лишь одно не-аккуратное слово, один неосторожный шаг человека помогающего ему раз-виваться влекут потерю доверия у ребенка.

Основной целью данной курсовой работы определяется исследование педагогических навыков в создании у ребенка интереса к развитию, следова-тельно это поспособствует чувству уверенности в себе, как в школе, так и в социуме. Роль объекта играет само создание ситуации успеха в процессе раз-вития ребенка.

Предмет исследования: формирование ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, воздействующего на становление познавательного интереса ребенка.

Глава I. Применение ситуаций успеха как средства развития личности ребенка:

1.1 Создание ситуации успеха как элемент развития личности.

Основным из всех принципов в воспитательно-образовательном процессе в данный момент является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что же включает в себя понятие «гуманизация воспитательно-образовательной системы»?

При всех различиях в подходах и трактовках многие исследователи еди-ны во мнении, что гуманизация воспитательно-образовательного процесса предполагает создание условий, которые должны быть направлены на более широкое как раскрытие, так и развитие способностей ребенка школьного возраста, его позитивную самореализацию. Данная направленность обяза-тельно должна быть основана на уважении, вере в ребенка и выражена с це-лью школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средст-вах, и что не менее важно, в характере взаимодействия всех членов школь-ного коллектива .

Всю свою гуманистическую направленность образование реализовывает при помощи двух социальных функций: во-первых, оно подготавливает рас-тущего человека для выполнения самых разнообразных социальных ролей и второе, параллельно с первым оно формирует способность ребенка менять как самого себя, так и свое бытие.

Все влияния внешнего мира или способствуют, или подавляют и разру-шают гуманистический потенциал образования. Так, общество со своей аб-солютизацией контроля над всеми сферами человеческой активности и навя-зыванием человеку определенного образа, как мысли, так и поведения, по-степенно превращает сферу образования в главный фактор пассивной адап-тации человеческой личности к ныне действующим общественным нормам. В советской школе все образование на словах было связано с формированием всесторонне и гармонически развитой личности. На деле же образование в советские времена было абсолтно идеологизированным и технократиче-ским.

Нынешнее демократическое общество, позволяет образованию реализо-вывать свой гуманистический потенциал, оно помогает создавать соответст-вующие условия для его развития и обогащения, выводя в первую строку, развивающую и «человекообразующую» функцию, не «отменяя», а дополняя и качественно преобразовывая адаптивную функцию. Данное направление воспитания и образования, выражено в демократичности всей образователь-но-воспитательной системы в отношениях с другими общественными инсти-тутами, а так же в тесном сотрудничестве между другими участниками все-го учебно-воспитательного процесса, терпимости к отличным точкам зре-ния, а так же признания в качестве прогрессивных и главенствующих целей личностного развития ребенка, создании ситуации успеха для растущего ре-бенка.

Так, в зависимости от всеобщей реальности происходит развитие одной из двух наиболее общих тенденций в сфере воспитания и образования: либо авторитарно-демократическая, либо гуманистическая. Первая из них полно-стью сориентирована на формирование «адаптивной» личности ребенка. Для данной направленности наиболее характерен упор на преподаваемые «исти-ны», на оценивание и контроль. Основным источником знания становиться в основном педагог, а показателем успешности ребенка его исполнитель-ность и дисциплина. Главным ориентиром для педагога является тот объем обязательных знаний, который должен быть усвоен каждым обучающимся. Вторая тенденция делает свой упор на целостное развитие личности ребенка, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегу-ляции, а так же его более плотном приобщении к универсальным ценностям культуры. Главным инструментом в данной ситуации, является партнерство, наиболее плотная связь с жизнью и социальной средой.

Наиболее плодотворной организация всего учебного процесса, который основан на гуманистический позициях, будет лишь при тесном сотрудниче-стве между учащимися и обучающими. И это при условии, что обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Рассмотрим более подробно данные условия.

В процессе обучения положение воспитателя и ребенка абсолютно не ра-нозначно. Существует связь педагога с ребенком обусловленная целой сис-темой формальных и неформальных отношений и связей, за характер кото-рых педагог несет полную ответственность, как перед обществом, так и пе-ред семьей ребенка, перед самим ребенком, а так же и перед своей совестью. Требуется более плотное общение с ребенком, причем на темы интересные для него, с учетом его пожеланий, потребностей, чтобы наиболее эффективно помочь ему пройти успешно достаточно сложный для ребенка путь личност-ного самоопределения. Взрослый человек, будь то воспитатель, учитель или родители, должен стремиться быть откровенным и открытым с детьми, ста-раясь вселить силы в ребенка, другими словами взрослый и ребенок должны быть в равноправном положении, где откровенность взрослого направляется к воспитаннику, как к человеку. Педагог должен видеть в ребенке индивиду-альную личность, должен признать ее уникальность, неповторимость, неза-менимость, с уважением относиться к мыслям и чувствам детей, а так же признавать их право на свободу выбора. Данными действиями педагог при-знает равенство между собой и ребенком, право на взаимное сотрудничест-во, в каких бы официальных или неофициальных отношениях они не состоя-ли .

Другими словами, равенство это всегда сотрудничество, но далеко не всякое сотрудничество это равенство. Ведь сотрудничество подразумевает, прежде всего, взаимное уважение личностей, желание и готовность помочь в самореализации их возможностей, это оптимальная вера в будущее. Сотруд-ничество невозможно рассматривать лишь как совместную деятельность ли-бо хорошо отлаженное взаимодействие. Смысл сотрудничества состоит главным образом в том чувстве удовлетворения и радости, которую оно при-носит. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятель-ность ребенка. Ожидание радости источник его движения вперед. Без ожи-дания невозможно создание творческой личности. Радость сама по себе не может возникнуть, ее горючим является успех. Непременный и обязатель-ный успех, окрыляющий человека.

Из всего вышесказанного вытекает, что, сотрудничество, как таковое, главнейшее и необходимое условие для личностного самоопределения ре-бенка. В данной ситуации оно наиболее способствет открытию перед деть-ми перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реа-лизации одной из важнейших целей учебно-воспитательного процесса — это способствовать осознанию своих возможностей и приобретению веры в себя.

Тесное и взаимное сотрудничество между учителем и учащимися, кото-рое основано в основном на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.

Много разговоров ходило и сейчас говорят о Школе радости В.А. Сухо-млинского. Любопытно, везде ли учащиеся начальных классов с радостью идут в школу сегодня. Проводились экспериментальные исследования по вопросу выявления уровня сформированности положительной мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов. Результаты оказались не-утешительными — из ста учащихся всего 38 с радостью идут в школу. В чем же причина такого нежелания посещать школу? Одной из них является от-сутствие ощущения успеха в учебной деятельности.

Ситуация успеха как средство развития личности ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2.1 Неожиданная радость.

Выяснив, насколько успех важен для маленького человека, можно пе-рейти к более подробному рассмотрению различных типов ситуации успеха и их алгоритмам .

Неожиданная радость это чувство большого удовлетворения от того, что результаты, какой либо деятельности ребенка превзошли все его ожида-ния. С точки зрения педагогики, как утверждает А. Белкин, неожиданная радость является результатом продуманной, подготовленной работы педаго-га. Человек занимающийся воспитанием ребенка должен осознавать свою со-причастность к успеху малыша, осмысливать творческое начало в своих тру-дов, должен быть абсолютно убежден в правильности применяемых им действий. Не стоит говорить о каких-то специальных определенных приемах для создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки есть. Есть воз-можность выявления определенных закономерностей, разработки своеобраз-ного алгоритма действий.

Рассмотрим некоторые приемы неожиданной радости:

— прием Лестница или Встань в строй.

В данном случае, рассматриваются ситуации, когда обучающий человек или педагог ведет своего воспитанника поступательно вверх, поднимаясь вместе с ним по лестнице знаний, психологического самоопределения, рож-дения уверенности, веры, как в себя, так и в окружающих.

Алгоритм:

I.- Психологическая атака. Здесь весь смысл заключен в том, чтобы перело-мить состояние психологического напряжения. Создание определенных ус-ловий для вхождения в эмоциональный контакт.

II.- Эмоциональная блокировка. На данном этапе требуется провести локали-зацию, блокировку состояния обиды, разочарования, а так же потери веры в свои силы.

Главное помочь ребенку в переосмыслении своего неуспеха, помочь в поиске его причин с позиции: «неуспех случаен, успех закономерен». В данный момент очень важно переориентировать ребенка с пессимистической оценки происходящих событий на противоположную, оптимистическую.

III.- Выбор главного направления. Нужно отыскать не только корень психо-логического напряжения личности ребенка, но и безошибочно определить пути его нейтрализации.

IV.- Выбор возможностей. Нужно создать ребенку которому создается си-туация успеха такие условия, при которых он имел бы приблизительно рав-ные возможности для проявления себя по сравнению с другими детьми или одноклассниками.

V.- Неожиданное сравнение. Данная техника может сработать только один раз.

VI.- Стабилизация. Здесь речь ведется о том, что приятная для отдельного ребенка общая реакция удивления для отдельного малыша общая реакция удивления не стала единственной, т. е. чтобы неожиданная радость транс-формировалась в сбывшуюся.

В таком алгоритме, вся ценность заключена не столько в последова-тельности вышеперечисленных операций, но и к постоянном подтверждении ее сомнений, к стремлению нарушить сложившийся порядок, для поиска но-вых путей и новых сочетаний действий .

Приведем пример к первому шагу алгоритма прием «Лестница». Разго-ворить ребенка на тему больную для него будет сложно. В данном случае лучше сработает эффект неожиданности, например, написать и положить в книгу ребенка записку: — жду тебя в девять часов у входа в видеосалон. Сама по себе записка позволит воспитателю легче вступить в контакт. Так как у ребенка по отношению к человеку обучающему его существует своего рода определенный психологический барьер. Причем он может и не осознавать этого, но каким то образом чувствовал. Свидание назначить немного позже, чтобы он подумал, что приглашение поступило от кого-то из одноклассни-ков. Во всяком случае, не педагог. Важность данного шага состоит в том, чтобы застать ребенка врасплох. Чтобы не была построена психологическая защита от вмешательства педагога в его внутренний мир. Результат, как пра-вило, отличный! Ребенок настолько поражен, что практически безоговорочно идет с преподавателем и принимает участие в разговоре. Данный прием и является главной задачей «психологической атаки».

— прием Даю шанс.

Отрепетированные ситуации, при которых ребенок получает шанс не-ожиданно для самого себя раскрыть свои собственные возможности. Данные ситуации обучающий человек может и не заготавливать специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он не упустит такой момент, все правильно оценит и сможет материализовать.

— прием Исповедь или Когда взрослый плачет.

Подобный прием можно применять в случаях, когда есть надежда, что искренне обращение взрослого человека к лучшим чувствам ребенка вызовет понимание и породит ответный оклик. Его применение это конечно дело тех-ники, опыта, интуиции и культуры родителя либо воспитателя. Здесь нужен е точный расчет, а так же правильное прогнозирование возможных реакций.

Данную технику можно применять лишь в том случае, когда есть наде-жда, что искренне обращение к лучшим чувствам ребенка получит понима-ние.

А должен ли родитель или воспитатель испытывать неожиданную ра-дость? Конечно, он вполне может радоваться вместе с ребенком его дости-жениям, но знает, что эти победы были им запрограммированы. Но вполне возможно, что и для воспитателя и родителя радость ребенка окажется не-ожиданной, если не предполагались скрытые возможности малыша, взлета его мыслей. Здесь радость взрослого человека реально может быть неожи-данной, в случае, когда он убедился, что достижения ребенка оказались го-раздо выше ожидаемых, благодаря моральной поддержке или помощи новых, не пробованных доныне методов, создания новой психологической ситуации.

2.2 Общая радость.

Общая радость заключается в том, что ребенок получает реакцию кол-лектива, именно в желаемой мере и форме. Реакция может быть заранее под-готовленной педагогом или внезапной, заметной или незаметной.

Под общей радостью понимают впечатление окружающих, которые как раз и помогают ребенку ощутить себя удовлетворенным, а также прибавляют ему сил таким образом. Сама по себе общая радость представляется как эмо-циональный отклик коллектива на достижения .

Ребенок испытывает двойную радость тогда когда эта радость характе-ризуется остротой новизны, то есть когда для ребенка это еще не стало одно-образным, когда каждый раз он как бы «растёт».

Давайте разберем приемы, за счет которых организуется ситуация успе-ха, влекущую общую радость.

— прием Следуй за нами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989−355.
  2. П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:"Просвещение", 1983−96
  3. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991−169.
  4. А.Б. Парадоксы возраста или воспитания? М.:"Просвещение", 1991−80.
  5. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение", 1991−239.
  6. У. Школы без неудачников. М.: «Просвещение», 1991−71.
  7. К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983−175.
  8. Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982−175.
  9. Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.:"Новая школа «, 1993−72.
  10. А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М.: „Про-свещение“, 1986−160.
  11. Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение», 1981−126.
  12. В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация ав-торов и издателей «ТАНДЕМ»: «ГОСПЕДАТЕРСТВО», 1997−176.
  13. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос», 1995−528.
  14. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998−53.
  15. М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: «Просвеще-ние», 1960−140.
  16. Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997−50.
  17. В.А. Верьте в человека. Киев, 1960−234.
  18. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972−254.
  19. В.А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988−272.
  20. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагоги-ка», 1974−569.
  21. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: «Педагогика», 1979−175.
  22. А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование, 1990-№ 11, с.91
  23. С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999-№ 10, с.31−32.
  24. С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? // Воспита-ние школьников, 1997-№ 2, с. 14.
  25. Е. И. Взаимоотношения «учитель ученик». // Педагогика, 1998-№ 6, с. 46.
  26. С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997-№ 2, с.42−43.
  27. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.: «Из-дательство АСТ», 1997−300.
  28. Учителю о педагогической технике. Под ред. Л. И. Рувинского. М.:"Педагогика", 1987−160.
Заполнить форму текущей работой