Организационно-правовые формы непосредственного волеизъявления населения
Консультативная форма непосредственных форм демократии позволяет выявить волю народа или населения определенной территории по тому или иному вопросу, которая затем находит отражение в акте (решении) государственного органа или органа местного самоуправления. В то же время, принимая решения на основе выявленного мнения народа (населения), соответствующий властный орган связан им, не может… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие и значение непосредственного волеизъявления граждан
- 2. Анализ основных форм непосредственного волеизъявления граждан
- Заключение
- Список литературы
Нам нужно нечто высшее, чем демократия — товарищеское доверие между членами партии.
В.И.Ленин
Актуальность темы исследования. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года даются развернутые ориентиры демократизации общественно-политической жизни современной России как свободного демократического государства. При этом В. В. Путин обращает внимание: «Мы довольно часто произносим эти слова, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности в их практическом преломлении раскрываем достаточно редко. Убежден, для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей» .
Происходящая в России реформа властных структур, совершенствование законодательства всех уровней, комплексная работа по разграничению предметов ведения и полномочий, вне всякого сомнения, требует учета всех современных и исторических факторов, а также национальных особенностей в развитии российского государства.
Опираясь на традиции национального развития России, одним из основных принципов демократизации российского федерализма является, формирование гражданской нации, образуемой реальным народовластием.
Цель настоящей работы исследовать организационно правовые формы непосредственного волеизъявления граждан.
1. Понятие и значение непосредственного волеизъявления граждан
Демократия — это в первую очередь система согласования общественных интересов, дающая возможность учитывать интересы различных групп граждан и общественных структур, исключающая диктатуру как большинства, так и меньшинства.
А.Кынев
Формула «народ и власть» в развитии российского федерализма предполагает реализацию демократических принципов в формировании сильной государственной власти, правовых институтов государства, подконтрольных обществу; формирование институтов гражданского общества; развитие широкого местного самоуправления.
Статья 32 Конституции Российской Федерации определяет, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В современной России достаточно высока степень разрабатываемости проблемы народовласти. О правовой государственности, обеспечивающей интересы народа, говорится в сочинениях Т. Мора, Н. Макиавелли, Дж. Локка и др. Так, например, Н. Макиавелли, вслед за Аристотелем обосновывает тезис о «непрочности государства без социальной опоры», о том, что в коррумпированном обществе трудно или невозможно сохранить или создать республику. Дж. Локк и Ш. Монтескье дают новые для того времени идеи господства народного права, реализуемые через разделение и взаимосдерживание властей .
Развитие данной теории находим у И. Канта, Гегеля, Т. Гоббса.
В начале XX века в России идея о государственном справедливом устройстве, о власти, выдвинутая марксисткой наукой, была развита в трудах В. И. Ленина. По мнению В. И. Ленина, «социал-демократы всех стран должны отстаивать не федеративный принцип, не образование мелких государств, как идеал, а всевозможное сближение наций, вред всякого отделения наций пользу демократических государств, пользу крупнейших государств и союзов государств». Таким образом, в зарубежной и отечественной мысли прошлых веков представлены варианты, мнения о формах государственности, демократических институтов власти. Многое из этих учений применимо как методологическая основа развития современного учения о демократии, о власти, о федерализме. Особо дискуссионными являются проблемы формирования гражданского общества и гражданской политической нации «российской нации». Нередко обращается внимание, совместима ли российская асимметричная федерация (наличие областей и республик) с идеей развития гражданского общества, гражданской нации? В этих вопросах важны уточнения Л. М. Дробижевой о том, что в силу исторических особенностей России, принипиально важно различать государственное и гражданское самосознание .
Анализу фактической реализации этих прав в России способствуют теоретическое обоснование моделей расширения представительства народов в государстве зарубежными политологами. Модель консоциональной демократии (А.Лейпхарт) была обобщением опыта нескольких европейских государств и может найти применение в развивающихся федеративных странах, особенно разрываемых межэтническими противоречиями. В данной модели решающую роль играет поведение элит, представляющих разные сегменты общества. Делается вывод, что совершенно неправильно противопоставлять «элитарный» характер сообщественной демократии «общенародному» характеру мажоритарной демократии.
Сиск выделяет два основных подхода к распределению власти в полиэтнических обществах: консоциональный и интегральный .
Согласно Д. Горовитцу, разделенным обществам требуются такие избирательные системы, которые фрагментируют поддержку одной или нескольких групп, особенно этнического большинства; стимулируют межэтническое согласие; поощряют формирование полиэтнических коалиций; создают гибкий и многополярный баланс; предоставляют пропорциональные результаты.
Народный суверенитет, или народовластие, означает «принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами». Суверенитет или полновластие народа есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ — единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия по распоряжению властью (но не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону».
Власть народа обладает и другими, наряду с отмеченными, особыми свойствами: это прежде всего публичная власть. Ее цель — достижение общего блага или общего интереса; публично-правовой характер власти указывает на то, что она имеет общесоциальный характер, обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид (личность) самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или иной мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т. е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов. Идея представительства резюмируется в следующем: проявления воли, исходящие от известных индивидов или известных групп индивидов, имеют ту же силу и производят то же последствие, как если бы они прямо исходили от нации. При этом, формальный носитель верховной власти (народ) не отождествляется с носителем реальным (представительными учреждениями). Субъект воли и ее выразитель в условиях представительной демократии не совпадают. Демократия называется непосредственной (прямой), если граждане непосредственно участвуют в управлении делами государства, общества, осуществлении местного самоуправления.
Возрастание роли государства в общественной жизни многократно увеличило значимость доступа к власти, конкуренцию на этой почве и чувствительность меньшинств к их ущемленности. Обеспечение некоторых прав меньшинств их культурной самобытности и участия в политических решениях постепенно стали рассматриваться как одна из насущных проблем демократии.
Задача в нахождении баланса между тем, что может быть названо институтами, служащими интересам народов, с одной стороны, и институтами, деятельность которых направлена на развитие межэтнических согласований (развитие толерантных отношений, соревновательности внутри этнической группы, кооперации между группами, а также, в более общем плане, обеспечению гражданского равноправия и равенства перед законом).
Список литературы
- Безуслов А. А. Солдатов С.А. Конституционное право в России, М, 2001.
- Гятов Р.Р. Референдм в Российской Федерации: понятие, виды и классификация. // Вестник Московского Университета МВД России. М., № 1, 2007
- Дробижева Л.М. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России.- М., 2006.
- Кант И. Соч., т. 4, ч. II.; Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1965.
- Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в РФ, М, 1998
- Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М., 1997.
- Ленин В. И. Полное собр. соч. Т. 27. М., 1985
- Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. II. М., 1960.
- Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.
- Нальда Б.Э. О народном представительстве, СПб, 1998
- Народовластие в России — очерк истории и современного состояния,
- под ред. Ю. А. Дмитриева, М, 1997
- Паин Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России. М., 2003
- Послание Президент Путина В. В. //Российская газета. 2005. 25 апреля.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2004
- Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003.
- Сиск Т.Д. Распределение власти в полиэтнических обществах: принципиальные подходы и используемые практики: Доклад на международном семинаре «Предотвращение международных конфликтов: стратегии и институты». М., 1996.
- Скуратов Ю. И. Концепции народного суверенитета и современное
- конституционное право.// Личность и власть Саратов, 1995
- Темнов Е.И. Макиавелли. Из истории политической и правовой мысли. М., 1979
- Хевсаков В.В. Субъекты непосредственной демократии // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 1