Совершенствование процессов регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании
Следует отметить, что «базовое противоречие государственной молодежной политики на современном этапе социальных трансформаций в России: проектирование этой политики в регионах преимущественно осуществляется по федеральным моделям и образцам, в то время как ресурсы ее реализации объективные (материально-финансовое обеспечение, социальная инфраструктура, наличие подготовленных кадров… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие, сущность и общая характеристика процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании
- 1. 1. Молодежная политика понятие, признаки, основные этапы развития в России
- 1. 2. Основные модели управления молодежной политикой в Российской Федерации
- 1. 3. Проблемы и перспективы процессов регулирования молодёжной политики в муниципальных образованиях
- Глава 2. Анализ процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании на примере г. Москва
- 2. 1. Общая характеристика молодёжной политики г. Москва
- 2. 2. Проблемы и перспективы молодежной политики г. Москва
- Заключение
- Список литературы
Актуальность темы исследования. Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.
К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т. е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений. Этот механизм был практически сформирован уже после развала СССР и затем многократно перестраивался. В этих условиях проявилось основное противоречие в управлении молодежной политикой на современном этапе: движение России к рыночной экономике ограничивает сферы, масштабы и способы организованного влияния на решение социальных проблем молодежи и подготовку молодого поколения к самореализации в обществе.
Процесс перехода российской экономики к постиндустриальному рыночному хозяйству идет противоречиво и еще далек от завершения. Управление молодежной политикой сталкивается с массой препятствий на всех уровнях социальной организации российского общества, в итоге концептуальные установки, даже самые передовые, остаются намерениями, а на практике осуществление мер в области молодежной политики оказывается малоэффективным. В этом смысле найти адекватные способы управления молодежной политикой актуальная задача для современного российского общества.
Вопрос об эффективности государственной молодежной политики вновь становится актуальным в силу того, что государству, несмотря на активные попытки, не удается мобилизовать в общественных интересах молодежную инициативу. В стратегическом отношении эта слабость современной молодежной политики делает ее результативность минимальной. Дополнительно актуализирует заявленную нами тему еще ряд обстоятельств.
Прежде всего, затянувшийся процесс формирования в нашей стране молодежной политики как межотраслевой сферы государственного управления; достаточно низкий уровень доверия российской молодежи к разным ветвям власти и социальным институтам; сохраняющийся практически бз изменения на протяжении последнего десятилетия минимальный охват разных групп молодежи организованными формами молодежного движения .
Объектом исследования является молодежная политика, осуществляемая муниципальными образованиями.
Предмет исследования управление молодежной политикой в муниципальных образованиях России.
Цель исследования состоит в выявлении основных проблем и выработке путей оптимизации управления молодежной политикой в муниципальных образованиях.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
— охарактеризовать особенности регулирования молодежной политики;
— проанализировать систему муниципальной молодежной политики на примере г. Москва.
Глава 1. Понятие, сущность и общая характеристика процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании
1.1. Молодежная политика понятие, признаки, основные этапы развития в России
Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы. Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии политического лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной. Это обстоятельство означает, что в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости. Поэтому общая трактовка государственной молодежной политики переходит из области эталонных требований, адресованных молодежи, к области ресурсного обеспечения сфер, важных для социального развития молодежи, а вместе с тем и общества в целом.
Принятый в 1991 году Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» означал курс государства на реализацию единой системы мер экономического, правового и организационного характера, направленную на самореализацию молодого человека в обществе, поддержку молодежных движений и инициатив. Однако в условиях коренной смены социального строя в стране, ее территориального распада и автономизации локальных сообществ на практике линия на развитие единых начал государственной молодежной политики не могла реализоваться и фактически была замещена целой группой сходных в некоторых чертах, но все же различных систем молодежной политики, проводившейся в масштабах российских регионов с большей или меньшей активностью.
В этом изменении проявилось основное противоречие государственной молодежной политики 19 902 000-х годов: призванная обеспечить единство политической линии государства в отношении всей молодежи России, молодежная политика приобрела черты нововведения в отдельных регионах (в правовом отношении она закреплена примерно в половине субъектов Российской Федерации). Это противоречие имеет и другую форму проявления: в регионализации проявляется преимущественно организационный аспект молодежной политики, на уровне же правовых норм и формируемых экономических механизмов она, напротив, в основном ориентирована на небольшое число образцов, имеющихся в федеральном законодательстве (в частности на документ 1993 года «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995, президентские программы «Молодежь России» и некоторые другие). В итоге именно региональные особенности оказываются слабо отраженными на уровне правовых норм и экономических решений, принимаемых в регионах. Сложности формирования и реализации государственной молодежной политики в регионах, таким образом, в немалой степени отражают сложившиеся практики преуменьшения роли региональных особенностей в становлении, вступлении в самостоятельную жизнь новых поколений россиян.
Создание в структуре Правительства России Государственного комитета по делам молодежи (2007 г.) означает, что вновь возникает внимание к активизации молодежного ресурса в достижении целей социального, экономического и культурного развития России, повышении ее роли в мировом сообществе, продолжается процесс формирования институтов власти в этой сфере государственной деятельности. В этом случае особенно актуальным становится преодоление сложившихся противоречий в формировании и реализации государственной молодежной политики в России, в том числе и в соотношении общефедеральных и региональных ее компонентов.
Молодежь та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России на ближайшие десятилетия. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий власти на этом уровне. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития субъектов Российской Федерации, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Одновременно активизируется роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики, в трансформации социальной структуры общества, поскольку здесь возникают эффекты регулирования положения молодежи на рынке труда, перспектив ее трудоустройства на региональном уровне.
Главным в молодежной политике становится повышение действенности молодежи как социальной группы и молодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных и государственно-общественных интересов.
Современная концепция молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта и отдыха. В этих условиях проблему формирования молодежной политики, во-первых, целесообразно рассматривать в неразрывном единстве с основными закономерностями функционирования социальной действительности, с логикой развития современного российского общества; во-вторых, диалектика взаимосвязи развития общества и качественного состояния молодежной политики обусловливает необходимость выработки основных приоритетов в ее освоении.
Современный этап осуществления государственной молодежной политики характеризуется смещением акцентов в работе исполнительных органов государственной власти от центра к регионам, где решаются сегодня основные проблемы социализации молодежи, включения ее в активную экономическую и политическую деятельность. В этой связи следует отметить вопрос о специфике государственной молодежной политики на этапе, который характеризуется неустойчивостью экономической и политической жизни, состоянием структурной трансформации общественных отношений, аномией в духовной и идейно-нравственной сферах, неравномерностью развития регионов. Эти характеристики постепенно меняются, но с учетом инерционности в трансформации социальных институтов их воздействие на государственную молодежную политику в регионах остается решающей.
При проектировании региональной государственной молодежной политики преимущественно используются федеральные модели и образцы, нередко без достаточного учета того, что на региональном уровне иными являются состав и качество необходимых ресурсов. Причем некоторые ресурсы, а именно субъективные (ожидания молодежи от общества и общества от молодежи, готовность власти к осуществлению принятых решений) при таком проектировании в расчет не берутся вообще
Список литературы
- Амелина А.Н. Государственная молодежная политика сегодня. М.: ПРИОР, 2006
- Глазунов И.В. Особенности реализации государственной молодежной политики в Магаданской области. Реализация государственной молодежной политики на территории Магаданской области. Сборник / Упр. по делам молодежи админ. Магадан. обл. Магадан: ООО «Охотник», 2007.
- Глазунов И.В. Предпочтения молодежи и направления формирования региональной молодежной политики // Федерализм, 2007, № 3
- Дмитриева А.Н. Управление муниципальным образованием. М.: Олма-пресс, 2008
- акон города Москвы «О молодежи» (Принят Московской городской Думой 28 января 2004 года). М.: 2005.
- Опарина М.В. Государственная молодежная политика//Экспертиза, 2008, № 3
- Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика//Экспертиза, 2008, № 1
- Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика. М.: Смарт, 2007
- Результаты исследования Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН молодое поколение россиян не доверяет практически ни одному из властных институтов, за исключением Президента РФ и церкви. — http://www.zavet.ru .
- Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. 2006. № 3
- Смирнова А.Н. Совершенствования муниципальной молодежной политики. М.: ПРИОР, 2006
- Тимофеев А.Е. Муниципальное управление. М.: Олма-пресс, 2007
- Фурсенко А.А. Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации и государственных мерах по ее реализации. — http://www.mon.gov.ru
- Яковлев П.А. Демографические условия формирования молодёжной политики//Политика молодёжи, 2007, № 12