Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению студентов неязыковых специальностей гуманитарного профиля: на материале немецкого языка
Формирование у студентов навыков и умений, входящих в состав выявленных компонентов ИЯПКК в структуре профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля, позволяет достичь базового, среднего или продвинутого уровня владения языком профессиональной коммуникации, отвечающего следующим характеристикам: содержательная ценность высказываний собеседников, информативность реплик… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Лингводидактические и психологические основы обучения иноязычному профессионально ориентированному общению на 1 курсе гуманитарного вуза
1. Современные подходы к обучению иностранному языку и формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в структуре профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля.
2. Психолингвистические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности.
2.1. Речевое общение как вид деятельности.
2.2. Влияние закономерностей речевой деятельности на формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности.
3. Лингвистические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности.
4. Методические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности.
4.1. Влияние особенностей иностранного языка на организацию обучения иноязычному общению.
4.2. Ситуативность как основа организации обучения иноязычному профессионально ориентированному общению.
4.3. Текст как основа моделирования ситуаций в процессе обучения иноязычному профессионально ориентированному общению.
5. Профессионально ориентированное иноязычное общение на 1 курсе гуманитарных факультетов.
5.1. Цели и задачи обучения профессионально ориентированному общению на 1 курсе.
Выводы по главе 1.
Глава II. Организация обучения профессионально ориентированному иноязычному общению студентов неязыковых специальностей гуманитарного профиля (исторический факультет, на материале немецкого языка).
1. Компоненты иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности, формируемой в процессе обучения иноязычному профессионально ориентированному общению студентов неязыковых специальностей гуманитарного профиля.
1.1. Упражнения как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в структуре профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля.
1.2. Функциональные схемы диалога как средство формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности в структуре профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля.
1.2.1. Использование функциональных схем диалога при организации работы с учебными диалогическими текстами.
2. Этапы формирования навыков и развития умений профессионально ориентированного иноязычного общения.
3. Комплекс упражнений для обучения профессионально ориентированному иноязычному общению на 1 курсе гуманитарных факультетов.
3.1. Дотекстовые упражнения.
3.2. Репликационные упражнения.
3.3. Диалоговые упражнения.
3.4. Классификация упражнений по типу речевой реакции.
4. Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений для обучения профессионально ориентированному иноязычному общению.
4.1. Предварительный проверочно-поисковый эксперимент.
4.2. Проверочно-поисковый эксперимент, базовый проверочный эксперимент, базовый итоговый эксперимент.
Выводы по результатам эксперимента.
Выводы по главе II.
Список литературы
- Аверина В.А. Обучение иностранных курсантов морских вузов России профессиональному общению на русском языке в условиях плавательской практики. Дисс. канд. пед. наук, М., 1994. 185 с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: Златоуст, 1999. — 472 с.
- Активные методы обучения в преподавании иностранного языка: Пособие для преподавателей иностр. языка вузов: / Томский гос. ун-т им. В.В. Куйбышева- (Е.В. Житкова и др.) — под ред. Н. П. Бельтюковой. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1990. — 150 с.
- Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе: Тез. докл. V обл. науч.-метод. конф. / Редкол.: Л. П. Урванцев (отв. ред.) и др. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1999. — 21 с.
- Алексеева Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Курс лекций: Методическое пособие. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 136 с.
- Алхазишвили A.A. Основы овладения устной иноязычной речью: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр. яз.» М.: Просвещение, 1988. -128 с.
- Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова- Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2004.-413 с.
- Артёмов В.А. Психологические предпосылки активизации обучения иностранным языкам. //ИЯШ 1971. — № 1. — с.66 — 73
- Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. Москва: Просвещение, 1969. 279 с.
- Артемьева С.Э., Дождикова Е. В., Денискина Л. Ю. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. 125 с.
- Афинская З.Н. Речевое общение: теоретические и дидактические проблемы. // Диалог: лингвистические и методические аспекты. Сборник научных трудов. М.: Изд-во МГУ, 1992.- с.36−42
- Баграмова Н.В. Методика обучения иностранным языкам: вчера и завтра. Материалы XXX межвуз. научно-методич. конф. преподавателей и аспирантов филологического факультета СПбГУ. Вып.28. Методика преподавания иностранных языков. СПб., 2002. с. 3−9.
- Балуян С.Р. Тестирование коммуникативной компетенции в устной речи абитуриентов специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (На материале английского языка). Дисс.. канд. пед. наук, Таганрог, 1999. -215 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. / М. Бахтин. изд. 4-е. М.: Советская Россия, 1979. — 318 с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностр.яз.». М.: Просвещение, 1988. — 255с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: (Опыт системно-структурного описания). М.: Рус. яз., 1977.-288 с.
- Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ).// Иностранные языки в школе 2005, № 8. — с. 4.
- Бим И. Л. Система обучения иностранным языкам в средней школе и учебник как модель ее реализации: Учеб. пособие / Москов.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина, Каф. лексики и фонетики нем.яз. М., 1974. — 240с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973.-270 с.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика, 2003, № 10. с.8−14
- Бонди Е.А. О профессиональной направленности при обучении иностранному языку на гуманитарных факультетах. // Вопросы методики преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах университетов. М.: Изд-во Мое. гос. ун-та, 1971.-е. 34−35
- Борецкая Л.Ю. Некоторые вопросы обучения экспрессивной устной речи // Обучение устной речи в языковом вузе: Межвузовский сб. научных трудов. Ленинградский гос. пед. Ин-т им. А.И. Герцена- Редколлегия: С. Ф. Шатилов (отв. Ред.) и др. Л., 1983. с.52−57
- Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух: На материале английского языка / Акад.пед.наук РСФСР. М.: Просвещение, 1965. — 79 с.
- Вакуленко Н.С. Обучение общение или коммуникация? // Лингводидактические проблемы обучения иностранному языку. / Отв. ред. Г. А. Баева, Н. В. Баграмова. СПБ: Изд-во гос. унив., 2001. — с. 32−44
- Вероятностное прогнозирование в речи. (Сборник статей. Отв. ред. и автор предисл. P.M. Фрумкина). М.: Наука, 1971. 199 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности в неязыковом вузе: Сб. науч. тр. / Н. И. Шевченко, М. В. Еременко, Т. И. Харченко и др.- М-вовысш. и среднего специального образования РСФСР. Кубан. гос. ун-т. -Краснодар, 1985. 134 с.
- Виды речевой деятельности в системе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузе. Межвуз. сб. науч. тр., Пермский гос. ун-т им. A.M. Горького- (Редкол.: И. К. Берлина (глав, ред.) и др. Пермь: ПГУ, 1986. — 134 с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь // Выготский JI.C. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. Т.2. — с.6−361
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистических исследований. М.: Наука, 1981.- 139 с.
- Гальперин П.Я. К психологии изучения иностранного языка // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языкам в высшей школе: Тез. Докл./ 1-й МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1967. с. 60−63
- Гальскова Н.Д. Обучение диалогической речи студентов языкового педагогического вуза с учетом их индивидуально-психологических особенностей (немецкий язык): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.02). М. — 1982. — 22 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2000. 165 с.
- Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи. // ИЯШ, 1977, № 5. с.32−42
- Гез Н. И. Современные направления в зарубежной методике преподавания иностранных языков. / Редкол.: Н. И. Гез (отв. ред.) и др. Вып. 324 М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1989. — 142 с.
- Гез Н. И. Теория и практика современного учебника иностранного языка. / Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, вып. 281. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1987. 143 с.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
- Годунов Б.П. Ситуация как методическая категория // Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в школе: Сб. ст. / МГПИИЯ им. М. Тореза. -М., 1983. вып. 3. — с. 8 -15
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 20 700 «История». М., 2000.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 20 700 «История" — Примерный учебный план. — М., 2005.
- Гришанова H.A. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
- Гурвич П.Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах /Курс лекций, Владимир: Изд-во Владим. гос. пед. ин-та им. Лебедева-Полянского, 1972. 156 с.
- Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков: спецкурс. Владимир, 1980. — 104 с.
- Девкин В.Д. Диалог: немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской: учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981. 160 с.
- Диалог: лингвистические и методические аспекты. Под ред. З. Н. Афинской М.: Изд-во МГУ, 1992. 80 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. Учебное пособие для. факультетов журналистики и филологических факультетов университетов. /
- Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. — 224 с.
- Дьяченко М.И. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск: Изд-во БГУ, 1981. 383 с.
- Ейгер Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. Харьков: Основа, 1990. 183 с.
- Елизарова Г. В. Языковая картина мира как компонент ситуативного обучения. //Лингводидактические проблемы обучения иностранному языку. / Отв. ред. Баева Г. А., Баграмова Н. В. СПБ: Изд-во гос. унив., 2001. с. 3−10
- Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики. // Иностранные языки в школе, 1989, № 2. с. 2836.
- Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции. // Иностранные языки в школе, 2002, № 3.-с.9−13
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук: (19.00.05)/ЛГУ. Л., 1991. — 38 с.
- Жинкин Н. И. Механизм речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 370 с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания, 1964, № 6.-с.26−38
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.
- Загрязкина Т.Ю. Монолог в диалоге на уроке французского языка. // Диалог: лингвистические и методические аспекты. Сборник научных трудов. М.: Из-во МГУ, 1992.-с. 31−36.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.
- Зимняя И.А. Вербально-коммуникативная функция в восприятии и порождении текста // Психологические механизмы порождения и восприятия текста. / отв. ред. И. А. Зимняя, М., 1985. 187 с.
- Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке // ИЯШ, 1970, № 1. с.36−46.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя И.А. Мыслительные процессы при порождении речевого высказывания. // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.-с. 72−99
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985,2-е изд. 160 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языком в школе. М.: Просвещение, 1991.-222 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М., 1989. 219 с.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.JI. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. -82 с.
- Зыкова В.Н. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов судоводительских факультетов. Дисс. .канд. пед. наук, СПб., 2002. 159 с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе студентов-нефилологов. // Русский язык за рубежом, 1990, № 4. с. 54−60
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. Под ред. Проф. B.C. Цетлин. М.: Педагогика, 1975. 151 с.
- Ильина H.A. Диалогичность научной речи. // Диалог: лингвистические и методические аспекты. Сборник научных трудов. М.: Изд-во МГУ, 1992. с.6−30.
- Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе (Учебное пособие). Под ред. Китайгородской Г. А. М.: изд-во Московского университета, 1987.- 157 с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. / Владимир, гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского.-Владимир, 1972. 264 с.
- Ительсон Л.Б. Общая характеристика деятельности личности // Общая психология: Учебник для пед. институтов- Под. Ред. A.B. Петровского. -2-е изд., перераб. и доп. М., 1976. — Гл. 6. -с. 157- 186.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — 103 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.-223 с.
- Климкович И.Г. Модель специалиста медицинского профиля: Лекция / Центр, ин-т усоверш. врачей. М.: ЦОЛИУВ, 1989. — 34 с.
- Кожевникова К. О смысловом строении спонтанной устной речи. // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985 с.520
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранным языкам. Учебное пособие. М.: Академия, 2000. 258 с.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. / Отв. ред. Т. В. Булыгина. АН СССР ин-т языкознания. М.: Наука, 1984. 175 с.
- Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста. // Вопросы языкознания. М., 1983, № 3. с.44−52.
- Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. Минск: Выш. школа, 1979. 352 с.
- Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам. Под ред. B.C. Цетлин, М: Просвещение, 1970. 119 с.
- Королёва O. J1. Методическое обеспечение профессионально-ориентированного обучения иностранных студентов-медиков в процессе подготовки к клинической практике. Дисс. канд. пед. Наук, М., 2000. 175 с.
- Краснова И.Е. Статус «ошибок» в коммуникативно-деятельностном подходе к обучению иностранному языку. // Современные методы изучения и преподавания иностранных языков: (сборник статей) / под ред. Ю. А. Карулина,
- B.И. Юньева. М.: Изд-во МГУ, 1987. с. 102−110.
- Краткий психологический словарь (В.В. Абраменкова, B.C. Аванесов,
- C.Т. Агарков и др.) под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 505 с.
- Кудрявцева И.Н. О формировании эллиптических высказываний на начальном этапе обучения иноязычной речи (на материале немецкого языка). // Диалог: лингвистические и методические аспекты. Сборник научных трудов. Изд-во МГУ, 1992. с. 46−50.
- Кучинский Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи. // Психологические исследования общения, (сб. ст.) / АН СССР, ин-т психологии- отв. ред. Б. Ф. Ломов, М.: Наука, 1985.-с. 252−264.
- Лаврова Н.В. Тестирование как средство измерение сформированности коммуникативной компетенции в русском языке как иностранном в сфере профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук, М., 1999. 182 с.
- Ю1.Лапидус Б. А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи (пути и приемы). М.: Высшая школа, 1970. 128 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. 287 с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение языкового высказывания. М.: Наука, 1969. 307 с. (2)
- Леонтьев A.A. Деятельность и общение. // Вопросы философии, 1979, № 1. с. 121−133.
- Леонтьев A.A. К определению устной речевой ситуации. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / сост. A.A. Леонтьев, М, 1991. с.162
- Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность. Москва: Просвещение, 1969.-211 с. (1)
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. М., 1974.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 707 с.
- Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам: Межвуз. сб. / Отв. ред. Г. А. Баева, Н.В. Баграмова- С.-Петерб. гос. ун-т, С-ПБ: Изд-во С.-Петерб. гос. унив., 2001. 186 с.
- Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии, 1979, № 8. с.34−48.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-349 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: изд-во МГУ, 1979. 319 с.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1981. 159 с.
- Макар Л.В. Обучение профессионально ориентированному общению на английском языке студентов неязыкового вуза. Автореф. дисс. на соис. учен, степ. канд. пед. наук, СПб., 2000. 18 с.
- Маслыко Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие, Минск: Выш. шк., 2004. 522 с.
- Матюшкин A.M., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М.: Знание, 1981. 83 с.
- Менг К., Краузе К. Секвенции коммуникативных действий для обеспечения понимания. // Общение. Текст. Высказывание. М.: Наука, 1989. -с.83−88.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Иностр. яз.» / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, A.A. Миролюбов и др. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
- Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности. // ИЯШ № 6,1996. с.6−12.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку (учеб. пособие для студентов педагогических институтов), М.: Просвещение, 1990. -223 с.
- Миролюбов A.A. История отечественной методики обучения иностранным языкам: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М.: Ступени: ИНФРА, 2002. 447 с.
- Михалкина И.В. Коммуникативное и языковое содержание обучения профессиональному общению специалистов в области внешнеторговых связей. Дисс. канд. пед. наук, М.: 1994. 173 с.
- ИО.Московкин Л. В. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. СПб., 2002.
- Ш. Московкин Л. В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (РКИ, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999. — 160 с.
- Мутовкина О.М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению. Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Волгоград, 1999.-20 с.
- Назаренко А. Л. Научно-популярные тексты как объект прагмалингвистики. // Лингвистические основы обучения иностранному языку специальности. М.: Изд-во моек, ун-та, 1988. с.124−128
- Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России / Н. Д. Никандров. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2005. — 24 с.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
- Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам.//ИЯШ, 2000, № 1.-с. 11−15
- Обучение иностранному языку в вузах неязыковых специальностей на современном этапе: проблемы и перспективы. Редкол.: Г. К. Павлова и др.- Мое. гос. лингвист, ун-т. М.: Мое. гос. лингвист, ун-т, 1991. 184 с.
- Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М., 1991.-357с.
- Общение. Текст. Высказывание. Авт. коллектив под рук. Тарасова Е. Ф., Хартунг В., М.: Наука, 1989. 172 с.
- Объекты и формы контроля при обучении иностранным языкам: / сборник статей / редкол. С. К. Фоломкина /отв. ред./ и др. М., 1983. 198 с.
- Отбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения. Межвузовский сб. научн. тр. / Перм. гос. ун-т им. A.M. Горького- (Редкол.: Т. С. Серова (Гл. ред.) и др.). Пермь: ПГУ, 1985. 151 с.
- Панова Т.М. К вопросу отбора учебных текстов при обучении студентов неязыковых факультетов // Современные проблемы лингводидактики. Выпуск 27, Часть 2. СПб., СПбГУ., 2004. С. 14−21.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения: (Учебное пособие). СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 300 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранному языку. М.: Русский язык, 1977. 214 с.
- Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур: 5−11 кл. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 2000. — 172 с.
- Пассов Е.И. Ситуация. Тема. Социальный контакт. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / сост. A.A. Леонтьев, М., 1991. с. 162−173
- Педагогический вуз в XXI веке, Материалы международной научной конференции Петрозаводск 13−15 ноября 2001 года. / КГПУ. Петрозаводск, 2002.-200 с.
- Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. Ю. А. Жлуктенко, A.A. Леонтьев, Л. Ю. Кулиш и др. Киев: Вища школа, изд-во при Киевском гос. университете, 1979. 248 с.
- Развитие умений диалогической речи в 5−6 классах. Методические разработки к семинар, занятиям и педпрактике студентов 3−5 курсов фак. иностр. яз. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена- отв. ред. С. Ф. Шатилов, сост. Е. В. Борзова. Л., 1983.-61 с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке (учебное пособие для педагогических институтов). М.: Высшая Школа, 1980. 120 с.
- Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В. М. Филиппова Центр сравнительной образовательной политики, 2003. 303 с.
- Рыжаков М. В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.01- Ин-т общ. сред, образования Рос. акад. образования. -М., 1999.-45 е.
- Сакиева P.C. Немецкий язык. Эмоциональная разговорная речь: (учебное пособие) / P.C. Сакиева, М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. Система упражнений и система занятий. М.: Высшая школа, 1966. 252 с.
- Сахарова Т.Е. Проблема ситуации при обучении диалогической речи. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / сост. A.A. Леонтьев, М&bdquo- 1991. с. 180−187.
- Скалкин В.Л. Английский язык для общения: (Учебное пособие для неязыковых вузов). М.: Высшая школа, 1986, — 191 с.
- Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя. М: Просвещение, 1983. 128с.
- Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи, (на материале английского языка): пособие для учителей. Киев: Радянска школа, 1989. 158 с.
- Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Рус. яз., 1981.-248 с.
- Скалкин В.Л. Структура иноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. / сост. A.A. Леонтьев, М., 1991. с. 172 180.
- Скалкин В.Л., Рубинштейн Г. А. Речевая ситуация как средства развития неподготовленной речи. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия./ сост. A.A. Леонтьев, М., 1991.-е. 154−161.
- Совершенствование обучения иностранным языкам на неспециальных факультетах. Межвузовский сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина- (Редкол.: Г. И. Славина (отв. ред.) и др.). М.: МГПИ, 1987. — 171 с.
- Современные методы изучения и преподавания иностранных языков: (сборник статей) / под ред. Ю. А. Карулина, В. И. Юньева. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 142 с.
- Соловова E.H. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: Монография. М.: Изд-во Глосса Пресс, 2004. — 336 с.
- Соловова E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
- Сорокин Ю.А., Белянин Ю. П. Некоторые психолингвистические признаки научного и научно-популярного текста. Уфа, 1983, с.63
- Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка. М, 1985 с. 282−286
- Стефанская A.B. Обучение профессиональному общению на русском языке иностранных интернов в условиях их производственной деятельности. Дисс.. канд. пед. наук, М.: 1999.- 188 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. A.A. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 95 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. 5-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 287 с.
- Тарасов Е.Ф. Проблемы анализа речевого общения. // Общение. Текст. Высказывание. Авт. коллектив под рук. Тарасова Е. Ф., Хартунг В., М.: Наука, 1989. -с.7−41.
- Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. А. Д. Климентенко, A.A. Миролюбова, М.: Педагогика, 1981.-456 с.
- Техтмайер Б. Диалог: проблемы анализа. // Общение. Текст. Высказывание. Авт. коллектив под рук. Тарасова Е. Ф., Хартунг В., М.: Наука, 1989. с.71−83.
- Ш. Уфимцева Н. В. Порождение речевого высказывания: психолингвистический аспект моделирования. // Общение. Текст.
- Высказывание. Авт. коллектив под рук. Тарасова Е. Ф., Хартунг В., М.: Наука, 1989. с.157−171.
- Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. /В.фон Гумбольдт- пер. с нем.яз. и с предисл. Г. В. Рамишвили. 2-е изд. М: Прогресс, 2000. — 397с.
- Гумбольдт В. фон Язык и философия культуры: Пер. с нем.яз. /сост., общая ред. и вступит, статьи A.B. Гулыш, Г. В. Рамишвили. М: Прогресс, 1985. -451с.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). М.: Высшая школа, 1989.-236 с.
- Хартунг В. Деятельностный подход в лингвистике: результаты, границы, мотивы // Общение. Текст. Высказывание. Авт. коллектив под рук. Тарасова Е. Ф., Хартунг В. М.: Наука, 1989. с. 41−55.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Народное образование. — № 5. -2003. — с.58−64.
- Царькова, В.Б. Речевые упражнения на немецком языке: пособие для учителей ст. кл. сред. шк. / В. Б. Царькова. М.: Просвещение, 1980. — 144 с.
- Цибульская Е.В. Интегративный курс обучения английскому языку судоводителей (учебные материалы и методы обучения). Дисс. На соиск. учен, степ. канд. пед. наук, М.: 1995. 205 с.
- Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. Н. Д. Арутюнова, Т. В. Булыгина, А. А. Кибрик, К. Г. Краснухин, С. А. Крылов, Е. В. Падучева, Т. В. Радзиевская, А. Д. Шмелев. РАН, ин-т языкознания, М.: Наука, 1992.-281 с.
- Шакуров Р.Х. Мир человеческих отношений и образование / Р.Х. Шакуров- Гос. образоват. Учреждение высш. проф. образования «Казан, гос. технол. ун-т», Рос. акад. образования, Поволж. регион, отд-ние. Казань: КГТУ, 2006. — 339 с.
- Шатилов С.Ф. Проблемы единства аспектов в организации языкового материала и его тренировке. // Рус. яз. за рубежом. 1984. — № 4. — с. 59−63.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 56 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2103 «Иностранный язык» -2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1986. -223с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в систме методов исследования. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1976. 174 с.
- Щербаков А.И. Формирование рынка образовательных услуг негосударственной высшей школы в переходной экономике: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.э.н.: Спец. 08.00.01 / Кузбас. гос. техн. ун-т. Кемерово, 1997.-22 с.
- Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Филоматис, 2006. — 480с.
- Crofts, J.N. Subjects and objects in ESP teaching materials. // English for Academic and Technical Purposes: Studies in honor of Louis Trimble, Rowley. / Ed. L. Selinker, E. Tarone, V. Hanyeli. MA: Newbury House, 1981.
- Didaktik des Fremdsprachenunterrichts: (Deutsch als Fremdsprache). Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1981. 330 S.
- Heibig, G. Sprachwissenschaft Konfrontation — Fremdsprachenunterricht. Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1981. — 159 S.
- Hutchinson, T. and Waters, A. 1992. English for Specific Purposes. A learning-centered approach. Cambridge: CUP.
- Neues Lernen Selbstgesteuerte — Autonom. Munchen, 1997. — 187 с.
- Rampillon, U. 1985. Lerntechniken im Fremdsprachenunterricht. Max Hueber, Munchen
- Reinecke W. Linguodidaktik. Zur Theorie des Fremdsprachenerwerbs. -Leipzig: VEB Verlag Enzyklopadie, 1985.
- Strauss, D. 1984. Didaktik und Methodik Deutsch als Fremdsprache. Eine Einfuhrung. Langenscheidt Berlin, Munchen, Wien, Zurich, New York.
- Ur P. A Course in Language Teaching. Practice and theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
- W. Rivers. Communicating Naturally in a Second Language: Theory and Practice in Language Teaching. Cambridge: University Press, 1983, p.243
- Wolff, D. Instruktivismus vs. Konstruktivismus: Zwanzig Thesen zur Lernbarkeit und Lehrbarkeit von Sprache. // Neues Lernen Selbstgesteuerte -Autonom. Munchen, 1997. S. 45−53