Бухгалтерский и налоговый учет и из взаимосвязь
При учете хозяйственных операций, совершенных в иностранных валютах, применялся официальный курс иностранной валюты к рублю, действовавший в день совершения операции. Денежные активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражены в бухгалтерской отчетности в суммах, исчисленных на основе курсов валют, установленных Центральным банком Российской Федерации на отчетные… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета
- 1. 1. Бухгалтерский учет и его сущность
- 1. 2. Налоговый учет и его сущность
- 2. Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета в ОАО «ЮТК»
- 2. 1. Характеристика предприятия
- 2. 2. Особенности взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета в ОАО «ЮТК»
- 3. Автоматизация ведения бухгалтерского и налогового учета
- Заключение
- Список использованных источников
Несомненно, отраслевая направленность и структура любого субъекта хозяйственной деятельности оказывает значительное влияние на организацию бухгалтерского и налогового учета.
Организации по своим масштабам могут быть представлены небольшими, средними и крупными производствами.
Небольшие коммерческие организации принято еще называть субъектами малого бизнеса, как правило, они занимаются одним видом деятельности и не имеют разветвленной производственной структуры. Отличием же средних и крупных производств является их разветвленность, то есть, такие хозяйствующие субъекты имеют основное и вспомогательные производства. Кроме того, на балансе таких организаций могут быть и объекты социальной сферы.
К основному относится производство, изготавливающее профильную продукцию, для выпуска которой собственно и создается коммерческая организация. Под вспомогательными производствами понимаются производства, которые обеспечивают нормальные условия работы основного производства. Например, обеспечение основного производства различными видами энергии, ремонтные, тарные, транспортные цеха и тому подобные.
Кроме того, в последнее время все чаще наблюдается переход промышленных организаций в разряд многопрофильных. Все это оказывает значительную роль на организацию бухгалтерского учета субъекта хозяйственной деятельности: влияет на состав производственных затрат, на строение рабочего плана счетов, организацию соответствующего аналитического учета и так далее. Кроме того, структура производственной организации влияет и на тип бухгалтерской службы, ведь не секрет, что чем крупнее производство, то тем больше объем учетных операций.
Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы.
С момента вступления в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, помимо бухгалтерского учета обязаны вести и налоговый учет. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Этот вид учета осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Таким образом, особую актуальность приобретает взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета.
Целью написания данной курсовой работы является исследование бухгалтерского и налогового учета и их взаимосвязи.
Общей цели подчиняются следующие задачи: изучение сущности бухгалтерского учета;
исследование сущности налогового учета;
анализ взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета на конкретном предприятии;
поиск способов совершенствования налогового и бухгалтерского учета.
Объектом проводимого в данной курсовой работе исследования является ОАО «ЮТК».
1 Теоретические основы бухгалтерского и налогового учета
1.1 Бухгалтерский учет и его сущность
Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ:
«Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций».
Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы.
Согласно статье 4 Федерального закона № 129-ФЗ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Однако такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством. Учет доходов и расходов в таких организациях осуществляется в соответствие с нормами главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Аналогичный порядок распространяется и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. [1]
Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Все перечисленные задачи должна решить бухгалтерская служба организации. В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, за ведение бухгалтерского учета в организации отвечает руководитель, и именно он, в зависимости от объема учетной работы, должен принять решение о том, как будет осуществляться ведение бухгалтерского учета в организации. В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 129-ФЗ руководитель организации может:
— учредить собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, воглавляемое главным бухгалтером;
— ввести в штат должность бухгалтера (в случае, если объем учетной работы не велик);
— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
— вести бухгалтерский учет лично. [4]
Одной из важнейших обязанностей главного бухгалтера любой организации является формирование учетной политики, применяемой в целях бухгалтерского учета и учетной политики в целях налогообложения.
Основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы формирования учетной политики в целях бухгалтерского учета, служит бухгалтерский стандарт Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“ ПБУ 1/98» (далее — ПБУ 1/98).
Согласно ПБУ 1/98 бухгалтерская учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы. Таково требование статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ и пункта 3 ПБУ 1/98. Кроме того, аналогичное требование содержится и в налоговом законодательстве Российской Федерации, например, в части налогообложения НДС такое требование выдвигает статья 167 НК РФ.
Поэтому, если организация не выполняет требования законодательства в отношении учетной политики, проверяющие органы могут расценить такие действия, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, что чревато привлечением к административной ответственности в соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [7[
Ведь согласно статье 18 Федерального закона № 129-ФЗ:
«Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
1.2 Налоговый учет и его сущность
Налоговое регулирование представляет собой систему мер по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также меры по осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц и по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
К основным принципам налогового регулирования следует отнести:
— Всеобщность налогообложения,
— Равенство условий налогообложения,
— Экономическая обоснованность налогов и сборов,
— Определенность налогов и сборов,
— Конституционность и законность налогообложения [5]
Основным методом налогового регулирования является метод властных предписаний (императивный метод), а также метод принуждения. Диспозитивный метод в наименьшей степени присущ налоговому регулированию, так как допускает различные варианты поведения в рамках закона. Примером нормы императивного метода является нома о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 3 НК РФ п. 1), а примером диспозитивной нормы является возможность выбора для ряда налогоплательщиков применения либо общепринятой системы налогообложения, либо упрощенной.
Основной составляющей налогового регулирования является налоговое воздействие на хозяйственную деятельность, то есть производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и индивидуальных предпринимателей в форме налога или сбора.
Характерными признаками налогового воздействия являются обязательность, безвозмездность и безвозвратность. Одновременно стоит учитывать, что налоговое воздействие не носит характера наказания, то есть не является санкцией за какое-либо правонарушение.
Главной целью налогового воздействия на хозяйственную деятельность является фискальная функция, так как взимание налогов является основой формирования доходной части государственного бюджета. Дополнительные цели налогового воздействия заключаются в осуществлении регулирующих и стимулирующих функций, которые с помощью экономических методов оказывают влияние на развитие предпринимательства.
Кроме непосредственного изъятия имущества, налоговое воздействие включает в себя налоговый контроль. Предметом налогового контроля является определение своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Однако при этом стоит учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов и иных объектов налогообложения, а также представление в налоговые органы документов об исчислении и уплате налогов. [10]
Таким образом, налоговый контроль включает в себя проверку полноты, обоснованности и достоверности составления первичных учетных документов, регистров налогового учета и налоговой отчетности.
Впервые понятие «налоговый учет» в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. В статье 313 НК РФ указывается, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Следует заметить, что отдельные нормы налогового законодательства предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учета.
Таким образом, не смотря на легальное закрепление понятие налогового учета только для целей Главы 25 НК РФ, подобные требования содержатся и в иных глвах НК РФ и актах налогового законодательства, например, по ЕСН, НДС и др. налогам.
Список литературы
- Акулич Ю. И. Бухгалтерский учет. Мн.: Дикта, 2003. 368 с.
- Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. М.: Экспертное бюро — М, 1997.
- Бенкер., Холт Р. Полный цикл финансового учета. — М.: АО Виктори, 1993.
- Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль. Под общ.ред. Левковича О. А. Мн., 2006
- Бухгалтерский учет. / Под ред. Ивашкевич В. Б., Безруких П. С. М.: Бухгалтерский учет, 1999. 624 с.
- Бухгалтерский учет: Учебник / А. С. Бакаев, П. С. Безруких, Н. Д. Врублевский и др. / Под ред. П. С. Безруких. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2002.
- Кондаков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. М.: Перспектива, 1994.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М., 2005.
- О бухгалтерском учете: ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 91н.
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н)
- Управленческий учет: Пособие. Под. Ред. В. Палия и Р. Вандер Вила, Москва, ИНФРА-М, 1997 г.
- Управленческий учет: Учебное пособие. Под редакцией А. Д. Шеремета, Москва, ИД ФБК ПРЕСС 1999 г.