Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль руководителя в системе управления организацией

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ эффективности работы руководителей и их заместителей; Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управле-ния будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему ролевые требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех лич-ностных качеств, которые необходимы современному руководителю. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Роль руководителя в системе управления
    • 1. 1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
    • 1. 2. Разделение труда в управлении
    • 1. 3. Руководитель организации и его функциональная роль
  • 2. Изучение роли и места руководителя в системе управления ОАО «Пензмаш»
    • 2. 1. Общая характеристика организации
    • 2. 2. Изучение личности руководителя и коллектива на ОАО «Пензмаш»
    • 2. 3. Проведение исследования ролевых управленческих ка-честв руководителя организации
  • 3. Рекомендации по повышению эффективности руководителя в трудовом коллективе
    • 3. 1. Рекомендации по улучшению социально-психологического взаимодействия в коллективе ОАО «Пен-змаш»
    • 3. 2. Разработка рекомендация по построению модели деловых качеств необходимых для конкретной должности
  • Заключение
  • Библиографический
  • список
  • Приложение 3

Особая роль в организации принадлежит руководителю потому, что только он в состоянии приложить достижения науки управления и экономики к конкретным ситуациям и условиям, дополнить системный подход ситуацион-ным подходом. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригод-ность различных методов управления определяется ситуацией. Не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным ме-тодом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответст-вует данной ситуации.

Выбор методов руководства зависит от стиля управления. Авторитарный стиль управления связан преимущественно с применением дисциплинарного воздействия. Авторитарный стиль управления характеризуется неумением или нежеланием предоставлять подчиненным самостоятельность. Это нежелание может быть вызвано состоянием коллектива, сложностью состояния организа-ции и др. Либеральное руководство возможно лишь в том случае, если каждый подчиненный — личность и специалист высокого класса. Следует помнить, что лучшего стиля руководства не существует. В каждом конкретном случае стиль руководства оределяется такими факторами: способности и личные ка-чества подчиненных; степень развитости коллектива; характер деятельности; стиль руководства непосредственного начальника; традиции и принципы управления, действующие в данной организации.

Руководитель должен быть гибким и умело сочетать применение орга-низационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов управления.

Для реализации возложенных на руководителя функций, ему необходимы власть и влияние. Лидерство и формы власти характеризуют стили управления.

Эффективность руководства во многом определяется соответствием ин-дивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требова-ния к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему пред-приятием. В литературе по руководству персоналом выделяется разное количе-ство таких ролей. Например, американский ученый В. Ансофф указывает четы-ре основные роли руководителя*86*:

1) роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организа-ции. Как отмечают Г. Кунц и С. 0'Доннел, если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе;

2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководите-ля контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реали-зации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;

3) роль планировщика. Главные задачи этой роли оптимизация буду-щей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных на-правлениях деятельности организации;

4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к опре-деленному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.

Объектом исследования является система управления коллективом.

Предметом изучение ролевых качеств руководителей и их влияние на эффективность управления коллективом.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управле-ния будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему ролевые требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех лич-ностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

Основным объектом представленной ниже работы является конкретное предприятие — ОАО «ПЕНЗМАШ».

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

 диагностика личностных качеств руководителей и их заместителей;

 определение стиля управления коллективом;

 анализ эффективности работы руководителей и их заместителей;

 составление перечня качеств личности современного руководителя;

 составление программы совершенствования личности руководителя.

Методологическую основу исследования составляют: психологические теории личности, взгляды различных психологов на роль руководителя в про-цессе управления (Бандурка А.М., Розанова В. А., Кабаченко Т. С. и др.), теории управления педагогическими системами Лазарева В. С., Поташника М. М, Сла-стенина В.А.

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ ли-тературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности, тестиро-вание, ранжирование, наблюдение, беседа, тренинг, упражнение, деловая игра, лекция, семинар, анализ результатов исследования. Методологическую основу исследования составила теория, выработанная в трудах ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области менеджмента и управления: Резник С. В., Виханский О. С., Минеева Н. В., Игнатьева А. В., Коротков Э. М. и других. При проведении анализа были использованы материалы, предоставленные ОАО «ПЕНЗМАШ», руководством регионального представительства.

Теоретическая база исследования основана на работах отеественных и зарубежных авторов посвящённых вопросам функционального подхода и его изучения как функции управления.

Роль руководителя в системе управления организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Роль руководителя в системе управления

1.1. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умствен-ный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совмест-ной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, отно-симых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда инфор-мация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изме-нения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда вы-ступают, прежде всего средства работы с информацией. Результат же их дея-тельности оценивается по достижению поставленных целей.

Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется до-вольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), на-пример, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой ка-тегории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специали-сты-профессионалы /7.30/.

Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профес-сиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как управление Они включают:

 умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

 информированность (информация это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.;

 знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

 способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать ра-боту предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

 умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи /5.87/.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудовой Кодекс РФ, Москва, «Проспект», 2002.
  2. А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной рабо-те.- «Бизнес Без Проблем-Персонал» № 5, 2002.
  3. Е. Организация управления персоналом. Поведенческие ошибки при проведении аттестации.- // ПЕРСОНАЛ-МИКС № 1(2) (www.personal-mix.ru)
  4. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организа-ция, процесс: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2005.- 416 с.
  5. В.Г. Человеческие ресурсы и современная служба персона-ла.//СОЦИС, 2006.- № 11
  6. О.А. Как повысить эффективность проведения обучения.-// Персо-нал № 3/2001.
  7. А.П. Управление персоналом.- Н. Новгород, 2007.
  8. Е., Логинова А. Личность, коллектив, команда. Роли в команде: российский вариант.- // ПЕРСОНАЛ-МИКС № 5(18) (www.personal-mix.ru)
  9. А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе.- // Человек и труд № 2/2003.
  10. М.И. Как повысить отдачу от обучения персонала.- // Управление персоналом № 11,2000.
  11. М.И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами ор-ганизации.- // Управление персоналом' № 7, 2000
  12. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Под ред. Евенко Л. И.: Перевод с англ.- М.: Дело, 2002.- 702 с.
  13. Мобильность кадров.- // Управление персоналом № 6, 2000.
  14. Л. Кадровый аудит как система оценки человеческого потенциала компании.- // Кадровый вестник. № 2, 2000.
  15. С.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М.: Инфра — М, 2006. 572 с.
  16. С.Д. Персональный менеджмент: Учебное пособие. М.: Инфра М, 2005. -639с.
  17. С.Д. Управление персоналом. — Учебное пособие — Пенза, ПГАСА, 2007. — 340с.
  18. И. От мотивации к партнёрству идеология XXI века. — «Управле-ние персоналом» № 6, 2003
  19. О. Рынок труда и проблемы найма персонала —// ПЕРСО-НАЛ-МИКС № 2(9) (www.personal-mix.ru)
  20. Т. Практикум менеджера по персоналу. Формирование тренин-говой культуры в компаниях. — // ПЕРСОНАЛ-МИКС № 4(5) (www.personal-mix.ru)
  21. М. Мотивация перехода. Что движет кандидатом при смене работы?- «Управление персоналом» № 6, 2003.
  22. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия.- М., 2000.
  23. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2005.
  24. Управление персоналом в системе современного менеджмента. Управле-ние персоналом. Учебник под редакцией Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, М, 2001
  25. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А. Я. Кибанова. — М.: ИНФРА -М, 2007
  26. Ю.А. Управление персоналом.- М., 2001.
  27. О. Роль функционального консультанта в подборе персонала. — «Управление персоналом» № 6, 2003.
  28. С.В. Управление персоналом современной организации.- // Управление персоналом. '№ 4, 2000
  29. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам.- М., 2000.
Заполнить форму текущей работой