Роль контроля и анализа в менеджменте отрасли
Анализ финансовой системы предприятия (ФСП). Он составляет значительную часть финансового анализа. ФСП характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности… Читать ещё >
Содержание
- РОЛЬ КОРНТРОЛЯ И АНАЛИЗА В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОТРАСЛИ
- (на примере издательского дела)
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1.
- ТЕОРИЯ
- 1. 1. Контроль и его роль в менеджменте издательского дела
- 1. 2. Роль анализа в менеджменте
- Глава 2.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТ
- 2. 1. Издательская система России
- 2. 2. Анализ и контроль формирования и развития
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- ПРИДЛОЖЕНИЕ №
Цель данного исследования состоит в том, чтоб охарактеризовать процесс осуществление анализа и контроля в менеджменте, продемонстрировать их на примере для издательской деятельности и выявить, какую роль они при этом играют.
Работа состоит из двух глав с подпунктами. Теоретические выкладки подкреплены практическим применением их в конкретной сфере (издательском деле).
Менеджмент самостоятельная область знаний с начала XX в.
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Предмет изучения научного менеджмента наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
В основе менеджмента как науки тысячелетняя практика управления.
Понятие менеджмент от англ. тапаgе руководить, управлять, заведовать, стоять во главе.
Менеджмент интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента рассматривается по стадиям, основным сферам деятельности, функциям управления.
Таким образом, менеджмент это: способ, манера обращения с людьми;
власть и искусство управлять кадрами;
особые умения и административные навыки;
орган управления, административная единица.
Кроме того, менеджмент специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).
Эффективно управлять организацией (издательством) или ее (его) подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента. Менеджмент сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее: (умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов; область человеческого знания, помогающую управлять; определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Обычно определение менеджмент применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях (частные издательства). Но в последнее время это понятие стали широко применять к непредпринимательским организациям (государственные издательства).
Глава 1
ТЕОРИЯ
1.1 Контроль и его роль в менеджменте издательского дела.
Основные функции менеджмента. Слово функция в переводе с латинского языка означает совершение, исполнение.
Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.
Функции управления специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.
Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведения до исполниетлей.
По виду и направленности деятельности различают общие и конкретные функции управления.
Общие (основные) функции управления осуществляются в каждой производственной системе (издательской) и на каждом уровне управления; присущи управлению любой организацией (издательством); разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ (корректура, редактирование, верстка, печать и т. д.) по признаку последовательности их выполнения во времени; относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют [4, с. 48].
Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению (выпуск книжных или журнальных изданий и. т. д.). Это действия, с помощью которых руководтво придает единое направление усилиям всех членов организации. Например, составление годового и тематического плана выпуска изданий.
Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием (издательский отдел при научном институте), определением заданий подразделениям (редакторскому отделу отредактировать, операторам внести правки, верстальщикам сверстать) установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.
Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия. Например, назначаются координаторы редакторского и операторского отделов, которые отвечают за деятельность ввереныхз им подразделений раздают работу личному составу, контролируют качество выполнения работ, определяют сроки сдачи материалов в верстку и печать.
Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.
Например, директор или же главный редактор издательства по мобильному телефону дает указания своим заместителям и требует у них отчета о проделанной работе. Таким образом, если своевременно главный редактор получит сигнал о задержке производственного процесса, и зная кто из подчиненных за какой участок работы несет ответственность, наверняка сможет разрешить сложившуюся ситуацию.
Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.
В издательстве это может происходить таким образом: собирается совещание, на котором главный редактор от имени дирекции взывает к тому, чтобы весь коллектив был заинтересован в конечном результате, дескать, чем скорее и качественнее сделается работа (выпустится книга или журнал и т. д.), тем быстрее все получат деньги, вырученные от реализации продукции.
Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами изнутри управляемого объекта, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям [11, с. 142].
В издательстве эту роль могут поручить координатору или заместителю главного редактора. На практике это выглдит примерно таким образом: по существующей договоренности между издательством и заказчиком книга должна выйти в конце текущего года. Уже ноябрь месяц, координатор докладывает главному редактору, что на данный момент готово 60% книги, тот, соответственно, делает вывод, что поскольку та часть, которая осталась, является наиболее трудоемкой, издательство наверняка не успеет к сроку выпустить книгу. В сложившейся ситуации обнаруживается причина, по которой произошла задержка и в экстренном режиме путем личного контроля за процессом либо сразу устраняется эта причина либо находятся пути для ее устранения.
Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации, группировке данных, характеризующих объект управления (издательство). Различают учет бухгалтерский (финансирование, расход средств и т. д.), оперативный (личный состав и его функции, обязанности и прочее) и статистический (сколько изданий за учетный период выпустилось).
Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия (издательства) с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест (координирование работы редакторов, операторов и верстальщиков) в развитии издательской деятельности и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним (конкуренция) и внутренним (конфликты) дестабилизирующим факторам.
Функция принятия решений. Решение это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. Например выпустить и сбыть издательскую продукцию.
С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные функции управления.
Контроль как функция менеджмента. Цель функций контроля и регулирования обеспечение эффективного осуществления всех основных функций менеджмента.
Контроль постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией принятых целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Контроль комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа. Задачи контроля: сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция учет);
оценка состояния и значимости полученных результатовдеятельности, выявление отклонений от стандартов плановыхзаданий, нормативов (функция оценка);
анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция анализ);
прогнозирование последствий сложившейся ситуации иобоснование необходимости принятия корректирующих воздействий [10, с. 367].
Функция контроль переходит в функцию регулирование в момент принятия и реализации решений по корректированию выявленных отклонений.
Контроль выступает в качестве функции обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления.
Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента.
По данным контроля производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т. е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле [17, с. 78].
Характеристика основных видов контрольной деятельности. Система контроля в организации должна предусматривать осуществление различных видов контрольной деятельности.
Эффективная система контроля характеризуется: стратегической направленностью;
ориентацией на результаты;
соответствием контролируемому виду деятельности;
своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
экономичностью и простотой [15, с. 34].
Различают такие виды контрольной деятельности: предварительный
текущий заключительный
стратегический оперативный
финансовый административный
полный выборочный [16, с. 211].
Рассмотрим теперь более конкретно каждый из них:
Предварительный проводится до принятия решения по тому или иному вопросу в целях предупреждения неверных или необоснованных решений. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. К примеру перед сдачей в печать вычитывается контрольный экземпляр.
Текущий осуществляется в процессе исполнения принятых решений (плановых заданий). Назначение своевременное выявление отклонений, препятствующих исполнению решений в полном объеме, нужного качества и в установленные сроки. Производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Например, координатор операторского отдела следит за внесением всех операторов редакторских правок в окончательный эленктронный вариант.
Заключительный осуществляется после реализации решения для проверки правильности его исполнения. Главному редактору передается сигнальный экземпляр печатного издания.
Список литературы
- Абросимов И. Д., Медведев В. П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. М., 1992.
- Арутюнян В. А. Как стать бизнесменом. М., 1992.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент: Управление предприятием на уровне высших стандартов: Теория и практика эффективного управления. М.: Экономика, 1997.
- Герчиков И. Н. Менеджмент: Учебник / издание III. М.: изд. объед. «Юнити», 1997. 495 с.
- Год планеты: Экономика, Политика. Бизнес. М., 1992.
- Драккер Питер. Управление, нацеленное на результаты.М., 1992.
- Ерофеева В. А. Учет, информация, управление: прямые иобратные связи. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Сокр. пер. с нем. М., 1990.
- Инновационный менеджмент: Справ, пособие / Под ред. 11.Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд. -М.: ЦИСН, 1998.
- Кредісов А. І., Панченко Є. Г., Кредісов В. А. Менеджмент для руководителей. М.: Просвещение, 1999. 511 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1995.
- Немцов В. Д., Довгань Л. Є., Г. Ф. Сініок. Менеджмент организаций. М., 2001. 388 с.
- Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992.
- Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Управление организацией: Учебник для вузов / Под ред. А. Г. Поршнева и др. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Управление персоналом // Леданов И. Д. Практический менеджмент. 1993.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Управление проектами / Под общ. ред. В. Д. Шапиро. СПб.: ДваТрИ, 1996.
- Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1 996.
- Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
- Кузьминова Н. Г. Рейтинг полиграфических предприятий России // Новости полиграфии. 2007 № 5.