Процесс принятия управленческих решений
Поведенческие ограничения включают факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации при принятии управленческих решений. Также по-разному могут восприниматься существование и серьезность самой проблемы. Из-за перегрузки информацией и текущими проблемами менеджеры могут не воспринимать открывающихся возможностей. Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Сущность и характерные особенности принятия решений
- 2. Принципы и этапы принятия управленческих решений
- 3. Типы решений, принимаемых менеджером
- 4. Подходы к принятию решений
- 5. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения
- Заключение
- Список литературы
Тема данного реферата является актуальной потому, что менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей в любых ситуациях. Научно-технический прогресс, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды оказывают серьезное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельности людей в целом и руководителей в частности, мешая сконцентрироваться и принять адекватное ситуации решение. А ведь в случае с управленческим решением ошибка может стать фатальной и повлечь за собой негативные последствия не только для самого руководителя, но и для коллектива в целом. И потому так важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса.
Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Целью данного реферата является анализ психологических аспектов принятия управленческих решений.
Предмет исследования реферата является процесс принятия управленческих решений.
Объект исследования реферата — руководитель в процессе принятия управленческого решения.
1 Сущность и характерные особенности принятия решений
Существует много определений решения. Приведем некоторые из них:
Решение это выбор альтернативы.
Решение это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.
Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.
Приведенные определения подразумевают наличие некоторой проблемы и/или ситуации, требующей принятия решения для своего разрешения или изменения.
Принятие управленческого решения всегда связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации.
Проблему можно определить как фактическое состояние объекта управления, его результата деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или результату.
Ситуацию, в которой проявляется проблема, называют проблемной. Проблемная ситуация характеризуется различием между желаемым (необходимым) и фактическим состоянием организации, процесса или отдельного явления, которое препятствует развитию или нормальному функционированию организации (системы, конкретного объекта управления). В случае, когда ситуация угрожает самому существованию организации, ее принято классифицировать как острую или критическую ситуацию.
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений — часть каждодневной работы управляющего. Принятие решений — это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, — эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги.
В области принятия существуют четыре роли руководителя — предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.
Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
Решение — это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Наиболее эффективных управленческих решений можно достичь только при использовании всесторонней информации, в том числе психологической.
Для понимания сущности управленческого решения необходимо рассматривать все его основные аспекты.
Можно выделить экономический, социально-психологический, информационно-технологический, организационный и юридический аспекты принятия решений.
Особенность социально-психологического заключается в том, что решение необходимо рассматривать как логико-мыслительный акт выбора, т. е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы и зависящая от индивидуально-психологических особенностей субъекта. Кроме того, социально-психологический аспект проявляется в механизме управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на человека: потребностями, интересами, мотивами и стимулами, установками и ценностями.
При принятии решения следует учитывать два существенных аспекта: принимать решение, как правило, легко (человек всегда принимает решение о направлении своих действий), трудно принять хорошее решение;
принятие решения является психологическим процессом, в силу этого человеческие решения не всегда логичны, так как поведением людей движут иногда логика, иногда чувства. Поэтому способы принятия решения могут меняться и широких пределах (от спонтанных до в высшей степени логичных). В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах. Различают три подхода: интуитивный, основанный на суждениях и имеющий рациональный характер .
2 Принципы и этапы принятия управленческих решений
Управленческое решение — это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанне с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его принятие составляет саму суть управленческой деятельности.
Объектом решения всегда являются те или иные проблемы, то есть сложные теоретические вопросы или практические ситуации, характеризующиеся невозможностью в данных условиях получить желательный результат или разрывом между тем, что есть и что должно быть .
Сущность задачи принятия решения состоит в определении плана действий по разрешению конкретной проблемы. Формирование и принятие решений по выявленным проблемам является ключевым элементом реализации всех функций менеджмента. Период от обнаружения проблемы до ее разрешении называют циклом управления.
Организационные решения представляют выбор, который должен сделать руководитель в конкретной ситуации, чтобы выполнить свои должностные обязанности.
Основными элементами процесса принятая решения являются: диагностика проблемы и постановка целей принимаемого решения, формулирование ограничений и критериев оценки выбора альтернативы при принятии решения, определение альтернативных вариантов возможного решения, их оценка и выбор рационального решения.
Список литературы
- Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, 2007. 176 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2003. 528 с.
- Дорофеев В.Д., Шмелева А. Н. Организационное поведение: Учебное пособие. Пенза: изд-во ун-та, 2004. 142 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006. 336 с.
- Основы менеджмента: Учебное пособие/ В. И. Гончаров. Мн.: Современная школа, 2006. — 281 с.