Понятие личности в социологии
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции: Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие личности в социологии
- 2. Проблемы формирования личности в социологии
- Заключение
- Список литературы
Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: Если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям. Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
Я-концепция, Зеркальное «Я». (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.
1. Понятие личности в социологии
Существовало и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном. Он выделил четыре основных подхода.
Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждении при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р. Дарендорф).
Огюста Конта (1798−1857) считают основателем позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830—1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества .
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю .
В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?
Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.
Итак, понятие «личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Список литературы
- Андреева Г. М. Социальная психология.-М.:Знание, 1990.
- Андреенкова Н.В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конф ликтов в России в период перехода к рыночной экономике //Социологи ческие исследования,-1993.-
- Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. — 1995 г.- 12, 1996 г. — 1−2, 7−10.
- Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений.-М., 1976.
- Бергер П., Лукманн Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995.
- Монсон П. Современная западная социология. — СПб, 1992. С. 24.
- История социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др.-Мн.:Высш.шк., 1997, с. 35.
- Радугин А.А., Радугин К. А. Социология. — М., 1997, с. 76.
- Социология./Под общ. ред. Э. В. Тадевосяна.с.180−181.
- Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А. Ф. Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999, с. 198.
- Парк Р. Экология человека//Теория общества. Сборник (Под общ. ред.А. Ф. Филиппова, с. 391.
- Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ. ред. А. Ф. Филиппова. С. 73.