Политические интересы в России: структура и приоритеты
Именно социальная дифференциация, складывание социально-групповых интересов явились основой для возникновения публичной власти и ее институтов, призванных, с одной стороны, способствовать реализации этих интересов, а с другой — управлять их взаимоотношениями и поддерживать целостность сообщества. Политический процесс с точки зрения этого подхода — процесс взаимодействия интересов социальных групп… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Становление лоббизма в России
- 1. 1. Проблема понимания и определения
- 1. 2. Основные модели отношения к лоббизму
- 1. 3. Плюсы и минусы лоббизма
- 2. Политические интересы социальных групп. Лоббизм в политической жизни России
- 3. Политические интересы в России
- Заключение
- Список литературы
Тема лоббизма в нашей стране, еще сравнительно недавно являвшаяся запретной, сегодня вновь оказалась в эпицентре внимания российских ученых и политических деятелей.
И это закономерно. Рыночные реформы в экономике вызвали серьезные изменения в социальной структуре общества, явились причиной появления новых групп с четко осознанными и артикулированными политическими интересами. Параллельно, хотя и более медленными темпами, осуществляется процесс модификации и структурирования интересов у традиционных социальных групп. Вследствие изменения социальных условий места и роли в общественной иерархии их представители коренным образом меняют как структуру своих потребностей, так и возможности их реализации.
Осознание индивидами схожести интересов приводит к структурированию единого общегруппового интереса и как следствие — к формированию в недрах социальной группы инициативного ядра, которое разрабатывает стратегию и тактику активного действия, выступающего в качестве идеолога этого интереса и локомотива для его отстаивания в органах государственной власти.
В зависимости от характера этих интересов, поставленных целей, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении той или иной группы, в качестве такого ядра могут выступать как организационно неоформленные группы, так и организации, различные по своей организационно-правовой форме. Большинство из них активно пытается оказывать организованное воздействие на нормотворческую и административно-управленческую деятельность государственных органов с целью реализации групповых интересов.
Эта цель может быть достигнута как за счет делегирования своих представителей в систему органов государственной власти, так и путем влияния на процесс принятия решений в структурах государственной власти.
Группы интересов и группы давления существуют на протяжении всей истории человечества, т. е. с тех пор как стали складываться системы власти. Деятельность групп интересов можно проследить еще в условиях античной полисной демократии.
Классическим примером функционального представительства интересов можно считать деятельность афинского трибуна, представлявшего интересы правящего класса. Ход общественного развития и опыт государственного регулирования деятельности этих групп в странах с различной конституционно-правовой системой показали, что представительство интересов и взаимодействие структур гражданского общества с органами государственной власти невозможно удержать в рамках электорального процесса.
Понимая неизбежность этого, законодатели различных стран ищут формы легализации данного процесса, перехода к информационному воздействию, суть которого состоит в предоставлении законодателям и государственным служащим информации, подтверждающей объективный характер интересов и обоснованность требований тех или иных групп.
Для России вопрос лоббизма весьма проблематичен, так как он может возродить недобрую память о кураторстве, которое под видом контроля пытался осуществить Верховный Совет в 1991—1993 гг.
Лоббизм не является для России новым явлением, которое появилось только с рыночными реформами 90-х гг.
На сегодняшний день в нашей стране существуют лишь попытки регламентировать лоббистскую деятельность. Многие проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес в практике взаимодействия с государственными структурами, в дореволюционной России получили свое успешное разрешение еще на рубеже XX в.
1. Становление лоббизма в России
В силу особенностей исторического развития России процесс становления институтов представительной демократии — политических партий и структур законодательной власти — начался значительно позже, чем в странах Западной Европы.
Прообразом российского парламента можно считать Боярскую думу, которая фактически являлась законосовещательным органом при монархе. Относительно краткие периоды усиления ее полномочий приходятся лишь на период Смутного времени и на 20−30-е гг. XVII в., т. е. время укрепления на российском троне династии Романовых. Периодически созываемые в XVI — первой половине XVII вв. Земские Соборы хотя и играли существенную роль в определении общей направленности внутренней политики, но по своей структуре и характеру решаемых задач скорее являлись аналогами Конституционных Собраний, чем постоянно действующими законодательными органами.
Дореволюционная Россия не имела и укоренившихся традиций многопартийности: первые политические партии в России появились лишь на рубеже XIX—XX вв. и получили свое признание лишь в 1905 г. в связи с изданием Манифеста 17 октября.
В то же время на всем протяжении российской истории слабость законодательных органов отчасти компенсировалась тем значительным влиянием, которое оказывали на государственную власть, особенно на местах, сословно-представительские учреждения — дворянские собрания, гильдии, цеха, деятельность которых не прекращалась даже в условиях абсолютной монархии.
Не случайно российские самодержцы от Петра I и до Александра III, жестко пресекавшие любые попытки возрождения парламентарных начал в российской политике, одновременно в той или иной степени опирались на институты сословного представительства, справедливо усматривая в них дополнительный рычаг для реализации своих властных полномочий.
С отменой крепостного права в 1861 г. сословные учреждения не только не приходят в состояние упадка, но, напротив, переживают настоящий подъем, которому в немалой степени способствовали реформы 1860−1880 гг., заложившие правовые основы представительства интересов различных социальных слоев на низовом, а также на губернском уровнях.
В начале XX в. представительство интересов торгово-промышленного класса приобрело большую активность. В России в это время существовало около 150 предпринимательских объединений, которые выполняли различные представительские функции.
Условно их можно объединить в следующие пять групп:
a. купеческие управы;
b. комитеты торговли и мануфактур;
c. биржевые общества и возглавляющие их биржевые комитеты;
d. съезды и совещательные конторы промышленников и торговцев;
e. общества заводчиков и фабрикантов.
Наиболее многочисленной группой представительных организаций являлись биржвые общества и биржевые комитеты. На первом Съезде Союза торговых и промышленных предприятий отмечалось, что на 1905 г. в России было около 55 бирж. Однако есть и другие данные — 85 бирж.
С учреждением Государственной Думы российские группы интересов начинают также активно осваивать этот новый канал политического представительства интересов. Данная задача в значительной мере облегчалась положениями избирательного законодательства Российской империи, согласно которым выборы в Государственную Думу осуществлялись в несколько этапов по куриям.
Корпоративные организации наделялись широкими полномочиями в вопросах выдвижения кандидатов и проведения предварительных выборов. Характерно, что факт исключения российских подданных из дворянских собраний и сословных обществ, согласно ст. 10 Положения о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г., лишал их также активных и пассивных избирательных прав.
Одной из наиболее значимых лоббистских организаций дореволюционной России был Московский биржевой комитет (МБК). В 1905—1914 гг. представительство становится главной функцией МБК.
В 1910 г. МБК организовал в Москве Всероссийский съезд представителей русской торговли и промышленности по вопросу о мерах к развитию торговых отношений с Ближним Востоком. МБК ввел в практику созыв предварительных совещаний представителей заинтересованных отраслей для согласования позиций.
Бурное развитие экономики и промышленности в России органично подвело к необходимости взаимодействия исполнительной и законодательной власти с представителями бизнеса.
Появившиеся представительные организации, несмотря на их финансовую слабость, можно рассматривать как прообразы лоббистских организаций. Представительная деятельность буржуазии не была структурирована и регламентирована, в ней не было планомерности и систематичности. Но, возможно, при иной исторической последовательности событий в России первые попытки такого процесса взаимодействия могли бы найти свое продолжение.
Список литературы
- Вольский А.А. Представительство русской торговли и промышленности в настоящее время и основы представительства, необходимого в ближайшем будущем. СПб., 1906
- Заславский С. Е., Нефедова Т. И., Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы //Право и политика № 2,2000
- Изгаршев В.В. Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале XX века//Представительская власть (мониторинг, анализ, информация). 1997. № 4.
- Киселев К. В., Лоббизм: основные модели восприятия и конфликт интересов // Политекс, № 6, 2005
- Левин М., Левина Е. Лоббирование и коррупция в России // Эффективность осуществления государственного управления в России (период президентства Ельцина): Рабочие материалы. М.: Институт права и публичной политики, 2002.
- Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000.
- Павроз А. В., Группы интересов и трансформация политического режима в советской и постсоветской России // Политекс, № 4, 2002
- Перегудов С.С., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.
- Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е. Ю. М., 2001.
- Толстых П. А. «GR. Практикум по лоббизму в России», Альпина Бизнес Букс, М., 2007
- Филиппова Н. А., Представительство субнациональных интересов в совете федерации федерального собрания РФ: функциональная и делегативная модели// Политекс, № 4, 2003