Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в условиях дополнительного профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так же необходимо отметить, что> в условиях административной' реформы, реформы местного самоуправления, реализации Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта.2007 г. «О муниципальной’службе в Российской Федерации», также актуален вопрос о качественном составе кадров, муниципальной службы. Одним из основных принципов, государственной, гражданской службы и муниципальной службы является профессионализм… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические проблемы профессионально-личностного развития специалиста государственной и муниципальной службы в условиях дополнительного профессионального образования
    • 1. 1. Психологические особенности деятельности государственных и муниципальных служащих и требования к личности специалиста в сфере государственной и муниципальной службы
    • 1. 2. Особенности дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих
    • 1. 3. Принципы и подходы к организации психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства вуза в процессе дополнительного профессионального образования
  • Глава 2. Исследование профессионально-личностных особенностей государственных и муниципальных служащих (констатирующий эксперимент)
    • 2. 1. Характеристика экспериментальной группы и обоснование методического комплекса исследования
    • 2. 2. Комплексный анализ результатов исследования государственных и муниципальных служащих по методикам тестового блока
    • 2. 3. Результаты исследования психолого-педагогических условий в образовательном пространстве дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих
  • Глава 3. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения государственных и муниципальных служащих и оценка ее эффективности
    • 3. 1. Описание программы психолого-педагогического сопровождения государственных и муниципальных служащих
    • 3. 2. Описание развивающего эксперимента. Анализ проведенной программы
    • 3. 3. Анализ результатов итоговой диагностики
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в условиях дополнительного профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе социальные институты власти становятся одними из ключевых звеньев с точки зрения решения задач модернизации и развития страны. Эффективная работа органов власти возможна только при наличии квалифицированных кадров, соответствующих современным запросам общества.

Перед государственными и муниципальными служащими ставятся все более сложные задачи, требующие оперативных, ответственных решений. Таким образом, требования к специалистам растут, нагрузки увеличиваются, условия меняются, активизируются процессы реформирования, но не всегда государственные и муниципальные служащие готовы к таким трансформациям. Во многом трудности связаны с тем, что для решения поставленных задач необходимо создавать дополнительные условия, нужны активность и желание самих государственных и муниципальных служащих.

Активизация и мотивация человека на изменения тесно взаимосвязана с такими аспектами, как саморазвитие и самореализация. Создание условий для саморазвития и самореализации специалиста является благодатной почвой для личностного и профессионального развития специалиста. (И.А.Зимняя, Е. А. Климов, А. В. Карпов, Ю. Н. Кулюткин, Н.С. Пряжников).

Таким образом, решение задач, стоящих перед органами власти, требует наличия квалифицированных управленческих кадров, специалистов, чья квалификация соответствует заявленному Президентом и Правительством Российской Федерации масштабу.

Развитие компетентности работников органов власти (а на ее основе и их ответственности) — одна из первоочередных задач, стоящих на пути совершенствования государственной и муниципальной службы. В Указе Президента РФ ОТ 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» сформулирована задача актуализации содержания программ подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения, соответственно высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, должны своевременно отреагировать и создать необходимые условия для профессионального развития государственных служащих [131] .

Так же необходимо отметить, что> в условиях административной' реформы, реформы местного самоуправления, реализации Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта.2007 г. «О муниципальной’службе в Российской Федерации», также актуален вопрос о качественном составе кадров, муниципальной службы. Одним из основных принципов, государственной, гражданской службы и муниципальной службы является профессионализм и компетентность служащих, а задача образовательных учреждений создать дополнительные условия для его реализации, так как государственный и муниципальный служащий для реализации' своих должностных обязанностей и полномочий имеет право на повышение квалификации и переподготовку в соответствии’с функциями и полномочиями согласно занимаемой должности. Исходя* из вышесказанногоможно сделать вывод, что среди мернаправленных на реализацию принципа профессионализма служащего, наиболее важным является обеспечение эффективного функционирования системы профессиональной, — подготовки, переподготовки и повышения квалификации служащих (В.В:Бакушев, Е. А. Литвинцева, В. А. Мальцев, А. А. Деркач, В'.Н.Марков, Н.А.Мартынова). '.

Отношение современного общества к чиновникам можно определить, как неоднозначное. Государственные гражданские и муниципальные служащие достаточно критично оцениваютсяпредставителями различных социальных групп населения, а так же высшим руководством страны. Многие исследования свидетельствуют о том, что наблюдается-достаточно серьезный спад престижа государственной и муниципальной службы, происходит деформация ценностей и мотивации труда государственных и муниципальных служащих, значительно снижен интерес к непрерывному образованию и служебной карьере, а это способствует активизации таких негативных явлений в деятельности государственного аппарата, как негативные профессиональные деформации, коррупция, непрофессионализм. (А.И.Егоров, Т. В. Мошкова, Н.Л.Захаров).

Сами государственные и муниципальные служащие испытывают достаточно сильный дискомфорт от того, что к ним относятся, критично, обращают большее внимание на коррупционные проявления, нарушение требований к служебному поведению, ошибки в деятельности, нежели на ответственное отношение к работе, направленность на служение, решение значимых для населения-задач.

Одним из важнейших психолого-педагогических условий оптимизации дополнительного профессионального образования может быть организованное психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в процессе обучения в рамках программ повышения квалификации.

Сопровождать" в словарях рассматривается как «провожать, сопутствовать, идти вместе», «следовать рядом, вместе, ведя куда-нибудь, или идя за кем-нибудь. Производить одновременно с чем-нибудь. Сопутствовать чему-нибудь» [42]'.

Психологическое сопровождение включает в себя следующие основные направления [106].

— Управление межличностными отношениями;

— Социально-психологические исследования;

— Психопрофилактическую и психокоррекционную работу;

— Психологическое просвещение.

Основная цель психологического сопровождения — достижение и поддержание оптимального соответствия возможностей работников требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью, сохранение высокого уровня работоспособности, физического и психического здоровья персонала.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается, как одна из основных задач, в принятой Правительством Российской Федерации концепции модернизации Российского образования на период с 2010 года. Данная концепция определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения-: адекватной системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Одной из наиболее приоритетных целей модернизацииобразования является обеспечение высокого качества российского образованиявысокое качество образованиям в современных условиях: рассматривается в совокупности с такими, понятиямии категориями, как «качество жизни», «здоровье», «социальноеблагополучие», «самореализация», «защищенность», а не только получение набора знаний, умений и навыков.

Вопросы психолого-педагогического сопровождения достаточно активнорассматриваются — в системе школьного иВузовского образования (Байбородова JI.B., Володько Н. В., Косарецкий С. Г., Зимняя И. А., Зинченко Г. П.), в системе работы психологических служб сопровожденияи> кадровых служб? органов управления: (Г орбунова G.B., Деркач A.A., Маркова А.К.), но недостаточно рассмотрены для использования в рамках дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих.

Актуальность исследования обусловлена следующими причинами:

1. Существует высокаяпотребность, в психологическом просвещении, психологической помощи и поддержке1 и* психологическом* сопровождении профессионально-личностного-развития государственных и муниципальных служащих;

2. Непосредственно в органах власти, на рабочих местах: в редких случаях в штат включены психологи, в структурах практически отсутствуют психологические службы, комнаты психологической: разгрузкируководители недостаточно уделяют внимание созданию условий эффективного социально-психологического климата в коллективе, созданию психологических условий сопровождения деятельности служащих;

3. Государственные и муниципальные служащие в интервью отмечают, что не хотели бы обсуждать возникающие психологические проблемы с руководителем, коллегами, штатными психологами, объясняя это отсутствием доверия, боязнью того, что их откровенность может повлиять на отношение к ним и впоследствии на их профессиональную деятельность и карьеру.

Исследуя возможности дополнительного профессионального образования, как ресурса психологического сопровождения служащих, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

— в соответствии с требованиями законодательства государственные и * муниципальные служащие проходят повышение квалификации не реже, чем раз в три года, что может обеспечить систематичность и планомерность психологического сопровождения;

— чаще всего обучение проходит с отрывом от основной деятельности вне органа власти, в группе, которая является временной по составу, что позволяет слушателям чувствовать себя в большей безопасности, с точки зрения открытости при обсуждении возникающих психологических проблем;

— в программы обучения могут быть включены лекции, дискуссии, практические занятия, игры, тренинги, индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам психологии, возможна вариативность тематики в соответствии с запросами слушателей.

Несмотря^ на' высокую потребность в психологическом сопровождении ресурсы для решения поставленных нами задач в сфере государственного и муниципального управления практически отсутствуют. С этой точки зрения дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих могло бы само по себе обеспечить не только профессиональное развитие служащих, но и обеспечить условия для психолого-педагогического сопровождения.

Поэтому вопрос создания специальных психолого-педагогических условий развития и реализации профессионально-личностных качеств государственных и муниципальных служащих именно в рамках дополнительного профессионального образования является с нашей точки зрения одним из основных ресурсов повышения квалификации служащих.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что во многом эффективность деятельности^ специалиста определяется особенностями базовых, личностных компетенций, а потребность в самореализации и саморазвитии — это и есть основа личной активности слушателя в процессе дополнительного профессионального образования. С нашей точки зрения, образовательная среда является комфортной и наиболее безопасной для решения психологических проблем, развития ресурсов личности, самоопределения и самореализации.

Исходя из показанной выше необходимости личностного развития государственных и муниципальных служащих, активизации процессов саморазвития и самореализации, проблема психолого-педагогического сопровождения государственных и муниципальных служащих представляет особую актуальность.

Целью настоящего исследования является разработка программы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в условиях дополнительного профессионального образования, способствующей развитию личностных качеств, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности и мотивационно-личностного развития, формированию направленности на служение, развитию коммуникативной компетентности, социальной перцепции.

1 9 л.

Объектом исследования выступает процесс профессионально-личностного развития государственных гражданских и муниципальных служащих в рамках дополнительного профессионального образования.

Предметом исследования являются психологические условия профессионального и личностного развития государственных и муниципальных служащих в рамках образовательного пространства дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования: Предполагается, что государственная гражданская и муниципальная служба как профессиональная деятельность предъявляет особые требования к когнитивной, мотивационнощ коммуникативной, перцептивной и волевой сферам личности: таким качествам, как толерантность, эмпатия, направленность на служение людям, выдержка, энергичность, настойчивость, готовность к развитию и пр. Поэтому для развития этих качеств необходимо создание специальных условий при обучении государственных и муниципальных служащих в рамках дополнительного профессионального образования.

Частные гипотезы:

— предполагается, что специально разработанная программа психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства дополнительного профессионального образования позволит обеспечить оптимальное профессионально-личностное развитие государственного гражданского служащего;

— программа психолого-педагогического сопровождения будет успешной при условии ее направленности на развитие профессионально важных личностных качеств служащих, необходимых для эффективного выполнения ими профессиональной деятельности.

В соответствии с целями, объектом, предметом в исследовании поставлены и решались следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа раскрыть психологическое содержание понятия психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих и выделить систему необходимых психологических требований профессии к личности субъекта государственной и муниципальной службы, обеспечивающих оптимальную эффективность деятельности;

2. На основании результатов диагностического исследования выявить профессионально-личностные качества государственных и муниципальных служащих, которые необходимо развивать в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях дополнительного профессионального образования;

3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие профессионально важных личностных качеств государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих оптимальную эффективность деятельности;

4. Оценить эффективность программы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития государственных и муниципальных служащих в образовательном пространстве в рамках дополнительного профессионального образования.

Теоретическими и методологическими основами работы являются:

— Теоретико-методологическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных ученых, в которых раскрыты причинно-следственные связи эффективности профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих и развитие профессионально-личностных компетенций, положение о личности как субъекте профессиональной деятельности и ее профессиональной компетентности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, A.A. Деркач, Е. А. Климов, Ю.В.Синягин).

— Принципы, системности развития и единства внешнего и внутреннего в развитии психологических явленийпринципы детерминизма, развития, социальной обусловленности личности, единства сознания и деятельности.

Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубенштейн и др.).

— Комплексный, системный, субъектный, психосоциальный и гуманистический подходы (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, К. Роджерс, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.);

— Современные теории и концепции личностнориентированного обучения и воспитания личности (К.РоджерсИ.С.Якиманская и" Др.) — развивающего (Л.В.Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов)!

Методы исследования: для достижения, цели^ исследования и решения, поставленных задач нами использовались теоретические и эмпирические методы: теоретико-методологический анализ проблемы на основе изучения психологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы, анкетирование, психологическое тестирование, метод экспертной оценки. Для* решения эмпирических задач был использован специально подобранный комплекс методик, включающий тесты, анкеты, оценочные шкалы, контент-анализ: тест ПРОФИ' (оценка управленческого потенциала) — тест Кейрси (MBTI, выявление ведущих стратегий поведения на работе) — методика В. Бойко «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности" — шкала. «Градусник состояний», методика «Незаконченные предложения». При выборе методов учитывались их валидность, возможность получения качественных данных в количественном выражении и чувствительность.

На этапе развивающего эксперимента использовалось моделирование программыпсихолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного пространства дополнительного профессионального образования.

Качественно-количественный анализ данных, полученных в ходе исследования проводился с помощью методов описательной статистики и статистических методов обработки G — критерий знаковX2 (хи-квадрат) Пирсона.

Научная новизна исследования определяется следующими основными результатами, полученными в теоретической и экспериментальной работе:

— уточнено содержание понятия «психолого-педагогическое образовательное пространство дополнительного профессионального образования»;

— дана характеристика понятию психолого-педагогического сопровождения в процессе дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих как условию профессионально-личностного развития;

— впервые с психологической точки зрения систематизированы и> обоснованы теоретически инновационные подходы к анализу профессиональных качеств «чиновника нового типа" — обеспечивающего эффективность и качество работы по оказанию услуг населению и имеющего осознанную позициюсаморазвития, социальной ответственности, мотивированного ¡-на повышение квалификации;

— сформулированы теоретически и экспериментально апробированы основные направления деятельности психолога (преподавателя психологии) в процессе психолого-педагогического сопровождения государственных и муниципальных служащих в рамках дополнительного профессионального образования с целью их личностного и профессионального развития;

— обоснована и внедрена, в учебный процесс повышения квалификации государственных и муниципальных служащих развивающая программа, основанная на реализации концепции интегративного и личностно-ориентированного обучения, способствующая. развитию личностных качеств, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности и мотивационно-личностного развития, формированию направленности на служение, развитию коммуникативной компетентности, социальной перцепции и пр.

I 1.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— в рамках диссертационного исследования теоретически обоснована и подтверждена экспериментальными данными ведущая роль таких профессионально важных качеств мотивационно-личностной сферы государственных и муниципальных служащих, как коммуникативная компетентность и толерантность, направленность на работу в команде и на служение людям, лидерские качества, мобильность, обучаемость, готовность к развитию и др.;

— на основе теоретического анализа разработана и экспериментально-апробирована, научно-обоснованная, развивающая программа психолого-педагогического сопровождения государственных и муниципальных служащих в условиях образовательного пространства' дополнительного профессионального образования, показана её эффективность;

— обосновано, чтопсихолого-педагогическое сопровождение в рамках дополнительного профессионального образования государственных- • и муниципальных служащих является необходимым' условием для. развития мотивационно-личностной сферы, социальной ответственности и, в целом, обеспечения эффективности и качества работы.

Практическая значимость исследования определяется темчто:

— разработанные в исследовании методические подходы и рекомендации используются в практике работы института повышения квалификации Волго-Вятской академии государственной службы, в системе дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих;

— экспериментально апробированная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения государственных и муниципальных служащих показала высокую эффективность и возможность её применения для различных категорий обучаемых в образовательном пространстве дополнительного профессионального образования;

— результаты исследования имеют прямой выход в практику учебного процесса подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих в условиях дополнительного профессионального образования, с целью повышения эффективности их дальнейшей профессиональной деятельности.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной-психологии Нижегородского государственного университета, кафедры, информационной политики института повышения квалификации Волго-Вятской академии' государственной службы, на международных, всероссийских, и межвузовских, научно-практических конференциях, отражены в, научно-методических публикациях автора, в отчетахв ходе проведения НИР по. проблеме «Развитие инновационной системы непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих. России» в рамках реализации, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013'тоды.

Основные положения, выносимые на защиту: I.

1. Государственнаягражданская" и • муниципальная служба, как профессиональная деятельность, связаннаяс работой, с людьми, предъявляет специфические требования к личности чиновника-профессионала. Поэтому в рамках дополнительного профессионального образования необходимо создание особых условий психолого-педагогического сопровождения для развития личностных качеств, позитивно влияющих на эффективность трудовой-деятельности.

2. Оптимальное профессионально-личностное развитие государственного гражданского служащего может обеспечить специальная развивающая программа, основанная на реализации, концепции интегративного личностно-ориентированного обучения, направленная на развитие личностных качеств, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности: формирование направленности на служение, развитие профессиональной мотивации, коммуникативной толерантности, социальной перцепции и пр.

3. Реализация специальной программы психолого-педагогического сопровождения в условиях дополнительного профессионального образования может оптимизировать личностный рост и развитие профессионально важных качеств государственных и муниципальных служащих, что, будет способствовать эффективности их последующей трудовой деятельности.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает введение, триглавы, заключение, список литературы. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 18 рисунками. Общий объем диссертации -136 страниц.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой