Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современном обществе идет период становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Являясь основой нравственного сознания, они оказывают влияние на жизненный выбор юношества, проявляются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Ценности личности как проблема современной психологии
    • 1. 1. Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях
    • 1. 2. Психологические особенности развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте
    • 1. 3. Динамика ценностных ориентаций как психологический процесс
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики ценностных ориентаций
    • 2. 1. Ценностные ориентации как динамическая субкультура
    • 2. 2. Психологическая оптимизация ценностных ориентаций в юношеском возрасте
    • 2. 3. Анализ результатов развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте
  • ВЫВОДЫ

Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном обществе идет период становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Являясь основой нравственного сознания, они оказывают влияние на жизненный выбор юношества, проявляются в особенностях целеполагания и способах целедостижения, в конкретных поступках и делах (Л.И. Божович, Б. С. Братусь, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, Н. А. Коваль, С. Б. Каверин, В. В. Комаров, А. А. Комлев, В. Т. Лисовский, И. А. Савенкова, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.) при этом существенно отметить, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не подкрепляются адекватными изменениями в ценностно-смысловых образованиях личности молодых людей, не подкрепляются адекватными изменениями в их ценностных ориентациях.

Анализ научной литературы показал, что проблема развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте, их психологическая сущность, динамика в условиях современного социокультурного контекста пока еще недостаточно изучена.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Проблема ценностей имеет в научной мысли богатую историю. Она привлекала к себе внимание, начиная с античности (Сократ, Платон, Аристотель, Аполлодор, Диоген Лаэртский и др.). Позднее к ней обращались Т. Гоббс, Спиноза, И. Бентам, И. Кант, Р. Г. Лотце, М. Шелер, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др. Изучение научных трудов о человеке показывает, что проблема ценностей и ценностных ориентаций во всей их многогранности всегда активно исследовалась в российской науке (B.C. Соловьев, Н. Бердяев,.

И.А. Ильин, А. Ф. Лосев, Л. Н. Толстой, В. Г. Федотова, Т. В. Холостова, Б. С. Братусь, Н. Ф. Фаустова и др.).

Среди отечественных исследований выделяются работы, в которых изучена зависимость ценностных ориентации от индивидуальных особенностей личности (Б.Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев), от активнодеятельностного окружения ею окружающего мира (К.А. АбульхановаСлавская, Л. П. Буева, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев и др.), от духовного творчества (Н.А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева и др.), от целеполагания и способов целедостижения (Б.С. Братусь, Л. Н. Собчик и др.). В гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) исследован процесс выбора человеческих ценностей, особенности их осмысления.

В работах Д. А. Леонтьева, И. С. Кона, А.А. Мелик-Пашаева и других ценностные ориентации рассматриваются как необходимые и важные ориентиры для формирования личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. Психолого — педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций юношества, нашедший отражение в исследованиях педагога-новатора Ш. А. Амонашвили, психологов А. А. Деркача, И. В. Дубровиной, Д. И. Фельдштейна и др., в работах специалистов вузовской педагогики Н. В. Кузьминой, А. А. Вербицкого, В. А. Токаревой и других, рассматривается в широком контексте работ этого направления. Так, важным оказалось то, что в этих исследованиях указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте в условиях гуманистических преобразований социальной среды, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде.

В современной научной литературе (Н.И. Непомнящая, Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова, Г. Е. Залесский, Е. И. Головаха, Б. С. Братусь и др.) личностные ценности рассматриваются на пересечении мотивационнопотребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания. Многие исследователи подчеркивают важность установок, личностных особенностей, мотивации, направленности личности, интеллекта в процессе развития ценностных ориентаций (В.Г. Калашникова, Н. И. Кузьмина, В. И. Слободчиков, О. Н. Смищенко, Б. А. Сосновский, Э. Н. Фаустова, В. Г. Узунова, В. А. Якунин и др.).

В проанализированной нами психологической литературе ценностные ориентации юношеского возраста как психологический феномен изучены не достаточно полнопсихологические условия, оптимизирующие данный процесс не достаточно структурированыприемы эффективного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте остаются слабо разработанными и пока не готовы к внедрению. Тем самым возникает противоречие между острой необходимостью исследовать динамику ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс перехода ценностных ориентаций их социального окружения во внутриличностный план в юношеском возрасте не полностью исследованы с психологических позиций. Этим обусловлена актуальность исследования.

Объектом исследования являются ценностные ориентации в юношеском возрасте.

Предметом исследования — психологическая модель ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Цель исследования — выявить динамические изменения ценностных ориентаций в юношеском возрасте и определить условия оптимизации этого процесса.

Реализация поставленной цели требовала решения следующих задач исследования:

• Проанализировать теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций в научной литературе;

• изучить особенности формирования и проявления ценностных ориентаций в юношеском возрасте;

• раскрыть динамику формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте;

• разработать эффективные приемы по оптимизации ценностных ориентаций.

Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что ценностные ориентации как выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность личности и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

Выбор комплекса методов исследования определялся целью и задачами диссертации. Применялся теоретико-методологический анализ литературных источников по проблеме исследованияпсихологическое тестирование, включая методики: «Самоактуализационный тест» Л.Я. Гозмана- «Уровень субъективного контроля" — модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокичаметод опроса, наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов эксперимента. Теоретико-методологической основой данного исследования явились: теоретические положения деятельностного подхода к изучению личности (C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) — ценностно-смыслового подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Б., Братусь, С., Братченко, Д. А. Леонтьев и др.) — психолого-акмеологического подхода к рассмотрению ценностей (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.) — теории активного отражения личностью окружающего мира (К.А. Абульханова — Славская, А. А. Бодалев и др.) — «Я» — концепция личности (А.А. Деркач, И. С. Кон, В. В. Столин и др.) — достижения системной методологии (Е.А. Климов, Н. Г. Алексеев, И. С,.

Ладенко, Г. П. Щедровицкий и др.) — педагогической психологии (В.В. Давыдов, И. В. Дубровина. Н. И. Непомнящая, А. Г. Здравомыслов, В. В. Рубцов и др.) — психология личности (А.Г. Асмолов, В. Е. Василюк и др.) — психология развития (Б.Г. Ананьев, Л. И. Степнова, И. Н. Семенов и др.) — теории ценностей (Т.П. Выжлецов, О. Г. Дробницкий, Л. А. Микишина, В. Г. Тугаринов и др.).

Научная новизна исследования. В диссертации раскрыта психологическая специфика развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте через динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличносгного и социального контекста. Определены различные уровни овладения ценностями, которые могут быть перспективными (потенциальными), знаемыми, но не применяемыми на практике, активно реализуемыми. Обнаружены акмео логические условия оптимизации процесса формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте включающие: повышение информированности и системе ценностей, определение путей их достижения, побуждение к апробированию путей реализации ценностей активными действиями и к созданию новых ценностей.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что ценностные ориентации в юношеском возрасте — это выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения. Конкретизировано содержание используемых терминов «ценность», «ценностные ориентации», «юношеская субкультура». Обнаружена зависимость успешного формирования ценностных ориентаций юношества в учебной среде от содержания специально разработанного программного материала. В диссертации разработана психолого-акмеологическая концепция повышения эффективности формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте, включающая теоретико-методологический анализ ценностей, содержание, структуру, функции ценностейих психологическую сущность, а также психолого — акмеологические условия, оптимизирующие динамическое развитие ценностных ориентаций в условиях учебной (академической) среде.

Практическая значимость исследования. Разработана психотехника эффективного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в воспитательной работе с учащейся молодежью в школах и ВУЗах. Материалы диссертации дают возможность изучать не только психологический процесс формирования ценностей, но и управлять им. С этой целью разработана программа спецпрактикума. Материалы диссертации составили содержание спецкурса «Ценности в структуре духовности личности», а также были использованы в курсе «Психологии личности».

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии и акмеологииприменением валидных и надежных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждены на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва 2004) — на Всероссийской конференции «Психологическое здоровье и безопасность личности» (г. Тамбов, 2002) — на научных конференциях преподавателей и аспирантов ТГУ им Г. Р. Державина «державинские чтения» (г. Тамбов, 2003, 2004) — на заседаниях кафедры социальной психологии ТГУ им Г. Р. Державина. Положения, выводы и результаты диссертационного исследования апробировались в течение трех в лингво-математическом лицее, средней школе № 17 г. Тамбова, Орловской средней школе Тамбовского района, в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностные ориентации — это те состояния, явления и процессы и в окружающей жизни, которые становятся ориентирами для личности, направляют формирование ее целей, а также способов их достижения;

2. Ценностные ориентации в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, которая формируется в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

3. Юношеская субкультура — это ценности, стереотипы и правила, разделяемые в молодежной среде, отличающие ее от других возрастных групп и различающие «своего» и «чужого».

4. Формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте возможно, в учебной (академической) среде, если при этом повышать информированность у молодых людей о системе ценностей, указывать пути их достижения, побуждать к апробированию путей реализации ценностей активными действиями и созданию новых ценностей.

Организация исследования. Базу проведения исследования составили учащиеся лингво — математического лицея, учащиеся средней школы № 17 г. Тамбова, Орловской средней школы Тамбовского района, студенты психологического факультета, факультета физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им Г. Р. Державина. В исследовании приняло участие 248 человек, из них 136 человек учащиеся, 112 человек — студенты в возрасте от 15 до 23 лет. Исследование проводилось в 2001;2004 годах.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Результаты статистической обработки исходных данных отражены в схемах, графиках, таблицах.

Выводы.

На первом этапе эмпирического исследования был выявлен состав ценностей, характерных для юношеского возраста, причем наиболее значимыми оказались такие ценности, как любовь, материальное положение, здоровье, друзья, счастливая семейная жизнь.

На втором этапе эмпирического исследования была выявлена динамика ценностных ориентаций, связанная с переходом части потенциальных ценностей в разряд знаемых, часть которых, в свою очередь, перешла в разряд реализуемых.

Процесс формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте будет проходить эффективнее, если в ходе психологического практикума повышать информированность молодых людей о системе ценностей, указывать способы их достижения, побуждать к апробированию путей их реализации активными действиями и созданию новых ценностей.

Заключение

.

Проведенной диссертационное исследование показало, что в современной психологической науке существует достаточно большое число определений понятий ценностей, различающихся в зависимости от научной отрасли, от предпочтения тем или иным автором определенных теоретических и методологических принципов.

Рассмотренные теоретические концепции подчеркивают тот или иной аспект ценностей и ценностных ориентаций, их связь с другими нравственными и психологическими характеристикамираскрывают природу психологических ценностей через введение понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются лишь отнесением ценностей к мотивационной либо смысловой сферам.

Однако, несмотря на данный интерес к этой теме и ее актуальность, до сих пор пока еще не достаточно исследована проблема, связанная с процессом перехода ценностных ориентаций из социального окружения во внутриличностный план в юношеском возрасте.

В ходе теоретико-методологического исследования была выявлена психологическая сущность понятия ценности, ценностных ориентаций, роль юношеской субкультуры в формировании ценностных ориентаций в юношеском возрасте, разработана психологическая модель ценностных ориентаций в юношеском возрасте, включающая содержательный спектр ценностей в молодежной субкультуре, функции ценностей в структуре личности, функции ценностей в системе ценностных ориентаций.

Ценность — В последние годы в научной литературе значительно вырос интерес к проблеме ценностей и ценностным ориентациям. Эта проблема исследуется представителями различных научных дисциплин, в том числе философами, психологами и социологами. Во многом это связано со значительными качественными изменениями в жизни современного общества и потребностью в новом ценностном сознании, соответствующим новым реалиям.

Обращение к истории науки показывает, что проблема ценностей и ценностных ориентаций всегда находились в центре научной мысли. это выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций — тех состояний, явлений и процессов в окружающей жизни, которые становятся ориентирами для личности, направляют формирование ее целей, а также способы их достижения.

Предпосылки для реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте, который выступает сензитивным периодом для формирования, усвоения и реализации системы ценностных ориентаций.

Наиболее активно процесс формирования и усвоения ценностных ориентаций происходит в юношеском возрасте в условиях юношеской субкультуры — ценностных стереотипов и правил, разделяемых в молодежной среде, отличающих ее от другой возрастной группы и различающие своего от чужого.

Содержательный спектр ценностей молодежной субкультуры составляют ведущие ценностные ориентации, характерные для данного возраста.

Функциями ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте являются: адаптивная — позволяющая гармонизировать процесс адаптации личности к окружающей средерегулятивная — позволяющая осуществлять регуляцию своего и чужого поведения с точки зрения нравственных принципов личностимобилизующая — способствующая повышению мотивации деятельности личности.

В системе ценностных ориентаций конкретные ценности выполняют следующие функции: когнитивно-эмоциональная функция — обеспечивает направленность познавательной деятельности и отношение к неймотивационно-смысловая функция — придает смысл всей человеческой деятельности и бытию личности в миререфлексивно-деятельностная функция — осуществляет регуляцию процесса активного отражения индивидом окружающего мира.

Компонентами системы ценностных ориентаций выступают такие способы реализации ценностей, как: «Я» как ценность — реализация личностью своего нравственного, интеллектуального, творческого потенциала, самореализация личности как носителя ценностей- «Мы» как ценность — реализация личностью своей социальной сущности, проявляющейся в отношениях с близкими людьми, коллективом, социальными группами- «Жизнь» как ценность — последовательная реализация личностью перспектив жизненного пути, целеполагние и целе достижение.

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод, что наиболее значимыми ценностями в юношеском возрасте являются такие ценности, как любовь, материальное положение, здоровье, друзья, счастливая семейная жизнь.

На втором этапе эмпирического исследования было установлено, что развитие ценностных ориентаций — динамический процесс, характеризующийся переходом части потенциальных ценностей в разряд знаемых, часть которых, в свою очередь, переходит в разряд реализуемых.

Настоящее исследование подтвердило гипотезу том, что ценностные ориентации как выбор ориентиров для целеобразования и способов целедостижения в юношеском возрасте образуют свою динамическую субкультуру, формирующуюся в условиях внутриличностного (потребности, интересы, направленность личности и др.) и социального (семья, учебно-трудовой коллектив, молодежная субкультура и др.) контекста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Хилл С. Тернер Б. С. Социологический словарь / пер. с англ. Казань: изд-во Казанского ун — та, 1997 — 420 е., стр. 350.
  2. К.А. Стратегии жизни,— М.: МГУ, 1991.- 115 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  4. Абульханова Славская К. А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности. // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974. с.34−82.
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. Ред. А. А. Деркача. М.: — Изд-во РАГС, 2002. — 650с.
  6. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента. Вологда. Изд-во Вологодского пединститута, 1991. — 102с.
  7. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический ж., 1984. т.5. — № 5. — с.63−70.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: АспектПресс, 1996 -376с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука 1977, — 344 стр. с. 210.
  10. А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. в 2-х т., 1988.-429 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. JL, 1968. — с. 299−300.
  12. С.Ф. Единство теоретико-познавательного и ценностного способов рассмотрения явлений морали // Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаевича М.: МГУ, 1992.-е. 319 -346, стр. 5.
  13. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988.-c.31.
  14. С.Ф. Духовные ценности производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  15. JI. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу. // Вопросы психологии, 1973.-№ 1. с. 173 180.
  16. Анцыферова Л И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989.- с. 426−433.
  17. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988.-c.31.
  18. Аристотель Сочинения в четырех томах т. 4 М., Мысль, 1984 -803с., с.300−302.
  19. А.С. размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии, 1993. № 5. — с. 130−160.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.- 158 с.
  21. А. Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  22. А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунин Л. Психологической консультирование и психотерапевтические методы, теории и техники: практическое руководство / пер. с англ. М., 1999. с. 179−182.
  23. В.Т. Это неповторимое «Я». М.: Знание, 1986. — 189 с.
  24. С.А. Этот «опасный возраст». М.: Знание, 1982. — 94 с.
  25. У. Возвращение к добру: ценности, объективности и будущее // Международн. журн. социал. наук / ЮНЕСКО, 1994. № 1. — с. 13−31.
  26. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991.-220 с.
  27. Р. Развитие Я-Концепции и воспитание. -М.: Педагогика, 1986. 422с.
  28. Бестужева-Лада И.В. история твоих родителей. Разговор с молодым поколением. М.: Просвещение, 1988. — 111 с.
  29. . М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. -СПб., 1990.-39 с.
  30. Н. Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  31. в. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  32. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: наука, 1978.-311 с.
  33. Е.Н. Причинный и целевой подходы в развитии теории личности // Вопросы психологии, 1991. № 3. — с45−53.
  34. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — 199 с.
  35. А. А. Психология личности. М.: изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  36. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. — 1968.-464 с.
  37. Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. //Вопросы психологии, 1975. № 1.-е. 80−89.
  38. Е.А. О психическом развитии ребенка. Минск: Нар. Асвета, 1974. — 126 с.
  39. . С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии, 1997. -№ 5. с. 3−19.
  40. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический ж, 1996. т. 17. — № 1:. — с.30−37.
  41. С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2 / под ред. А. Н. Воронина. М: ИП РАН, 1994. -с. 144−157.
  42. Г. А., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъектов. // Вопросы психологии, 1993. -№ 5. с. 99 106.
  43. Бэн. А. Психология. М.: Изд-во Н. Н. Прокоповича, 1906. т. 21. -104с.
  44. В.М. Ценностные ориентации представителей Коми и русского этноса // Психологический ж., 1998. т. 19. — № 5. — с. 60−70.
  45. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  46. Василенко В. А. Ценность и ценностные отношения // Проблемы ценности в философии. М.: JL, 1966. — с.40.
  47. Ю.А. особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический ж,-т.18. № 2. — с.58−78.
  48. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: изд-во МГУ, 1990. — 288 с.
  49. Водзинская В. В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании // Философские науки, 1968.-№ 2, — с. 50.
  50. JI. С. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 379 с.
  51. JI. С. Развитие высших психических функций // Собр. Соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — т. 3, — 500 с.
  52. JI. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1996. — 536 с.
  53. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально политический журнал, 1995. -N 6. с. 63−65.
  54. Г. Философия духа. // Собр. Соч. в 14 т. М. — т. 3, 1956. -370с.
  55. . Что такое психология?: В 2 т. т. 2. — / пер. с фр, — М., 1992. -376 с.
  56. Л.Я., Круз М. В., Латинская М. В. Самоактулизационный тест. -М.: Российское Педагогическое агенство, 1995. 76 с.
  57. Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.-320 с.
  58. В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: автореферат дис. .канд. психол. наук. Орел. — 2000.
  59. В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. т. 1−4. -т. 1.-М., 1995.-700 с.
  60. В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность. -Л.: Наука, 1980. 199 с.
  61. У. Научные основы психологии. СПб.: СПб. Электропечатня, 1902. -370 с.
  62. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.: Мысль, 1986.- 278с.
  63. В. Описательная психология // История психологии (10-е -30-е г. г. период открытого кризиса): Тексты 2-е издание / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан -М.: МГУ, 1992 с.319−346.
  64. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967. -357 с. С. 312−313.
  65. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. М.: Канон, 1995.-352 е., с. 290.
  66. А.Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический ж, 1998. -т. 19. № 3. — с. 3−16.
  67. А.В., Неверович Я. З. О генезисе, функциях и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, 1974. -36.-е. 63.
  68. А.Г., Эйдман Е. В. Экспериментальная оценка социальной желательности личностных черт // Психологической исследование социального развития личности. -М, 1991.-е. 168−181.
  69. А.Г. Потребности. Интересы, Ценности. М.: Политиздат, 1986, — 160 с.
  70. О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения. // В кн. Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. 1975.-с. 241−254.
  71. Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: автореф. дис. .канд. психол. наук. Москва. — 1997.
  72. А.А., Овсянников А. А., Стрелков Д. Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы.- Вып. 6. М.: НИИВО, 1992. — 80 с.
  73. Как построить свое «Я». / Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика., 1991.- 133 с.
  74. И. Сочинения в 6 томах / пер. с нем. Т. 4 ч. с. 234, 269.
  75. В. М., Надирашвили Ш. А. Ценность и установка. Проблема социальных установок. // В кн.: Социологическое исследование. -Тбилиси: Мецниереба, 1971. с. 5−40.76.
  76. Кирилова Н. А, Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь. -1997.
  77. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека, -т. 1−2. Л.: изд-во ЛГУ, 1969. — 304 с.
  78. Н.А. Роль семьи в духовном и развитии личности студента. Сб. статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 1996. — с. 92−126.
  79. А. Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970. -391 с.
  80. JI.H. цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  81. Я.Л. Познай самого себя (психол. беседы со старшеклассниками). Минск: Нар. Асвета, 1981. — 143 с.
  82. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  83. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  84. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  85. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -148 с.
  86. Л. Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социолог, исслед., 1994. № 3. — с. 114 118.
  87. Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь, М.: МГУ, 2002.- с. 423.
  88. Китайская философия: Энциклопедический словарь / под ред. М. Л. Титаренко М., Мысль, 1994. — с.119−120.
  89. И. Ф. Психологические особенности отношений к себе и к другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности: автореферат дис. .канд. психол. наук. Москва, 1987.
  90. Конфуций. Изречения / перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко М. МГУ, 1994, — с.57−60.
  91. Н. А. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 1999. — 55 с.
  92. С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997.-288 с.
  93. Краткая философская энциклопедия М., Издательская гр. «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994.- 575 с.
  94. Г. Психология развития. СПб.: Питер., 2000. — 693 с.
  95. А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений М.: Мысль., 1989. — 189 с.
  96. П.А. Этика: избранные труды. М.: Политиздат, 1991. -с.5.
  97. И. А. Морозова Г. Б., Потник А. С. Корзякова А. Д., Семенова О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов девиантного поведения подростков // Психологический ж., 1996. т. 17.-№ 5.-с. 78−89.
  98. В.И. Соч. т.4. М.: Полииздат, 1957.
  99. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии,— М.: Мысль, 1976.
  100. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Просвещение, 1977.-356 с.
  101. А. Н. Проблема развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  102. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1993. — 16 с.
  103. Д. А. Очерк о психологии личности. М.: Смысл, 1993. -43 с.
  104. Д. А. психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999, — 487 с.
  105. В.Т. Социальный и нравственный портрет студента. -М., 1986.
  106. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983.
  107. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445 с.
  108. Лосский Н. О. Бог и мировое зло М.: Республика, 1994. — с.286, 287, 432.
  109. . Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. Ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.-444 с.
  110. В.И. Условия абсолютного добра. Париж: ИМКА -ПРЕСС, 1949.-381 с.
  111. А.Р. Теория развития высших психических функций в современной психологии // вопросы психологии, 1966. № 7.
  112. Лучшие психологические тесты.- Петрозаводск, 1992.
  113. К. Христианские ценности и изменение социальной среды // Обществ, науки и современность, 1993. № 5. — с. 180−191.
  114. К., Энгельс Ф. Соч. т. 23.
  115. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, веклер, 1997. -304с.
  116. п., Конгер Дж., Каган Дж., Хьстон А. Развитие личности ребенка / пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — с. 67−73.
  117. Н.Н. Жизненные ценности в понимании студентов: автореферат диск. .канд. психол.наук. С-Пб.- 2000.
  118. Мелик Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. Дис. Д-ра психологических наук. -М. -1994.
  119. В.Г., Залевский Г. В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор // Психологический ж., 1999. № 2. — 74 с.
  120. Г., Непомнящий А. Человек в расцвете лет: ценностные ориентации. Рига, 1989.- 147 с.
  121. В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. -180 с.
  122. В. Н. Психология отношений. / Под ред. А. А. Бодалева. М.-В.: изд. Группа прогресс, Универс., 1995. — 296 с.
  123. В. Н. Основы общей и медицинской психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.-223 с.
  124. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969.-с.21, 214.
  125. Р. С. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
  126. Н.И. становление личности ребенка 6−6 лет. М: Просвещение, 1992. — 160 с.
  127. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. М.: REFL-book., 1994, — 352 с.
  128. Н. Н. межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с.
  129. Общая и дифференциальная психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской и психотерапии и психологического консультирования. -М., 1987.
  130. В.В. личность и социальные ценности //Социология в СССР: в 2 т. т. 1. — М., 1966.
  131. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1993. — 288 с.
  132. А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. М.: Академия, 2002. — 495 с.
  133. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1986. -255 с.
  134. . Избранные психологические труды. М: Просвещение, 1969. — 659 с.
  135. ., Инельдер Б. Развитие ребенка (материалы). М., 1967.- 274 с.
  136. И.М. Ценности и ценностный аспект сознания. Киев, 1985. — с.23−45.
  137. Платон Диалоги. М.: Учпедиздат, 1967. — 143 с.
  138. К.К. Структура и развитие личности М.: Наука, 1986.-с. 126.
  139. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998.- 672 с.
  140. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории. М.: Ин-т психологии Ран, 1997. — 576 с.
  141. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. 495 с.
  142. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности): Учеб пособие для студентов пед. ин-тов М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  143. С. Стойность и ценность. // Философская мысль, 1980.- № 2. с. 96.
  144. . История Западной философии в 2-х томах, Т. 2 М., Миф, 1993. с. 90.
  145. К. Клиентцентрированная терапия / пер. с англ. М.: Рефи бук. — К. Ваклер, 1997. — 46 с.
  146. С. JI. Основы общей психологии. В 2 томах. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 2 — 328 с. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  147. С. JI. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -328с.
  148. Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. Л., 1974. — с. 20−31.
  149. И.И. Афоризмы Конфуция М., МГУ, 1987, — 302с.
  150. А.В., Яницкий М. С. ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово, 1990. — 143 с.
  151. B.C. Оправдание добра. СПб., 1987. — 681 с.
  152. Т. В. Старший школьный возраст // рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровина. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 172−190.
  153. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона М., Политиздат, 1975 -с.23.
  154. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 2. — с. 37−49.
  155. В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -284 с.
  156. JI.A. Ценностные ориентации личности как регулятор межличностных отношений: автореферат дис. .канд. Психол. Наук. Баку, — 1982.
  157. В. А. как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. Киев: Радянская школа, 1975. — 236 с.
  158. С. Социальните ценности формирането на личноста. -София, 1974. с. 33.
  159. А.И. Структура нравственного сознания,— М.: Прогресс, 1974 с. 37.
  160. В.П. Философия сознания.- М.: Мысль, 1971. с.
  161. В.П. Теория ценностей в марксизме Л.: ЛГУ, 1968 -124 с.
  162. Д.Н. Установка человека. Проблема объективации
  163. Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Питер, 2000 с 87−89, с. 87−88.
  164. З.И. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР, 1969. № 25 (40)с. 63.
  165. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии, 1998. № 1. — с.3−19.
  166. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М., Сов. Энциклопедия, 1983 840 с.
  167. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 е., с. 170.
  168. Фрейд 3. психология масс и анализ человеческого «Я». М: Изд-во «Современные проблемы», 1925. — 98 с. 172. 3. Фрейд Психология бессознательного: Сб. произведений / сост. М. Г. Ярошевский М.: Просвещение, 1990.- 448 с.
  169. И.Т. Наука ценности — гуманизм // Вопросы философии, 1981. — № 3. — С.27.
  170. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  171. Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер с англ. М., 1994.- 447 е., с. 49.
  172. Э. Фромм Психоанализ и этика / пер. с англ. М.: Республика, 1993.- с. 164.
  173. М. Хайдеггер. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. -.С. 93−118.
  174. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте. Киев: Здоровье, 1993. — 144 с.
  175. Л. Хьелл Д. Зиглер Теории личности.-СПб.: Питер, 2000.-е. 514.
  176. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. -с.46−49.
  177. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — с.57.
  178. А.С., Лунев Ю. А. Социально-психологическая помощь молодежи в личностном самоопределении // проблемы образования на рубеже XXI в.: Международный диалог. Тезисы докладов в двух частях. Часть 2. — М.:Магистр, 1996. — с.3−4.
  179. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси: Мецниереба, 1961. — 274 с.
  180. В.Д. Духовные способности. М.: Прогресс, 1996.-с.35
  181. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. -С.28.
  182. О. Закат Европы.-Новосибирск: ВО «Наука», 1993. -с.525.
  183. Д.Б. к проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хр. по возрастной и психологии. сост. Л. М. Семенюк / под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — 169−175.
  184. Argyale М. The shychology of interpersonal behavior. London: Penguin Books, 1978. — 322 p.
  185. Asch S.E. social psychology. Englewood Cliffs. N.Y., Prenntice Hall, 1952.-214 p.
  186. Assagioli R. Transpersonal Development: the dimensions beyond psychosynthesis. London, 1991.
  187. Attributions for social failure and adolescent aggression / Guerra Nance G., Huesmann L. Rowell, Zelli Arnaldo // Agress. Behav, 1993. -19.- № 6.
  188. Berger S.M. Conditioning through vicarious instigation.-«Psychol.rev.». vol.69., 1962. — 132 p.
  189. Bronfendrenner U., Harding S., Gallwery M. The measurement of skill in social perception. // talent and society. New York: Princeton, 1958.-64 p.
  190. Brookfield S. Developing critical thinkers- challenging adults to explore alternative ways of thinking and acting. San Francisko-Oxford: Jossey-Bass Publishers, 1991.
  191. Ferrucci P. What we may be: technueqs for psychological and spiritual grough psychosynthesis. los Angeles, 1982.
  192. Gokstein S. Social leaning and change. N.Y., 1985.
  193. Janis I.L. Victims of group thinking. Boston- Houghton Mifflin, 1972.
  194. John J. Shaughnessy, Eugene B. Zechmeister. Reseach Methods in Psychology, 1997. 524 p.
  195. Knowles M.S. Modem practice of adult education. From pedagogy to andragogy. Chicago, 1980.
  196. Mezirov J. And ass. Fostering critical reflection in adulthood. A guid to human resorse development, third edition / By ed. Crag R.L. N.Y., St. Louis, Mc. grane Hillbook Company, 1987.
  197. Hoffman M.L. Altruistik behavior and the parent-child relationship // Journal of Personaliti and Social Psychology, 1975. № 5. — 952 p.
  198. Rokeach M. Beliefs, attitudes and valuas: A theory of organization and change. San Francisko: Jossey — Bass/, 1969. — 214 p.
  199. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free press., cop., 1973.-438 p.
  200. Role of the family in appearance of difficulties in childrens socialisation / V.A. Shouster // Workshop @Socio-Cognitive Dev. Child@/ -Moscow.-11−14 May, 1993.
  201. Unal C. Ability to understand peopl. J. — of Soc. Psycol, 1971. — № 2, — 138 p.
  202. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psyychiatry. N.Y., W.W. Norton&co, 1953. — 246 p.
  203. Weiner B. Human motivation. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1980.
Заполнить форму текущей работой