Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы обечпечения открытости государственной службы в США

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной чертой демократических государств является развитость в них гражданского контроля за властью. Нормой является то, что обществен-ность, т. е. структуры гражданского общества всегда могут потребовать у руко-водителей всех уровней, включая первых лиц государства, очитаться за приня-тые решения. Вместе с тем, учитывая множественность структур гражданского общест-ва, разнообразие… Читать ещё >

Содержание

  • ИНСТИТУТ Кафедра __________
  • Курсовая работа по дисциплине Менеджмент на тему
  • «Принципы обеспечения открытости государственной службы в США»
  • Выполнил: Ф.И.О. студента
  • Гр.___
  • Проверил
  • Москва
  • Введение
  • Глава 1. Особенности государственного менеджмента
    • 1. 1. Понятие, принципы и задачи государственного управления
    • 1. 2. Специфика государственного управления. Особенности организации государственной службы в США
  • Глава 2. Госслужба и гражданский контроль
  • Глава 3. Проблемы открытости власти и эффективные средства их реше-ния
    • 3. 1. Понятие, принципы и проблемы открытости власти
    • 3. 2. Международные принципы определения открытости власти
    • 3. 3. Эффективные средства обеспечения открытости власти
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Изменение социально-политической ситуации и законодательной базы требует адекватных изменений методов управления. Для этого на различных уровнях системы государственного и муниципального управления проводятся организационные перестройки, внедряются новые технологии работы. Повышение научного уровня административно-управленческой деятельности зависит от систематического применения управленческих инноваций.

Революционные изменения в области информационных технологий (ИТ) привели к большим переменам. Проникая в различные сферы общественной жизни, ИТ необратимо влияют на само общество, охватывая организацию дея-тельности центральных и местных правительств и других ветвей государствен-ной власти (например, законодательной и судебной). Работы в этом направле-нии ведутся на разных уровнях, начиная с национальных проектов, принятых в развитых странах, и заканчивая программой построения глобального информа-ционного общества (ИО) стран Большой восьмерки.

Американское правительство ведет целенаправленную политику под-держки науки, высоких технологий вообще и информационно-коммуникационных в частности.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖ-МЕНТ

1.1. Понятие, принципы и задачи государственного управления

Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав не-достатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.

Преобразования всех уровней государственного управления сосредоточе-ны вокруг 10 основных принципов:

1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.

2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.

3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организа-ции услуг.

4. Управление, движимое своей миссией: преобразование организаций, руководствующихся правилами и нормами.

5. Управление, ориентированное на результат: акцент на результат вме-сто начинаний.

6. Управление, ориентированное на потребителя: первичны потребности потребителя, а не бюрократии.

7. Предприимчивое управление: приумножение вместо расточительства.

8. Предусмотрительное управление: профилактика вместо терапии.

9. Децентрализованное управление: вместо иерархии участие и работа в команде.

10. Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной осно-ве.

Исходя из определения «менеджмента, как науки и искусства управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами в интересах наиболее эффективной производственной деятельности и увеличения прибыли; совокупности лиц, занятых в этой сфере на предприятии (организации)», видно что менеджмент традиционно рассматривается в рамках коммерческих органи-заций. В то же время все основные закономерности общего менеджмента про-являются в управлении государственными организациями.

Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и пер-сонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, коор-динацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческог труда норматив-но закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия в управленческих процедурах.

Понятие государственной службы используется «в весьма разветвленных концептуальных областях». Для одних это профессиональная деятельность и специальные аппаратные структуры, для других различные учреждения и организации, образующие государственный механизм, для третьих юриди-ческая система и даже своеобразный миф, создающий образ великодушного и доброжелательного государства.

В мировой практике не существует единого стандарта государственной службы, отсутствует универсальный критерий, определяющий принадлежность работника к государственной службе. К госслужащим относятся все, кто нанят на работу государством и местными органами власти. На службе у государства находятся все, кто занимает должности в гражданских государственных и му-ниципальных учреждениях, включая медицинские и образовательные структу-ры. В США, помимо работников органов государственной власти и управления, к государственным служащим относятся почтовые служащие, работники ком-мунальных служб.

В большинстве цивилизованных стран, как правило, не встречается пре-небрежительно-снисходительного отношения к чиновничеству и государствен-ной службе в целом. Наоборот, государственная служба один из самых пре-стижных видов трудовой деятельности. Считается, что на государственных служащих возложена особая миссия по реализации государственной власти, что чиновник это не просто работник, а представитель государства и общества, защитник их интересов, выразитель их идей и авторитета, носитель должной морали. США во многом благодаря именно высокому качеству государствен-ных чиновников заняли ведущую роль в мировом сообществе.

В повседневной жизни реализуются вековые народные традиции верно-сти государству и долга перед отечеством, воспитания людей в духе идеалов демократии и культуры, профессионально добросовестного отношения к слу-жебным обязанностям. Не случайно практически повсеместно служебные от-ношения и статус служащего определяются не только и не столько общим тру-довым законодательством, сколько специальными законами и нормативными актами о государственной службе, дисциплинарными уставами, кодексами об оплате труда государственных служащих, положениями о продвижении по службе и др.

Законодательно определены принципы и уровни государственной служ-бы, ее типы и разновидности, институализирован статус государственных слу-жащих, законодательно определены условия и порядок оплаты их труда, право-вой и финансово-материальной защиты.

Государственное управление представляет собой сознательное, целена-правленное воздействие на общество как на систему по осуществлению госу-дарственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществ-лению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

— выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономическо-го и политического развития страны;

— подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

— создание организационных структур власти;

— принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

— осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесо-образности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность наполненность государственного управления обще-ственными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государствен-ное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посред-ством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человече-ских ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.

Зарубежный опыт построения аппаратов законодательных органов власти и организации государственной службы в парламентских структурах представ-ляет немалый научный и практический интерес.

1.2. Специфика государственного управления. Особенности органи-зации государственной службы в США

Наиболее значимыми и типичными чертами организации аппарата и по-строения государственной службы в парламентских структурах являются сле-дующие.

1. В настоящее время сложился достаточно многочисленный и профес-сионально подготовленный аппарат, эффективно действующий на разных уровнях и во всех направлениях. Он достаточно гибок и стабилен, способен решать задачи разной степени сложности и масштабов. Причем статус государ-ственных служащих, работающих в аппаратах парламентов, приравнивается к статусу государственных служащих, занятых в органах исполнительной власти. При этом, конечно, учитываются специфика статуса государственных служа-щих в законодательном процессе, их роль, задачи и функции в профессиональ-ном обеспечении деятельности депутатов и парламента в целом.

2. Отбор персонала, прием на работу в аппарат парламента и продвиже-ние по службе в подавляющем большинстве случаев проводятся на конкурсной основе. Хотя практикуются и другие схемы: по выбору, на основе квалифи-кационных экзаменов, по единоличному представлению руководителя. Но в любом случае учитываются образование претендента на должность и профиль этого образования, специальность и специализация, общий стаж работы и стаж государственной службы, демографические данные. Конкурсы по отбору на службу носят общенациональный, открытый характер, отличаются высокой строгостью и требовательностью. Побеждает в них только тот, кто успешно пройдет письменные и устные испытания, покажет высокий уровень общей и профессиональной эрудиции, продемонстрирует свою коммуникабельность и интеллигентность, широкий культурный и политический кругозор. Итоги кон-курса могут быть аннулированы только в судебном порядке.

Конкурсная процедура обеспечивает всем гражданам страны равный дос-туп к государственной службе. Правда, конкурсы бывают разные: одни позво-ляют получить должность в аппарате сразу, другие дают возможность попасть, в резерв, поступить в вузы по подготовке административных кадров (Нацио-нальная школа управления, Национальная школа налогообложения, Школа об-щественных работ и др.).

Принципы обечпечения открытости государственной службы в США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГЛАВА 2. ГОССЛУЖБА И ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ

Демократия как система правления и как политический режим без госу-дарственной службы невозможна и недостижима. Вместе с тем требуется кон-троль общества над самой государственной службой во всех без исключения властны структурах.

Только в этом случае государственная служба способна стать двигателем реформ, надежным оплотом государства. В противном случае она рискует пре-вратиться в непреодолимый барьер для преобразований, блокиратор реформ, разрушитель конституционного строя. Закономерно поэтому, что положения, касающиеся общественного контроля, стали важным элементом реформы госу-дарственной службы.

В науке административного права контроль неизменно рассматривается наряду с надзором и обжалованием как один из способов обеспечения режима законности и государственной дисциплины при осуществлении государствен-но-управленческой деятельности.

Любой контроль по сути своей предполагает влияние в той или иной форме на объект контроля со стороны его субъекта, наделенного соответст-вующими полномочиями.

Если говорить о контроле структур гражданского общества в сфере госу-дарственной службы, то здесь имеются существенные особенности, обуслов-ленные характером объекта контроля и особенностями субъектов, контроль осуществляющих.

Как известно, государственная служба обеспечивает нормальную дея-тельность органов публичной власти, которые наделены властными полномо-чиями. Организация этих органов строится, исходя из принципа разделения властей, их невмешательства в компетенцию друг друга.

Властные полномочия не могут отчуждаться или передаваться, скажем, путем делегирования, иным субъектам, кроме как в рамках самой системы ор-ганов публичной власти.

Самим структурам гражданского общества контрольно-властные полно-мочия не могут быть переданы. Речь ведется о предоставлении им права кон-тролировать власть в иных формах, которые еще предстоит выработать и, воз-можно, закрепить в нормах права. Это и есть специфика субъекта контроля.

Контроль гражданского общества как общественный контроль не являет-ся формальным по сути, но должен быть отчасти формализованным по содер-жанию, так как он, как правило, осуществляется на основе существующих норм права.

Поэтому контроль является не только институциональным, но и норма-тивным. Именно государство должно определить основные формы, в которых мог бы осуществляться контроль гражданского общества в сфере государст-венной службой, что, впрочем, не должно исключать каких-либо самостоятель-ных инициатив со стороны структур гражданского общества.

Вместе с тем, учитывая множественность структур гражданского общест-ва, разнообразие отношений, складывающихся внутри них и между ними, с большой долей уверенности можно предположить, что сами формы обществен-ного контроля также окажутся весьма разнообразными, будут время от времени модифицироваться.

В общем, задача государства состоит в том, чтобы выделить и частично формализовать в нормах права, предпочтительно в законе либо, в крайнем слу-чае, в регламентах государственных органов, наиболее перспективные формы с точки зрения эффекта, достигаемого от их применения, т. е. формы взаимодей-ствия государства, его органов и структур гражданского общества.

Государству надлежит создать благоприятную правовую среду для кон-троля гражданского общества в сфере государственной службы.

Тем не менее, структуры гражданского общества в силу их природы все-гда будут стремиться расширить свои контрольные полномочия, вывести их за рамки установленных в нормах права.

Поэтому предстоит еще выработать неформализованные формы общест-венного контроля (например, приглашение руководителей государственных ор-ганов к участию в публичных дебатах и т. п.).

В общем, хотя структуры гражданского общества и не наделены власт-ными полномочиями, но в условиях демократии они имеют реальную возмож-ность оказывать влияние на выработку и принятие управленческих решений в сфере государственной службы.

К сожалению, в современной науке административного права наблюдает-ся явная недооценка того позитивного потенциала, который в условиях демо-кратического государства несут в себе формы общественного контроля в сфере государственной службы

Общественный контроль над государственным механизмом представляет слаженную систему, функционирование которой обеспечено правовыми гаран-тиями. В эту систему включен контроль, осуществляемый отдельными гражда-нами и их объединениями. Важнейшую роль в ней играют политические пар-тии, профсоюзы, трудовые коллективы, разветвленная система независимых от государственного аппарата средств массовой информации.

Наконец, что особенно значимо, к важнейшим составляющим граждан-ского общества в специальной литературе также отнесены общественные кон-тролеры.

Контроль гражданского общества за государственной службой осуществ-ляется его структурами либо непосредственно, либо путем участия их предста-вителей в сфере государственного контроля, который осуществляют уполномо-ченные на то государственные органы. Общественный контроль, как правило, сочетается с государственным, дополняя его.

Подобное сочетание дает наиболее положительные результаты в борьбе с негативными явлениями в работе аппарата управления. Различие между этими формами заключается главным образом в методах осуществления контрольных функций. Органы государственного контроля выступают от имени государства и наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями. Органы общественного контроля лишены, как правило, полномочий юридиче-ски-властного характера.

Контроль не следует отождествлять исключительно с выявлением недос-татков и нарушений в системе государственной службы, с чем он привычно ас-социируется. Можно говорить о позитивном контроле, цель которого не только и не сколько выявлять имеющиеся нарушения и недостатки, но формировать условия, при которых возможность злоупотреблений минимизируется.

Анализ законодательства, специальной литературы и периодики позволя-ет выделить, по крайней мере, четыре такие основные формы.

Во-первых, привлечение представителей структур гражданского общест-ва к работе коллегиальных образований в сфере государственной службы (кон-курсные, квалификационные, аттестационные и другие комиссии, советы по этике).

Во-вторых, вовлечение представителей структур гражданского общества в экспертно-консультативную деятельность в сфере государственной службы.

В-третьих, согласование со структурами гражданского общества реше-ний по кадровым вопросам в системе государственной службы.

В-четвертых, создание общественных организаций контроля

Отличительной чертой демократических государств является развитость в них гражданского контроля за властью. Нормой является то, что обществен-ность, т. е. структуры гражданского общества всегда могут потребовать у руко-водителей всех уровней, включая первых лиц государства, очитаться за приня-тые решения.

Более того, нередко существуют независимые общественные структуры, единственной целью деятельности которых является контроль за властью. По-казателен в этом отношении пример американской организации Judicial Watch (англ. — Беспристрастный надзор).

По мысли ее основателей, организация призвана осуществлять контроль за деятельностью властей. Лозунг организации: «Никто не может быть над за-коном» .

На службе у нее находятся десятки юристов и следователей, а существует она за счет пожертвований.

Judicial Watch приобрела широкую известность еще при Клинтоне. К концу его президентского срока в судах США скопилось 80 исков против него и его супруги, поданных Judicial Watch. В частности, ею было инициировано расследование в связи с увольнением сотрудников транспортного департамента Белого дома, места которых заняли знакомые президентской четы.

Это дело получило название «Трэвэлгейт» и заняло заметное место в че-реде скандалов, преследовавших Клинтонов 60.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997; Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.
  2. В.Г. Научное управление обществом. М., 1973; он же. Чело-век в управлении обществом. М., 1977.
  3. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, орга-низация, процесс: Учебник. М., 1995.
  4. Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки осно-воположников управления и управленческой практики. М., 1996.
  5. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1998.
  6. Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997.
  7. Государственное и муниципальное управление. Справочник /Под ред. Н. И. Глазуновой, Ю. М. Забродина, А. Т. Поршнева. М., 1997.
  8. Е.Г. Введение в ГИС: Учебное пособие. М., 1997.
  9. А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб., 2000.
  10. Кущ Г., О’Доннелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 ч. М., 1992.
  11. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы управления. М., 1992.
  12. .З. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
  13. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под общ. ред. АЛ. Гапоненко и А. П. Панкрухина. М., 2000.
  14. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). М., 1989.
  15. Д., Лебедев A. World Wide Web всемирная информационная паутина в сети Интернет. М., 1997.
  16. Г., СмитбургД., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.
  17. Сборник «Государство в ХХI веке»
  18. Управленческие нововведения в США: проблемы внедрения / Отв. ред. Ю. А. Ушанов. М., 1986.
  19. Управленческое консультирование / Пер. с англ. / Под ред. М. Кубра. М., 1992. Т. 1.
  20. Г. В., Теория и практика управления персоналом. Учебно-методическое пособие. Киев, 1998.
Заполнить форму текущей работой