Принципы обечпечения открытости государственной службы в США
Отличительной чертой демократических государств является развитость в них гражданского контроля за властью. Нормой является то, что обществен-ность, т. е. структуры гражданского общества всегда могут потребовать у руко-водителей всех уровней, включая первых лиц государства, очитаться за приня-тые решения. Вместе с тем, учитывая множественность структур гражданского общест-ва, разнообразие… Читать ещё >
Содержание
- ИНСТИТУТ Кафедра __________
- Курсовая работа по дисциплине Менеджмент на тему
- «Принципы обеспечения открытости государственной службы в США»
- Выполнил: Ф.И.О. студента
- Гр.___
- Проверил
- Москва
- Введение
- Глава 1. Особенности государственного менеджмента
- 1. 1. Понятие, принципы и задачи государственного управления
- 1. 2. Специфика государственного управления. Особенности организации государственной службы в США
- Глава 2. Госслужба и гражданский контроль
- Глава 3. Проблемы открытости власти и эффективные средства их реше-ния
- 3. 1. Понятие, принципы и проблемы открытости власти
- 3. 2. Международные принципы определения открытости власти
- 3. 3. Эффективные средства обеспечения открытости власти
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
Изменение социально-политической ситуации и законодательной базы требует адекватных изменений методов управления. Для этого на различных уровнях системы государственного и муниципального управления проводятся организационные перестройки, внедряются новые технологии работы. Повышение научного уровня административно-управленческой деятельности зависит от систематического применения управленческих инноваций.
Революционные изменения в области информационных технологий (ИТ) привели к большим переменам. Проникая в различные сферы общественной жизни, ИТ необратимо влияют на само общество, охватывая организацию дея-тельности центральных и местных правительств и других ветвей государствен-ной власти (например, законодательной и судебной). Работы в этом направле-нии ведутся на разных уровнях, начиная с национальных проектов, принятых в развитых странах, и заканчивая программой построения глобального информа-ционного общества (ИО) стран Большой восьмерки.
Американское правительство ведет целенаправленную политику под-держки науки, высоких технологий вообще и информационно-коммуникационных в частности.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖ-МЕНТ
1.1. Понятие, принципы и задачи государственного управления
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав не-достатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.
Преобразования всех уровней государственного управления сосредоточе-ны вокруг 10 основных принципов:
1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.
2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.
3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организа-ции услуг.
4. Управление, движимое своей миссией: преобразование организаций, руководствующихся правилами и нормами.
5. Управление, ориентированное на результат: акцент на результат вме-сто начинаний.
6. Управление, ориентированное на потребителя: первичны потребности потребителя, а не бюрократии.
7. Предприимчивое управление: приумножение вместо расточительства.
8. Предусмотрительное управление: профилактика вместо терапии.
9. Децентрализованное управление: вместо иерархии участие и работа в команде.
10. Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной осно-ве.
Исходя из определения «менеджмента, как науки и искусства управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами в интересах наиболее эффективной производственной деятельности и увеличения прибыли; совокупности лиц, занятых в этой сфере на предприятии (организации)», видно что менеджмент традиционно рассматривается в рамках коммерческих органи-заций. В то же время все основные закономерности общего менеджмента про-являются в управлении государственными организациями.
Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и пер-сонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе реализуется через свои основные функции: планирование, организацию, коор-динацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческог труда норматив-но закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия в управленческих процедурах.
Понятие государственной службы используется «в весьма разветвленных концептуальных областях». Для одних это профессиональная деятельность и специальные аппаратные структуры, для других различные учреждения и организации, образующие государственный механизм, для третьих юриди-ческая система и даже своеобразный миф, создающий образ великодушного и доброжелательного государства.
В мировой практике не существует единого стандарта государственной службы, отсутствует универсальный критерий, определяющий принадлежность работника к государственной службе. К госслужащим относятся все, кто нанят на работу государством и местными органами власти. На службе у государства находятся все, кто занимает должности в гражданских государственных и му-ниципальных учреждениях, включая медицинские и образовательные структу-ры. В США, помимо работников органов государственной власти и управления, к государственным служащим относятся почтовые служащие, работники ком-мунальных служб.
В большинстве цивилизованных стран, как правило, не встречается пре-небрежительно-снисходительного отношения к чиновничеству и государствен-ной службе в целом. Наоборот, государственная служба один из самых пре-стижных видов трудовой деятельности. Считается, что на государственных служащих возложена особая миссия по реализации государственной власти, что чиновник это не просто работник, а представитель государства и общества, защитник их интересов, выразитель их идей и авторитета, носитель должной морали. США во многом благодаря именно высокому качеству государствен-ных чиновников заняли ведущую роль в мировом сообществе.
В повседневной жизни реализуются вековые народные традиции верно-сти государству и долга перед отечеством, воспитания людей в духе идеалов демократии и культуры, профессионально добросовестного отношения к слу-жебным обязанностям. Не случайно практически повсеместно служебные от-ношения и статус служащего определяются не только и не столько общим тру-довым законодательством, сколько специальными законами и нормативными актами о государственной службе, дисциплинарными уставами, кодексами об оплате труда государственных служащих, положениями о продвижении по службе и др.
Законодательно определены принципы и уровни государственной служ-бы, ее типы и разновидности, институализирован статус государственных слу-жащих, законодательно определены условия и порядок оплаты их труда, право-вой и финансово-материальной защиты.
Государственное управление представляет собой сознательное, целена-правленное воздействие на общество как на систему по осуществлению госу-дарственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществ-лению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:
— выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономическо-го и политического развития страны;
— подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;
— создание организационных структур власти;
— принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
— осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.
Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесо-образности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность наполненность государственного управления обще-ственными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государствен-ное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посред-ством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально актуального ведения любых видов человеческой деятельности.
Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человече-ских ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.
Зарубежный опыт построения аппаратов законодательных органов власти и организации государственной службы в парламентских структурах представ-ляет немалый научный и практический интерес.
1.2. Специфика государственного управления. Особенности органи-зации государственной службы в США
Наиболее значимыми и типичными чертами организации аппарата и по-строения государственной службы в парламентских структурах являются сле-дующие.
1. В настоящее время сложился достаточно многочисленный и профес-сионально подготовленный аппарат, эффективно действующий на разных уровнях и во всех направлениях. Он достаточно гибок и стабилен, способен решать задачи разной степени сложности и масштабов. Причем статус государ-ственных служащих, работающих в аппаратах парламентов, приравнивается к статусу государственных служащих, занятых в органах исполнительной власти. При этом, конечно, учитываются специфика статуса государственных служа-щих в законодательном процессе, их роль, задачи и функции в профессиональ-ном обеспечении деятельности депутатов и парламента в целом.
2. Отбор персонала, прием на работу в аппарат парламента и продвиже-ние по службе в подавляющем большинстве случаев проводятся на конкурсной основе. Хотя практикуются и другие схемы: по выбору, на основе квалифи-кационных экзаменов, по единоличному представлению руководителя. Но в любом случае учитываются образование претендента на должность и профиль этого образования, специальность и специализация, общий стаж работы и стаж государственной службы, демографические данные. Конкурсы по отбору на службу носят общенациональный, открытый характер, отличаются высокой строгостью и требовательностью. Побеждает в них только тот, кто успешно пройдет письменные и устные испытания, покажет высокий уровень общей и профессиональной эрудиции, продемонстрирует свою коммуникабельность и интеллигентность, широкий культурный и политический кругозор. Итоги кон-курса могут быть аннулированы только в судебном порядке.
Конкурсная процедура обеспечивает всем гражданам страны равный дос-туп к государственной службе. Правда, конкурсы бывают разные: одни позво-ляют получить должность в аппарате сразу, другие дают возможность попасть, в резерв, поступить в вузы по подготовке административных кадров (Нацио-нальная школа управления, Национальная школа налогообложения, Школа об-щественных работ и др.).
Список литературы
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997; Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973; он же. Чело-век в управлении обществом. М., 1977.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, орга-низация, процесс: Учебник. М., 1995.
- Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки осно-воположников управления и управленческой практики. М., 1996.
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М., 1998.
- Глущенко Е.В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997.
- Государственное и муниципальное управление. Справочник /Под ред. Н. И. Глазуновой, Ю. М. Забродина, А. Т. Поршнева. М., 1997.
- Капралов Е.Г. Введение в ГИС: Учебное пособие. М., 1997.
- Козарев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб., 2000.
- Кущ Г., О’Доннелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 ч. М., 1992.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы управления. М., 1992.
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
- Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под общ. ред. АЛ. Гапоненко и А. П. Панкрухина. М., 2000.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). М., 1989.
- Рассохин Д., Лебедев A. World Wide Web всемирная информационная паутина в сети Интернет. М., 1997.
- Саймон Г., СмитбургД., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.
- Сборник «Государство в ХХI веке»
- Управленческие нововведения в США: проблемы внедрения / Отв. ред. Ю. А. Ушанов. М., 1986.
- Управленческое консультирование / Пер. с англ. / Под ред. М. Кубра. М., 1992. Т. 1.
- Щекин Г. В., Теория и практика управления персоналом. Учебно-методическое пособие. Киев, 1998.