Культура и цивилизация
И все-таки именно потому, что отсутствовала рефлексия места культуры в содержании истории, культура и цивилизация отождествлялись. Но понимание культуры как земного самодеятельного процесса противоположность средневековой ее трактовке как предзаданного человеку вероисповедания, начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации
- 2. Смысл понятия «цивилизация»
- 3. История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой
- 4. Типология цивилизаций
- 5. Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем
- Заключение
- Список использованных источников
Есть такие виды деятельности, которые не содержат в себе священного смысла, не вызывают горения человеческого духа. В таком случае правильно говорить не о творении, а о повторном воспроизведении однажды найденного, воплощенного в чем-то конкретном, т. е. в нашем примере: идея плуга и ее переработка культура, а сам плуг цивилизация. Разумеется, такое разграничение, повторим еще раз, условно, но в научном плане оно предельно важно для определения культуры.
Деятельность человека многообразна. Это факт известный. Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Работник, который изобрел колесо, творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси, человек цивилизации. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX в. получила название «проблема культуры и цивилизации». Цивилизация это, условно говоря, вещественное воплощение культуры.
У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других живых существ он имеет и программу социальную. Инстинкт подсказывает, что нужно делать. Муравей вступает в бой, несет пушинку, воспроизводит потомство. Но все это он делает не сознательно, а повинуясь инстинкту. В процессе эволюции получилось так, что у человека инстинкт перестает играть решающую роль в его приспособлении к природе.
Он пытается реализовать не только побуждения, которые являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой, незавершенной человеческой природы. Пытаясь воплотить свою недостаточность для существования в природном мире, человек обратился к творческой, свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения культура предстает как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека .
1 Актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологии.
Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексии; место и роль культуры в цивилизации и перспективы развития этого отношения.
Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Вебера и др., а также обретением «прав гражданства» отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия.
С другой стороны, постижение внутренних смыслов культуры, освоение широких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании .
Список литературы
- Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк, 2004. 709 с.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 288 с.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, 336 с.
- Розин В.М. Введение в культурологию. Учебник. Издательство: Инфра-М, 2000, 312 с.
- Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов. Издательство: Оникс, 2007 г., 480 стр.