Роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России
Деятельность контрольно-счетных органов должна быть созидательной, то есть приносящей реальный вклад в улучшение социально-экономического положения общества, и оцениваться по таким важнейшим критериям, как результативность, действенность, экономичность и эффективность. Результативность предполагает не только предупреждение, выявление, пресечение фактов незаконного, нецелевого, неэффективного… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие государственного финансового контроля
- 1. 1. Классификация субъектов государственного контроля
- 1. 2. Основы построения организационной структуры государственного финансового контроля
- 2. Роль государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности РФ
- 3. Оценка эффективности государственного финансового контроля
- 4. Перспективы развития ГФК в РФ
- Заключение
- Список литературы
Для современной России важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация надежного контроля исполнения бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества.
Однако, требования и задачи, предъявляемые в настоящее время к контрольным органам, могут быть выполнены лишь в том случае, если при их организации будет учтен не только зарубежный опыт, но и опыт отечественный .
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значением государственного финансового контроля в повышении качества государственного управления, обеспечении подотчетности властных структур обществу и его дальнейшей демократизации и, наконец, в укреплении финансовой безопасности страны.
Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными финансами.
Государственный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, содействует успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств местного бюджета. Государственный финансовый контроль (ГФК) функционирует на всех уровнях бюджетной системы России, подчиняясь общим требованиям и процедурам для всех элементов системы. Отсутствие целостной системы государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность бюджетирования. А недостаточная разработанность научных основ формирования и функционирования системы государственного финансового контроля сдерживает его развитие.
Особую значимость государственный финансовый контроль в Российской Федерации имеет сейчас, в период проведения социально-экономических реформ.
Объектом курсовой работы является система государственного финансового контроля. Предметом курсовой работы является совокупность экономических отношений, которая возникает между субъектами и объектами государственного финансового контроля.
1 Понятие государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль — это совокупность экономических и правовых отношений, обусловленных действием контрольной функции финансов и управления, направленных на обеспечение законности и эффективности формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов на основе принципов единства государственных финансов и бюджетной системы.
В данном понятии отражается объективная природа исследуемой категории единых государственных финансов, в его основу положено проявление контрольной функции финансов и функции управления государственными финансами на основе единых государственных финансов, единой бюджетной системы Российской Федерации.
1.1 Классификация субъектов государственного контроля
Вопросы классификации финансового контроля и государственного финансового контроля, в частности, имеют научное и прикладное значение.
Эта область в финансовой науке недостаточно разработана, свидетельством тому является отсутствие единых подходов среди ученых и специалистов в выборе критериев, признаков классификации.
Классификация государственного финансового контроля необходима для формирования четкого понятийного аппарата, для выявления отличий различных групп при разработке научных основ системы государственного финансового контроля.
Можно выделить 3 уровня государственного финансового контроля — парламентский, независимый и административный, включающих контрольные органы федерального, регионального и муниципального уровней бюджетной системы.
Классификация государственного финансового контроля основана на принципах единства государственных финансов и единства бюджетной системы.
Парламентский контроль осуществляют федеральные органы законодательной власти, законодательные органы субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления.
Независимый (внешний) финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольные (контрольно-счетные) органы местного самоуправления. Независимый финансовый контроль на всех уровнях бюджетной системы имеет общие цели (обеспечение законности и эффективности формирования и использования бюджетных средств), задачи, функции и основан на единых принципах (законности, системности, объективности, независимости и гласности).
Административный финансовый контроль (внутренний) выполняют финансовые органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня, т. е. органы, исполняющие бюджет. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют контроль получателей бюджетных средств.
Парламентский, независимый и административный ГФК охватывает все уровни бюджетной системы: федеральный, региональный и муниципальный.
Однако только независимый финансовый контроль представляет собой систему контрольно-счетных органов разных уровней бюджетной системы, основанную на единых принципах, имеющую общие цели, задачи и функции. Выявлено единство государственного и муниципального финансового контроля (и внутреннего, и внешнего) в системе государственного финансового контроля.
Органы муниципального финансового контроля, как участники бюджетного процесса третьего уровня единой бюджетной системы РФ входят в систему органов государственного финансового контроля, осуществляющих контроль государственных финансов.
Систему ГФК можно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих институтов, функционирующих как единое целое, имеющее общие цели и задачи.
К негосударственному финансовому контролю относятся:
— независимый (негосуарственный) аудит, осуществляемый аудиторскими организациями в соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
— внутриведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) негосударственных организаций .
Отсутствие единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации правовой, организационной и методической базы государственного финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций органом внешнего финансового контроля.
Независимый финансовый контроль осуществляет счетная палата, а административный (внутренний) финансовый орган, исполняющий бюджет, и наряду с этой функцией, контролирующий финансовое состояние главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Парламентский контроль это контроль представительного органа за деятельностью органов местного самоуправления и выполнения ими своих функций. Координация деятельности органов внутреннего и внешнего финансового контроля возлагается на счетную палату муниципального образования орган внешнего финансового контроля. Контрольным органом муниципального образования является орган внешнего финансового контроля счетно-контрольный орган, осуществляющий контроль и представляющий заключение по отчету об исполнении местного бюджета.
1.2 Основы построения организационной структуры государственного финансового контроля
Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы органов ГФК. Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе, базируется на общих принципах, выработанных многолетним международным опытом. Органы ГФК тесно взаимодействуют с органами государственной власти, направляют им материалы по итогам контрольных мероприятий, оказывают консультации, производят анализ и дают заключения по финансово-хозяйственным (бюджетно-финансовым) вопросам, использованию государственных ассигнований на различные цели и т. д.
Высшим звеном государственного финансового контроля в демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной (представительной) власти. В силу своего особого статуса эти органы представляют систему внешнего (по отношению к исполнению бюджета и иным процедурам государственного управления) финансового контроля. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля (или контроля по линии законодательной представительной — власти). В большинстве государств они играют заметную и достойную роль в социально-экономической и политической жизни.
Органы парламентского контроля разных стран отличаются друг от друга не только названием, но и историей своего становления, национальными традициями, уровнем развития экономики, степенью законопослушности граждан, типом политического режима и правовой системы, конституционной основой деятельности каждого государства, а также целью и способами их учреждения, правовым статусом, степенью независимости, внутренней структурой, предметом, задачей и формой осуществляемых контрольно-ревизионных мероприятий и сфер их проведения, наконец, порядком и формой отчетности. Но имеется ряд признаков, их объединяющих. Прежде всего, это их независимость от других государственных органов, хотя в условиях единой государственной власти такая независимость не может быть абсолютной (кроме того, например, в России некоторые региональные контрольно-счетные органы непосредственно входят в структуру органов законодательной представительной власти). Для данных органов независимость выражается в наличии у них права самостоятельно определять объем, направления, объекты, предметы, формы и методы контрольных мероприятий, содержание и формы отчетов об их результатах.
Органы ГФК развитых стран тесно взаимодействуют с парламентами, регулярно направляют им материалы по итогам контрольных мероприятий, проводят анализ и представляют на рассмотрение органов парламента заключения по бюджетным вопросам, оказывают консультативную помощь по вопросам управления государственными финансами.
Функционирующие в настоящее время в России органы ГФК инкорпорированы в систему государственной власти, в соответствии с необходимостью соблюдения баланса полномочий ее ветвей. И хотя деятельность отдельных органов ГФК (как парламентского, так и президентского и правительственного контрля) в отрыве от общей картины контроля в стране и его, к сожалению, весьма незначительного влияния на происходящие трансформационные процессы можно было бы оценивать положительно, в общем и целом, они не представляют систему.
Список литературы
- МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ КОНТРОЛЕ (Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24−11 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
- Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Финансовый контроль, 2004. 264 с.
- Государственные и муниципальные финансы. / Павлова Л. Н., Бабич А. М. — ЮНИТИ, 2002
- Моданов В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 180 с.
- Табунщикова Т.Ф. Проблемы и недостатки муниципального финансового контроля в России. Вестник Тюменского государственного университета № 6 2006. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2006. 0,45 п.л.
- Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. Финансы и статистика, 1999. 352 с.
- Болдырев Ю.Ю. Внешний государственный контроль//Государство и право. 1998. № 1. С. 19.
- Кузнецов В.М. Значение государственного финансового контроля в процессе привлечения и использования средств займов международных финансовых организаций. / Журнал Менеджмент в России и за рубежом, 2006, № 5
- Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. 2002, № 5−6
- Симонова Л. Характер и функции государственного финансового контроля современной России. / Журнал Федерализм, 2006, № 1 (41)
- Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля. / Журнал Финансы и кредит, 2007. № 35(275)
- Толстыженко Е. Перспективы развития органов государственного финансового контроля. / Журнал Право и жизнь, 2003, № 62 (10)