Общая характеристика денежно-кредитной системы Республики Беларусь
На рост денежной массы наряду с Национальным банком большое влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета. На основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки. Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы… Читать ещё >
Общая характеристика денежно-кредитной системы Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Общая характеристика денежно-кредитной системы
2. Влияние денежно-кредитной системы на экономический рост
3. Совершенствование денежно-кредитной системы в условиях Беларуси
Заключение
Список использованных источников
- Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования является одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики. Поэтому выбору оптимального варианта денежно-кредитной системы уделяется большое внимание.
Денежно-кредитная система приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством её инструментов можно изменить предложение денег в экономической системе. В качестве проводника денежно-кредитной системы выступает Национальный банк Республики Беларусь. Влияя на основной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Экономически развитые государства предоставляют своим центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы денежно-кредитной политики. Такая независимость Центрального банка является необходимым условием реализации денежно-кредитной системы.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение понятия денежно-кредитной системы, ее целей, изучение инструментов денежно-кредитной системы, влияющих на экономический рост и выработка путей совершенствование денежно-кредитной системы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть сущность денежно-кредитной системы;
— рассмотреть влияние, оказываемое денежно-кредитной системой, на экономический рост;
— проанализировать особенности и проблемы денежно-кредитной системы и разработать пути совершенствования в Республике Беларусь;
При написании курсовой работы были использованы следующие источники литературы: учебная литература, научные экономические издания, статистические материалы.
В конце работы приводится список использованной литературы.
денежный кредитный экономический рост
- 1. Общая характеристика денежно-кредитной системы
- Денежно-кредитная система — совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств [3, с. 481].
- Основа функционирования денежно-кредитной системы — товарно-денежные отношения, способствующие возникновению и развитию денежного оборота, необходимости его организации, обслуживания, управления.
- Денежно-кредитная система Республики Беларусь включает банки (двухуровневая банковская система Республики Беларусь) и небанковские кредитно-финансовые организации. Основа их функционирования — банковская деятельность.
Особое место в денежно-кредитной системе занимает центральный банк.
Известны различные модели построения центральных банков. В большинстве стран они являются государственными учреждениями (Германия, Франция, Республика Беларусь). В США, Швейцарии они организованы как акционерные общества. Главная задача центральных банков — управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям (хранение обязательных резервов, предоставление ссуд и т. д.).
Особое положение центральных банков в денежно-кредитной системе проявляется в том, что они не ставят перед собой цели получения максимальной прибыли и не конкурируют в сфере бизнеса с коммерческими банками. Они, как правило, не обслуживают население, предприятия. Эти функции выполняют коммерческие банки.
Коммерческие банки являются основой кредитной системы. Современные банки организованы, как правило, в форме акционерного предприятия. Они выполняют следующие функции: прием и хранение депозитов вкладчиков; выдача средств со счетов и выполнение перечислений; размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и т. д. Соответственно операции банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и посреднические (выполнение операций по поручению клиентов).
- Коммерческие банки могут быть как универсальными, так и специализированными. Универсальные выполняют все банковские операции (по некоторым оценкам от 100 до 300 видов) для своих клиентов. Специализированные банки либо обслуживают определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполняют небольшое число операций. Например, инвестиционные банки специализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и предоставлении долгосрочных ссуд.
Ипотечные банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Кооперативные банки обслуживают кооперативы, выдавая им ссуды главным образом под залог имущества.
К специализированным кредитно-финансовым институтам относят сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании и т. д. Сберегательные учреждения представлены взаимно-сберегательными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и кредитными союзами [3, с. 482].
Взаимно-сберегательные банки привлекают мелки вклады на срок. Аккумулированные средства в основном используются для предоставления ссуд под залог жилых строений, покупки государственных ценных бумаг. Ссудно-сберегательные ассоциации привлекают средства путем открытия сберегательных счетов и используют их для предоставления целевых кредитов под залог недвижимости, покупки ценных бумаг.
Важнейшими из небанковских кредитных учреждений являются страховые компании. Их денежные средства формируются за счет взносов за страхование жизни, имущества.
Пенсионные фонды аккумулируют средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, которые отчисляются предпринимателями и наемными работниками. Инвестиции пенсионных фондов, как правило, долговременные, ибо деньги в них накапливаются десятилетиями.
Инвестиционные компании (фонды) специализируются на привлечении свободных денежных средств путем выпуска собственных акций. Собранные средства используются для покупки ценных бумаг других компаний, государственных облигаций. Доходы, полученных на них, распределяются между акционерами. Инвестиционные компании бывают закрытого и открытого типа.
Лизинговыми называются все компании, которые предоставляют в долгосрочную аренду технические средства: сложное оборудование, суда, самолеты и т. д. Этот способ финансирования инвестиций имеет сходство с кредитом, предоставляемым на покупку оборудования.
Таким образом, специализированные кредитно-финансовые институты функционируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, выполняют небольшое число операций и как бы дополняют деятельность коммерческих банков.
Денежно-кредитная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.
В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.
Реализация самостоятельной денежно-кредитной системы Республики Беларусь формально началась в 1993 г., а фактически — в 1994 г.
- 1990;е годы были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной монетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодоление гиперинфляции, неконтролируемой девальвации, административного определения обменного курса и др. Постепенно отлаживалась структура монетарных институтов, повышался профессиональный уровень кадров, деятельность монетарного регулирования переводилась па научную основу и рыночные принципы. Была создана современная система монетарного регулирования.
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
- На рост денежной массы наряду с Национальным банком большое влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета. На основе кредитно-денежных отношений возникает и формируется кредитно-денежная система, основу которой составляют банки. Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80−90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и выполняет следующие функции: разработка и осуществление денежно-кредитной политики; эмиссия денег; эмиссия ценных бумаг Национального банка; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование; рефинансирование коммерческих банков; организация эффективного, надежного и безопасного функционирования системы межбанковских расчетов и т. д. Кроме того, Национальный банк осуществляет надзор и регулирует деятельность коммерческих банков, утверждает правила совершения банковских операций, устанавливает экономические нормативы. Стратегические цели денежно-кредитной политики Республики Беларусь: обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы; содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста; повышение реальных денежных доходов населения; рост инвестиций и сбережений.
- В Республике Беларусь в настоящее время создана двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка Республики Беларусь (первый уровень) и коммерческих банков (второй уровень).
- Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Он регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь.
- Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:
- 1) кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь; 2) поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь; 3) обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.
Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются:
- — проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
- — регулирование денежного обращения;
- — валютное регулирование;
— выполнение функций центрального депозитария;
- — организация и осуществление валютного контроля;
- — организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
- — консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь;
- — совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;
- — государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
- — выдача лицензий на осуществление банковских операций;
- — надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
- — регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
- — регулирование кредитных отношений;
- — осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
- — определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республике Беларусь и ответственности за их нарушение;
- — создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;
- — осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;
- — регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
- — проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
- — инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.
Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции. В настоящее время в Республике Беларусь в нормальном режиме работает 31 коммерческий банк. Специфику деятельности коммерческих банков (финансовое посредничество) определяют трансформационные функции банков в экономике:
— трансформация капиталов (укрупнительная функция). Банки привлекают значительное количество мелких вкладов (остатки по счетам) и выдают некоторое количество крупных кредитов;
— трансформация сроков. Банки привлекают и размещает ресурсы с разными сроками погашения (возврата), т. е. балансируют интересы вкладчиков и кредитополучателей в отношении обязующих сроков;
- — трансформация рисков. Банки гарантируют возврат денежных средств, т. е. берут на себя риски размещения ресурсов.
- К основным видам деятельности банков второго уровня относятся:
- — предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;
- — кассовое обслуживание;
- — открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению;
- — ломбардная деятельность;
- — факторинг и форфейтинг;
- — поручительство (предоставление гарантий);
- — доверительное управление активами;
- — банковское хранение;
- — перевозка ценностей;
- — деятельность по обмену валюты;
- — инвестиционное посредничество;
- — финансовое посредничество;
- — деятельность депозитария;
- — инвестиционное консультирование;
- — финансовое консультирование;
- — выпуск векселей;
— скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Взаимоотношения банков второго уровня с Национальным банком Республики Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К данным методам взаимодействия относится:
— порядок установления экономических нормативов банками второго уровня, выполнение которых обязательно;
- — контроль за их выполнением осуществляет управление надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь.
- Национальный банк Республики Беларусь устанавливает для банков следующие экономические нормативы:
- — минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого банка, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
- — норматив неденежной части уставного фонда банка;
- — норматив ликвидности банка;
- — норматив достаточности банка;
- — норматив обязательных отчислений в фонд резервов;
— норматив максимального риска на одного заемщика и др.
- Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что обусловлено недостаточным развитием банковской системы, отсутствием четкого разделения функций. В странах с рыночной экономикой действуют целостные банковские системы с разделением функций у взаимодействующих в ее составе отдельных банков: сберегательные банки аккумулируют денежные средства, инвестиционные вкладывают капиталы в определенные сектора экономики. В переходный период при недостаточном развитии отдельных операций (ипотечные, инновационные, инвестиционные и др.) белорусские банки для обеспечения устойчивой прибыльности своей деятельности, диверсификации рисков, вынуждены быть универсальными.
Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего в целях воздействия на хозяйственную активность. Степень банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, размер денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом регулирует распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикой Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой резервирования (установлением Национальным банком норм обязательных резервов коммерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинансированием банков и валютным регулированием.
В свете Концепции по денежно-кредитной политике Республики Беларусь до 2015 г. основными целевыми ориентирами единой государственной денежной политики являются:
* защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
* развитие и укрепление банковской системы;
* обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
На их реализацию было направлено решение следующих задач:
* формирование динамики обменного курса белорусского рубля, адекватной макроэкономическим условиям, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики;
* обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса;
* развитие и укрепление банковской системы, прежде всего в части расширения ресурсной базы и повышения капитализации банков;
* повышение операционной эффективности автоматизированной системы межбанковских расчетов, ее надежности и безопасности.
- Если курс национальной валюты в номинальном выражении значительно превышает паритет покупательной способности, то это свидетельствует о наличии существенных ценовых диспропорций и искаженной структуре относительных цен. В этой ситуации цены на ряд товаров и услуг могут быть сопоставимы с ценами мирового рынка, в то время как по другим группам товаров и услуг имеется существенный разрыв.
- Это означает, что, по сути, такая экономика характеризуется высоким уровнем скрытого субсидирования, что, в свою очередь, выводит определенные сектора экономики за границы конкурентоспособности, деформирует структуру массового платежеспособного спроса, поскольку и потребителям, и производителям поступают искаженные ценовые сигналы.
2. Влияние денежно-кредитной системы на экономический рост
Денежно-кредитная система оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как валовой внутренний продукт, занятость, уровень цен.
Главной проблемой денежно-кредитной системы в переходных и развивающихся экономиках является взаимосвязь реального обменного курса и экономического роста. История кризисов в развивающихся странах показывает, что девальвация является лишь «временным стимулятором» роста. Для валютных кризисов в развивающихся странах в последние 30 лет характерна S-образная динамика реального ВВП. Накануне и в ходе валютного кризиса темпы роста ВВП снижаются и достигают минимальных значений, после кризиса происходит значительное увеличение темпов роста. Постдевальвационный период высоких темпов роста продолжается около трех лет, и впоследствии темпы снижаются, приближаясь к среднему уровню, характерному для стран, которые не столкнулись с валютным кризисом. В последнее десятилетие положительный эффект девальвации на ВВП резко снизился. Девальвация в настоящее время не обеспечивает более высоких темпов роста реального ВВП по сравнению с другими странами.
Макроэкономическая ситуация в 2012 году по сравнению с 2011 годом характеризовалась замедлением темпов экономического роста, объемов продукции промышленного производства, снижением инвестиционной активности на фоне замедления инфляционных процессов и роста потребительских расходов. Причем если в первой половине года рост обеспечивался за счет улучшения внешней торговли при сжатии внутреннего спроса (в основном за счет снижения инвестиционной активности), то во втором полугодии — в основном за счет роста потребительского спроса, обусловленного ростом реальной заработной платы.
На рис. 2.1 представлена структура и темпа прироста ВВП Республики Беларусь за 2 полугодия 2012 г.
Рисунок 2.1 — Декомпозиция прироста ВВП
Источник: [15, с. 13].
Так, если в первом полугодии 2012 года чистый экспорт способствовал росту ВВП в размере 9,2 процента при отрицательном вкладе внутреннего спроса в размере 7 процентов, то во втором полугодии 2012 года по оценке Национального банка вклад чистого экспорта стал отрицательным и составил 9,5 процента, в то время как внутренний спрос способствовал приросту ВВП на 7,8 процента (рисунок 2.1.1).
Внутренний спрос по оценке Национального банка за январь-декабрь 2012 г. в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года увеличился за счет роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 11,3 процента при сокращении валового накопления основного капитала на 13,8 процента.
Объем валового внутреннего продукта в январе-декабре 2012 г. Составил 527,4 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню января-декабря2011 г. на 1,5 процента (прогноз на год — прирост на 5−5,5 процента). При этом основной вклад в рост ВВП по видам экономической деятельности обеспечили предприятия промышленности при отрицательном вкладе строительных организаций и организаций торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования.
После периода ускоренного роста в 2011 году в 2012 году наблюдалось замедление инфляции. Прирост индекса потребительских цен в декабре 2012 г. к декабрю 2011 г. составил 21,8 процента (в среднем за месяц 1,7 процента). Также замедлился рост цен производителей промышленной продукции, производителей сельскохозяйственной продукции, тарифов на грузовые перевозки.
Приоритетными задачами денежно-кредитной политики в 2012 году явилась реализация мер, направленных на поддержание стабильности в денежно-кредитной сфере, защиту рублевых сбережений от инфляции с постепенным снижением общего уровня процентных ставок в экономике. С ростом реального ВВП на 1,5 процента доля инвестиций в ВВП снизилась, но при этом осталась достаточно высокой — 28,8 процента (в 2011 году — 33,2 процента) (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 — Темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал в 2011;2012 гг.
Без корректировки на рост цен в экономике и в сфере инвестиций номинальные объемы ВВП и инвестиций в основной капитал по сравнению с 2011 годом возросли, соответственно, на 77,5 процента и на 54 процента.
В целом по итогам января-декабря 2012 г. сальдо текущего счета платежного баланса сложилось отрицательным в размере 1 109,1 млн. долларов США (в январе-декабре 2011 г. — минус 4 531,4 млн. долларов США). По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно минус 1,9 процента и минус 8,4 процента.
Сальдо первичных доходов в январе-декабре 2012 г. сложилось отрицательным в размере минус 1 304 млн. долларов США, практически не изменившись к аналогичному периоду предыдущего года (в январе-ноябре 2011 г. оно составило минус 1 305,5). По статье вторичных доходов сальдо также сформировалось отрицательным в сумме минус 3 059,2 млн. долларов США в связи с увеличением выплат по таможенным пошлинам от экспорта нефтепродуктов в бюджет России на 27,5 процента в январе-ноябре 2012 г. по сравнению с январем-декабрем 2011 г.
По финансовому счету платежного баланса чистый приток капитала составил 456 млн. долларов США (0,8 процента к ВВП) против чистого заимствования иностранного капитала Республикой Беларусь в размере 8 487,9 млн. долларов США (15,7 процента к ВВП) в январе-декабре 2011 г.
Прямые инвестиции в экономику страны составили 1 295,3 млн. долларов США, снизившись в 4,4 раза по сравнению с январем-ноябрем 2011 г. (в ноябре 2011 г. была совершена продажа акций ОАО «Белтрансгаз» на сумму 2,5 млрд. долларов США).
Чистое привлечение иностранного капитала по финансовому счету было обеспечено за счет привлечения банками 639,1 млн. долларов США, а также получения нефинансовым сектором кредитов и займов в размере 297,1 млн. долларов США. Сальдо привлечения иностранных кредитов и займов Национальным банком и Правительством Республики Беларусь в связи с получением третьего транша кредита АКФ в размере 440 млн. долларов США было также положительным (170,9 млн. долларов США).
Отток иностранного капитала по финансовому счету был главным образом обусловлен ростом дебиторской задолженности и сокращением обязательств по коммерческим кредитам в сумме 1 287,4 млн. долларов США и погашением долгов банками перед нерезидентами в размере 662,5 млн. долларов США.
В результате, по итогам января-декабря 2012 г. сформировалось положительное общее сальдо платежного баланса на уровне 116,4 млн. долларов США (0,2 процента к ВВП). В январе-ноябре 2011 г. сальдо платежного баланса составило 2 009,8 млн. долларов США (3,7 процента к ВВП).
Требования банковской системы Республики Беларусь к физическим лицам за январь-декабрь 2012 г. увеличились на 6 994,4 млрд. рублей, что составило 2,5 процента от общей суммы денежных доходов населения. В январе-декабре 2011 г. доля прироста требований банков к населению составляла 6,4 процента от общей суммы их денежных доходов. Снижение данного показателя обусловлено, прежде всего, оптимизацией объемов кредитования, сокращением льготного кредитования населения по сравнению с предыдущим годом, высокими процентными ставками по кредитам.
Склонность населения к сбережениям в банковских вкладах в январе-декабре 2012 г. была ниже аналогичного показателя января-декабря 2011 г. — 9 процентов против 16,7 процента, что объясняется переоценкой их инвалютной составляющей в связи со значительным ослаблением курса белорусского рубля в 2011 году.
Доля прироста банковских вкладов населения в январе-декабре 2012 г. в денежных доходах населения в национальной валюте составила 3 процента против 1,9 процента годом ранее, в иностранной валюте — 6 процентов против 14,8 процента в январе-декабре 2011 г.
Прирост объема наличной национальной валюты на руках у населения за январь-декабрь 2012 г. составил 0,6 процента от величины денежных доходов (в январе-декабре 2011 г. — 0,7 процента от величины денежных доходов населения).
Депозиты населения в национальной и иностранной валюте в банках Республики Беларусь на 1 января 2013 г. составили 78,1 трлн. рублей, увеличившись за 2012 год в номинальном выражении на 59,2 процента, в реальном — на 30,7 процента. В 2011 году наблюдался номинальный рост депозитов на 113,5 процента, а в реальном выражении — на 2,3 процента. Значительный номинальный рост депозитов в данный период предыдущего года обусловлен переоценкой инвалютных вкладов в связи с девальвацией белорусского рубля.
В декабре 2012 г. переводные депозиты населения выросли значительно больше срочных: 14,3 процента (за счет рублевых переводных депозитов — на 19,1 процента) против 2,9 процента.
В целом за 2012 год переводные депозиты в реальном выражении также росли быстрее срочных: 55,3 процента против 26,8 процента.
На 1 января 2013 г. вклады физических лиц в национальной валюте составили 24,3 трлн. рублей и за 2012 год выросли на 10,4 трлн. рублей (в 2011 году — на 4 трлн. рублей), в реальном выражении они увеличились на 43,9 процента (годом ранее снизились на 32,3 процента).
Ежемесячная динамика прироста рублевых вкладов, как срочных, так и переводных, в 2012 году носила неравномерный характер (рисунок 2.3). При этом их рост в начале 2012 года в большей степени обуславливался ростом номинальных доходов населения, а в конце 2012 года — ростом процентных ставок по депозитам в национальной валюте. Вместе с тем снижение процентных ставок по депозитам, а также колебания роста номинальных доходов населения и дефляционные ожидания вели к замедлению притока рублевых вкладов и даже к оттоку. В декабре 2012 г. после принятых мер по повышению процентных ставок, росту доходов населения и снижению инфляционно-девальвационных ожиданий увеличение рублевых вкладов населения возобновилось.
Рисунок 2.3 — Структура прироста вкладов населения за месяц в 2012 году, млрд. рублей
В течение 2012 года ежемесячная динамика инвалютных депозитов физических лиц была на положительном уровне. На 1 января 2013 г. они составили 6,3 млрд. долларов США, увеличившись за 2012 год на 2,1 млрд. долларов США, или на 49 про-центов (в 2011 году они снизились на 3,9 процента).
Вклады в иностранной валюте в 2012 году занимали большую долю во всех вкладах населения, которая на 1 января 2013 г. составила 68,9 процента (на 1 января 2012 г. — 71,7 процента).
В целом за 2012 год наблюдалось преобладание продажи населением наличной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над покупкой, оно составило 162,5 млн. долларов США, в 2011 году — 470,1 млн. долларов США. Первые пять месяцев текущего года население предпочитало продавать валюту, что было в значительной мере связано с высокими процентными ставками по депозитам в национальной валюте. Однако с июня 2012 г. ситуация изменилась. Тенденция превышения покупки валюты населением над продажей, наблюдаемая с июня 2012 г., продолжилась и в декабре 2012 г., причем темпы роста покупки валюты увеличились по сравнению с ноябрем 2012 г. Так, в декабре 2012 г. население купило на 14,7 процента наличной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке больше, чем в ноябре 2012 г., в то время как ее продажи сократились на 6,5 процента.
В экономическом понимании денежно-кредитная система призвана обеспечивать стабильность цен, валютных курсов и процентных ставок. Ранее это достигалось единообразием монетного ряда, стабильным весом и пробами монет. В современности необходимы умеренность денежной эмиссии Центрального банка, а иногда и денежное сжатие. Денежно-кредитная стабильность важна для стабильного экономического развития страны.
Однако денежно-кредитная стабильность не всегда гарантирует экономическое развитие. В мире было и есть много стран со стабильными ценами и валютными курсами, развивающимся или развитым статусом без реального роста национальной экономики. Страны с успешно развивающейся экономикой конвертировали денежно-кредитную стабильность, доверие экономических субъектов в умеренный рост денежного предложения. Проведенные исследования и опыт указывают на следующие факторы роста экономики: количественный рост населения; изменение хозяйственного уклада; изменение структуры занятности; технологические новшества; изменение социально-экономического уклада.
Ведущие ученые-экономисты доказали, что ключевыми составляющими экономического роста в современных условиях диверсификации национальной экономики являются сверх мотивированные команды, готовые к напряженному труду в расчете на результаты, а также свободные капиталы для авансирования новых разработок и их внедрение в экономику. Итак, выражаясь языком марксизма, труд и капитал являются основой экономического роста.
В прошлом веке многие страны проходили через догоняющий или восстановительный рост на основе апробированных экономик более развитых стран. Денежно-кредитная система была одним из основных факторов экономического роста стран-лидеров и упадка аутсайдеров. Умеренный рост денежного предложения усиливал мотивацию к труду больше, чем налоги или дорогие товары. Таким образом, денежно-кредитная политика способствовала мобилизации труда и капитала как ресурсов развития экономики. На современном этапе инновационное развитие требует сверхмотивации к труду и избыточных капиталов.
Сущность денежно-кредитной системы — это создание условий мобилизации роста капиталов и труда. О причинах и сущности первоочередного использования для этих целей именно денег и кредита написано много. Развитие национальной экономики в современных условиях сопровождалось новациями и усложнением денежного обращения, а затем и кредитно-инвестиционного дела. Увеличивался и инструментарий монетарной политики, уточнялось представление ее роли в экономическом развитии.
В экономике лидерство отдельных стран в разные века основывалось на прогрессе сразу в нескольких областях знаний, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Напротив, неудачи более сильных геополитических конкурентов во многом объяснялись не вполне умелым использованием диспропорций в денежно-кредитной сфере. Прошлые века доказали важность монетарной системы, дали множество инструментов и исторических примеров. ХХ век и начала ХХI века существенно расширил состав идей и инструментов денежно-кредитной политики, сделал Центробанки ключевыми игроками многих рынков.
На современном этапе денежно-кредитная система становится наиболее важным фактором, в условиях перехода к новым отношениям рыночной экономики, когда происходит широкомасштабное осуществление реформ в различных отраслях социально-экономической жизни страны. В этом процессе исключительное значение имеет реализация перемен в различных сферах национальной экономики, которые происходят наиболее интенсивными темпами. Следовательно, под влиянием этого реформационного процесса существенному изменению подвергается данная экономическая среда и денежно-кредитная политика страны. Такая тенденция присуща современной денежно-кредитной политике России, Беларуси и других стран СНГ.
В условиях интенсивного ускорения глобализации финансовых отношений денежная проблематика и связанные с ней вопросы денежного обращения вновь стали основной тематикой экономической науки не только в теоретическом плане, но также в практике управления финансово-экономическими процессами. В связи с этим в странах с переходной рыночной экономикой произошли довольно большие изменения в сфере денежно-кредитных отношений, в частности, и в экономической политике в целом. Безусловно, такая тенденция была связана с неизбежным процессом трансформации.
Денежно-кредитная система Республики Беларусь, основанная на трансформационной экономике, которая вступила, в фазу эффективной реализации, требует рассмотреть ее в свете диверсификационного процесса национальной экономики. К тому же постоянно растущее значение этой политики в деле расширения процесса вторичного производства требует принять неотложные меры на макроэкономическом уровне. Общая модель, принятая в качестве основной базы, которая отражает сущность структуры национального рынка, безусловно, создает условия для расширенного отображения своеобразных особенностей становления отечественной денежно-кредитной политики. Именно эффективное формирование денежно-кредитной системы должно быть устойчивым гарантом эффективного и реального экономического роста в стране.
Адекватность курса денежно-кредитной системы, а также целевое определение воспроизводства экономики имеют исключительное влияние на развитие национальной экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Под влиянием интенсивного развития оказываются главные составляющие рыночной экономики, такие как кредитование экономики и организационных институтов функционирования, денежное обращение и инструменты регулирования устойчивости национальной валюты.
В осуществлении нового курса денежно-кредитной системы большое значение имеют следующие направления:
— максимальное сближение уровней двух сфер — финансового и реального производства, которые в свою очередь должны основываться на взаимообусловленных изменениях;
— использование национальной валюты на внутреннем рынке, которая должна быть средством снижения значимости иностранной валюты и сокращения ее использования во внутренних расчетах и сбережениях;
— создание законодательной базы, свободной от внутренних противоречий, в котором должны быть обеспечены равные права и возможности сторон, вступающих в финансово-кредитные, бюджетно-налоговые и платежно-расчетные отношения.
Обеспечение стабильности является основным в процессе приспособления денежно-кредитной политики к нынешним рыночным условиям. В этом плане не маловажное значение имеет определенная направленность развития производственной структуры.
Необходимо подчеркнуть, что для достижения желаемого результата по обеспечению стабильного функционирования денежно-кредитной политики требуется ее комплексное развитие, в том числе институциональной базы, режима, стратегии, конкретных инструментов реализации и ряда ее механизмов. Кроме того, необходим обязательный учет связей между микросубъектами финансового и денежного рынка, в первую очередь, их состояния и реакции на различные ситуации.
3 Совершенствование денежно-кредитной системы в условиях Беларуси
Современное состояние экономики Республики Беларусь можно с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно-кредитную систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время.
Различные варианты между этими крайними позициями показывают Национальному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и норму процента, так и на объем обращающейся денежной массы.
Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают проводимую в стране денежно-кредитную политику как жесткую, т. е. ограничивающую возможности развития производства.
Глубокий кризис, поставивший народное хозяйство страны на грань развала, сегодня, как никогда раньше, со всей остротой и неотвратимостью поставил вопрос о безотлагательной необходимости разработки и реализации программы стабилизации экономики республики на основе рыночных преобразований.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, индекс потребительских цен должен составлять в 2013 г. не более 8—10%. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно состояния торгового баланса должна проводиться в 2013 г. и соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.
В прогнозных документах определены перспективные цели денежно-кредитной системы:
* обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
* развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
* поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны;
* обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;
* увеличение уровня монетизации ВВП.
Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь предусматривает регулирование денежно-кредитной сферы посредством следующих мер:
* в области регулирования денежной массы — наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции;
* области процентной политики — поддержание положительной в реальном выражении доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, ГКО и других рублевых активов должен быть выше по сравнению с инструментами в иностранной валюте;
* области политики обменного курса — обеспечение траектории номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран — основных торговых партнеров Республики Беларусь на уровне, не допускающем укрепление его реального курса темпами, превышающими рост производительности труда. В результате будет обеспечен приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стимулирующий динамичные темпы промышленного производства и экономического роста.
Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной системы должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.
Предполагается решение следующих задач:
* недопущение годовой инфляции выше 5%;
* увеличение уровня монетизации ВВП до 30% по рублевой денежной массе и 40% — по широкой денежной массе;
* создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т. д.);
* формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.
Основной вектор преобразований денежно-кредитной сферы — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.
В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны.
К перспективным направлениям ее развития следует отнести: усиление макросистемной направленности (долгосрочный аспект), совершенствование координации среднесрочной денежно-кредитной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической политики (среднесрочная перспектива), централизация функций текущего регулирования денежной сферы (оперативная политика).
В целях дальнейшего совершенствования банковского сектора в 2011 — 2015 годах необходимо реализовать следующие основные стратегические направления его развития.
Во-первых, совокупные активы банковской системы страны должны составить 75 процентов валового внутреннего продукта.
Банковский капитал в первую очередь должен работать в инвестиционной сфере, обеспечивать расширенное воспроизводство в промышленности и сфере услуг. Кредитование реального сектора экономики должно содействовать развитию национальной экономики и наращиванию экспортного потенциала, что приведет к повышению финансовой устойчивости и надежности банковской системы страны.
Во-вторых, внедрение современных международных стандартов деятельности банковского бизнеса позволит сделать нашу банковскую систему понятной и прозрачной для иностранных инвесторов.
В-третьих, развитие инвестиционного банкинга поможет вывести белорусские предприятия на национальные и международные фондовые рынки для размещения там акций с целью привлечения ресурсов для своего развития.
Таким образом, реализация денежно-кредитной системы, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.
Заключение
В качестве заключения к работе можно сделать вывод, что чрезвычайно важным показателем экономики любой страны является существующая денежно-кредитная система в стране.
Положение денежно-кредитной системы в настоящее время в Республике Беларусь стало катастрофическим. Размер денежной массы в настоящий момент увеличился. Начинается период долларизации. Население уменьшило размер депозитных вкладов.
В ходе анализа развития денежно-кредитной сферы Республики Беларусь было установлено, что для нее характерен ряд слабых сторон, обусловленных как влиянием внешних факторов, так и факторами внутреннего порядка. Однако предполагается, что в результате продуманной политики Национального банка Республики Беларусь и системы разработанных мер будет обеспечено стабильное и эффективное развитие кредитного рынка и кредитных отношений в Республике Беларусь.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2013 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социальноэкономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В настоящее время экономика Беларуси находится в кризисном состоянии. Необходимо применять те инструменты денежно-кредитной системы, которые необходимы для снижения объема предложения денег на рынке и снижения темпов инфляции (увеличение процентной ставки кредитов, политики открытых операций).Также был дан анализ денежной системы Республики Беларусь и динамики денежной массы. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. Также были приведены основные направления развития денежной системы в Республике Беларусь. С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, индекс потребительских цен должен составлять в 2013 г. не более 8—10% .
С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно состояния торгового баланса будет проводиться в 2013 г. и соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.
Основными направления развития денежно-кредитной системы в Республике Беларусь является поддержание национальной валюты, дедолларизация валюты, уменьшение темпов инфляции, обеспечение достаточных золотовалютных резервов за счет привлечения дополнительных внешних кредитов и сокращения государственных расходов.
Список использованных источников
1. Абалкин Л. И. Экономическая энциклопедия / Л. И. Абалкин. — М.: Экономист, 2008. — 1087 с.
2. Абель Э. Макроэкономика / Э. Абель, Б. Бернанке. — 5-е узд. — С.-Петербург: Питер, 2010. — 768 с.
1. Базылев Н. И. Экономическая теория / Под ред. Н. И. Базылева. — 2-е изд. — Минск: Интерпрессервис, 2010. — 640 с.
2. Болдак А. К. Национальная экономика Беларуси: учебно — методический комплекс для студентов экономических специальностей / А. К. Болдак, О. Н. Сухоцкая. — Гродно: ГГАУ, 2011 — 87 с.
3. Бродская Т. Г. Экономическая теория: Учеб. пособие / Т. Г. Бродская, В. И. Видяпина. — Москва: РИОР, 2008. — 208 с.
4. Васильева Е. В. Экономическая теория: конспект лекций / Е. В. Васильева, Т. В. Макеева. — Мн.: Юрайт, 2009. — 107 с.
5. Вечканов Г. C., Вечканова Г. Р. Макроэкономика./ Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — С.-Петербург: Питер, 2008. — 240 с.
6. Воронин А. П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах. / А. П. Воронин. — Москва: Экономика, 2009. — 214 с.
7. Зубко Н. М., Каллаур А. Н. Экономическая теория. Учебное пособие. / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. — Мн.: ТетраСистемс, 2010. — 384 с.
8. Кредитная система Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2008. — Режим доступа: http://www.lip-nbik.ru/?p=84. — Дата доступа: 19.04.2013.
9. Макроэкономика. / И. В. Новикова, М. З. Агаповская, В. В. Ожигина. — Минск: ТетраСистемс, 2009. — 304 с.
10. Марыганова Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е. А. Марыганова, СЛ. Шапиро. — Москва: КНОРУС, 2010. — 302 с.
11. Микроэкономика. Макроэкономика. Сборник кейсов. / Под ред. С. Ф. Серегиной. — Москва: Маркет ДС, 2008. — 384 с.
12. Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 521 с.
13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь // Аналитическое обозрение. — Минск: Национальный банк Республики Беларусь, 2012. — 146 с.
14. Розмаринский И. В. Современные школы в неоклассической макроэкономической традиции / И. В. Розмаринский. — Москва: Экономика, 2010. — С. 1−5.
15. Серегина С. Ф. Микроэкономика. Макроэкономика. Сборник кейсов. / Под ред. С. Ф. Серегиной. — Москва: Маркет ДС, 2008. — 384 с.
18.Тихонов А. Денежно-кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ // Банковский Вестник. — май. — 2009. — с. 26−32