Корпоративная культура
Специфика корпоративной культуры как формы существования заклю-чается в том, что, отражая реальную ситуацию, она особо акцентирует тен-денции ее изменения. Механизмы влияния корпоративной культуры на дея-тельность предприятия заключаются в том, что работники прогнозируют раз-витие ситуации, относительно чего они оценивают и выстраивают модели своего поведения. Реализуя их в деятельности, они… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы корпоративной культуры в современной системе управления
- 1. 1. Понятие, структура и содержание корпоративной культуры
- 1. 2. Характеристика основных типов корпоративных культур
- 1. 3. Принципы управления корпоративной культурой в организации
- Глава 2. Исследование корпоративности в ООО «СтройАльянс»
- 2. 1. Общая характеристика организации
- 2. 2. Характеристика системы управления персоналом
- 2. 3. Исследование корпоративности в организации на основе маркетингового исследования сотрудников
- Глава 3. Формирование корпоративной культуры в «СтройАльянс»
- 3. 1. Практические методы формирования корпоративной культуры в ООО «СтройАльянс»
- 3. 2. Повышение квалификации и профессионализма как составляющая корпоративности
- 3. 3. Оценка эффективности предложенных мероприятий
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение 1
Актуальность темы. Организация функционирует и развивается, как сложный организм. Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь спо-собность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эф-фективно управлять функционированием и развитием многочисленных элемен-тов и подсистем организации. Этот «жизненный» потенциал деятельности орга-низации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принци-пы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организа-ции существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.
Менеджмент и культура организации взаимосвязаны и ваимообусловле-ны. При этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но и оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации.
Термин «корпоративная культура» впервые применил немецкий фельд-маршал Гельмут фон Мольтке еще в XIX веке. Прославленный военный теоре-тик так называл взаимоотношения, сложившиеся в офицерской среде. Сегодня существует несколько, иногда полностью отрицающих друг друга, научных ин-терпретаций корпоративной культуры (английский эквивалент корпоратив-ная идентичность). Еще больше разногласий по поводу ее практического во-площения.
На Западе феномен корпоративной культуры стали активно изучать в на-чале 80-х, в России совсем недавно. Однако в недекларированном виде она существовала задолго до этого. У нас в стране все элементы современного по-нятия корпоративной культуры были заложены еще в советское время (система премий, тринадцатых зарплат, ведомственные больницы, дома отдыха и клубы, путевки в санатории, вечера трудовых коллективов, субботники и многое дру-гое).
Исследование отечественной литературы по этой проблематике показало, что в России этот вопрос крайне мало изучен. Одним из доказательств этому может служить скудный перечень литературы российских авторов, в которой уделялось бы достаточное внимание этой проблеме.
В основном организационная культура рассматривается в книгах и учеб-никах как часть системы управления персоналом (Управление персоналом под ред. А. Я. Кибанова; С. В. Шекшня Управление персоналом в современной ор-ганизации и др. работы). Работ же специализированных, рассматривающих ор-ганизационную культуру как самостоятельную часть организации, как систему, в полной мере охватывающих все проблематику создания, функционирования и управления корпоративной культурой в России очень мало. К таким полноцен-ным работам можно отнести лишь «Корпоративную культуру» В. А. Спивак и отдельные статьи, посвященные этой проблеме в журналах «Менеджмент в России и за рубежом», журнал БОСС и «Управление персоналом».
Во всех публикациях присутствуют постоянные ссылки на использова-ние западных источников по топологи организационной культуры, способов формирования, поддержания, изменения и пр. Однако западные подходы в об-ласти корпоративной культуры требуют серьезной адаптации при переносе на российскую почву, учитывая при этом культурные традиции России.
На наш взгляд не разработанность проблематики корпоративной культу-ры в российских изданиях можно объяснить несколькими обстоятельствами. На первом месте здесь стоит тот факт, что наша экономика на протяжении не-скольких лет функционировала в кризисных условиях. Предпринимателям при-ходилось заниматься проблемами выживания своих фирм, а не их развитием. Многие из них и не подозревают, что организационная культура может стать важнейшим инструментом антикризисного управления. Умелое управление ор-ганизационной культурой на определенном этапе существования организации может дать большой антикризисный эффект. Кроме того, во всем мире, и в Рос-сии, как одной из его частей, в последнем десятилетии изменилась сама пара-дигма управления. Огромное влияние стало уделяться человеческому фактору. На лицо стало заметным не эффективность традиционных методов мотивации. На мой взгляд решению именно этих и многих других проблем призвана слу-жить организационная культура.
Исходя из актуальности темы и недостаточного внимания со стороны российских теоретиков и практиков управления персоналом, в настоящей рабо-те ставится цель — изучение корпоративной культуры и ее особенностей в со-временных российских компаниях.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следую-щие конкретные задачи:
Дать обобщенное определение термину «корпоративная (организаци-онная) культура» на основе уже существующих концепций и теорий, объяс-няющих содержание этого явления
Определить место и роль корпоративной культуры в современной ор-ганизации
Охарактеризовать основные виды организационных культур, предло-жить различные основания для их классификации
Рассмотреть основные элементы и составляющие корпоративной культуры
Проанализировать корпоративную культуру в ООО «СтройАльянс»
Предложить мероприятия по совершенствовании корпоративной культуры в ООО «СтройАльянс»
Объект исследования: корпоративная культура организации
Предмет исследования: особенности корпоративной культуры в ООО «СтройАльянс».
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по совершенствованию отдельных элементов корпоративной культуры ООО «СтройАльянс» могут быть использованы на практике в этой организации.
Структура работы включает в себя три главы: в первой главе пред-ставлены основные теоретические положения о корпоративной культуре, рас-смотрена ее структура, типы и значимость для эффективного управления орга-низацией.
Вторая
глава IIредставляет собой практическую часть работы, в которой на основании изложенной в первой главе концепции корпоративной культуры, анализируется существующая корпоративная культура в ООО «СтройАльянс»
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию отдельных элементов культуры в рассматриваемой организации.
1. Теоретические основы корпоративной культуры в современной системе управления
1.1 Понятие, структура и содержание корпоративной культуры
Рассмотрение организаций как культурного феномена имеет относи-тельно давнюю историю и восходит к традициям М. Вебера, Т. Парсонса, К. Левина, Ф. Селзника и особенно Ч. Барнарда и Г. Саймона (последние во мно-гом предвосхитили в понятии «организационная мораль» основные черты по-нятия «организационная культура»). И в прошлые периоды экономического развития культура организаций также являлась неотъемлемым компонентом хозяйственной практики, однако она никогда не была в центре внимания ме-неджмента. Само введение термина «организационная культура» и его деталь-ная проработка датируются концом 70-х годов. Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников да-ли мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообра-зии и потребовали от менеджмента пересмотра отношения к ней.
Принято считать, что отправной точкой послужило столкновение Запада с так называемым японским вызовом успехом японской концепции организа-ции общественно-экономической жизни, в основе которой лежит специфиче-ская организационная культура, опирающаяся на традиции общества. Стало ясно, что традиционные управленческие теории, основанные на использовании «жестких» инструментов (оргструктуры, планы, бюджеты и пр.) и базирую-щиеся на них методы регулирования трудового поведения и мотивации, во многом перестали себя оправдывать. Однотипные управленческие воздействия в различной организационной среде вызывают разные (иногда противоположные) поведенческие реакции, а сами способы и методы управления во многом определяются традициями и культурными особенностями.
Зарубежные и отечественные исследования по проблематике организа-ционной культуры позволяют выделить ряд ценностных принципов, характер-ных для культуры преуспевающих фирм: ориентация на действия, достижение целей;
постоянный контакт с потребителями: самостоятельность и предприимчивость (поощрение лидеров, новато-ров);
производительность от человека (рядовой персонал рассматривается как главный источник достижений в области качества и производительности); простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;
одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (фирма предстает одновременно и централизованной, и децентрализованной, распро-страняя автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продукции, с одной стороны, а с другой стороны, последовательно проводя жесткую централизованную политику, касающуюся ценностей, которым она привержена).
Организационная культура это совокупность общественно прогрессив-ных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области органи-зационных отношений. Напомним, что организационные отношения это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов орга-низации внутри или вне ее.
Как объект изучения и управления организационная культура характе-ризуется следующим :
она социальна, так как на ее становление оказывают влияние многие сотрудники организации;
регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влия-ние на отношение между сослуживцами;
создается людьми, Т. е. она является результатами человеческих дейст-вий, мыслей, желаний;
осознанно или неосознанно воспринимается всеми сотрудниами;
полна традиций, так как проходит определенный исторический про-цесс развития;
познаваема;
способна изменяться;
осознаваема и неосознаваема;
ее нельзя постичь с помощью какого-либо одного подхода, поскольку она многогранна и в зависимости от при меняемого метода исследования может раскрываться по-разному;
есть результат и процесс, она находится в постоянном развитии.
Список литературы
- Алиев В. Г. Дохолян C. Организационное поведение: Учеб. пособие. Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 2007
- Баринов В.А., Макаров Л. В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.
- Власова Н. Корпоративная культура //Дела, люди XXI, 2001, № 10, январь.
- Герасимов Б.Н.Г Морозов ВЛ, Яковлева HS. Оценка профессиона-лизма в процессе развития компетентности специалиста: Метод, пособие. Са-мара: МУЦ, 2004
- Данные кадровой отчетности ООО «СтройАльянс» за 2006−2007 гг
- Данные анкетированного опроса сотрудников в 2007 г
- Журналы «Директор по персоналу» за 2006 г
- Изотов В. Корпоративная культура. Стратегии и способы её форми-рования // Работа и зарплата, № 4, 2006 г
- Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США-М., «Наука», 2003
- Куинн Р., Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2005
- Лукичева Л. И. Управление организацией, М, Омега-Л, 2004 г
- Макарова И.К. Управление персоналом. Учебник. М., Юриспру-денция, 2004
- Магура М. «Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений» // «Управление персоналом» № 1, 2002
- Магура МЛ., Курбатова МВ. Современные персонал — технологии. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005
- Магура М.И., Кубатова М. Б. Обучение персонала. Как конкурентное преимущество, М., 2004 г
- Магура М. Как повысить отдачу от обучения персонала // Управле-ние персоналом. 2005. № 11
- Морозов Ф. А. Своя культура ближе к делу // БОСС, 2001, № 5
- Музыченко В. В. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Вадим Владиславович Музыченко. М.: Изда-тельский центр «Академия», 2003.
- Одегов Ю.Г., Карташова Л. В. Управление персоналом. Оценка эф-фективности., М., Экзамен, 2004 г
- Организационное поведение под ред. Э. М. Короткова, Тюмень, ИВЦ, 2005
- Павенкова М. Мифология и мифотворчество в организации: истоки возникновения // Персонал Микс, 2006, № 5
- Положение об аттестации сотрудников ООО «СтройАльянс», утв. 10.04.2005г
- Положение о формировании кадрового резерва ООО «СтройАльяс», утв. 21.04.2005г
- Попов С.Г. Управление персоналом. Учебное пособие.//Ось-89, 2006
- Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология ор-ганизаций и управления. Воронеж, 2003
- Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить кон-сультантам или возможно провести самим // Управление персоналом, 2000,. № 11
- Саакян А.К., Зайцев Г. Г., Лашманова Н. В., Дягилева Н. В. Управле-ние персоналом организации, М., ПИТЕР, 2002 г
- Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2004
- Семь нот менеджмента// Изд.3-е, доп., М., ЗАО «Журнал Эксперт», 2000 год
- Татарников Е.А. Управление персоналом. Учебное пособие. М., Ри-ор, 2006 г
- Травин В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента., М., Дело, 2002
- Товмасян Е. Управляемое будущее // «Карьера» N 5, Май 2006
- Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. Кибанова А. Я. М.: ИНФРА-М, 2007,
- Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2005.
- Управление персоналом организации: Учебное пособие / В.Н. Федо-сеев, С. Н. Капустин. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
- Устав ООО «СтройАльянс»
- Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации, М., ФиС, 2004
- Шпехт Г., Эвальд А. Организационные аспекты стратегического технологического менеджмента//Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 2