Политические идеи в трудах Аристотеля
Исследователю видов государственного строя и присущих им свойств надлежит прежде всего подвергнуть рассмотрению вопрос о государстве вообще и разобрать, что такое собственно государство. В настоящее время на этот счет существует разногласие; одни утверждают, что-то или иное действие совершило государство, другие говорят: нет, не государство, а олигархия или тиран. В самом деле, мы видим, что вся… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Аристотель (384/383 322 гг. до н.э.)
- Личность и государство в учении Аристотеля
- «Политика» Аристотеля
- Заключение
- Список литературы
«Политические идеи в трудах Аристотеля» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что более двух тысяч лет прошло со времени рождения Аристотеля, но он все еще живет среди нас своими мыслями, и «сведущим» все еще есть чему у него поучиться. Трудно указать область знания, в которой Аристотель не оставил бы следа, уцелевшего до настоящего времени. Немногое достоверно известно нам из жизни Аристотеля, однако и это немногое дает совершенно ясное понятие о его характере, привычках, нравственных и политических убеждениях, об отношении к семье, к друзьям и вообще к людям.
Аристотель, прозванный по месту своего рождения Стагиритом, является автором нескольких сотен книг, посвященных самым различным областям знания, хотя большая часть из них долгое время были не систематизированы и, к сожалению, не сохранилась. Лишь спустя три столетия часть оставшегося аристотелевского наследия была собрана в единый корпус одним из лидеров Лицея Андроником Родосским.
Наиболее известны следующие произведения Аристотеля: Метафизика, Физика, О душе, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, Опровержение софизмов, Категории, Никомахова этика, Евдемова этика Большая этика, Политика, Риторика.
Пять образующих Политику исследований на связанные между собой темы (экономика кн. I, вопрос о наилучшем образе правления кн. II, общая теория полиса кн. III, реальные типы государств, причины их крушения, способы упрочения кн. IV, V и VI, идеальное государство кн. VII и VIII) писались, по-видимому, в разное время, систематически дорабатывались в качестве лекционных курсов и получили известную нам структуру и форму в конце последнего, афинского периода творчества Аристотеля. Аристотель явно хотел продолжить работу над Политикой, о чем говорят не осуществленные им планы.
Давно замеченная незавершенность трактата не мешает ему быть, как писал немецкий историк философии Э. Целлер, самым важным текстом по политической науке во всей античности, и не только античности.
Здесь соединились пристальное наблюдение фактов (недаром Аристотель собирал сведения о разных государственных устройствах, законодательных системах, застольных обычаях, даже о победителях всегреческих спортивных игр), политический опыт (Аристотель был близок к македонскому царскому дому, с его помощью восстановил ок. 341 г. до н.э. разрушенную Стагиру и дал ей законы) и, наконец, представление о высшем человеческом благе, коренящееся во всей предыдущей философской традиции и в аристотелевской онтологии. Влияние Политики прослеживается у Цицерона, у римских и византийских юристов-кодификаторов. Политика явно была известна таким средневековым аристотеликам, как Боэций и Иоанн Дамаскин; в XI в. о ней пишет византийский комментатор Аристотеля Михаил Эфесский; после латинского перевода Вильгельма из Мёрбеке (ок. 1260 г.) ее комментируют Альберт Великий, Петр Овернский; усвоенные через Фому Аквинского идеи Политики послужили Данте для обоснования проекта всемирного государства (О монархии). У истоков современной политологии Ж. Боден сознательно следует аристотелевскому методу и после почти двухтысячелетнего перерыва возобновляет труд собирания сведений об устройстве и законодательствах всех известных в мире политических образований. Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гоббс, Спиноза, Локк, Монтескье, Руссо, Кондорсе опираются на идеи Аристотеля и неоднократно цитируют его. За первым изданием Политики (в типографии Альдо Мануче, Венеция, 1498) последовали десятки переизданий. Большая работа по установлению текста трактата шла в XVII и XIX вв. (издания Хайнзе 1621 г., Копринга 1656 г., Шнейдера 1809 г., Беккера 1831 г., Бернайса 1872 г., критическое издание Зуземиля 1872 г., Ньюмена 18 871 902 гг.). Политика десятки раз переводилась на современные языки. Полный русский перевод впервые выполнил Н. Скворцов в 1865 г.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Стретерн П., Аристотель, Барнс Дж., Берестов И. В., Доватур А. И. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмореть политические идеи в трудах Аристотеля.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать биографию Аристотеля;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о личности и государстве в учениях Аристотеля;
3.Рассмотреть сущность «Политики» аристотеля;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Аристотель (384/383 322 гг. до н.э.)
Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т. д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки. Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистически окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобкой своей философии. Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик Аристотель (384/383 322 гг. до н.э.). Аристотель родился на северо-восточной окраине древнегреческого мира в Македонии в г. Стагиры .
Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Аминты III. По месту рождения, впоследствии Аристотель получил свое второе имя Стагирит.
В 367 г. до н.э., семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого человека, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: «Одному нужны шпоры, другому узда!» или «Какого осла мне приходится вскармливать, и против какого коня!»
Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Аристотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Платоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, «получив у Платона важнейшие основы знаний», «сбросил с себя узду» и «стал завзятым противником своего учителя». Говорят, Платон сказал на это: «Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать».
Впрочем, судя по всему, несмотря на несовпадение теоретических взглядов, оба великих мыслителя поддерживали дружеские отношения. Знаменитым стал афоризм Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», который в полном изложении звучит так: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Иначе говоря, Аристотель считал Платона другом, однако даже во имя дружбы не мог поступаться своими философскими принципами.
В 347 г. до н.э., после смерти Платона, а также в связи с антимакедонскими настроениями в Афинах, Аристотель покидает этот город и некоторое время преподает философию греческих городах Малой Азии.
В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течении 8 лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полководца Александра Македонского. Обучение закончилось в тот момента, как Александр стал царем, и потому Аристотель покидает его и возвращается в Афины.
Здесь в 336 г. до н.э. он открывает свою школу, которая располагалась в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. С этой поры и школа Аристотеля получила прозвание Ликей.
Интересно, что от слова «Ликей» впоследствии было образовано слово «лицей», как название определенного типа учебного заведения.
Список литературы
- Аристотель Афинская полития. Государственное устройство афинян — 3 изд. Издательство: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2007. 240 с.
- Аристотель Политика. Издательство: АСТ, 2005. 393 с.
- Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. С. 376 644.
- Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 2002. 379 с.
- Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. Издательство: Мидгард, ЭКСМО, 2008. 960 с.
- Барнс Дж. Аристотель. Краткое введение. Издательство Астрель, АСТ, 2006. 114 с.
- Берестов И.В. Аристотель как предшественник концепции Первоначала Плотина // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2003. № 1. С. 2731.
- Доватур А.И. «Политика» Аристотеля (Аристотель. Политика). М.: 2002. С. 5−19.
- Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е. А., Мадаев Е. О., Ускеев С. Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 124 с.
- Зубов В. П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия. Издательство: Едиториал УРСС. 368 с.
- Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2005. 432 с.
- Попов А.П. Практикум по философии: III часть «Античная философия» Учеб. пособие для вузов Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2005. 30 с.
- Стретерн П. Аристотель за 90 минут. Издательство АСТ, Астрель, 2004. 125 с.