Социально-психологические особенности оснований персонализации и деперсонализации членов подростковых классов общеобразовательной школы
![Диссертация: Социально-психологические особенности оснований персонализации и деперсонализации членов подростковых классов общеобразовательной школы](https://westud.ru/work/3355053/cover.png)
Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлены, прежде всего, тем, что несмотря на то, что данная диссертация во многом представляет собой очередное звено в цепи экспериментальных, экспериментально-теоретических и теоретико-экспериментальных работ, выстроенных с опорой на базовые положения теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе и «дочерней… Читать ещё >
Содержание
Глава I. Психологические исследования развития личности в группе в контексте проблематики межличностной значимости, персонализации, инхрагруппового структурирования и индивидуализационных процессов подросткового становления в условиях современного образовательного пространства.
1.1. Проблематика личностной представленности в малом контактном сообществе в контексте системы отношений межличностной значимости.
1.2. Проблематика малой группы в социальной психологии, базовые классификационные основания.
1.3. Проблемы интрагрупповой дифференциации и интрагруппового структурирования в малых контактных группах.
1.4. Взаимосвязь феномена межличностной значимости и процесса персонализации в реально функционирующей контактной группе.
1.5. Специфика межличностных отношений и процессов персонализации в школьном классе как конкретной формы функционирования малой контак тной группы.
1.6. Социально-психологические особенности процессов личностного развития и группообразования в подростковом возрасте.
Глава 2. Экспериментальное исследование феноменов персонализации и деперсонализации в контексте интрагруппового структурирования подростковых классов в общеобразовательной школе.
2.1. Программа экспериментального исследования феноменов персонализации и деперсонализации в контексте интрагруппового структурирования подростковых классов общеобразовательной школы.
2.2. Социально-психологические особенности оснований персонализации в подростковых классах общеобразовательных школ.
2.3. Социально-психологическая природа процесса персонализации-деперсонализации в подростковых классах общеобразовательных школ.
2.4. Влияние возрастного фактор и фактора «года обучения» в общеобразовательной школе на протекание процесса персонализации-денерсонализации в восьмых, девятых и десятых классах.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. — 1990. — № 1.—С.5−12.
- Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. — 2001. —Т. 22. — № 5. с. 38−47.
- Азбука социального психолога-практика: Справочно-энциклопедическое издание / Под ред. М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин. — М.: Per Se, 2007. — 463 с.
- Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Социальная психология: Хрестоматия. — М., 1999. — С.257−268.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. —260 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 286 с.
- Ануфриев А.Ф. Научное исследование: Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2002. — 112 с.
- Ю.Ануфриева В. Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе // Руководство и лидерство. — JL, 1973. — С. 64−78.
- Анцыферова Л.И., Завалишина Д. И., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. — М.: Наука, 1988. — С. 9−36.
- Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. — М.: Новая Москва, 1927. —37 с.
- Аркин Е.А. Ребенок от года до четырех лет. — M.-JI.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. — 197 с.
- Н.Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В. Дифференциальная психология: Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 168 с.
- Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. — 176 с.
- Белопольская Н.Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. — 332 с.
- Бендас Т.В. Тендерная психология лидерства: Монография. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2000, — 167с.
- Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп.
- Екатеринбург: Литур, 2000. — 317с.
- Блонский П.П. Педология: Учебник для высших педагогических учебных заведений. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. — 334 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2005. — 520 с.
- Велецкая Н.П. Беспризорные // Коллективы беспризорных и их вожаки.1. Харьков, 1926, —С. 41−85.
- Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: учебник. — М.: Экономиста, 2006. — 670 с.
- Волков И.П., Захаров А. И., Ерицян О. П., Тимофеев Ю. Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в период стресса // Руководство и лидерство.— Л., 1973. — С. 130−142.106
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. — М.: Мир, 1996. — 376 с.
- Гозман Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 448 с.
- Гончаров В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство. — Л., 1973. — С. 120−130.
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — Новая школа, 1996. —352 с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2003. —521 с.
- Еникеев М.И. Психологическая диагностика: Стандартизированные тесты. — М.: Приор-издат, 2003. ¦— 288 с.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малой группе как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство. — Л., 1973. —С.54−64.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах: Дисс.. канд. психол. наук.—Л., 1969.— 153 с.
- Журавлев И.В., Тхостов А. Ш. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23.—№ 5. —С. 42−48.34.3анковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта, 2000. — 647 с.
- Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. — 2002. — № 6. —С. 45−54.
- Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности. — М.: Смысл, 2001. —20 с. 37.3олотовицкий Р. А. Послесловие // Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академический Проект, 2001. —С. 313−359.
- Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 384 с.
- Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. — СПб.: Питер, 2006. — 240 с.
- Капустина А.Н. Много факторная личностная методика Р. Кеттела. — СПб.: Речь, 2001. — 112 с.
- Кипнис М. Тренинг лидерства. — М.: Ось-89, 2004. — 144 с.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — М., 1972. —26 с.
- Коллективы беспризорных и их вожаки / Под ред. Б. О. Борович. — Харьков: Труд, 1926. — 129 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Минск: Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 552 с.
- Коломинский Я.Л., Реан А. Н. Социальная педадгогическая психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 574 с.
- Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1989. — 336 с.
- Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений / Философия. — 1966. — Вып. 23. — 48 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения: Учебное пособие. — М.: Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1997. — 335 с.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. — М.: Per Se, 2008. — 383 с.108
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений: Учебное пособие. — М. и др.: Питер, 2005. — 299 с.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии.: М.: Per Se, 2006. — 271 с.
- Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент студент» и «преподаватель — студент» в современном российском вузе: диссертация. кандидата психологических наук, —М., 2005. — 131 с.
- Крамаренко Р. А. Политическая психология: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. — 78 с.
- Кричевский P. J1. Детерминанты ролевой дифференциации лидерства в малой группе // Вопросы психологии. — 1977. — № 1. — С. 28−39.
- Кричевский P.JI. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 42−45.
- Кричевский P.JI. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. — 1979. — № 5. — С. 161−171.
- Кричевский P.JI. Проблема сплочённости малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. — 1973. — № 3. — С. 174−185.
- Кричевский Р.Д., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. — М.: Издательство Московского Университета, 1985. —224 с.
- Кричевский P.JI. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. —1977. —№ 6. — С. 119−130.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 464 с.
- Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Издательство «Социально-психологический центр», 1996. — 392 с.
- Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 1422.
- Ладатко А.А. Неформальные молодежные объединения: Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 48 с.
- Ландсберг М. Лидерство: Видение, вдохновение и энергия. — М.: Экс-мо, 2004. —224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
- Лозинский С.О. О детях — вожаках // Коллективы беспризорных и их вожаки. —Харьков, 1926. — С. 7−37.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. — М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
- Макаренко А.С. Сочинения: В 5-ти т. Т.5. — М.: Издательство Академии РСФСР, 1951. — 510 с.
- Малышева С.В., Рождественская Н. А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вопросы психологии. — 2001. —№ 3. — С. 63−68.
- Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство. — Л., 1973. — С.94−120
- Мангутов И.С. Мастер: Методы и практика руководства. —М.: Советская Россия, 1984. — 112 с.
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975. — 312 с.
- Марцинковская Т.Д. История возрастной психологииб Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 288 с.
- Масагутов P.M., Ениколопов С. Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 1. — С. 119−125.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь: ШЛИ, 1971. — 120 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2004.— 719 с.
- Методика педологического обследования детей школьного возраста / Под ред. П. П. Блонского. — М.Л.: Государственное издательство, 1927. — 180 с.
- Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
- Милованов В.П. Синергетика и самоорганизация: Общая и социальная психология. — М.: Комкнига, 2005. — 208 с.
- Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. — М.: Академический Проект, 2001. — 384 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». — М.: Академия, 2007. —223 с.
- Мутафова Ю.Г. Сплоченность как фактор успешности деятельности малых групп (на материале исследования баскетбола): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. — Л., 1971. — 18 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003. — 400 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. —280 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 576 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: Владос, 1995. —512 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. —М.: Владос, 1995. —448 с.
- Осипов Г. В. Послесловие // Шибугани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. —С. 510−524.
- Основы теоретической психологии / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 1998 525 с.
- Парыгин Б. Д Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. —351 с.
- Пахомов И.А., Арестова О. Н. Роль пространственного фактора в формировании коллективного смысла // Вестник МУ. Серия 14 — Психология. — 2001. — № 3. — С. 15−24.
- Петровский А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. — 110 с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. — 1982. — № 3. — С. 44—53.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 15−29.
- Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8−18.
- Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 2942.
- Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. —С. 17−30.
- Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности. — Самара, 1997. — 102 с.
- Петровский В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 19−26.
- Петру шин В. И. Психология менеджмента: Как сделать счастливым себя и своих подчиненных: Учебное пособие для колледжей. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 239 с.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М.: Ось-89, 2001. — 704 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1966.— 213 с.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук, К.: Вак-лер, 2001, —656 с.
- Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие / Ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский Дом «Бах-рах-М», 2003. — 672 с.
- Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1972. — 167 с.
- Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2-х Т. Т.1. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. — 312 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психология масс: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 592 с.
- Психология управления: Курс лекций / Под ред. М. В. Удальцова. — М.: Инфра-М- Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. -— 147с.
- Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. —512 с.
- Расходчикова М.Н. Взаимосвязь этапов вхождения в ученическую группу и статусной позиции старшеклассников и студентов: диссертация. кандидата психологических наук. — М., 2009. — 122 с.
- Регуляция социально-психологического климата трудового. коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — М.: Наука, 1986. — 239 с.
- Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. — 255 с.
- Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. — 145 с.
- Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Кузьмина. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 175 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
- Сидоренков А.В. Психологические противоречия в малых группах// Вопросы психологии. —¦ 2003. —№ 1. — С. 41−50.
- Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 1: Методологические вопросы / Под ред. И. Н. Трофимовой и В. Г Буданова. — М.: Союз, 1997. —362 с.
- Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 2: Социальные процессы / Под ред. И. Н. Трофимовой. — М.: Янус-К, 1999. — 272 с.
- Синергетика и психология: Тексты: Выпуск 3: Когнитивные процессы / Под ред. В. И. Аршинова, И. Н. Трофимовой, В. М. Шендяпина. — М.: Когито-Центр, 2004. — 416 с.
- Славина J1.C. Дети с аффективным поведением. — М.: Просвещение, 1966.—150 с.
- Слободчиков J1.H., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JT.A. Петровской. — М.: Издательство Московского университета, 1984. —256 с.
- Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. — 2003. — № 3. — С. 43−52.
- Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. — 1997, — Т. 18, — № 1. — С. 50−60.
- Социология: Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г. В. Осипова, JI.H. Москвичева. — М.: Норма, 2003. — 912 с.
- Теплов Б.М. Ум полководца. — М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
- Топыричев В.П. Тактика выявления лидеров организованной преступности и меры противодействия их проникновению в экономику: Автореф. дисс. .канд. юр. наук. — М., 2002. — 34 с.
- Трофимова И.Н. Предпосылки синергетического подхода в психологии // Синергетика и психология. — М., 1997. — С. 6−33.
- Уласова А.В. Уличные коллективы из жизни г. Харькова // Коллективы беспризорных и их вожаки. — Харьков, 1926. — С. 85−126.
- Уманский Л.И. Психология организаторских способностей: Ав-тореф. дисс. .докт. психол. наук. — М., 1968. — 30 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Уманский Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работа комсорга. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 206 с.
- Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 384 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика, 1982. —¦ 270 с.
- Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 448 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. — М.: Наука, 1974, —229 с.
- Штроо В.А. Исследование групповых защитных механизмов // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 5−15.
- Шуленина Н. В. Политическая психология: Программа курса. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2005. — 336 с.
- Ягловская Е.К. Взаимоотношения умственно одарённых дошкольников в группе // Вопросы психологии. — 1998. — № 3. — С. 61−70.
- Andreou Е., Metallidou P. The Relationship of Academic and Social Cognition to Behaviour in Bullying Situations Among Greek Primary
- School Children //Educational Psychology. — 2004. — Vol. 24. — № 1. — Pp. 27−41.
- Atlas R. S., Pepler D. J. Observations of bullying in the classroom // The Journal of Educational Research. — 1998. — № 92. — Pp. 86−99.
- Boulton J. J., Smith P. K. Bully-victim problems in middle-school children: Stability, self-perceived competence, peer perceptions and peer acceptance // British Journal of Developmental Psychology. — 1994. — № 12. — Pp. 315−329.
- Boulton M. J., Underwood, K. Bully victim problems among middle school children // British Journal of Educational Psychology. — 1992. — № 62.—Pp. 73−87.
- Byrne B. J. Bullies and victims in school settings with reference to some Dublin schools // Irish Journal of Psychology. — 1994. — № 15. — Pp. 574−586.
- Cairnes R. В., Cairnes B. D., Neckerman H. J., Gest S. D., Gariepy J. L. Social networks and aggressive behavior: Peer support or peer rejection? // Developmental Psychology. — 1988. — № 24. — Pp. 815−823.
- Charach A., Pepler D. J., Zieler S. Bullying at school: A Canadian perspective // Education Canada. — 1995. — № 35. — Pp. 12−18.
- Craig W. M., Pepler D. J. Observations of bullying and victimization in the school yard // Canadian Journal of School Psychology. — 1997. — № 13. —Pp. 41−59.
- Craig W.M. The relationship among bullying, victimization, depression, anxiety, and aggression in elementary school children // Personality & Individual Differences. — 1998. — № 24. — Pp. 123−130.
- Cunningham P. В., Henggeler S.W., Limber S. P., Melton G.B., Nation M. A. Patterns and correlates of gun ownership among nonmetropolitan and rural middle school students // Journal of Clinical Child Psychology. — 2000. — № 29. — Pp. 432−442.
- Dawkins J. L. Bullying, physical disability and the paediatric patient // Developmental Medicine and Child Neurology. — 1996. — № 38. — Pp. 603−612.
- Does gender matter? // The Leadership Quarterly. — 2005. — № 16. — Pp. 459−474.
- Duncan R. D. Peer and sibling aggression: An investigation of intra-and extra-familial bullying. Journal of Interpersonal Violence. — 1999. — № 14, —Pp. 871−886.
- Eagly A. H. Achieving relational authenticity in leadership:
- Espelage D., Bosworth K., Simon T. Examining the social context of bullying behaviors in early adolescence // Journal of Counseling & Development. — 2000. — № 78. — Pp. 326−333.
- Haynie D. L., Nansel Т., Eitel P., Crump A. D. Saylor K., Yu K., Simons-Morton B. Bullies, victims, and bully/victims: Distinct groups of at-risk youth // Journal of Early Adolescence. — 2001. — № 21. — Pp. 29−49.
- Hodges E. V. E., Perry D. G. Victims of peer abuse: An overview // Journal of Emotional and Behavioural Problems. — 1996. — № 5. — Pp. 23−28.
- Hoover J. H., Oliver R., Hazier R. J. Bullying: Perceptions of adolescent victims in the Midwestern USA // School Psychology International. — 1992,—№ 13. —Pp. 5−16.
- Hugh-Jones S., Smith P. K. Self-reports of short and long-term effects of bullying on children who stammer // British Journal of Educational Psychology. —1999. — № 69. — Pp. 141−158.
- Interventions // Journal of Adolescence. — 1999. — № 22. — Pp. 453−459.
- Kaukiainen A., Salmivalli C., Lagerspetz K., Tamminen M., Vauras
- M., Maki H., Poskiparta E. Learning difficulties, social intelligence, andself-concept: Connections to bully-victim problems // Scandinavian Journalof Psychology. — 2002. — № 43. — Pp. 269−278.118
- Kochenderfer В. J., Ladd G.W. Peer victimization: Cause or consequence of school maladjustment? // Child Development. — 1996. — № 67. — Pp. 1305−1317
- Kumpulainen K., Raasnen E., Puura K. Psychiatric disorders and the use of mental health services among children involved in bullying // Aggressive Behavior. — 2001. — № 27. — Pp. 102−110.
- Leets L. and Sunwolf Adolescent rules for social exclusion: when is it fair to exclude someone else? // Journal of Moral Education. — 2005. — Vol. 34. — № 3. — Pp. 343−362.
- Loeber R., Dishion T. Early predictors of male delinquency: A review // Psychological Bulletin. — 1983. — № 94. — Pp. 69−99.
- Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. New York: Macmillan, 1933. — 200 pp.
- Mead G. H. Essays in Social Psychology. — New Brunswick, NJ: Transaction, 2001. — 199 pp.
- Metsahonkala L., Sillanpaa M., Tuominen J., Social environment and headache in 8- to 9-year-old children: A follow-up study // Headache. — 1998. — № 38. — Pp. 222−228.
- Mulvey E. P., Cauffman E. The inherent limits of predicting school violence // American Psychologist. — 2001. — № 56. — Pp. 797−802.
- Naylor P., Cowie II., delRey R. Coping strategies of secondary school children in response to being bullied // Child Psychology & Psychiatry Review. — 2001. — № 6. — Pp. 114−120.
- Northway M.L. Outsiders: A Study of the Personality Patterns of Children Least Acceptable to Their Age Mates // Sociometry. — 1944. — Vol. 7.—№ 1, — P. 10−25.
- O’Moore M., Kirkham С. Self-esteem and its relationship to bullying behavior // Aggressive Behavior. — 2001. — № 27. — Pp. 269−283.
- Olweus D. Bully/victim problems among schoolchildren: Basic facts and effects of a school based intervention program. // The development and treatment of childhood aggression. — 1991. — Pp. 411−448.
- Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social withdrawal, inhibition, and shyness. — Hillsdale, NJ: Erl-baum, 1993. —Pp. 315−341.
- Perry D. G., Kusel S. J., Perry L. C. Victims of peer aggression // Developmental Psychology. — 1988. — № 24. — Pp. 807−814.
- Rigby K., Slee P. T. Bullying among Australian school children: Reported behavior and attitudes toward victims // Journal of Social Psychology.—1991.—№ 131. —Pp. 615−627.
- Rigby K., Slee P. T. Dimensions of interpersonal relations among Australian school children and their implications for psychological well-being // Journal of Social Psychology. — 1993. — № 133. — Pp. 33−42.
- Rivers I., Smith P. K. Types of bullying behavior and their correlates // Aggressive Behavior. — 1994. — № 20. — Pp. 359−368.
- Salmivalli C. Participant role approach to school bullying: implications for
- Salmivalli C., Huttunen A., Lagerpetz K.M.J. Peer networks and bulling in school // Scandinavian Journal of Psychology. — 1997. — № 38. — Pp. 305−312.
- Shields A., Cicchetti D. Parental maltreatment and emotion dysregula-tion as risk factors for bullying and victimization in middle childhood //
- Journal of Clinical Child Psychology. — 2001. — № 30. — Pp. 349−363.120
- Slee P. Т. Peer victimization and its relationship to depression among Australian primary school students // Personality and Individual Differences. — 1995, —№ 18,—Pp. 57−62.
- Slee P. Т., Rigby K. The relationship of Eysenck’s personality factors and self-esteem to bully-victim behavior in Australian schoolboys // Personality and Individual Differences. — 1993. — № 14. — Pp. 371−373.
- Smith P. K., Myron-Wilson R. Parenting and school bullying // Clinical Child Psychology and Psychiatry. — 1998. — № 3. — Pp. 405−417.
- Whitney I., Smith P. K. A survey of the nature and extent of bullying in junior/middle and secondary schools // Educational Research. — 1993. — № 35.—Pp. 3−25.