Медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детскоо дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность задержка психического развития ребенка, а также… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблемы социального сиротства
- 1. 1. Основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
- 1. 2. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
- 1. 3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях государственного попечения
- 1. 4. Особенности медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
- Глава 2. Психологические аспекты социальных ситуаций развития личности детей- сирот
- 2. 1. Особенности социального развития и психологии личности воспитанника ИУ
- Заключение
- Список литературы
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные раотники, социальные педагоги, родители, одна социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей и молодежи как сферу профессиональной деятельности специально подготовленных кадров.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации, прежде всего социальной педагогики. Ее развитие во многих странах было интенсивным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область педагогики развивалась очень медленно. Однако какой бы заманчивой ни казалась идея перенести богатый зарубежный опыт практического решения и теоретического осмысления социально-педагогических проблем на российскую почву, можно с уверенностью сказать, что это не даст результатов, если решение современных проблем детства в нашей стране не будет опираться прежде всего на отечественный опыт, не будет учитывать культурно-исторические особенности становления этой области знания и сферы практической деятельности в России. Поэтому так важно осмыслить собственный многовековой опыт решения проблем детства.
Цель курсовой работы изучить особенности медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Объект исследования особенности медико-социальной работы в интернатном учреждении.
Предмет исследования — медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Гипотеза исследования — медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в интернатном учреждении имеет свои особенности и направлена на улучшение процесса социализации воспитанников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретический материал по проблеме исследования
2) Раскрыть содержание понятия медико-социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
3) Изучить особенности психологического и соцального развития детей-сирот
4) Определить основные направления работы медико-социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 1. Проблемы социального сиротства
1.1. Основные направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Причин тому много, но одно обстоятельство имеет особенно важное значение. На протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало» [2; С. 20−21].
Педагоги и психологи, занимающиеся исследованием проблем ребенка в учреждениях интернатного типа, установили, что разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью или вообще отсутствие близких сказывается на развитии детей. Наиболее трагичен тот факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствительны к отрыву их от биологической матери. Это более типично для крупных индустриальных городов. Детство период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.
Ребенок, потерявший родителей это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь отца и мать одна из сильнейших потребностей ребенка.
Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Их называют по-разному «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Отмечается рост таких детей и в развивающихся странах [3; С. 23−24].
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20−30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х начала 90-х годов.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Одна из главных задач любого общества и государства осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию [2; С. 170].
Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него новой семьи. Но при передаче ребенка и в воспитательное учреждение и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями.
В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможные варианты: сохранение ребенка в родной семье;
возвращение в семью, усыновление внутри страны, усыновление в другой стране, передача на воспитание в семью, передача в специальные воспитательные учреждения
Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями усыновлением или передачей на государственное попечение, что представлено на схеме:
Усыновление это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену. Усыновление ребенка осуществляют местные органы исполнительной власти в лице органов опеки и попечительства; усыновление устанавливается решением суда.
Государственное попечение создание неусыновленному ребенку (ребенку-сироте) нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Ребенок может быть помещен в детский приют, дом ребенка, временную приемную семью, детский дом, школу-интернат.
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность с приемной семьей и в детских домах, специфику и особенности работы социального педагога по сравнению с другими специалистами, которые работают с детьми-сиротами
1.2. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей
Усыновленный ребенок может попадать в разные типы приемных семей: это может быть опекунская семья или семья усыновителя. Разница между ними заключается в том, что в первом случае для ребенка находят людей, с которыми он связан родственными узами, во втором роль семьи выполняют люди, не имеющие родственных связей с ребенком [5; С. 57].
Опекунская семья, таким образом, полагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Определяют опекуна органы опеки и попечительства на основании решения суда. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.
Семья усыновителей по существу является новой юридической и фактической семьей ребенка, в которой он обретает статус родного ребенка. Ребенок может получить фамилию усыновителей и даже новое имя. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.
Усыновление ребенка может проходить в несколько этапов: вначале ребенку пытаются найти усыновителей в данном регионе; если этот вариант не разрешается, тогда усыновителей ищут в пределах страны; затем возможно международное усыновление.
Еще одна разновидность приемной семьи временная приемная семья. Это новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др.
Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Жизненный уровень населения настолько низок, что вообще идет речь о выживании семьи, и только в редких, пожалуй, исключительных случаях семьи могут брать на себя функции временной приемной семьи.
Список литературы
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. Заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Байбородова Л.В. и др. Концепция организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами. Яр.: МАПН, 2003. 29 с.
- Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк. М., 1993.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 440 с
- Воскобойникова С. А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах соврем, сиротства: Кн. для учителя. М., 1989.
- Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л. М. Шипициной. СПб: Издательство «Речь», 2003. 144 с.
- Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы. М., 1983.
- Егошина В.Е., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993.
- ЛихановА.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. М., 1987.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. М., 1991.
- Маханько А.М., Иванюк Н. А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Пособие. — Мн.: РУМЦ ФВН, 2004. 409 с
- Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/ Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова, Г. А. Фоменок. Мн.: «Издательство «Беларусь», 2004 243 с.
- Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 1994.
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для суд. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Олиференко, И. Ф. Дементьева. М: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с
- Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /"Под ред. М. Н. Лазутовой. М., 1995.
- Проблемы социального сиротства. Смагина Л. И., Воднева А. К., Глухова Н. М. и др.; под общей редакцией Л. И. Смагиной. Мн., ГДП «Спектр-диалог», 1999. 104 с.
- Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-соци-ально-психологические проблемы). М., 1994.
- Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? М.,
- .
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 416 с.