Информационные технологии управления
Во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, прибегая к рациональному решению. Главное различие между рациональным решением и решением, основанным на суждении, заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. Решения на основе суждений — это выбор… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
- 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНИИИ ОРГАНИЗА-ЦИЕЙ
- 3. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕ-ШЕНИЙ
- 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ
- 5. ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
- 6. СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
- 1. 1. Понятие об управленческом решении
В общем виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирова-ния управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Управленческие решения от всех других решений отличают /5/ цели, по-следствия, разделение труда и профессионализм:
1. Субъект управления (индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной ор-ганизации.
2. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения мо-гут существенно повлиять на жизнь многих людей.
3. В организации существует определенное разделение труда: одни работ-ники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием реше-ний, а другие (исполнители) реализацией уже принятых решений.
4. В управлении организацией принятие решений сложный, ответствен-ный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Да-леко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоя-тельно принимать определенные решения.
На основании рассмотренных отличительных особенностей принятия реше-ний в организациях, управленческое решение /5/ это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение (ЛПР), в рамках его должност-ных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организа-ции.
Р.А. Фатхутдинов определяет управленческое решение как результат анали-за, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора аль-тернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы ме-неджмента.
1.2. Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Классификация управленческих решений необходима для четкого определения особенностей решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать.
Существует три типа решений: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные.
Интуитивное решение это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом соз-нательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждает-ся даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки.
Решения на основе суждений это выбор, обусловленный знаниями или на-копленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сход-ных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариан-тов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.
Во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить веро-ятность правильного выбора, прибегая к рациональному решению. Главное раз-личие между рациональным решением и решением, основанным на суждении, за-ключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное реше-ние обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
По форме принятия решения могут быть индивидуальные, групповые, ор-ганизационные и межорганизационные.
Решения различаются и по объекту управления. В зависимости от степени охвата объекта выделяют общие, частные и локальные решения.
Общие (глобальные) решения охватывают всю управляемую систему. При-нятие подобных решений требует глубокого и всестороннего изучения деятельно-сти объекта как целостной системы. Частне решения касаются отдельных сторон деятельности объекта. Обычно они не требуют предварительного серьезного ана-лиза работы всего объекта. Локальные решения отличаются от частных тем, что имеют отношение к конкретному элементу системного объекта (например, к од-ному цеху организации).
По длительности действия, масштабу и характеру целей решения под-разделяют на стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические решения масштабны и рассчитаны на большой срок. Такти-ческие решения обычно краткосрочны и принимаются для выполнения частных и локальных задач.
По степени полноты имеющейся информации решения могут прини-маться в условиях определенности и неопределенности. В свою очередь каждая из этих групп решений может быть подразделена на подгруппы. например, в зависи-мости от степени неопределенности различают стандартные решения, решения при слабой, значительной и большой неопределенности. При этом по условиям принятия решения подразделяются на: решения, принимаемые в условиях определенности, когда решение осно-вывается на точном определении оптимального результата, который будет дос-тигнут в результате его реализации, решение, принимаемое в условиях риска, когда принимается решение, которое может дать лучший результат, но одновременно велика вероятность зна-чительных потерь, решение, принимаемое в условиях неопределенности, когда выбирается вариант решения, который может дать результат наиболее близкий к выбранному критерию оценки оптимальности решения, но никакой уверенности в его реализа-ции нет.
1.3. Процесс принятия решения
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает такие основные элементы, как проблемы, цели, альтернативы. Он лежит в основе планирования деятельности организации, так как план это набор реше-ний по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
В каждой организации осуществляется процесс разработки и выбора управ-ленческих решений, имеющий свои особенности и зависящий от специфики и ха-рактера дятельности организации, ее организационной структуры, системы ком-муникаций и т. д.
Процесс принятия решения с технологической точки зрения можно пред-ставить в виде последовательности этапов и процедур (см. рис.), имеющих между собой прямые и обратные связи.
Список литературы
- Елиферов В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005;
- Реинжиниринг бизнес-процессов: Учеб. пособие / Б. А Железко, Т.А. Ер-макова, Л. П. Володько; Под ред. Б. А. Железко. Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2006;
- Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г. А. Титоренко. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005;
- Розен В.В. Математические модели принятия решений в экономике. Учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002;
- Управленческие решения, разработка и выбор: учебное пособие / Ю. В. Вертакова, И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев, под. общ. ред. проф. Э. Н. Кузьбожева. М.: КНОРУС, 2005.