Внебюджетные формы: причины создания, источники формирования
Для большинства экспертов уже давно не секрет, что реформа забуксовала с самого начала. Стартовав в 2002 году, она преследовала сразу несколько целей. Во-первых, перевести пенсионную систему полностью на страховые принципы. Предполагалось, что Пенсионный фонд России (ПФР) станет полностью самодостаточной и окупаемой структурой. Во-вторых, людям хотели дать право влиять на размер своей будущей… Читать ещё >
Содержание
- 1. В чем состоят причины создания внебюджетных фондов?
- 2. Какие внебюджетные фонды вы знаете?
- 3. Существуют ли финансовые связи между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы?
- 4. Каковы источники формирования внебюджетных фондов?
- 5. Как реформируется пенсионная система РФ?
- Список использованных источников
Внебюджетные формы: причины создания, источники формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В чем состоят причины создания внебюджетных фондов?
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
строгая целевая направленность;
средства данных фондов предназначены для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
источник — обязательные отчисления юридических и физических лиц;
взносы в фонды являются по сущности близкими к налоговым платежам, ставки которых устанавливаются государством и являются обязательными;
подчиняются законодательству РФ;
средства данных фондов являются государственной собственностью и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фондов осуществляется согласно действующему законодательству. [1]
Внебюджетные фонды — форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
2 Какие внебюджетные фонды вы знаете?
В РФ выделяют следующие виды внебюджетных фондов:
1 Социальные:
Пенсионный фонд,
Фонд социального страхования,
Фонд обязательного медицинского страхования.
2 Экономические (Например, фонд Министерства по атомной энергии РФ).
3 Существуют ли финансовые связи между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы?
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
Односторонние связи: денежные средства идут в одном направлении: о финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
Двусторонние связи: денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. [2]
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т. е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
4 Каковы источники формирования внебюджетных фондов?
Они могут создаваться двумя путями: во-первых, выделением из бюджета определенных ресурсов, имеющих особо важное целевое назначение; во-вторых, внебюджетные фонды могут формироваться за счет собственных источников дохода. Ими могут быть специальные налоги и сборы, средства из госбюджета, займы и доходы от инвестирования денежных средств. [1]
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
5 Как реформируется пенсионная система РФ?
Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. Принцип пенсионного фонда нынешние работники содержат вчерашних за счет обязательных платежей в этот фонд. В России этот фонд имеет следующие источники: налоговые взносы работодателей и работающих, средства из госбюджета для пенсий военнослужащим, добровольные взносы и доходы от финансово-кредитных операций.
Вызывать приток средств в Пенсионный фонд должна уже начавшаяся реформа. Суть ее заключается в том, что каждому потенциальному пенсионеру в России будет присвоен его индивидуальный номер и в соответствии с ним открыт счет в Пенсионном фонде с вручением карточки, что будет означать переход России на пенсионное страхование. Карточка будет содержать информацию о местах работы, заработках и перечислениях соответствующих сумм на индивидуальный счет в Пенсионный фонд. Карточка одновременно станет трудовой книжкой гражданина. Все эти процедуры будут обслуживаться компьютерной системой, вводимой в ближайшие три года. От накопленных за весь период средств на страховом пенсионном счете каждого гражданина будет зависеть его будущая пенсия. Этим самым усилится контроль за перечислением денежных сумм в ПФР, будут перекрыты пути для уклонения от взносов и возможности злоупотреблений со стороны управляющих фондом.
Использование Пенсионного фонда:
выплата госпенсий (трудовых, по инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет);
пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 6 лет;
материальная помощь престарелым;
повышение пенсий, поддержка пенсионеров;
коммерческие операции, содержание органов управления. [4]
Кроме государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов в России начали работать частные пенсионные фонды (Указ Президента РФ от 16.09.92 г.): Всероссийский открытый пенсионный фонд, пенсионные фонды и кассы хозяйствующих субъектов, пенсионные банковские счета граждан. Это может позволить определенной части населения получать еще одну пенсию, дополнительно к государственной.
Подавляющее большинство россиян не ощутили на себе действие пенсионной реформы, которая в этом году отмечает пятилетие. И почти половина россиян ничего хорошего от нее не ждет. Эту печальную правду признал сам Пенсионный фонд России (ПФР). Не новость, что не достигнута главная цель реформы — улучшить благосостояние пенсионеров. Но 26.11.07 президент подписал поправки в бюджет, которые могут кардинальным образом изменить од пенсионной реформы. Если только сами граждане будут активнее заботиться о своем будущем. [4]
С одной стороны, пенсии регулярно индексируют и даже повышают. Средняя пенсия по стране сейчас составляет 3500 рублей. То есть пособия у нас хорошие, но маленькие. С другой стороны, если сравнить величину средней пенсии со средней же зарплатой, то все выглядит уже не так радужно. Тут налицо явное ухудшение положения. Если еще совсем недавно пенсионер в среднем получал 28% от зарплаты среднестатистического работника, то сейчас этот показатель упал до 25,8%. Еще один статистический аргумент. Доля расходов на выплату пенсии в ВВП составляет в России менее 5%, а это в 2−2,5 раза ниже показателей развитых стран.
Для большинства экспертов уже давно не секрет, что реформа забуксовала с самого начала. Стартовав в 2002 году, она преследовала сразу несколько целей. Во-первых, перевести пенсионную систему полностью на страховые принципы. Предполагалось, что Пенсионный фонд России (ПФР) станет полностью самодостаточной и окупаемой структурой. Во-вторых, людям хотели дать право влиять на размер своей будущей пенсии. Сначала распоряжаться своей накопительной частью позволили мужчинам моложе 53-го года рождения и женщинам 57-го года рождения и моложе. Но затем возрастные рамки сузили. Теперь на накопительную часть пенсии имеют право только люди, которые родились в 1967 году и позднее. Несправедливость эта произошла из-за того, что хотели как лучше, а получилось… Образовался дефицит Пенсионного фонда, который теперь окончательно признан дотационным. [4]
Список литературы
- Бабич А.М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.
- Дадашев А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России. М.: ИФРА-М, 1997.
- Единая бюджетная классификация РФ. Приказ МФ РФ от 7.01.00.
- Каледина А. Пенсионная реформа начинается заново // http://www.pensionreform.ru/ - Сайт, посвященный пенсионной реформе
- Финансы. Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Дробозиной. М.: Финансы, 2000