ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС. 
ДСйствиС ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΊΡ‚

ΠšΡƒΡ€ΡΠΎΠ²Π°ΡΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ исслСдований Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², аргумСнтируСтся Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ выдСлСния Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… субсистСм Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ систСмС восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ контроля дСйствия ΠΈ ΠΎΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ. ΠžΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ функционирования Π΄Π²ΡƒΡ… субсистСм Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π°Ρ… взаимодСйствия с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ (аллоцСнтричСская эгоцСнтричСская), Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ кодирования… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅

  • Π“Π»Π°Π²Π° 1. ВосприятиС ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅: взгляд Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ онтогСнСтичСских исслСдований
    • 1. 1. Π—Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π”ΠΆ. Гибсона для понимания Сдинства восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия
    • 1. 2. ΠΠ°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ систСмы восприятиС дСйствиС
    • 1. 3. ΠΠ°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ систСмы опознания ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²
  • Π“Π»Π°Π²Π° 2. Π‘Ρ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ развития психики Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°
  • Π“Π»Π°Π²Π° 3. ΠšΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ способности ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π²
    • 3. 1. Π’ΠΎΡΡŒΠΌΠΈΠΌΠ΅ΡΡΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡΡ‚атистикС
    • 3. 2. Роль Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π² ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π²
    • 3. 3. ΠŸΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ умСния Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… чувств
  • Π“Π»Π°Π²Π° 4. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠ° Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ дСтства
  • Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅
  • Библиография

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΠΊΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° находится Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии постоянного развития. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° связано ΠΊΠ°ΠΊ с Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ (ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ тСлСсноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅), Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ с Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самой личности. Под влияниСм биологичСских сил стадии развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ с Π΅Π³ΠΎ мСтричСским возрастом, ΡΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°. МоТно Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ичСских особСнностях, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… для ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π², подростков, взрослых, ΠΏΠΎΠΆΠΈΠ»Ρ‹Ρ….

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ возраст прСдставляСт собой качСствСнно особый этап психичСского развития ΠΈ Ρ…арактСризуСтся мноТСством ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… совокупности структуры личности Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Π΅Π³ΠΎ развития. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ возраста ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ условиями:

1) систСмой Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ;

2) ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ;

3) знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ½ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Π΅Ρ‚;

4) мСтричСским возрастом ΠΈ ΠΏΡ€.

Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ условия, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ особСнности возраста, Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° нСпосрСдствСнно. Одни ΠΈ Ρ‚Π΅ ΠΆΠ΅ воздСйствия внСшнСй срСды Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ психологичСскиС свойства ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ. Π‘ΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этих Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… условий ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ спСцифику возраста, Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ обусловливаСт Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ возрастым этапам.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, условия, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ спСцифику возраста, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹: физиологичСскиС условия, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, психологичСскиС.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ возрастной ступСни ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ происходит ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ условий, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… спСцифику возраста. Π’ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΡˆΠΈΡ… Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС развития ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ, происходит психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π”Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰Π΅ΠΉ силой психичСского развития являСтся Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ личности. На ΡΡ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, нСсомнСнно, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ (Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, наслСдствСнныС) ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ условиями психичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π£ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, благодаря активности, способности ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, проявляСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ осознанно Π²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ²ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ возрастного развития:

*ΠΏΡ€Π΅Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ (Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄);

* дСтство;

* младСнчСство (ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ 1 Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ);

* Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ дСтство (1−3 Π³ΠΎΠ΄Π°);

* младший ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (3−4 Π³ΠΎΠ΄Π°);

* ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΉ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (ΠΎΡ‚ 4−5 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ 6−7 Π»Π΅Ρ‚);

* младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (ΠΎΡ‚ 6−7 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ 10−11 Π»Π΅Ρ‚);

* подростковый возраст (ΠΎΡ‚ 10−11 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ 13−14 Π»Π΅Ρ‚);

* Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΉ юношСский возраст (ΠΎΡ‚ 13−14 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ 16−17 Π»Π΅Ρ‚);

* ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (17−21 Π³ΠΎΠ΄);

* Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ: ранняя (2125 Π»Π΅Ρ‚);

срСдняя (25−40 Π»Π΅Ρ‚);

поздняя (4155 Π»Π΅Ρ‚);

* ΡΡ‚Π°Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΎΡ‚ 55 Π»Π΅Ρ‚, Π° ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄ΡƒΠ½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ классификации ΠΎΡ‚ 75 Π»Π΅Ρ‚).

ВозрастныС особСнности ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ возмоТности Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ направлСния психичСского развития Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… возрастных Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ…. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свои особСнности ΠΈ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, наблюдая ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ этапа развития ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ происходит Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… возникновСния ситуации, Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ возрастной кризис.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС. ДСйствиС ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΊΡ‚ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π“Π»Π°Π²Π° 1. ВосприятиС ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅: взгляд Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ.

с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ онтогСнСтичСских исслСдований.

Π’ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ исслСдований Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², аргумСнтируСтся Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ выдСлСния Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… субсистСм Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ систСмС восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ контроля дСйствия ΠΈ ΠΎΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ. ΠžΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ функционирования Π΄Π²ΡƒΡ… субсистСм Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½Π°Ρ‚Π°Ρ… взаимодСйствия с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ (аллоцСнтричСская эгоцСнтричСская), Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ кодирования ΠΈ Ρ…ранСния ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (амодальноС ΠΊΠΎΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ модально-спСцифичСскоС), стСпСни осознанности (большая ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° для систСмы опознания) ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ эффСктов Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ†ΠΈΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (пространствСнно-Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅). ОбС субсистСмы Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° роТдСния, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ субсистСма ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ контроля достигаСт Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ уровня ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ субсистСмы опознания. НСсмотря Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ диссоциации ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ двумя субсистСмами, ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ управляСтся рСпрСзСнтациями, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ гСтСрархичСски, Π° Π΄ΠΎΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ субсистСм Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ систСмС происходит Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ. Π’ Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ истории сущСствования ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия эти процСссы Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ нСзависимо, ΠΈ ΠΎΡ‚голоски Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΠ΅ΠΉΡ‡Π°Ρ. ВосприятиС понимаСтся ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ сСнсорного взаимодСйствия с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, Π° Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ тСлСсныС двиТСния Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅.

На ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС развития психологии ΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ вопроса ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ согласиС. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ восприятиС ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ΅ Сдинство. Как ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ К. Ρ„ΠΎΠ½ Π₯офстСн, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (восприятия) Π±Π΅Π· Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ (дСйствия) (von Hofsten, 1982).

Π’Π΅ΠΊ Π½Π°Π·Π°Π΄ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ восприятия Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ…, Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠΏΡƒΡΠΊΠ°Π»ΠΈ двиТСния. Π Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ направлСния прСдставляли восприятиС ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ постСпСнноС восхоТдСниС ΠΎΡ‚ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρƒ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΈΠ»ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π΅ΡˆΡ‚Π°Π»ΡŒΡ‚ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π»ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ цСлостности восприятия. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρƒ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΡ… взглядов Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» Π½Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, Ρ€Π°Π·Π³Π»ΡΠ΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ сцСну. Π­Ρ‚Π° ситуация Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ прототипичСская. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ тСорСтичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° состояла Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ этот Π·Π°ΠΌΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π΅Ρ‚ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»Ρ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. Π€ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ· Ρ‚ΡƒΠΏΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, тСория Π±Π΅ΡΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠΎΠ·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ Π“. Π“Π΅Π»ΡŒΠΌΠ³ΠΎΠ»ΡŒΡ†Π°, ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ лишь частноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ИсслСдования дСйствия, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², всСгда исходили ΠΈΠ· Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ дСйствия, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π±Ρ‹Π»ΠΈ связаны с Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ физичСскими ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΌΠΈ окруТСния Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни, Ρ‡Π΅ΠΌ с ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°ΠΌΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. Основной вопрос, Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π²ΡˆΠΈΠΉΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ исслСдовании дСйствия, Π±Ρ‹Π» ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ: ΠΊΠ°ΠΊ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡˆΡ†, суставов управляСтся Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠ°ΠΌΠΈ. Вакая постановка вопроса сущСствСнно отличаСтся ΠΎΡ‚ Ρ„илософской Π΄ΠΈΠ»Π΅ΠΌΠΌΡ‹ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ восприятия ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ соотвСтствуСт ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ запросам Π±ΠΈΠΎΠΈΠ½ΠΆΠ΅Π½Π΅Ρ€ΠΈΠΈ. Π­Ρ‚ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ отличия Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ понятным ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΈΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ понятия восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ тСорСтичСски Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠΈΡ€ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя.

Π’ Ρ‚Сориях восприятия сущСствовала Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½Π° ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Π°Ρ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ восприятия ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ изучСния зрСния. МодСли восприятия Π±Ρ‹Π»ΠΈ нСсовмСстимы Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½ΠΎ ΠΈ Ρ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π»Π΅ΠΆΠ°Π» статичСский ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ΠΎΠ² гаптичСского ΠΈΠ»ΠΈ слухового восприятия событий, Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… систСм Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ восприятиСм ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ оставался ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст

Бписок Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹

  1. Π . ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π΅Π² ΠΎ ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°Ρ…: ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ возраТСния // Π˜Π½ΠΎΡΡ‚Ρ€. психол. 2000. № 12. Π‘.13−34.
  2. Π”ΠΆ., Π₯аррис М. ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологии развития. М.: ΠšΠΎΠ³ΠΈΡ‚ΠΎ-Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€, 2000.
  3. Π’. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ†Π°. М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1979.
  4. Π”ΠΆ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ познания. М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1977.
  5. Π”ΠΆ. ЭкологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ. М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1988.
  6. Π .Π›. Π“Π»Π°Π· ΠΈ ΠΌΠΎΠ·Π³. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия. М.:.ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1970.
  7. Π’.А. Эпистимология классичСская ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ. М.: Π£Π Π‘Π‘, 2001.
  8. А.А. БистСмная организация Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. М.: Наука, 1988.
  9. Π£. ПознаниС ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Бмысл ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ психологии. М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1981.
  10. Π›.Π€. ДСтская психология. М., 1995.
  11. Π›.Π€. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ Π–.ПиаТС: Π·Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ². М., 1981.
  12. . ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. // Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹. М., 1994.
  13. Π­. Π Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. М., 1932
  14. . Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹. М.: ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, 1969.
  15. Π•.А. Дискуссия ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ // Π˜Π½ΠΎΡΡ‚Ρ€. психол. 2000. Π’.12. Π‘. 13−25.
  16. Π•.А. Антиципация Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. М.: Наука, 1992.
  17. Π•.А. Π˜ΡΡ‚ΠΎΠΊΠΈ познания: онтогСнСтичСский аспСкт // ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ». ΠΆΡƒΡ€Π½. 1996. Π’.17. № 4. Π‘.43−54.
  18. Π•.А., Π”ΠΎΠ·ΠΎΡ€Ρ†Π΅Π²Π° А.Π’. CΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ восприятия ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия Π² ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ возрастС // ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ». ΠΆΡƒΡ€Π½. 2000. Π’ 21, № 5. Π‘. 23−35.
  19. Π›., Π—ΠΈΠ³Π»Π΅Ρ€ Π”. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ личности. Π‘ΠΏΠ±., 1997. Π“Π». 3,4. — Ρ.162−190. Π“Π». 5,7,8.
  20. Π”.Π‘. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹. М., 1989.Π‘.25−77,177−199,212−220, 258−280.
  21. Π”.Π‘. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. М., 1978.
  22. Π­. ДСтство ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ. Π‘ΠΏΠ±., 1996.
  23. Ashmead D.H., Davis D.L., Whalen T., Odom R.D. Sound localization and sensitivity to interaural time differences in human infants // Child Develop. 1991. V.62. P.1211- 1226.
  24. Baillargeon R. Object performance in 3,5 and 4,5-month-old infants // Develop. Psychol. 1987. V. 23. P.655−664.
  25. Baillargeon R. Young infants expectations about hidden objects: a reply to three challenges // Develop. Science. 1999. V.2. N.2. P.115−133.
  26. Baillargeon R., Su-hua Wang. Event categorization in infancy // Trends in cognitive sciences. 2002. V.6. β„–.2. Π .85−93.
  27. Bertenthal B.I. Origins and early development of perception, action and representation //Annu.Rev.Psychol. 1996. V.47. Π .431−459.
  28. Bertenthal B.I., Campos J.J. A systems approach to the organizing effects of self-produced locomotion during infancy //Advan.Infancy Research. 1990. V.6. Π .51−98.
  29. Bertenthal B.I., Rose J.L., Bai D.L. Percetion action coupling in the development of visual control of posture // J. Exper.Psychol.: Human Percept.Performance. 1995. V.14. № 2. Π . 67−81.
  30. Butterworth G., Hopkins B. Hand-mouth coordination in the newborn baby // British J. Devel. Psychil. 1988. V.6. P.303−314.
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ