Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные черты и ведущие тенденции развития западноевропейской политической мысли в ХVII начале XIX вв

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XVII—XVIII вв. в Западной Европе происходило революционное ниспровержение сословно-феодального строя. Антифеодальные выступления в Голландии, Англии и других странах проходили под знаменами протестантизма. Голландия была первой страной в XVII в., которая в длительной борьбе с феодальной Испанией в ходе революции; 5 661 609 гг. отстояла свою независимость и принципы кальвинизма. На основе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Основные черты и ведущие тенденции развития западноевропейской политической мысли в ХVII начале XIX вв
  • 2. Теоретическое обоснование террора как средства политической борьбы идеологами Великой Французской революции
  • 3. Развитие идей утопического социализма в Западной Европе
  • Заключение
  • Список литературы

Основные черты и ведущие тенденции развития западноевропейской политической мысли в ХVII начале XIX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVII—XVIII вв. в Западной Европе происходило революционное ниспровержение сословно-феодального строя. Антифеодальные выступления в Голландии, Англии и других странах проходили под знаменами протестантизма. Голландия была первой страной в XVII в., которая в длительной борьбе с феодальной Испанией в ходе революции; 5 661 609 гг. отстояла свою независимость и принципы кальвинизма. На основе кальвинизма на Западе в странах, прошедших через Реформацию, сформировался новый тип личности, носитель протестантской этики, характеристиками поведения которого стали рационализм, систематический труд и самоконтроль. В Голландии появился первый в Новое время теоретик школы естественного права Гуго Гроций.

В XVII в. религиозные войны, вызванные Реформацией, сотрясали Европу. Тридцатилетняя война (16 181 648), начавшись в Чехии, докатилась до Англии, оказавшейся в центре новых торговых путей после великих географических открытий. Английская буржуазная революция, приведшая к гражданской войне, проходила в два этапа («Великий мятеж» 16 421 649 гг., «Славная революция» 16 881 689 гг.). Она решала три вопроса: о религиозной свободе, о принадлежности суверенной власти королю или парламенту, о степени допуска купцов, предпринимателей, финансистов к управлению страной. В результате революции Англия стада первой большой страной, политический строй которой получил название конституционно-монархического, политические порядки название либеральных (англ. liberty свобода). В эти века продолжился начатый в эпоху Возрождения процесс секуляризации, освобождения государственно-политических и культурных институтов от религии и теологии. Решающим источником процесса секуляризации стал вызванный Реформацией церковный раскол. Теперь, когда образовалось много церквей, каждая из которых выступала с претензией на истину, на истинное знание справедливости и несправедливости, политическая теория вынуждена была искан, иной, нежели религия, источник легитимации власти. Она нашла его в теориях естественного права и договорного происхождения государства, в политическом порядке, основанном на согласии граждан государства. Религиозные реформаторские движения предшествующего исторического периода привели к рождению новоевропейского естественно-правового, «юридического» мировоззрения. Теории естественного права стали центральной темой политической философии Нового времени. Идея естественного права уже имела к этому времени дли тельную историю. Она развивалась еще в древности, особенно в античном мире, в средние века естественное право было составной частью религиозных учений (Фома Аквинский). Но свое наивысшее социальное звучание идея естественного права и договорного происхождения государства приобрела в политических теориях XVII XVIII вв., поскольку выступила в качестве основного идейно-политического средства борьбы с феодализмом. Наиболее видными представителями раннебуржуазной политической мысли XVII в. стали голландцы Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза, англичанин Томас Гоббс и Джон Локк. Всем представителям раннебуржуазной политической мысли свойственно стоять на позициях рационализма. Рационализм учит, что сущность человека разум. Как утверждали рационалисты, «истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины». Все они были озабочены вопросом разделения веры и разума. Раннебуржуазные мыслители не были атеистами. Они были людьми религиозными и не отрицали роли и значения религии, но, будучи философами-правоведами и политическими мыслителями-рационалистами, они рассматривали разум как самый главный дар Бога людям и поэтому выступали за свободу суждения, за свободу познания. Они считали, что следует развести вопросы веры и знания, освободить ум от теологических предрассудков. Только суеверие может учить людей презирать разум и природу и чтить и удивляться тому, что противоречит как разуму, так и природе. Все они проявляли повышенное внимание к вопросам методологии. Так, Гроций специально рассуждал о методах юриспруденции как пауки, а также об отличиях в методах исследования политической науки и науки права. Спиноза написал специальный методологический «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей». Их всех отличала любовь к математике и геометрии, астрономии и Физике. Они внимательнейшим образом относились к новым открытиям в области естественных наук, а также стремились применить логику и математику к философии, праву, политическим взглядам и убеждениям. Так, главное метафизическое произведение Спинозы «Этика» в полном варианте озаглавлено следующим образом: «Этика, показанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей», каждая часть «Этики» имеет свою аксиоматику (систему не требующую их доказательств самоочевидных положений), а также набор теорем доказательствами, короллариями (следствиями, выводами), лемами (вспомогательными теоремами) и схолиями (пояснениями к «кету). Для мыслителей XVII в. математика представлялась самым совершенным видом знания. Галилей, один из создателей новой механики, выл убежден, что «книга природы написана на языке математики». Мысль о том, что каждая наука совершенна в той мере, в какой она может быть изложена математическим способом, надолго завладела умами.

1. Основные черты и ведущие тенденции развития западноевропейской политической мысли в ХVII начале XIX вв.

Голландия была первой буржуазной республикой, и это

нашло отражение в политической мысли того времени,

разрабатывавшей идеи естественного права и общественного договора. Среди родоначальников естествнно-правовой доктрины выделяется голландский юрист и дипломат Гуго де Гроот (Гроций) (15 831 645 гг.). Его основной труд трактат «О праве войны и мира». Хотя он был посвящен проблемам международного права, для их решения автор был вынужден дать ответы на более общие вопросы происхождения государства и права [2, с. 47].

Гроций выделял две основные разновидности права: естественное и человеческое (волеустановленное). Первое имеет естественное происхождение и вытекает из стремления людей к общению и объединению. Воля людей к осуществлению на практике естественного права порождает право человеческое. В отличие от неизменного естественного права право человеческое подвержено изменениям, зависящим от воли законодателей. Поскольку его происхождение связано с взаимным соглашением людей, оно отражает их интересы, практические потребности. Однако нормы человеческого права должны соответствовать праву естественному. Специфика человеческого права в том, что оно предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно. Эту функцию исполняет государство, которое Гроций определял как «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» .

Согласно ему, государство — это продукт сознательной деятельности людей, оно возникло как следствие общественного договора. До учреждения государства человечество находилось в естественном состоянии; оно не знало частной собственности. По мере развития ремесел стали возрастать потребности людей и появилось стремление к завладению собственностью. Для того чтобы уладить возникшие таким образом конфликты, люди по своей воле заключили общественный договор, т. е. объединились в государство. Во имя обеспечения общей безопасности, ради реализации права государство может воздействовать на подданных силой; оно обладает суверенитетом. Подданные же не имеют права сопротивляться любой законной власти. Лишь в исключительном случае народ имеет право изменить образ правления т. е. фактически изменить условия общественного договора. Функции государства: законотворчество, непосредственное управление, правосудие. Все они связаны с публичной сферой, с общими интересами; в частные дела государство вмшиваться не может.

Гуго Гроций считается отцом науки международного права. Он отрицал то, что в основе международных отношений лежит сила. На самом деле там действует «право народов», общее для всех людей, результат их договоренности. Они ведутся там, «где отсутствует или прекращается действие судебной власти». Гроций противопоставлял справедливые и несправедливые войны. Сама по себе война является естественным способом защиты законных интересов. Она не запрещается ни естественным, ни человеческим правом. Однако это относится лишь к справедливой, т. е. оборонительной войне. Соответственно, Гроций оправдывал «частные войны» внутри государства, если они преследуют защиту законных интересов [2, с. 49]

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой