Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правосознание как источник правового поведения личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационного исследования. Состояниеправосознания любого общества является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. Проводимые преобразования в российском обществе должны обеспечить верховенство закона на всей территории государства, создать условиядля установления правопорядка, гарантировать защиту прав… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРАВОСОЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Понятие, признаки, структура, функции, виды правосознания
    • 1. 2. Правовое поведение и его виды
    • 1. 3. Воздействие правосознания на правовое поведение личности
  • ГЛАВА II. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВЫБОРЕ СПОСОБА ПОВЕДЕНИЯ
    • 2. 1. Классификация уровней и направленности правосознания, регулирующих поведение личности
    • 2. 2. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения
    • 2. 3. Роль правосознания в формировании правовой активности личности

Правосознание как источник правового поведения личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Состояниеправосознания любого общества является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. Проводимые преобразования в российском обществе должны обеспечить верховенство закона на всей территории государства, создать условиядля установления правопорядка, гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина. Эффективность преобразований и уровень правосознания взаимозависимы, т.к. именно от уровня правосознания зависит насколько осознанно и, следовательно, активно, будут участвовать в данном процессе все социальные группы. Поэтому в настоящее время становится очевидным, что успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно безповышения уровня правосознания личности, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении положений правовых норм в повседневную жизнь. В этой связи правосознание можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок и необходимое условие для формирования готовностиличности к юридически значимому поведению, без чего невозможно становление гражданского общества и правового государства, реализация правовойреформы. Правосознание, являясь духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовоеповедение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности.4Отсюда вытекает необходимость всестороннего исследования правосознания как важнейшей нормативно-организующей категории науки о правеи государстве, как источника правового поведения, что и предопределилонаправление данного исследования. Степень научной разработанности. Исследования правосознания постоянно проводились учеными различных областей знания: юриспруденции, философии, социологии, психологии и др. несмотря на то, что проблема правосознания является традиционной и достаточно изученной, однако при этомне все аспекты данной проблемы получили всестороннюю и глубокую оценку, так вне сферы исследований остались многие вопросы, в том числе касающиеся влияния уровня и направленности правосознания на выбор способа поведения личности. Для формулирования собственных научных положений и выводов автором были использованы труды ученых, которые условно можно разделитьна несколько групп: — изучением проблемы правового сознания занимались ученые: С. Алексеев, Р. С. Байниязов, В. М. Баранов, П. П. Баранов, В. А. Бегинин, Е. А. Белканов, А. А. Бондарев, Н. А. Бура, Д. Н. Вороненков, В. И. Гойман, Н. Ю. Евплова, З. Н. Каландаришвили, Н. Касаткин, О. Э. Лейст, Е. А. Лукашева, Л. С. Мамут, Д. Э. Марченко, Н. И. Матузов, В. С. Нерсесянц, В. В. Никитяев, В. Р. Петров, В. В. Сафронов, Т. В. Синюкова, А. Р. Смирнов, В. А. Суслов, Н. Я. Соколов, Н. М. Тапчанян, В. А. Туманов, Я. В. Турбова, Ф. Ш. Ямбушев и др.— правовому поведению посвящены работы: М. В. Бондаренко, В. Н. Казакова, Е. А. Ковалевой, В. Н. Кудрявцева, В. В. Куманеева, В. В. Лазарева, Н. С. Малеина, Е. К. Нурпеисова, В. В. Оксамытного, В. А. Потапова, Н. И. Тюриной, Л. Н. Фомичевой, А. М. Хужина и др.— проблему правовой активности исследовали авторы: В. П. Казимирчук, Н. Кожевников, А. В. Малько, Ю. Н. Оборотов, М. Ф. Орзих, И. В. Тепляшин, Н. В. Щербакова, В. М. Шафиров и др.5 В исследованиях указанных авторов, подробно рассматривается правовое сознание, правомерное и противоправное поведение, правовая активность, но теория и практика данной проблемы требует более предметногоподхода в изучении поведенческих технологий, обусловленных изменениями социальных и экономических условий в современном обществе. Объектом исследования является правосознание как сложноорганизованный и многофункциональный феномен, оказывающий существенное воздействие на развитие общественных отношений. Предмет исследования составляют системообразующие факторы правового сознания, влияющие на выбор способа поведения личности. Цель исследования состоит в комплексном анализе правосознания каксоциально-правового источника правового поведения личности. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: — провести теоретико-правовой анализ содержания правового сознанияи характера его влияния на правовое поведение— выделить в структуре правосознания компоненты, определяющие готовность личности к правовому поведению— выявить уровень и направленность правового сознания, как факторов, регулирующих поведение личности— провести анализ степени деформации правового сознания и его влияния на противоправное поведение— определить роль правового сознания в формировании правовой активности личности как высшей формы правомерного поведения. Методологическая основа исследования. При изучении процессавоздействия правового сознания на поведение личности использовались нетолько общенаучные методы познания: единство анализа и синтеза, исторический, системно-структурный, но и частно-научные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический.6Также использованы концептуальные идеи, выраженные в трудах ученых по проблемам правового сознания, формирования ценностных ориентации, правового поведения, правовой активности. Теоретическую основу диссертационного исследования составляютидеи и концепции, изложенные в научных работах следующих ученых: А. А. Алексеева, С. Алексеева, В. К. Бабаева, М. И. Байтина, В. М. Баранова, Н. А. Буры, А. М. Васильева, Н. Л. Гранат, Г. Н. Горшенкова, Р. Давида, А. И. Долговой, В. Н. Карташова, Д. А. Керимова, А. Комарова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, О. Э. Лейста, Е. А. Лукашевой, А. В. Малько, Л. С. Мамута, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, А. С. Мордовца, В. С. Нерсесянца, В. В. Оксамытного, Г. С. Остроумова, А. С. Пиголкина, И. Ф. Покровского, Н. А. Придворова, Т. Н. Радько, В. Б. Романовской, В. А. Сапуна, И. Н. Сенякина, Н. Я. Соколова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Толстика, В. А. Туманова, И. В. Фарбера, Л. С. Явича идр. Нормативно-правовая и эмпирическая база исследования. Авторомпроанализированы Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы и другие нормативно-правовые акты. Также были использованы данные социологического опроса, которыйпроводился с учетом репрезентативности различных категорий российскихграждан в зависимости от возраста, образования, социального положения, места жительства. Научная новизна диссертации состоит во всестороннем и комплексном исследовании таких юридических категорий как правосознание, правовое поведение и правовая активность личности с позиции движения обществак праву. В работе системно анализируется воздействие правосознания на правовое поведение личности, выявляются уровни правового сознания с правомерной или противоправной направленностью и особенности его влияния наповедение субъекта, а также изучаются формы деформированного правового7сознания и процесс его воздействия на личность, приводящее к противоправному поведению. Обосновывается роль правового сознания как одного изфакторов развития правовой активности — формы правомерного поведенияличности. На защиту выносятся следующие основные положения:1. Правосознание представляет собой совокупность рациональных ипсихологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовностьличности к правовому поведению.2. Элементами структуры правосознания, определяющие готовностьличности к правовому поведению являются: правовая установка, ценностныеориентации, убеждения, цели, мотивы.3. Уровень правосознания оказывает существенное воздействие на правовое поведение личности, и подразделяется на: активный, обычный, пассивный.4. Взаимодействие негативных и позитивных элементов образуют направленность правосознания — совокупность психологических и идеологических элементов правосознания, которые проявляются в готовности личностик определенному виду правового поведения (правомерного или противоправного).5. Деформация правосознания — это изменения, которые приводят кпротиворечиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.6. Правовая активность представляет собой субъективное отношение, психологическую готовность к активной деятельности в сфере права, проявляющуюся в самодеятельном, интенсивном, осознанном движении личностик праву и включает в себя внешние и внутренние факторы, влияющие на ееинтеллектуальный уровень.8Теоретическое и практическое значение исследования определяются его актуальностью, научной новизной, обоснованными выводами и предложениями. Теоретическое значение состоит в том, что сформулированными положениями и выводами представляется возможным дополнить ряд разделовнауки теории государства и права, отраслевых юридических наук, юридической психологии и социологии права. Практическая значимость работы заключается в том, что основныеположения и выводы диссертации могут быть использованы: — в научно-исследовательской деятельности при анализе проблем, связанных с поведенческими технологиями— при совершенствовании нормативно-правовых актов, а также в правоприменительной деятельности— при обобщении правоприменительной и судебной практики— при подготовке учебников, учебно-методических пособий, а также впроцессе изучения теории государства и права, при написании рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ, диссертаций и монографий. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение: — в одиннадцати научных публикациях автора общим объемом 2,9 п.л.— в докладах на научных конференциях: Ростовского юридического института МВД России (Ростов-на-Дону, октябрь 2001) — Российского НовогоУниверситета (Москва, апрель 2001 г.) — Санкт-Петербургского институтаМВД (Санкт-Петербург, декабрь 2001) — Московского института МВД России (Москва, апрель 2003 г.) — Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина (Тамбов, май 2003 г.) — Кемеровского государственного университета (Белово, февраль 2004 г.) — Пензенского государственного университета (Пенза, май 2005 г.)-9- результаты диссертационного исследования внедрены: в учебныйпроцесс Института права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, в практическую деятельность УВД Тамбовской области. Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поведение человека является одним из главных критериев реальности действия права в обществе, поскольку индивид, совершая тот или иной поступок, самовыражаясь вовне, опираясь на правовое сознание, следует образцу, закрепленному правом или игнорирует его, поступая противоправно (неправомерно).

Наиболее важными результатами, полученными в ходе исследования, являются:

1. Правосознание посредством рационально-психологических компонентов, которые выступают как бы посредниками между нормой права и поведением в стадии ее действия, формирует готовность личности к правовому поведению.

2. Правовое поведение личности включает правомерное или противоправное поведение, которые не следует трактовать как норму или отклонение от нормы во многом в силу условности самих юридических категорий, их изменчивости во времени, в социальном пространстве, а также от уровня правового сознания данного общества.

3. Правосознание проявляет свое реальное содержание в правовом поведении, т.к.:

— не только способствует осознанию цели правового поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания;

— помогает «увидеть» набор возможных средств достижения целей правового поведения и произвести их конкретный выбор;

— позволяет правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей правового поведения личности.

4. Правовое поведение личности зависит от уровня и направленности правосознания, т. е. используются активный, обычный или пассивный уровни, с правомерной или противоправной направленностью.

5. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения является сложным общественным явлением и обусловлена негативными процессами социальной среды, имеет глубокие исторические корни, различные формы проявления, является результатом отрицательного (негативного) воздействия, что отражается на правосознании, а именно на готовности личности к правовому поведению.

6. Высшим проявлением правового поведения личности выступает его правовая активность, предполагающая осознанное движение личности к праву. Правовая активность не только базируется на правосознании, но и зависит от него. Зависимость эта обоюдная, т.к. правосознание обуславливает развитие правовой активности личности, которая, в свою очередь, совершает правомерные или противоправные поступки.

Активный уровень правового сознания с правомерной направленностью является высшей формой правомерного поведения, предпосылкой построения правового государства и гражданского общества.

Правосознание побуждает членов общества не только с глубоким уважением относиться к требованиям правовых норм, но и активно заботиться об укреплении законности, вести борьбу со всеми видами противоправного поведения. Только граждане, обладающие правовой культурой, могут осознанно и эффективно участвовать в обсуждении законов и «проведении» их в жизнь, в формировании органов власти и правосудия.

Незнание правовых норм, общегражданских прав и обязанностей снижает правовую и общественно-политическую активность граждан, является причиной невыполнения гражданского и нравственного долга, препятствует выработке правильной жизненной позиции и правомерного поведения.

Устранить пробелы в правовом образовании — значит предотвратить многие противоправные деяния, совершаемые в условиях юридической неосведомленности.

По нашему мнению, не нужно придумывать ничего сверхъестественного для формирования активного уровня правосознания с правомерной направленностью, все это уже когда-то было придумано, осталось только воплотить в жизнь.

Прежде всего, на образовательные учреждения как важнейшие социальные институты общества, оказывающие решающее влияние на формирование личности, должна быть возложена обязанность по наделению всех обучаемых в них лиц такими правовыми знаниями, представлениями и убеждениями, которые навсегда являлись бы основой для их правомерного поведения.

Для достижения этого необходимо сформулировать в доступных для обучаемых формах систему знаний по вопросам государства и права и:

1. Активно развивать их правовые знания путем систематического расширения и углубления информации по проблемам права в прямой взаимосвязи с окружающей жизнью.

2. Воспитывать уважение к праву и принципам законности как основу высокой нравственности и справедливости, а также активную гражданскую позицию, нетерпимость к правонарушениям.

3. Прививать навыки правомерного поведения как обязательного и всеобщего.

4. Вырабатывать потребность и умение активно защищать в установленном законом порядке права и интересы как их собственные, так и общественные.

Претворению в жизнь указанных предложений будет способствовать проведение вместе с обязательно изучаемыми правовыми предметами — факультативных занятий, в рамках которых необходимо делать акцент на морально-нравственные и правовые проблемы и т. п. И для этого нужны высоквалифицированные преподаватели, которые в свою очередь, могли бы получать консультации по правовым вопросам у соответствующих специалистов.

Кроме того, необходима пропаганда правовых знаний в средствах массовой информации: выпускать качественные правовые периодические издания и телевизионные программы с юридическим содержанием, а также следует особое внимание уделять правовым компьютерным программам и обучающим играм.

Для того чтобы повысить уровень правосознания и правовой культуры не достаточно только правового воспитания, необходима реорганизация государственной правовой политики, выражающейся в:

— повышении качества работы правоохранительных и судебных органов;

— обеспечении неукоснительного соблюдения законодательства государственными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными, религиозными и иными объединениями и организациями, должностными лицами и др.;

— совершенствовании деятельности органов законодательной власти;

— обеспечении соблюдения приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации и др.

Таким образом, для того чтобы данные предложения воплотить в жизнь, необходимо чтобы государство и общество было заинтересовано в активном уровне правосознания личности с правомерной направленностью, в распространении юридических знаний, формировании у личности убеждений в необходимости исполнения требований права. Только тогда право будет реально действовать и станет той жизненной силой, на основании которой личность будет выбирать только активное правомерное поведение.

Проблема влияния уровня правового сознания на выбор способа поведения личности весьма значима, вопросы, возникающие в ходе настоящего исследования, изучаются рядом наук, что подчеркивает ее объемность и необходимость дальнейшего глубокого и всестороннего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. на 25.07.2003) // Российская газета, № 151, 30.07.2003.
  2. Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06. 1996, № 63 ФЗ (с изм. на 21.07.2005) // Российская газета, № 161, 26.07.2005.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 ФЗ (с изм. на 01.06.2005) // Российская газета, № 120, 07.06.2005.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994, № 51 ФЗ. Ч. 1. (с изм. на 21.07.2005) // Российская газета, № 161, 26.07.2005.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 ФЗ (с изм. на 22.04.2005) // Российская газета, № 86, 26.04.2005.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 № 197 — ФЗ (с изм. на 15.03.2005) // Российская газета, № 292, 31.12.2004.
  7. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.96 № 3266−1 (с изм. на 21.07.2005) // Российская газета, № 161, 26.07.2005.
  8. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. N 2124−1 (с изм. на 21.07.2005) // Российская газета, № 161, 26.07.2005.
  9. Е.В. Правовая культура и обеспечение правовой личности / Е. В. Аграновская. М.: Наука, 1988. — 142 с.
  10. E.B. О понятии и компонентах правовой культуры личности / Право и правотворчество: Вопросы теории / Е. В. Аграновская. — М., 1982.
  11. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — 2-е изд., перераб. и доп. / С. С. Алексеев. М.: Норма, 2002. — 608 с.
  12. С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития надежда и драма современной эпохи / С. С. Алексеев. — М.: Статус, 2000. — 256 с.
  13. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. — М.: Статус, 1999. — 712 с.
  14. С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 томах. Т. 1 / С. С. Алексеев. Свердловск, 1972. — 396 с.
  15. С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность / С. С. Алексеев. М.: Норма, 2001. — 176 с.
  16. С.С. Теория права. 2-е изд. / С. С. Алексеев.- Харьков: БЕК, 1994.-221 с.
  17. Е.А. Социальная роль и активность личности / Е. А. Ануфриев. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 152 с.
  18. Е.А. Социальный статус и активность личности / Е. А. Ануфриев М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
  19. Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании) / Г. С. Арефьева. — М.: Политиздат, 1974.-230 с.
  20. JI.M. Социально-этические проблемы теории личности / JIM. Архангельский. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
  21. A.A. Соотношение гарантий и пределов осуществления конституционных прав и свобод советских граждан // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов ИГП АН СССР и юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1986.
  22. В.Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1977. — 432 с.
  23. В.К., Баранов В. М., Гойман В. И. Логико-гносеологический и онтологический аспекты социалистического правосознания и правовой активности // Обеспечение охраны социалистической собственности в современных условиях. Горький, 1986.
  24. А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве / А. Н. Бабенко // Государство и право. — 2002. № 12.
  25. P.C. Правосознание и российский правовой менталитет / P.C. Байниязов // Изв. ВУЗ. Правоведение. 2000. — № 2.
  26. М.И. О принципах и функциях права: новые моменты / М. И. Байтин // Правоведение 2000. — № 3.
  27. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. / М. И. Байтин. М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. — 544 с.
  28. В.М. Истинность норм советского права: Проблемы теории и практики / Под ред. М. И. Байтина / В. М. Баранов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989.-397 с.
  29. В.М. Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность / В. М. Баранов // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. — № 4.
  30. П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: Учебное пособие: (теоретические проблемы) / Министерство внутренних дел СССР, Высшая юридическая заочная школа / П. П. Баранов. М.: ВЮЗШ, 1991. — 127 с.
  31. П.П. Теория систем и системный анализ личного состава органов внутренних дел: Монография / П.П. Баранов- Министерство внутренних дел Российской Федерации. Ростовская высшая школа. Ростов-на-Дону: Ростовская высшая школа МВД РФ, 1997. — 166 с.
  32. П.П., Денисенко B.B. Правосознание в генезисе админист-ративно-деликтных отношений // Юристъ-Правоведъ. 2001. — № 1.
  33. П.П., Русских В. В. Проблемы теории правосознания иправовой культуры: Учебное пособие / П. П. Баранов, В.В. Русских- Министерство внутренних дел Российской Федерации. Ростовский юридический институт. Ростов-на- Дону: РЮИ МВД России, 1999. — 76 с.
  34. В.Г. Понятие и структура правового сознания / В.Г. Ба-туркин // История государства и права. 2004. — № 5.
  35. В.Х. Активность народных масс / В. Х. Беленький. -Красноярск: Политиздат, 1973. — 87 с.
  36. Е.А. Базовые стереотипы правосознания / Е. А. Белканов // Российский юридический журнал. 1998. — № 2.
  37. Бельский К. Т Социалистическое правосознание: Диалектика формирования и развития / К. Т. Бельский. Ярославль: Верх. — Волж. Кн. Изд-во, 1979.-384 с.
  38. .Л. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко / Пер. с фр. / Ж. Л. Бержель. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. — 576 с.
  39. C.B. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса / C.B. Болонина // Юрист. 1999. — № 10.
  40. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Эксмо, 2003. — 672 с.
  41. Н. А. Функции общественного правосознания / H.A. Бура. -Киев: Наук Думка, 1986. 85 с.
  42. H.B. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России? / Н. В. Варламова // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. — № 1.
  43. В.Л. Юридическая психология: Учебник для ВУЗов по специальности «Правоведение». М.: Юрид. лит-ра, 1991. — 459 с.
  44. А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. / А. Б. Венгеров. М.: Юриспруденция, 2000. — 522 с.
  45. В. Мораль и социальная психика / В. Вичев. М.: Прогресс. -356 с.
  46. А.Б., Горбаток H.A., Кучинский В. А. Общая теория государства и права / А. Б. Вишневский, H.A. Горбатюк, В. А. Кучинский. -М.: Амалфея, 2004. 688 с.
  47. Л.Е. Психологическое исследование в уголовном суде / Л. Е. Владимиров. СПб., 1991. — С. 214.
  48. .С. Мотивы преступлений. (Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование) / Б. С. Волков. — Казань: Изд-во Казан, унта, 1982.- 152 с.
  49. Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности // Социальная активность личности / Н. Е. Воробьев. Волгоград: Изд-во Волгоград. ун-та, 1976. — 257 с.
  50. Г. Воспитание и самовоспитание личности / Г. Глазер-ман. М., 1977.
  51. В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления / В. И. Гойман // Сов. юстиция. 1990.- № 9.
  52. В.И. Правонарушение и юридическая ответственность. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева / В. И. Гойман. М.: Юрист, 1994.-360 с.
  53. П.А. Социальная природа правового нигилизма / П. А. Горохов. Оренбург: Изд-во Оренбург, гос. ун-та, 1998. — 150 с.
  54. H.JI. Правосознание и правовая культура / H.JI. Гранат // Юрист. 1998.-№ 11−12-
  55. H.JI. Правосознание и правовая культура. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. Ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 3 / H.JI. Гранат. М.: ИКД «Зерцало — М», 2001.-528 с.
  56. H.JI. Правосознание и правовое воспитание. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права / H.JI. Гранат. М.: Зерцало, 1998. — 416 с.
  57. A.C. Красиков Ю. А. Правосознание как система социально-правовых установок / A.C. Гречин, Ю. А. Красиков // Вестник МГУ, серия Право. 1978. — № 6. — С. 32−33.
  58. В.В. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания российских юристов /В.В. Гриб // История государства и права. 2003. — № 6.
  59. Р., Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В. А. Туманова / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. М.: Междунар. отношения, 2003. — 400 с.
  60. В.В. Проблема совершенствования правовой культуры // Личность и право в канун XXI века: Материалы научно-практической конференции, 29−30 июня 1995 г. / В. В. Демин. Орел, 1995.
  61. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социальный и юридический аспекты) / Ю. А. Денисов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 143 с.
  62. А.И. Знать и исполнять закон / А. И. Долгова. М.: Юрид. лит-ра, 1987.-222 с.
  63. А.И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей / А. И. Долгова. М.: Юрид. лит-ра, 1972. — 125 с.
  64. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. М.: Юрид. лит-ра, 1981. — 159 с.
  65. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / О. Г. Дробницкий. М.: Политиздат, 1966. — 360 с.
  66. Э. Социология преступности / Э. Дюркгейм. М., 1966.
  67. И .Я. Гражданин и закон / И. Я. Дюрягин. М.: Юрид. литра. — 382 с.
  68. М.И., Кочетков O.JI. Общая, социальная и юридическая психология / М. И. Еникеев, O.JI. Кочетков. М.: Юрид. лит-ра, 1997. — 448 с.
  69. Р.Т. Правосознание и правомерное поведение в сфере трудовых отношений // Правовые средства укрепления трудовой дисциплины в электротехнической промышленности / Под ред. JI.M. Сыроватской. М., 1984.
  70. В.П., Козюбра Н. И., Оксамытный В. В. и др. Правовое воспитание и социальная активность населения / В. П. Зенин, Н. И. Козюбра, В. В. Оксамытный. Киев: Наук Думка, 1979. — 319 с.
  71. К.Е. О содержании и структуре психологии социалистического правосознания. М., 1971.
  72. К.Е., Миньковский Г. М. Семья. Дети. Школа / К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский. М.: Юрид. лит-ра, 1988.-444 с.
  73. Р. Борьба за право / Р. Иеринг. М., 1991. — С. 30.
  74. И.А. Кризис современного правосознания / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1993. — 668 с.
  75. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России / И. А. Ильин. М.: МП «Рарог», 1992. — 271 с.
  76. И.А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Соч. в 10-ти т. Т. 4. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1994. — 624 с.
  77. И.А. Собрание сочинений в 10-ти т. / И. А. Ильин. — М.: Русская книга, 1993.-381 с.
  78. В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования / В. Б. Исаков. Саратов, 1980. — С. 36. '
  79. С.П. Правовое воспитание подростков / С. П. Казаков. -Омск: Кн. изд-во, 1987. 77 с.
  80. В.П. Социалистический образ жизни и социально-правовая активность / В. П. Казимирчук // Социалистическая законность. -1977.-№ 3.
  81. В.П. Социальное действие права в условиях развитого общества / В. П. Казимирчук. М.: Юрид. лит-ра, 1977. — 204 с.
  82. В.П. Социально-правовая активность личности // Социализм и личность / В. П. Казимирчук. М.: Мысль, 1979. -357 с.
  83. Карпец И. И, Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности / И. И. Карпец, А. Р. Ратинов // Сов. государство и право. 1.968. — № 12.
  84. И.И., Тархов В. А. Ответственность по советскому гражданскому праву / И. И. Карпец, В. А. Тархов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973.- 190 с.
  85. В.Н. Правонарушение и юридическая ответственность / В. Н. Карташов // Основы государства и права. 1998. — № 1.
  86. В.Е. Структура общественного сознания / В. Е. Кемеров. -Свердловск, УПИ, 1975. 101 с.
  87. А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1965.-288 с.
  88. С.Н. О социально-правовой активности личности / В кн. Конституция СССР и правовое положение личности / С. Н. Кожевников. -М.: Ин-т государства и права, 1979. 174 с.
  89. С.Н., Агеев Ю. И. Государственно-правовые основы советского образа жизни и социальной активности личности / С. Н. Кожевников, Ю. А. Агеев. Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1989. — 191 с.
  90. Л. Формирование личности в коллективе // XVIII Международный психологический конгресс / Л. Колберг. М., 1966.
  91. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.386 с.
  92. В.В., Бородин В. В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства / В. В. Копейчиков, В. В. Бородин // Сов. государство и право. 1990. — № 2. — С. 28.
  93. М.А. Ответственность в системе народного представительства (методологические подходы) / М. А. Краснов. М.: ИГПАН, 1995. — 56 с.
  94. Н.П. Уголовно-правовое поведение и общественные отношения / Н. П. Кропачев // Вестник МГУ. Серия. 11. Право. 1984. — № 11.
  95. Кудрявцев В. Н, Малеин Н. С. Закон и пределы правомерного поведения / В. Н. Кудрявцев, Н. С. Малеин // Сов. государство и право. -1980. -№ 10.-С. 31−39.
  96. В.Н. Право и поведение / В. Н. Кудрявцев. М.: Юрид. лит-ра, 1978.- 191 с.
  97. В.Н. Правовое поведение: норма и патология / В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1982. — 287 с.
  98. В.Н. Социальные деформации: причины, механизмы, пути преодоления / В. Н. Кудрявцев. М.: ИГПАН, 1992. — 133 с.
  99. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права / В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. М.: Юрист, 1995. — 303 с.
  100. В.Л. Правомерное поведение и правонарушение. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько / В. Л. Кулапов. -М.: Юрист, 2002.-511 с.
  101. В.И. Личность. Труд. Право / В. И. Курилов. М.: Юрид. лит-ра, 1989.-334 с.
  102. P.A. О сущности, причинах и путях преодоления правового идеализма // Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования / P.A. Курносенко. Барнаул, 2001.
  103. В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования / В. В. Лазарев // Сов. государство и право. 1976. — № 10.
  104. В.В. Социально-психологические аспекты применения права / В. В. Лазарев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 144 с.
  105. О.Э. Санкции в советском праве / О. Э. Лейст. М.: Госюриз-дат, 1962.-238 с.
  106. О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / О. Э. Лейст. М.: ИКД «Зерцало — М», 2002. — 288 с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  108. Д. Идея права / Перевод с английского М. А. Юмашева, Ю. М. Юмашева, научный редактор Ю. М. Юмашев / Д. Ллойд. М.: ЮГОНА, 2002.-416 с.
  109. Е.А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. М.: Юрид. лит-ра, 1973. — 344 с.
  110. Г. А. Групповые процессы: конформность и антиконформность / Г. Маградзе. — Тбилиси: Сов. писатель, 1979. — 331 с.
  111. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н. С. Малеин. М.: Юрид. лит-ра, 1985. — 192 с.
  112. A.A. Злоупотребление правом (основы концепции) / A.A. Малиновский. М., 2000. — 100 с.
  113. А. В. Правонарушение. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. Теория права / A.B. Малько. М.: Зерцало, 1998. — 416 с.
  114. A.B. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления / A.B. Малько // Государство и право. 2001. — № 5.
  115. A.B. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект / Под ред. Н.И. Матузова- Сарат. гос. акад. права / A.B. Малько. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1994. — 180 с.
  116. JI.C. Народ в правовом государстве / JT.C. Мамут. М.: Наука, 1999. — 139 с.
  117. JI.C. Правосознание // Общественное сознание и его формы / JI.C. Мамут. М.: Политиздат, 1986. — 366 с.
  118. Н.С. Теоретические предпосылки прогнозирования развития личности и ее активности // Актуальность личности в социалистическом обществе / Н. С. Мансуров. М.: Наука, 1976. — 278 с.
  119. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1956. — 689 с.
  120. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1955. — 699 с.
  121. Г. К. Вина в советском гражданском праве / Г. К. Матвеев.- Киев, 1955.
  122. Н.И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 293 с.
  123. Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н. И. Матузов.- Саратов: Изд-во Сарат. Гос. академии права, 2003. 512 с.
  124. Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права / Н. И. Матузов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972.-292 с.
  125. Н. И. Малько A.B. Теория государства и права: Учебник для вузов / Н. И. Матузов, A.B. Малько. М.: Юрист, 2004. — 511 с.
  126. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. — № 2.
  127. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф.
  128. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права / Н. И. Матузов. М.: Зерцало, 1998. — 416 с.
  129. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. Отв. ред. М. Н. Марченко. Том 3 / Н. И. Матузов М.: ИКД «Зер-цало-М», 2001.-528 с.
  130. Методологические и теоретические проблемы государства и права развитого социализма / Под ред. А. И. Денисова и O.E. Кутафина. М., 1983.
  131. Моральная философия: Избранные труды / О.Г. Дробницкий- Сос-ль Р. Г. Апресян. -М.: Гайдарики, 2002. 521 с.
  132. В.Г. Социальная активность: споры и суть // Социальная активность / В. Г. Мордкович. Челябинск: Изд-во Челябин. Ун-та, 1976. -114 с.
  133. JI.A. Правонарушения / JI.A. Морозова // Основы государства и права. 2000. — № 2.
  134. Е.В. Формирование развитого правосознания основная цель правового воспитания / Е. В. Назарченко. — Киев: Наук. Думка, 1970. -201 с.
  135. A.B. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций / A.B. Наумов. М.: БЕК, 1996. — 560 с.
  136. И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания / И. Д. Невважай // Изв. ВУЗ. Правовоедение. 2000. — № 2.
  137. B.C. Философия права: Учебник для вузов / B.C. Нерсе-сянц- кол. авт. Академический правовой университет при Институте государства и права РАН / B.C. Нерсесянц. М.: норма — Инфра — М, 1998. — 647 с.
  138. B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / B.C. Нерсесянц. М.: Издательство НОРМА — Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2002. — 552 с.
  139. B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. Для юридических вузов и факультетов / B.C. Нерсесянц. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 288 с.
  140. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П. И. Новгородцев. М.: Наука, 1996. — 268 с.
  141. А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики / А. И. Новиков. — JL: Лениздат, 1972. 296 с.
  142. Е.К. Психология правомерного поведения / Е.К. Нур-пеисов. Алма-Ата, 1984.
  143. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1. М.: ИКД «Зерцало — М», 2001. — 528 с.
  144. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 2. М.: ИКД «Зерцало — М», 2001. — 528 с.
  145. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 3. М.: ИКД «Зерцало — М», 2001. — 528 с.
  146. С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожёгов- Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24 е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом „ОНИКС 21 век“: ООО Издательство „Мир и Образование“, 2003. — 896 с.
  147. А.Н. Правосознание центральная категория философии права И.А. Ильина / А. Н. Окара // Государство и право. —1999. — № 6.
  148. В.В. Правовое воспитание — важный фактор формирование социально-активной личности /В.В. Оксамытный. Киев: Наука. Думка, 1979.-195 с.
  149. В.В. Правовое воспитание и формирование правомерного поведения // Правовое воспитание и социальная активность населения / В. В. Оксамытный. Киев: Наук. Думка, 1979. — 208 с.
  150. B.B. Правомерное поведение личности / В.В. Окса-мытный. Киев: Наук. Думка, 1985. — 175 с.
  151. Организация и эффективность правового воспитания / Под ред. Д. А. Керимова, A.B. Мицкевича и др. М.: Мысль, 1983. — 285 с.
  152. М.Ф. Личность в социалистическом правоведении / Актуальные проблемы теории социалистического государства и права / М. Ф. Орзих. М.: АН СССР ин-т государства и права, 1974. — 215 с.
  153. М.Ф. Личность и право / М. Ф. Орзих. М.: Юрид. лит-ра, 1979.- 111 с.
  154. Г. С. Правовое осознание действительности / Г. С. Остроумов. М.: Наука, 1969. — 174 с.
  155. Очерки по историческому материализму / Под ред. В. Н. Морозова. -М.: Наука, 1981.-359 с.
  156. Т. Избранные философские произведения. Т. З / Т. Павлов. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. — 827 с.
  157. .Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 202 с.
  158. Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX XXI веков / Е. А. Певцова. — М.: ИД „Новый учебник“, 2003. -415 с.
  159. Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России / Е. А. Певцова // Журнал российского права. — 2003. № 10.
  160. Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права. -2004. -№ 3.
  161. Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций „правовая культура“, правовое воспитание», «правовое образование» / Е. А. Певцова // Основы государства и права. 2002. — № 6.
  162. Е.А. Соотношение правовой информированности и правосознания в современном обществе / Е. А. Певцова // Основы государства и права.-2002.-№ 5.
  163. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории / Е. М. Пеньков. — М.: Наука, 1972.- 123 с.
  164. А. Очерк социологии права / А. Подгурецкий. М.: Прогресс, 1974.-328 с.
  165. И.Ф. О правовой активности личности и формировании ее правосознания / И. Ф. Покровский // Вестник Ленинградского ун-та. -1971.-№ 17.
  166. A.B. Общая теория права: Феноменолого коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. / A.B. Поляков. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — 845 с.
  167. П.М. Социалистическое право как ценность / П. М. Рабинович. Львов: Вища шк. Изд-во при Львов. Ун-те, 1985. — 167 с.
  168. Э.Л. К вопросу о деформации правосознания // Применение психологических знаний в практике управления / Э. Л. Раднаева. — Уфа: Башкир. Гос. ун-т, 1997. 124 с.
  169. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение: Теория и методологические исследования / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1988. — 253 с.
  170. Р.К. Правосознание и правовая культура. Теория государства и права / Под. ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова / Р. К. Русинов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 570 с.
  171. P.K. Сознание и правомерное поведение личности / Р. К. Русинов // Сов. государство и право. 1983. — № 5.
  172. В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (Вопросы теории и практики) / В. А. Рыбаков. Уфа, 1993.
  173. Е.С. Трансформация правосознания как условие становления правового государства / Е. С. Рябошанко // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. — № 1.
  174. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству / И. С. Самощенко. — М.: Юрид лит-ра. — 286 с.
  175. И.С. Теория государства и права / И. С. Самощенко. -М.: Политиздат, 1980. 447 с.
  176. В.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права / В. А. Сапун. — Владивосток: Изд-во Владивост. ун-та, 1984. -115 с.
  177. В.Г. Понятие правого нигилизма / В. Г. Сафонов // Государство и право. 2004. — № 12.
  178. Т.В. Правосознание и правовое воспитание. Теория государства и права / Под. ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько / Синикова Т. В. -М.: Юрист, 2002.-511 с.
  179. Г. Л. Человек как комплексная проблема / Г. Л. Смирнов // Вопросы филосифии. 1983. — № 10.
  180. Советский энциклопедический словарь. М, 1990.
  181. Н.Я. Профессиональное сознание юристов / Н. Я. Соколов. М.: Наука, 1988. — 222 с.
  182. Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э. Ю. Соловьев. М.: Наука, 1992. — 127 с.
  183. Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // Квинтэссенция: Философский альманах / Э. Ю. Соловьев. М., 1990.
  184. B.B. Правосознание в переходный период общественного развития / В. В. Сорокин // Журнал российского права. 2002. — № 10.
  185. JI.B. Социалистическая активность личности как фактор развития человека // Социология и идеология / JI.B. Сохань. — М.: Наука, 1969.-467 с.
  186. Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи / Д. Сочнев // Российская юстиция. 2003. — № 5.
  187. Д. Содержание и способы массово-коммуникативного воздействия на правосознание молодежи / Д. Сочнев // История государства и права.-2003. -№ 4.
  188. В.А. Дисциплинированность как объект исследования / В сб. Человек и общество / Ю. А. Суслов. JL: ЛГУ им. A.A. Жданова, 1971. -Вып. 8. — 176 с.
  189. В.А. Структура правосознания / В. А. Суслов // Правоведение. 1997.-№ 2.
  190. Л.А. Ответственность по советскому уголовному праву / Л. А. Сыроватская. М.: Юрид. лит-ра, 1974. — 184 с.
  191. A.B. Правомерное поведение и правонарушение. Теория государства и права / Под. ред. Б. С. Крылова / A.B. Таланов. М.: Юрид. лит-ра, 1979.-328 с.
  192. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. — 456 с.
  193. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова. М., 1997.
  194. Теория государства и права / Под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 576 с.
  195. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Маль-ко. М.: Юрист, 2000. — 771 с.
  196. И.В. О правовой активности несовершеннолетних как составной части обеспечения прав и свобод / И. В. Тепляшин // Основы государства и права. 2001. — № 6.
  197. И.В. Правовое государство и правовая активность граждан: современное состояние и факторы развития / И. В. Тепляшин // Основы государства и права. 2001. — № 4.
  198. JI.B., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное / Под ред. М. Ю. Тихомирова. -М., 2002.
  199. М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание третье, дополненное и переработанное / М. Ю. Тихомиров. — М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995.-365 с.
  200. Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений / Ю. Г. Ткаченко. М.: Юрид. лит-ра, 1980. — 176 с.
  201. В.А. Иерархия российского и международного права / Нижегородская академия МВД РФ / В. А. Толстик. М.: Юрайт — М, 2001. -128 с.
  202. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В. А. Туманов // Государство и право. 1993.- № 8.
  203. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. М.: Юрид. лит-ра, 1963. — 206 с.
  204. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.-814 с.
  205. P.O. Общее учение о правоотношении / P.O. Халфина. -М.: Юрид. лит-ра, 1974.-351 с.
  206. В.Н. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. — М.: ИПП «Отечество», 1993. 344 с.
  207. А.Ф. Социальная ценность социалистического права /
  208. A.Ф. Черданцев // Сов. государство и право. 1978. — № 7.
  209. А.Ф. Теория государства и права: Учебник / А. Ф. Черданцев.-М., 1999.
  210. Л.Д. О правомерном поведении субъектов социалистического общенародного права // Актуальные вопросы советского права (теория и практика) / Л. Д. Чулюкин. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985. — 166 с.
  211. В.М. Гарантировано Конституцией / В. М. Чхиквадзе. — М.: Мол. Гвардия, 1980. 206 с.
  212. В.М. Социальный гуманизм и права человека / В. М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1978. — 303 с.
  213. A.C. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение. Теория государства и права / Под ред. В.М. Ко-рельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА. — М, 1998. — 570 с.
  214. Х.Л. Структура и способы регуляции нравственных отношений / Х. Л. Шайхова // Вопросы философии. 1985. — № 1.
  215. В.М. Правовая активность граждан в развитом социалистическом обществе / В. М. Шафиров. Красноярск, 1982. — С. 13.
  216. Т. Социальная психология / Т. Шибутани. М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  217. В.Н. Человек нравственный и человек компьютерный /
  218. В.А. Политическая зрелость / В. А. Щегорцов. М.: Знание, 1987.-64 с.
  219. В.А. Социология правосознания / В. А. Щегорцов. М., 1981.
  220. Н. В. Проблемы правовой установки личности / Н. В. Щербакова. Ярославль, 1993.
  221. H.B. Правовая установка и социальная активность личности / Н. В. Щербакова. М.: Юрид. лит-ра, 1986. — 125 с.
  222. . Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1979. — 71 с.
  223. А.Г. Социальная природа и факторы воспитания / А. Г. Эфендиев. М., 1983.
  224. Н.М. Эволюция понятия правого сознания / Н. М. Юрашевич // Изв. ВУЗ. Правоведение. 2004. — № 2.
  225. Л.С. Общая теория права / Л. С. Явич. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.-287 с.
  226. A.M. Взаимодействие личности со средой как предмет криминологического исследования / A.M. Яковлев // Сов. государство и право. 1966. -№ 2.
  227. A.M. Преступность и социальная психология. (Социально-психологические закономерности противоправного поведения) / A.M. Яковлев. М.: Юрид. лит-ра, 1971. — 248 с.
  228. Авторефераты и диссертации
  229. P.C. Проблемы правосознания в современном российском обществе: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. — 163 с.
  230. В.А. Общественное правовое сознание и государственность: Дис.. докт. философ, наук. Саратов, 1994. — 439 с.
  231. Е.А. Структура и функции правосознания: Дис.. канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 1996. — 200 с.
  232. A.A. Профессиональное правосознание государственных и муниципальных служащих: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 251 с.
  233. M.B. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. -159 с.
  234. Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм (теоретико-правовое исследование): Дис.. канд. юрид. наук. Коломна, 1999. -191 с.
  235. A.M. Ценности (Проблема обоснования): Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1994.
  236. O.P. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России: Дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2002. — 180 с.
  237. P.C. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность: Автореф. дис. канд. юрид. наук.
  238. Н.Ю. Правосознание молодежи (теоретический и социологический аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. Волгоград. 2000. — 176 с.
  239. Ю.В. Правосознание Россиян в переходный период развития общества. Социально-философский анализ: Дис.. канд. философ, наук. Нальчик, 2004. — 179 с.
  240. В.Н. Правомерное поведение и правопорядок: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. — 185 с.
  241. З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2004. — 24 с.
  242. С.Н. Правосознание как категория правоведения: Теоретико-методологический аспект: Дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2003. -170 с.
  243. E.JI. Правомерное и противоправное поведение (их соотношение): Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.
  244. С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действительности: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. М., 1992. -24 с.
  245. С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действительности: Дис.. докт. юрид. наук. М., 1991. — 376 с.
  246. З.Х. Национальные особенности правового сознания граждан: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов — на — Дону, 2000. — 156 с.
  247. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис.. канд. юрид. наук. Ростов — на — Дону, 1999. — 189 с.
  248. В.В. Правонарушения сотрудников ОВД в современной России. Проблемы теории и практики: Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.- 189 с.
  249. Д.Э. Деаксиологическое правовое сознание и его формы: Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2001.
  250. В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: Дис.. канд. юрид. наук. Чебоксары, 2004. -213 с.
  251. И.А. Объективно-противоправное деяние: Дисс. канд. юрид. наук. Свердловск, 1987.
  252. В.В. Конституционное правосознание. Вопросы теории и практики: Дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. — 207 с.
  253. Е.К. Механизм формирования правомерного поведения личности: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1980.
  254. Ю.Н. Основные вопросы правовой активности личности социалистического общества: Атореф. дис.. канд. юрид. наук-Киев, 1979.
  255. В.В. Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы): Дис.. докт. юрид. наук. Киев, 1990.
  256. М.Ф. Основные вопросы теории правового воздействия на личность развитого социалистического общества: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. Харьков, 1978.
  257. В.Р. Деформация правосознания граждан России. (Проблемы теории и практики): Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. -222 с.
  258. В.А. Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России (региональный аспект): Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1995.
  259. О.П. Законность в правоприменительной деятельности: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.- 179 с.
  260. В.В. Правосознание гражданина: Дис.. канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. — 242 с.
  261. А.Р. Правовосзнание в механизме правомерного поведения: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. — 158 с.
  262. Н.М. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России: Дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 1998. -151 с.
  263. И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.- 189 с.
  264. В.Б. Российский правовой нигилизм: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000.- 156 с.
  265. Я.В. Правосознание в структуре юридической деятельности: Дис.. канд. юрид. наук. СПб. 2000. — 183 с.
  266. Н.И. Правомерное поведение как объект юридического исследования. Дис.. канд. юрид. наук Саратов, 2003. — 218 с.
  267. К.Г. Правовой нигилизм: Дис.. каНД. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.-173 с.
  268. JI.H. Современная концепция правового поведения личности: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1984. — 176 с.
  269. A.M. Объективно-противоправное поведение в российском праве: Автореф. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
  270. A.M. Объективно-противоправное поведение в российском праве: Дис.. канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2000. 159 с.
  271. В.М. Правовая активность граждан в развитом социалистическом обществе: Общетеоретический вопросы: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Свердловск, 1979. 24 с.
  272. Н.В. Роль правовой установки в формировании социальной активности личности в условиях развитого социализма: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1978. — 24 с.
  273. Ф.Ш. Правовое сознание в механизме правового регулирования общественных отношений: Дис.. канд. юрид. наук. Новгород, 2002.-205 с.
  274. Различия и сходства правомерного и противоправного поведения
  275. Правомерное поведение Противоправное поведение
  276. Различие 1. По особенностям регулирования общественных отношений- служит укреплению и стабилизации общественных отношений нарушает общественные отношения, дестабилизирует социальную, экономическую и политическую систему государства
  277. Уровни и направленность правового сознания, регулирующие готовность личности к правовому поведению
  278. Уровень Активный Обычный Пассивный1. Направ- ленность
  279. Правомерная Социально- Привычное Конформистскоепозитивная) активное право- правомерное правомерноемерное поведе- поведение поведениение 1. Ситуативное Маргинальноеправомерное правомерное поповедение ведение
  280. Противоправная Активное (анти- Привычное Конформистскоенегативная) социальное) по- противоправное противоправноеведение поведение поведение (нонконформистское)1. Ситуативное Маргинальноепротивоправное противоправноеповедение поведение
  281. Вопросы для проведения социологического опроса
  282. Откуда Вы в основном узнаете о праве и законе?
  283. Когда надо соблюдать закон?
  284. В каких случаях допустимо ограничение прав человека?
  285. Можно ли избежать ответственности и наказания за совершение правонарушения?
  286. Несет ли человек ответственность за правонарушение, совершенное по неосторожности?
  287. Что принимают во внимание люди, решая, как им поступить в той или иной ситуации?
  288. Бывает, что людям не нравится закон, но они ему подчиняются. Почему?
  289. Почему в любом обществе существует наказание для нарушителей закона?
  290. Если ужесточить наказание, то как это повлияет на количество правонарушений?
  291. Сравнительный анализ уровня правосознания российских граждан (в опросе участвовало 1257 человек)
  292. Вопрос Откуда Вы в основном узнаете о праве и законе?1. СМИ510 ч.-40,61. Учеб. заведение270 ч.-21,5%1. От людей 247 ч. -19,6%1. НПА 189 ч.-15%1. Не знаю 41 ч.-3,3%
  293. Вопрос Когда надо соблюдать закон?1. Всегда 1130 ч.-89,8%
  294. По обстоятельствам 82 ч. 6,5%1. Не знаю 45 ч.-3,6%
  295. Вопрос — В каких случаях допустимо ограничение прав человека?
  296. В случае нарушения закона 691 ч.-55%1. Никогда 289 ч. 23%1. При Ч. С. 180 ч. -14,3%1. Не знаю 97 ч. 7,7%
  297. Вопрос — Можно ли избежать ответственности и наказания за совершение правонарушения?1. Да729 ч.-58%1. Нет 380 4.-30,4%1. Не знаю 147 4.-11,6%
  298. Вопрос Несет ли человек ответственность за правонарушение, совершенное по неосторожности?1. Да773 4.-61,5%1. Нет 484 4.-38,5%
  299. Вопрос — Что принимают во внимание люди, решая как им поступить втой или иной ситуации?1. Закон 390 4.-31%1. Ли4ная выгода420 4.-33,4%1. Деньги 170 4.13,5%1. Положение встране 187 4.- 14,9%1. Не знаю 90 4.7,2%
  300. Вопрос Бывает, что людям не нравится закон, но они ему подчиняются. Почему?
  301. Осознают правильность закона 284 ч. 22,6% Боятся ответственности 679 ч. — 54% • Из-за личной выгоды 294 ч. -23,4%
  302. Вопрос Почему в любом обществе существует наказание для нарушителей закона?
  303. Для порядка 620 ч. 49,3% Профилактика 540 ч. — 43% Не знаю 97 ч. -7,7%
  304. Вопрос Если ужесточить наказание, то, как это повлияет на количество правонарушений?
  305. Уменьшатся 630 ч.-50,1% Никак 330 ч.-26,3% Не всегда 210 ч.- 16,7% Не знаю 87 ч. 6,9%
Заполнить форму текущей работой