Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процедура манципации. 
Поправки к Конституции США 1787 года. 
Анализ избирательных реформ в Англии

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собствен-ною силою, принадлежат в качестве res mancipi: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные животные, как например, быки, лошади, мулы и ослы; по мнению приверженцев нашей школы такия животные тотчас, как только родились, считаются res mancipi. Нерва и Прокул и прочие сторонники противной школы считают их res mancipi только… Читать ещё >

Содержание

1. Разберите статьи Законов XII таблиц и положения Институций Гая, касающиеся прав на вещи. Что представляют собой вещи res mancipi и res nес mancipi? Каким образом возможно было отчуждение (с передачей права собственности) указанных вещей? Что представляет собой процедура манципации? В каких случаях римляне прибегали к данной процедуре? Что представляет собой сделка in jure cessio? В каких случаях она могла применяться? 3

2. Какие поправки к Конституции США 1787 года установили гарантии против самообвинения и «равноправное покровительство законов»? 8

3. Проанализируйте избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 гг. в Англии. Возросла или снизилась роль английского парламента в современную эпоху? В чем причины этого? 11

Список литературы 14

Процедура манципации. Поправки к Конституции США 1787 года. Анализ избирательных реформ в Англии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Разберите статьи Законов XII таблиц и положения Институций Гая, касаю-щиеся прав на вещи. Что представляют собой вещи res mancipi и res nес mancipi? Каким образом возможно было отчуждение (с передачей права собственности) указанных вещей? Что представляет собой процедура манципации? В каких случаях римляне прибегали к данной процедуре? Что представляет собой сделка in jure cessio? В каких случаях она могла применяться?

Решение

В «Законах XII таблиц» четко проводилось разделение вещей на две кате-гории, к первой из которых относились земля, рабы, рабочий скот, здания и со-оружения, а ко второй все остальные вещи.

Об этом гласят ст. 14−17 «Законов XII таблиц» :

14. К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, да-лее строения на италийской земле; к res nес mancipi причисляют также серви-тута городских имений; равным образом имения, называются stipendiaria и tributaria.

15. К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собствен-ною силою, принадлежат в качестве res mancipi: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные животные, как например, быки, лошади, мулы и ослы; по мнению приверженцев нашей школы такия животные тотчас, как только родились, считаются res mancipi. Нерва и Прокул и прочие сторонники противной школы считают их res mancipi только в том случае, когда эти жи-вотные сделались домашними, и если вследствие чрезмерной дикости они ук-рощены быть не могут, то, по их воззрению, животные эти тогда начинают быть res mancipi, когда достигнут того возраста, в котором обыкновенно укро-щаются.

16. С другой стороны дикие звери, например медведи и львы причисля-ются к категории res пес mancipi; точно также и те животные, которые счита-ются почти зверями, например слоны, верблюды, и потому безразлично то об-стоятельство, что эти животные обыкновенно делаются тоже ручными под яр-мом или в узде; то же самое (=nec mancipi) относится ко всякого рода меньшим животным, так что даже между ручными животными, отдельных представите-лей которых мы упомянули выше в числе mancipi, есть такие, которые счита-ются nес mancipi.

17. Точно также почти все то, что относится к разряду бестелесных ве-щей, причисляется к res nес mancipi, за исключением сельских служебностей, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных.

На практике значение такого разделения обнаруживалось в способе от-чуждения вещей; при их продаже, дарении, мене и т. д. именно способ отчужде-ния вещей был положен в основу классификации, а, следовательно, по данному признаку определялись и названия указанных категорий: «res mancipi» (вещи, требующие манципации) и «res nec mancipi» (вещи, не требующие манципа-ции).

Манципация (mancipatio) представляла собою строго установленную форму отчуждения земли, рабов, рабочего скота. Данный термин происходит от слова manus рука. Это объясняется тем, что первоначально образное пред-ставление о собственности шло от обладания вещью, ее захвата, как определен-ного физического воздействия.

Ст. 119 гласит: «Манципация состоит, как мы и выше сказали, в мнимой (воображаемой) продаже. Эта форма приобретения собственности свойственна тоже римским гражданам и совершается следующим образом. Пригласив не менее 5-ти совершеннолетних римских граждан в качестве свидетелей и сверх того еще одно лицо того же состояния, которое держало бы в руках медные ве-сы и называющееся весовщиком, покупатель, еще держа медь, шпорит так: „ут-верждаю, что этот раб по квиритскому праву принадлежит мне, и что он дол-жен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных ве-сов“; затем он ударяет этим металлом об весы и передает его, как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли».

Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согла-сия.

Правила данного обряда были четко регламентированы и должны были соблюдаться неукоснительно, так как основаниями признания подобной сделки недействительной могли служить малейшие неточности в его исполнении: про-пуск слова в формуле покупки, отсутствие положенного числа свидетелей, ка-кое-нибудь упущение в обряде и т. д. Сделка признавалась недействительной даже если были уплачены деньги.

Данные положения являются иллюстрацией строгого юридического фор-мализма, который присущ римскому праву вообще и «Законам XII таблиц», как основополагающему правовому акту — в частности.

Сами по себе условия совершения манципации, не только дань тради-ции. С одной стороны, данный обряд был последним напоминанием о том кон-троле, который в свое время осуществляла община во всем, что касалось сделок с землей, рабами, рабочим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась «ager publicus» (общее поле). С другой же стороны, в данный обряд заложен не менее важный смысл: запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удостоверять ее законность каждый раз, когда это требовалось.

Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собст-венности возникает благодаря объединению путем договора или завоевания нескольких племен, избирающих местом поселения один из родовых поселков. Его непременным атрибутом является рабство. Движимая, а впоследствии и не-движимая частная собственность развивается в данных условиях как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность это совместная частная собственность активных граждан госу-дарства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возник-шую форму ассоциации. Античная собственность имела форму государствен-ной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограни-чивалось простым владением («possessio»). Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.

Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хва-тало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением.

Вместе с тем в число «res mancipi» не входят орудия труда плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собственность. Объ-ясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования орудиями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.

Таким образом: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, хотя контроль этот и является более формальным. Фактическое распоряжение землею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте. Подобная расстановка приоритетов во многом обосновывается большей практической ценностью вещей данной категории в условиях сложившихся на данный исторический период экономических отно-шений.

Все другие вещи вне зависимости от их стоимости переходили из рук в руки совершенно свободно, без совершения специальных, строго регламенти-рованных обрядов, потому и относились к категории «res nec mancipi» (вещей, не требующих манципации).

Уже в древнейий период складывается порядок, в соответствии с кото-рым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью (давность владения в отношении земельного участка (устанав-ливалась) в два года, в отношении всех других вещей в один год).

Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество, ему не принадлежащее.

По поводу применения сделки in jure cessio римское законодательство гласит (ст.22): «Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точ-но силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio». Сделка in jure цессии (ст. 24) совершается следующим образом: перед (судящим) магист-ратом римского народа, например, перед претором или наместником провин-ции, тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит: так «я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов». Затем, после того, как он заявил та-кую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету)? Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирую-щему (приобретающему); эта форма, которую можно совершать также в про-винциях перед наместником, называется legis actio.

То есть, для проведения сделки in jure cessio требовалось обращение к претору или наместнику провинции, что влекло за собой определенные трудно-сти. Следовательно, на практике, более распространенной была манципацион-ная форма, для которой было легче найти друзей и свидетелей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой