Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые нормы и основы деятельности журналиста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовое воспитание журналиста" — очень актуальная тема на сегодняшний день, ведь каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению… Читать ещё >

Правовые нормы и основы деятельности журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вступление

" Правовое воспитание журналиста" - очень актуальная тема на сегодняшний день, ведь каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой правовой культуры каждого гражданина, а особенно журналиста. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности журналиста.

Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры журналиста приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.

Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждый журналист должен обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого он должен быть свободным в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.

Результативность журналистики во многом зависит от соблюдения правовых и этических норм. Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью — правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на общественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственности за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть.

То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня составляют богатое правовое поле российской журналистики Современный период развития общества характеризуется возрастанием роли сознания в такой его области или сфере, как правосознание, что относится как ко всем гражданам, так и в первую очередь к журналистам.

1. Понятие, сущность, цель и проблемы правового воспитания

Воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.

Правовое воспитание — это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание личности — это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Цель правового воспитания — дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.

Задачами правового воспитания являются:

· формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний;

· формирование глубокого внутреннего уважения к праву;

· формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике;

· формирование привычки поведения в точном соответствии с законом;

· формирование установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых нарушений правовых норм.

Правовое воспитание может пониматься в двух смыслах — широком и узком. Правовое воспитание в широком смысле (правовое формирование личности) — весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правового сознания под влиянием самых различных факторов. Правовое воспитание в узком смысле — целенаправленный, управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и журналиста, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании журналиста — правовое сознание. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

В подготовке специалистов неюридических вузов, в том числе журналистов, существует ряд проблем, а именно в уровне их правовой подготовки. Причины данных проблем заключаются в том, что: требования к правовой компетентности при итоговой аттестации выпускника журналистских вузов слишком занижены; предлагаемые к изучению правовые дидактические единицы представлены в стандартах по специальности автономно от базового курса «Правоведения»; недостаточная правовая компетентность преподавателей правовых дисциплин неюридического вуза, которые должны иметь базовое юридическое образование.

В высшие учебные заведения журналистского профиля необходимо введение системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки.

Введение

данных курсов позволило бы искоренить правовой нигилизм в студенческой среде журналистов.

Так же необходимо повсеместно начать переподготовку и повышение квалификации преподавателей правовых дисциплин, охватывая при этом те отрасли права, которые необходимы для подготовки специалиста, в конкретной сфере будущей его деятельности.

Формирование правового сознания у будущих молодых специалистов задача высших учебных заведений. Журналист, отправляющийся во взрослую серьезную жизнь должен знать свои права и быть готовым выполнить свои обязанности. Таким образом, формирование и развитие правовой культуры студентов неюридических факультетов является важнейшей задачей, стоящей перед вузовским образованием.

2. Правовое воспитание журналиста: формы, средства и методы

Правосознание людей, объединенных в социальные общности, — явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.

Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политикоправовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание включает в себя следующие элементы:

· субъекты воспитания (органы государства, госслужащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

· объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т. д.);

· содержание воспитания (приобщение людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту, информации и т. п.);

· методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание, др. приемы педагогического воздействия на объект воспитания);

· формы воспитания.

Содержанием правового воспитания журналиста, является его приобщение к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы. Методы правового воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.

Средства правового воспитания делятся:

· на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

· устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

К основным элементам механизма правового воспитания, прежде всего, относят формы, т. е. конкретные способы организации воспитательного про-цесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы (воспитания):

Ш правовой всеобуч — передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

Ш пропаганда права средствами массовой коммуникации;

Ш правовая воспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.);

Ш юридическая практика как передача и усвоение юридической информации, знаний посредством участия граяедан в правореализующей, и, прежде всего, в правоприменительной деятельности и т. д.;

Ш самовоспитание через анализ правовых явлений, самообразование, личный опыт.

Система мероприятий правового всеобуча включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами и организациями, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т. д.

Правовое воспитание журналиста тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности журналиста. Это глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека, гражданина и журналиста, а также положений Конституции и действующих законов.

3. Правовые нормы и основы деятельности журналиста

Правовые основы деятельности журналистов определены Конституцией Украины, законами Украины «Об информации», «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «Об информационных агентствах», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации «, «О телевидении и радиовещании «,» О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов «и другими нормативно-правовыми актами.

Так, статьей 34 Конституции Украины каждому гражданину Украины независимо от его профессии гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений.

Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом на свой выбор.

Также, частью третьей статьи 15 Конституции Украины установлено, что цензура в Украине запрещена.

Важное значение для обеспечения деятельности журналистов на современном этапе имеет Закон Украины от 13 января 2011 года № 2938 «О внесении изменений в Закон Украины» Об информации «. Согласно статье 24 указанного Закона запрещается цензура, т. е. любое требование, которое направлено, в частности, к журналисту, средства массовой информации, его учредителю (соучредителю), издателю, руководителю, распространителю.

Также запрещаются вмешательства в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивания общественно необходимой информации, наложения запрета на освещение отдельных тем, показ отдельных лиц или распространения информации о них, запрета критиковать субъекты властных полномочий, кроме случаев, установленных законом, договором между учредителем (владельцем) и трудовым коллективом, редакционным уставом.

Умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов и / ибо преследования журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику влечет за собой ответственность согласно законам Украины и карается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Статьей 17 Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» установлена?? ответственность за посягательство на жизнь и здоровье журналиста, другие действия против него и ответственность журналиста за нанесенный им моральный (неимущественный) вред.

Вместе с тем, ответственность за совершение преступления против журналиста в связи с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствование его служебной деятельности приравнивается к ответственности за совершение таких же действий против работника правоохранительного органа.

Служебная деятельность журналиста не может быть основанием для его ареста, задержания, а также изъятия собранных, обработанных, подготовленных им материалов и технических средств, которыми он пользуется в своей работе.

В случае возмещения, согласно Гражданскому кодексу Украины, журналистом и средством массовой информации причиненного ими морального (неимущественного) вреда на них возлагается солидарная ответственность с учетом степени вины каждого.

Журналист и / или средство массовой информации освобождаются от ответственности за распространение информации, не соответствующей действительности, если суд установит, что журналист действовал добросовестно и осуществлял ее проверку.

В сферу профессиональной деятельности журналиста Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» включает сбор, создание, редактирование, подготовку информации к печати и издание печатных средств массовой информации с целью ее распространения среди читателей. Принадлежность журналиста к соответствующему средству массовой информации подтверждается редакционным удостоверением или иным документом, выданным ему редакцией этого печатного средства массовой информации. Права и обязанности журналиста установлены статьей 26 указанного Закона. Журналист должен хорошо осознавать, что он несет ответственность в рамках действующего законодательства за превышение своих прав и неисполнение обязанностей.

Законом Украины «Об информации» закреплено гарантии деятельности средств массовой информации и журналистов, поскольку профессия обязывает журналистам первым оказываться в гуще событий, постигать глубинный смысл явлений, причины и последствий, а также истолковать их для общественности. Поэтому во время выполнения профессиональных обязанностей журналист имеет право осуществлять письменные, аудио-и видеозаписи с применением необходимых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имеет право беспрепятственно посещать помещения субъектов властных полномочий, открытые мероприятия, которые ими проводятся, и быть лично принятым в разумные сроки их должностными и служебными лицами, кроме случаев, определенных законодательством.

Также, журналист имеет право не раскрывать источник информации или информацию, которая позволяет установить источники информации, кроме случаев, когда его обязали к этому решению суда на основании закона.

При этом Законом установлено, что после предъявления документа, удостоверяющего его профессиональную принадлежность, работник средства массовой информации имеет право собирать информацию в районах стихийного бедствия, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, военных действий, кроме случаев, предусмотренных законом.

Проанализировав действующее законодательство Украины, можно сделать вывод, что сегодня значительное внимание уделено гарантиям профессиональной деятельности журналистов. Государство пытается реализовать права и свободы журналистов путем возложения обязанностей на учреждения и организации, их должностных лиц предоставлять объективную информацию о своей деятельности. Определен порядок аккредитации журналистов при учреждениях и организациях. Прилагается много усилий для решения вопросов, относительно установления ответственности за нарушение прав и свобод журналистов, препятствование их профессиональной деятельности, преследование журналиста в связи с его профессиональной деятельностью, осуществление цензуры подобное.

На сегодня журналисты, во время осуществления их профессиональной деятельности, имеют возможность пользоваться общепризнанной свободой мысли и слова, свободой выражения, в то же время, подчеркивается недопустимость злоупотребления правами и свободами журналиста.

правовой воспитание культура журналист

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод, что правовое воспитание чрезвычайно важно для журналиста, так как результативность журналистики во многом зависит именно от соблюдения правовых норм.

СМИ являются эффективным средством правового воспитания граждан республики в лице читателей, зрителей, слушателей. Но СМИ в целом, и каждый журналист в отдельности, являются в то же время объектами юридических реформ, носителями правовой культуры.

Практика показывает, что правовой инфантилизм работников СМИ — основная причина неквалифицированного подхода к освещению современных проблем общества и государства. Следовательно, вооружение журналистов правовыми знаниями и навыками их применения — насущная образовательная задача.

Правовое воспитание — это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание личности с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов.

Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Таким образом, правовое воспитание журналиста — это сложная система применения различных средств и методов, направленных на правовую информированность журналиста.

Это глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека, гражданина и журналиста, а также положений Конституции и действующих законов. Это очень сложный длительный процесс, который требует планомерного и систематического подхода.

1. Конституция Украины// Официальное издание Верховной Рады Украины: 1996

2. Закон Украины «Об информации» //Официальное издание Верховной Рады Украины: 2011;

3. Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание под ред. В. К. Бабаева. — М.: изд. «Лань», 2003;

4. Егоров Е. В. Проблемы правового образования в неюридических вузах. с 1−2;

5. Корнев Г. П. Общая теория государства и права: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородская гос. Аохит — строит. Университет, 2005.;

6. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е. А. Певцова // Современное право. — 2003. — № 8. — С.2−23;

7. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики, 2002

8. Сальников В. П. Правовая культура: Теория государства и права. Курс лекций/ под. Ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., Юрист, 1997.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой