Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйст

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жилищная реформа началась в России в 1991 г. С принятия Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» Закон от 4. 07.1991 № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Консультант Плюс., став одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. В 1997 г. Принята Концепция реформирования ЖКХ — проведения реформы в три этапа и перехода… Читать ещё >

Повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

/68

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

" ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. Пушкина"

Факультет экономики и инвестиций Кафедра экономики и управления ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства

Администрации муниципального образования " Город Дудинка" )

студента 5 курса Махов Станислав Юрьевич специальность 80 504.65

" Государственное и муниципальное управление"

очное отделение Научный руководитель Павленко Людмила Ивановна к. п. н., доцент

Санкт-Петербург 2011 г.

  • Введение
  • Глава I. Основные характеристики системы ЖКХ на этапе реформирования
  • 1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство как одна из важнейших отраслей экономики страны
  • 1.2 Проблемы отрасли ЖКХ России
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Особенности развития системы ЖКХ в муниципальном образовании (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Дудинка»)
  • 2.1 Структура жилищно-коммунального комплекса муниципального образования «Город Дудинка»
  • 2.2 Пути повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Город Дудинка»
  • Выводы по главе II
  • Заключение
  • Список литературы

Актуальность темы. На современном этапе социально-экономических реформ проблемы стабилизации и повышения уровня и качества жизни населения стали центральными. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований, и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе. Повышается роль разносторонних исследований в области качества жизни как научной основы государственных мер, способствующих обеспечению наибольшей социальной эффективности экономических процессов. Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.

В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям; возложенные на нее задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения. В связи с этим реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России. Причина в том, что она продолжается уже более десяти лет и пока, по мнению подавляющей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. В ходе реализации реформы очень четко проявилось противоречие между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает. Фактическое состояние бытовой инфраструктуры катастрофически ухудшается, система жизнеобеспечения населения разрушается, и становится все более очевидным, что решить эту макроэкономическую проблему за счет только перехода на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг весьма проблематично.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. ЖКХ города — это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы. Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют с ЖКХ, тем самым, подчеркивая первостепенность для местных властей задач обеспечения населения теплом, водой, электричеством перед другими вопросами. Эта важнейшая сфера, накопленная множеством проблем, представляет собой благодарное поле для инноваций и применения специального экономического инструментария.

Объект исследования — деятельность жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления. Предмет исследования — повышение эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления.

Цель исследования — изучить современное состояние ЖКХ в муниципальном образовании и разработать пути повышения эффективности деятельности предприятий отрасли.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать жилищно-коммунальное хозяйство страны как одну из важнейших отраслей экономики.

2. Определить проблемы отрасли ЖКХ России на этапе реформирования.

3. Проанализировать состояние ЖКХ на современном этапе развития муниципального образования «Город Дудинка» .

4. Проанализировать проблемы в сфере ЖКХ муниципального образования «Город Дудинка» .

5. Предложить пути совершенствования системы ЖКХ муниципального образования «Город Дудинка» .

Гипотеза дипломного исследования: повышение эффективности деятельности предприятий отрасли ЖКХ на территории муниципального образования «Город Дудинка» возможно при соблюдении следующих условий: повышение роли органов местного самоуправления в формировании эффективной системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством; формирование конкурентной среды в сфере управления объектами ЖКХ; информационное обеспечение реформирования отрасли ЖКХ.

Методы исследования: анализ документов, метод сравнения, беседа.

База исследования — Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город поселение Дудинка» .

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке и совершенствовании программ по развитию ЖКХ в муниципальном образовании «Город Дудинка», а также в других муниципальных образованиях.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Основные характеристики системы ЖКХ на этапе реформирования

Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ. Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы.

1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство как одна из важнейших отраслей экономики страны

Цель реформы местного самоуправления состоит не только в приближении местной власти к населению, но и в том, чтобы эта власть была самостоятельной, умеющей под свою ответственность решать вопросы местного значения и имеющей для этого собственные средства. Именно поэтому, предлагая создать муниципальное образование на той или иной территории, мы должны одновременно просчитывать экономическую и финансовую основу будущих муниципальных образований.

Существующая система местного самоуправления преобразуется в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральный закон от 06. 10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс.. Этим законом установлено, что новая — двухуровневая система местного самоуправления должна начать функционировать с 2006 года. Для введения в действие двухуровневой системы местного самоуправления необходимо выполнить огромный объем подготовительной работы. Процесс перехода к двухуровневой системе местного самоуправления достаточно подробно регламентирован Главой 12 «Переходные положения» ФЗ — 131.

Жилищно-коммунальное хозяйство — важный структурный элемент, обеспечивающий функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России. Необходимость одновременного создания условий устойчивого функционирования предприятий ЖКХ и сохранения социально ориентированной политики государства обусловлена важностью, которую имеет жилище для каждой семьи и каждого гражданина.

От нормального функционирования жилищно-коммунального комплекса зависит жизнь и здоровье граждан страны. Это связано и с климатическими условиями. Поэтому особо важна подготовка и работа коммунальщиков в зимний период.

Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2008 г. Она составила более 63% по сравнению с 33% в 2004 г Дронов А. А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования / А. А. Дронов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2009. — № 6−7. — С. 47. .

Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т. е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель — передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34% за счет передачи в частую собственность. Государственное (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн. или 5,1% от всего жилищного фонда страны Дронов А. А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования / А. А. Дронов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2009. — № 6−7. — С. 48. .

Сформированный таким образом рынок жилья и созданная у на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:

— расселение коммунальных квартир;

— ликвидацию общежитий;

— выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья;

— предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов;

— предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);

— выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8%) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека) Чернышов Л. Н. Для преодоления кризиса в ЖКХ необходим программный целевой подход / Л. Н. Чернышев // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2008. — № 8. — С. 52−64. .

Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой — потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

Производственная структура коммунальных предприятий претерпела значительные изменения. Их численность по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась в 2 раза, однако главным достижением явилось то, что из 52 тыс. предприятий, работавших на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), свыше половины (53,9%) это мелкие предприятия, в основном работающие в жилищной сфере Дронов А. А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования / А. А. Дронов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2009. — № 6−7. — С. 48. .

Производственная структура предприятий жилищно-коммунальной сферы включает более 30 видов деятельности. Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия и др.

Жилищная реформа началась в России в 1991 г. С принятия Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» Закон от 4. 07.1991 № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Консультант Плюс., став одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. В 1997 г. Принята Концепция реформирования ЖКХ — проведения реформы в три этапа и перехода в 2003 г. На полную оплату населением коммунальных услуг и внедрение обязательного страхования жилья. На основании Концепции Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», являющуюся частью федеральной целевой программы «Жилище» на 2002;2010 гг Постановление Правительства Российской Федерации от 17. 11.2001 № 797 «О подпрограмме „Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002 — 2010 годы» // Консультант Плюс.. Стратегическая задача подпрограммы — улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной социальной защитой населения.

Устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства является составляющей социальной безопасности граждан и стабильности в стране. Жилищно-коммунальные услуги имеют для населения особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своем жилище.

В связи с этим особое значение приобретает распоряжение Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р, которым утверждена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010;2020 годы» «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 — 2020 годы» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2. 02.2010 № 102-р // Консультант Плюс. .

В данной Концепции определены основные цели и приоритетные направления реформирования ЖКХ:

· обеспечение к 2020 г. собственников многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и по доступной цене;

· совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания ЖКХ (создание ТСЖ и управляющих организаций);

· развитие управления имущественным комплексом коммунальной сферы на основе частно-государственного партнерства, концессионных соглашений (вовлечение бизнеса);

· перевод льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму (монетизация льгот);

· развитие системы ресурсои энергосбережения (приборы учета).

Напомним, что перечисленные цели, направления, а также задачи, подходы, механизмы, мероприятия, обозначенные в Концепции, уже декларировались в ранее принятых разнообразных государственных документах, начиная с 4 июля 1991 г., когда вступил в силу закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Закон от 4. 07.1991 № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Консультант Плюс. .

Данный Закон установил основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, определил правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Закон, который называли «первым рыночным» и «наиболее прогрессивным», радикально изменил общественные отношения в жилищной и коммунальной сфере. На его основе в последующем принимались многочисленные постановления и указы, нормативные правовые акты, концепции, программы, мероприятия по развитию ЖКХ, выделялись финансовые средства из различных источников, создавались новые управленческие структуры, велась определенная практическая работа.

Как оказалось, курс, о котором говорят разработчики новой Концепции, не такой уж и новый. Подобные идеи уже встречались в принятых ранее документах.

Однако за довольно продолжительный период (около 20 лет) реформирования ЖКХ на рыночных основах существенных преобразований в отрасли не произошло. Об этом свидетельствуют предельный износ основных фондов, отсталые технологии, многомиллиардные долги, банкротство большинства предприятий, возрастающая аварийность, которая рассматривается уже как угроза национальной безопасности.

Время со всей очевидностью выявляет слабость системы: многочисленные аварии в системах жизнеобеспечения населения со сроком ликвидации последствий 6−8 ч и более.

Бесспорно, наивысшим достижением в деле государственной поддержки реформы ЖКХ за последнее десятилетие является выделение финансовых средств из федерального бюджета беспрецедентно большого объема — 250 млрд руб. на 2008;2011 гг., однако насколько доступна и достаточна эта мера для решения проблем реформирования ЖКХ? По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование ЖКХ требуется до 10−13 трлн. Руб., в то время как в Программе из всех источников предусмотрено чуть более 4 трлн. Руб. Причем подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, т. е. осуществлять реформу снова предлагается за счет населения. Такой подход представляется принципиально неверным Агитаев Е. В. Новая концепция реформы ЖКХ / Е. В. Агитиаев // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2010. — № 6. — С. 11−12. .

В рассматриваемой Концепции не учтены вопросы технического регулирования, сертификации, лицензирования в жилищно-коммунальной сфере, а без их решения обеспечить качество и безопасность на жилищно-коммунальных объектах невозможно. Нет в ЖКХ и достаточных юридических условий для деятельности саморегулируемых организаций (СРО). В Концепции об этом даже не упоминается, и, по нашему мнению, здесь кроется много возможностей для злоупотреблений. Требуется принять неотложные меры по упорядочению лицензирования, сертификации и деятельности СРО в жилищно-коммунальной сфере.

Уже очень много говорилось о ТСЖ, приватизации объектов ЖКХ, монетизации льгот, названных в Концепции приоритетными. Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения многократно публично высказывался против приватизации систем жизнеобеспечения, которые, как и во всем мире, должны находиться преимущественно в муниципальной собственности. Приватизация в том виде, в каком она проходит сейчас, не будет способствовать социальной безопасности и стабильности в отрасли.

Принципы приватизации объектов ЖКХ в современных условиях следует пересмотреть. Международный опыт свидетельствует о возвращении ранее приватизированных систем жизнеобеспечения населения обратно в так называемую публичную собственность. Сегодня необходимо обеспечить социально ответственный подход к реформированию отрасли, сбалансированность интересов всех сторон трудовых отношений.

Более десяти лет обсуждаются вопросы деятельности ТСЖ, монетизация льгот. Но для практического их осуществления за весь период реформы не созданы элементарные условия: недостаточную разъяснительную работу ведут власти и СМИ, не сформирована соответствующая мотивация граждан, несовершенная нормативнщ-правовая база, не подготовлены кадры для ТСЖ и управляющих организаций. А главным препятствием является противодействие местных и региональных органов власти в выделении ТСЖ законных земельных участков для дворовых территорий.

Что касается навязывания монетизации льгот, то, кроме уже избитых причин (неточности и несвоевременности расчетов, организационно-технической сложности и пр.), следует отметить общую точку зрения ветеранов. Они считают, что для них важнее не сами деньги, а добытое в боях право на льготу, признание их заслуг обществом.

Информация о мерах поддержки малоимущих граждан очень слабо доводится до их сведения органами социального обеспечения и почти не освещается в СМИ. Граждане либо не знают о таких возможностях, либо не могут ими воспользоваться. Данная социальная поддержка усложнена сбором многочисленных документов, учетом жилой площади только по социальным нормам, расчетами совокупного семейного дохода по особым формулам и др. Получение таких субсидий зачастую оказывается недоступным для нуждающихся граждан. В условиях мирового финансового кризиса это серьезнейшее упущение власти, которое требует принятия незамедлительных мер.

Отдельного внимания заслуживает энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства, необходимость повышения которой несомненна. Однако в Концепции отсутствует конкретизация достижения данной цели. Это ведь не только установка приборов учета произведенных и потребляемых услуг. Нужны большая комплексная подпрограмма, включающая модернизацию теплоэнергетического оборудования и коммунальной инфраструктуры, новые технологии, обеспечение качества, надежности и эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг. Разговоры о приборах учета ведутся десятилетиями, но до сих пор не удается установить их хотя бы в половине жилфонда.

Главной и острейшей проблемой развития ЖКХ является финансовое обеспечение. Меры по разработке комплексных программ развития территорий, внедрение современных информационных технологий, особые условия кредитования через заранее определенные банки, предусмотренные Концепцией, представляются недостаточно проработанными, а в некоторых случаях и опасными. Велика вероятность того, что многие предприятия (большинство из которых сегодня банкроты), получив «длинные деньги», не смогут рассчитаться по долгам. Ведь очевидно, что возврат кредита будет осуществляться через тариф, т. е. за счет потребителя — прежде всего, населения. А готово ли население нести такие расходы? В стране 18 млн. граждан живут за чертой бедности, минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб., невысока и средняя пенсия Агитаев Е. В. Новая концепция реформы ЖКХ / Е. В. Агитиаев // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2010. — № 6. — С. 15. .

Главный недостаток Концепции в отсутствии сколько-нибудь убедительных аргументов и определенных механизмов, которые гарантировали бы возвратность средств, порядок залога имущества или реализацию других мер. По нашему мнению, не следует ожидать массового инвестирования со стороны частного бизнеса (по Концепции его вложения составят 75%) — в условиях малых городов и поселений это практически невозможно. Поверхностными и упрощенными представляются подходы к формированию и реализации инвестиционных программ.

Что касается внедрения новейших информационных технологий, то очевидным недостатком Концепции является непроработанность создания федеральной интегрированной информационной системы эффективной реализации предполагаемого комплекса мер. Возникает вопрос: почему нельзя использовать ранее наработанные информационные системы в ЖКХ, на которые уже израсходованы значительные финансовые средства?

Также трудно согласиться с предлагаемыми сроками реформирования ЖКХ и целевыми индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход реализации будущей программы. Полагаем, что слишком много времени (два года) отводится разработке программ комплексного развития территорий, созданию информационных систем, формированию законодательной, нормативной правовой базы.

Планы осуществления реформы ЖКХ (2010;2020 гг.) не проработаны и необоснованно растянуты. Еще одного десятилетия реформирования ЖКХ население может не выдержать, возможно усиление социального напряжения. Следует вдвое сократить сроки и пересмотреть приоритеты, а главным источником финансирования должны быть государство, субъекты РФ, местное самоуправление, частный бизнес и только в последнюю очередь — население. В деле модернизации и реформирования отрасли целесообразно и далее использовать принципы финансовой поддержки, осуществляемые в настоящее время через Фонд реформирования ЖКХ. Такой подход представляется наиболее оптимальным.

По нашему мнению, результатом реформы ЖКХ должно стать обеспечение всего населения страны качественными, надежными и доступными жилищно-коммунальными услугами. Приоритетными задачами должны быть:

· обеспечение граждан доступным комфортным жильем;

· модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

· укрепление и модернизация основных фондов коммунальной инфраструктуры;

· внедрение современных технологий;

· взвешенная тарифная политика;

· ресурсо-энергосбережение;

· эффективный менеджмент;

· защита малообеспеченных граждан при предоставлении ЖКУ.

Ранее проводимая реформа была направлена в основном на реорганизацию структур управления жилищно-коммунальным комплексом, изменение форм собственности, содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организацию управления многоквартирными домами, развитие рыночных отношений. Эти же направления реформы преимущественно сохраняются и в настоящее время. Однако приоритетом сегодняшнего дня должны быть модернизация основных фондов, внедрение ресурсо-энергосберегающих технологий.

Мы считаем, что изложенный в Концепции комплекс мер по реформированию ЖКХ следует дополнить и скорректировать. Для разработки федеральной целевой программы по реформированию ЖКХ необходимо широкое подключение структур гражданского общества.

Дальнейшее ослабление государственной поддержки отрасли, тем более в условиях мирового финансового кризиса, может привести к ограничению и ухудшению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, невыполнению планов национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.) // Консультант Плюс., потере устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство наряду с жилищным строительством должно рассматриваться как мощный источник внутреннего спроса, охватывающего различные секторы отечественной экономики. Жилищно-коммунальный комплекс может стать основой для организации общественных работ. Рабочие места могут быть предоставлены непосредственно в местах проживания работников без дорогостоящего перемещения рабочей силы в другие регионы. В отрасли существует огромный внутренний спрос на оборудование, машины и механизмы для коммунальной энергетики и теплоснабжения, систем водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, а также на индивидуальные приборы учета тепла и воды и многое другое. Все это может загрузить заказами другие отрасли.

Дефицит финансовых средств — главная проблема ЖКХ. В настоящее время кредиторская и дебиторская задолженности организаций находятся в пределах 350 млрд руб. каждая. Сформировалась они в основном из-за неисполнения государством своих обязательств как в настоящее время, так и в предыдущие годы. В этом же причина массового банкротства предприятий ЖКХ. Представляется необходимым в кратчайшие сроки произвести взаимозачеты и реструктуризацию задолженностей. В этом видится главное предназначение Федерального закона «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ» Проект Федерального закона «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ» // Консультант Плюс. .

По данным Росстата, фактическая потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 45,1 тыс. км (21% от их общей протяженности), водопроводных сетей — 176,5 тыс. км (33% от их общей протяженности), канализационных сетей — 52,5 тыс. км (30,4% от всей их протяженности). По нашим расчетам, для проведения этих работ, а также строительства и модернизации котельных, насосных станций, центральных тепловых пунктов, гидротехнических сооружений в оптимальных ценах текущего года требуется около 2 трлн. Руб.

По мнению ряда экспертов фактические обязательства государства по капитальному ремонту жилфонда и переселению граждан из аварийного жилья составляют около 3 трлн. Руб.

Таким образом, для первого и наиболее важного этапа модернизации основных фондов, который во многом определит стратегию, потребуется около 5 трлн. Руб. государственных инвестиций.

По мнению исследователей, для начала реальной модернизации и реформирования жилищно-коммунальной сферы, обеспечения надежности и устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения населения необходимо изыскать эти средства и осуществить одновременное и достаточное их вложение в отрасль. Таким образом, обновленные в течение двух-трех лет объекты ЖКХ затем можно будет передать (некоторые продать по рыночным ценам) эффективному собственнику. Ежегодные затраты составят 1,5−2 трлн. Руб Буктеров Е. Проблемы ЖКХ и пути их решения / Е. Буктеров // Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура. — 2010. — № 1. — С. 12. .

Напомним, что данная идея была заложена еще в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» Закон от 4. 07.1991 № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Консультант Плюс.. Однако частично к ее реализации приблизились только в 2008 г. После принятия Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Федеральный закон от 21. 07.2007 N185-ФЗ Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Консультант Плюс.. Столь запоздалая реализация этой идеи стала одной из причин «пробуксовки» и бесконечного реформирования ЖКХ.

Очевидной является необходимость принятия основополагающих для отрасли федеральных законов «О жилищной политике Российской Федерации», «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ», «Об услугах и тарифах в жилищно-коммунальной сфере»; внести ряд изменений и дополнений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» для упрощения процедур по получению средств на капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, создания условий для развития малоэтажного жилищного строительства. Требуется внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ для дополнительного и достаточного финансового обеспечения мероприятий по модернизации муниципальной коммунальной инфраструктуры и предоставления субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Важно обеспечить оперативное предоставление субсидий региональным бюджетам на закупку автомобилей, коммунальной техники и техники для перевозки грузов на ближайший период; утвердить нормативные правовые акты по совершенствованию тарифной политики в ЖКХ на период мирового финансового кризиса; осуществить комплекс мер по энерго-, ресурсосбережению (включая новые изоляционные материалы, пластиковые окна, внедрение индивидуальных приборов учета).

Для реальной защиты малообеспеченных слоев населения от повышения тарифов на ЖКУ путем введения системы адресных субсидий нужно снизить уровень стандарта максимально допустимой доли граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 10−15%, ориентируясь на структуру потребительской корзины малообеспеченных семей в каждом регионе, а также упростить процедуру их получения.

Необходимо восстановить отраслевую систему подготовки и переквалификации кадров, предусмотрев соответствующее бюджетное финансирование; обеспечить социально ответственный подход бизнеса к подготовке кадров, инвестированию в достижение этих целей, созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению квот для молодежи и инвалидов.

В целях смягчения социальных последствий при изменении форм собственности предприятиями и их последующей реструктуризации следует предусмотреть формирование конкретных территориальных и локальных программ по обеспечению трудоустройства высвобождаемых работников, их переквалификации и обучению новым смежным профессиям. В таких программах целесообразно предусмотреть для работников, высвобождаемых в связи с несостоятельностью предприятий (банкротством), а также их ликвидацией, реорганизацией, преимущественное право трудоустройства (резервирование не менее 70% рабочих мест на вновь образуемых организациях и предприятиях). Решение об акционировании и банкротстве предприятий ЖКХ областной и муниципальной собственности должно приниматься с учетом мнения всех заинтересованных сторон, включая профсоюз, представляющий работников.

Важно осуществить действенные меры по повышению роли социального партнерства: развитию общественно-государственного и частно-государственного партнерства, а также партнерства в сфере трудовых отношений.

Преобразование жилищно-коммунальной отрасли — важнейшая составляющая проводимых в стране реформ. Главная особенность реформ ЖКХ в том, что их технические, экономические, политические и социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении. Все вопросы реформирования жилищно-коммунального комплекса — обеспечение должного качества ЖК услуг, приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем дохода населения, экономия теплоэнергоресурсов и сохранение жилищного фонда в нормальном состоянии, обновление технической базы ЖКХ — являются первоочередными, значит, необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении и развитой нормативной базе.

Важная задача — ускорение формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.

Необходима инвентаризация технического состояния жилого фонда и объектов инженерной инфраструктуры для выработки мер по подготовке к зиме. А также постановка перспективной задачи паспортизации коммуникаций и создания в населенных пунктах информационно-справочных систем теплосетей, для предотвращения аварийности и оптимизации работ по плановому ремонту сетей.

Необходимо создать банк данных позитивного опыта в области энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы договоров на предоставление коммунальных услуг. Это позволит муниципалитетам подобрать оптимальный для каждого вариант с учетом местных условий.

1.2 Проблемы отрасли ЖКХ России

Российское жилищно-коммунальное хозяйство нельзя назвать передовой отраслью экономики. Для ЖКХ характерен консерватизм, который объясняется, в первую очередь, громоздкой и неповоротливой инфраструктурой, доставшейся от советской экономической системы, во-вторых, низкой активностью и требовательностью населения к качеству услуг, что отнюдь не стимулирует развитие рынка в жилищно-коммунальной сфере.

Ниже мы рассмотрим основные проблемы отрасли Садыгов А. Ш. О проблемах строительного комплекса и ЖКХ в РФ и путях их решения / А. Ш. Садыгов // Сайт клуба «Российский парламентарий» www. parlament-club.ru. .

1. Проблема формирования товариществ собственников жилья (ТСЖ). Остановимся на трудностях в формировании ТСЖ в процессе долевого строительства. У таких организаций часто возникают конфликтные ситуации с застройщиками. Причина — разночтения в Жилищном законодательстве РФ.

жилищный коммунальный муниципальный россия Статья 139. Жилищного кодекса РФ допускает создание ТСЖ на этапе строительства, а статья 143 разрешает регистрацию ТСЖ только по решению собственников жилья, что противоречит одно другому. Будущие собственники могут принять соответствующее решение, зарегистрировать ТСЖ в налоговой инспекции Жилищный кодекс Российской Федерации от 29. 12.2004 № 188-ФЗ // Консультант Плюс.. Но правом собственности на жилье могут воспользоваться только тогда, когда получат документы на данное право собственности, иначе это будет противоречить положениям ЖК. Более того, согласно закону № 72 РФ «О ТСЖ» право создания ТСЖ остается за застройщиком Федеральный закон от 15. 06.1996 N72-ФЗ (ред. от 21. 03.2002)" О товариществах собственников жилья" // Консультант Плюс.. Вероятно, с той поры пошло, что требование акта приема дома в эксплуатацию госкомиссией подписывается ТСЖ.

Таким образом, застройщик может с легкостью объявить нелегитимным ТСЖ, созданное до завершения строительства. Так нередко поступают не слишком крупные строительные компании, которые сопротивляются передаче домов в управление, стараясь как можно дольше не выпускать из-под своего контроля финансовые потоки.

Что касается ТСЖ в построенных домах, которые до их образования по умолчанию эксплуатировались жилкомсервисами, то смысл создания этих организаций будет лишь тогда, когда повысится качество управления и эксплуатации домом. В большинстве случаев вновь созданные ТСЖ отдают дом в управление местному жилкомсервису, и ничего не меняется.

Способ решения данной проблемы видится в устранении противоречий в Жилищном кодексе РФ и законе № 72 РФ «О ТСЖ» Федеральный закон от 15. 06.1996 N72-ФЗ (ред. от 21. 03.2002)" О товариществах собственников жилья" // Консультант Плюс., проработке возможности приемки домов в эксплуатацию управляющей компании без обязательного участия ТСЖ.

Целесообразным также представляется внесение поправки в закон о ТСЖ и обязать эти организации либо своими силами осуществлять управление и эксплуатацию объектов ЖКХ, либо делегировать это право участнику рынка, отличному от предыдущего. Таким образом, будет стимулироваться конкуренция на рынке управления и эксплуатации жилой недвижимости.

2. Проблема создания конкурентной среды в ЖКХ заключается в монополизации рынка управления и эксплуатации жилой недвижимости. На сегодняшний день жилая недвижимость в городах России более чем на 2/3 обслуживается жилкомсервисами со 100% -ным государственным капиталом — прямыми наследниками советской коммунальной системы. Что касается частных эксплуатационных компаний, то их зарегистрировано мало. Кроме того, большинство таких компаний не имеют собственной материальной базы, работают нестабильно и через 1,5−2 года сворачивают деятельность. Нередко они берут на подряд те же жилкомсервисы, и, таким образом, присутствие новых частных компаний практически ничего не меняет на рынке.

Так, весной 2009 года в крупном российском городе одна иностранная компания приобрела 80% доли уставного капитала в шести убыточных жилкомсервисах и стала контролировать управление 12% объектов ЖКХ города. Летом компания уступила 80% своей доли другому частному предприятию. Однако качество обслуживания сильно не повысилось, поскольку управление и эксплуатация домов осуществляется теми же жилкомсервисами — теми же людьми, теми же ресурсами. Весенняя сделка вызвала серьезный резонанс в деловых кругах города, наблюдался непродолжительный всплеск интереса к рынку ЖКХ. Однако вскоре всё стало на свои места Кругликов А. А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. А. Кругликов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2010. — № 7. — С. 45. .

Способ решения проблемы видится в привлечении в российское ЖКХ частных компаний, способных реально улучшить качество обслуживания жилых домов. Эти компании должны обладать собственной материальной базой, ресурсами и опытом эффективной эксплуатации недвижимости. Они должны иметь штат квалифицированных кадров, достаточный для выполнения тех задач, за которые они берутся. В противном случае новые участники рынка будут брать на подряд существующие организации, и ситуация в ЖКХ не улучшится, а только усложнится. Необходимо внести в законы конкретные критерии оценки управляющих компаний, которые претендуют на эксплуатацию жилой недвижимости.

3. Проблема доступности жилья, расселения коммунальных квартир заключается в отсутствие достаточного спроса на коммунальные квартиры со стороны инвесторов и высокие риски при расселении.

Из-за кризиса многократно снизилось количество ипотечных сделок. Тем не менее, во всех отношениях государству выгодно стимулировать рынок строительства и поддерживать экономически активное население, готовое работать и зарабатывать на жилье.

Приведем примеры успешного решения проблемы Кругликов А. А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. А. Кругликов // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. — 2010. — № 7. — С. 47−49. .

1. В Перми с 2001 года в рамках реализации муниципальной программы «Дом для вашей семьи» работает следующая модель.

Муниципалитет учредил некоммерческую организацию, которой вне конкурсных процедур выделяются земельные участки. На основании инвестиционного договора к продажам и рекламе этой организацией привлечены кооперативы. По некоторым объектам некоммерческая организация выступает в качестве застройщика, привлекая к строительству подрядные организации. В других случаях эти функции закрепляются за частным застройщиком. Он же занимается разработкой проектно-сметной документации. Под гарантии города в случае необходимости привлекается пермское отделение Сбербанка РФ. Первоначально инженерным обеспечением занимался город, с которым некоммерческая организация рассчитывалась после реализации проекта. Привлечение целевых жилищных инвестиций производится кооперативом на основании заключаемых между ним и гражданами договоров накопления паев.

Такая схема позволяет реализовывать квартиры по ценам на 20% ниже рыночных. До 10% от объемов строительства передается муниципалитету под целевые жилищные программы. За время реализации программы — с 2001 г. — по этой схеме построено 30 многоэтажных домов.

2. В Ленобласти в качестве инвестора выступает региональный оператор АИЖК — ЛеноблАИЖК. В качестве заказчика — муниципальное предприятие, которое имеет право заимствовать денежные средства, что является ключевым фактором выбора именно этой формы собственности.

Муниципальное предприятие заключило инвестиционный и агентский договоры с ЛеноблАИЖК, на основании которых ЛеноблАИЖК привлекает денежные средства физических лиц. Для подготовки проектно-сметной документации ЛеноблАИЖК инвестирует до 20% от стоимости проекта из собственных и привлеченных средств. Привлеченные средства — это средства кредиторов-банков под гарантии субъекта РФ, привлекались и кредиты, предоставляемые из средств бюджета субъекта по ставке 1/3 ставки рефинансирования. Около 80% средств — договоры долевого участия.

ЛеноблАИЖК на стадии строительства выдавал жилищные кредиты, после окончания строительства и регистрации собственности переоформлял кредиты в ипотечные договоры по системе АИЖК. Некоторые объекты практически полностью реализовывались под участников целевых жилищных программ. Среди реализуемых проектов — многоквартирный дом во Всеволожском районе.

Такая схема позволила снизить цены до 30 тыс. рублей за _В. метр жилья при среднерыночных во Всеволожском районе — 68 тыс. рублей.

3. В Челябинске новая модель позволила внедрить схему ломбардной ипотеки. Там была создана «Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки» — первоначально как региональный оператор по рефинансированию ипотечных кредитов с уставным капиталом в 8 миллионов рублей. Ломбардная ипотека предполагает внесение в качестве первоначального взноса за квартиру, приобретаемую в корпорации, имеющееся у покупателя жилье. В настоящее время корпорация работает над 60 объектами в 25 муниципальных образованиях, выступая в качестве застройщика преимущественно в сегменте малоэтажного домостроения. Строительство ведется не только под льготные программы и программы АИЖК, корпорация выставляет на рынок квартиры по ценам ниже рыночных.

Корпорация намерена предложить еще одну схему покупки жилья — аренду с последующим выкупом, когда желающие арендуют у корпорации жилье, ежемесячно оплачивают жилищно-коммунальные услуги, арендную плату и определенную сумму, которая идет на накопление первоначального взноса. Накопив 30% от стоимости квартиры, будущий владелец берет на оставшуюся сумму ипотечный кредит, выкупает квартиру в собственность и отдает ее в залог, пока полностью не рассчитается за жилье.

Пути решения данной проблемы также видятся в привлечении коммерческих инвесторов, увеличении участия государства и институциональных инвесторов в выкупе коммунальных квартир.

Условием расселения должна быть не площадь коммунальной квартиры, а количество расселяемых человек или площадь предоставляемого жилья. То есть, часть обязательств по расселению жителей квартиры берет на себя, допустим, город, другую часть — инвестор.

Если квартира предлагается под расселение агентству недвижимости, то за ним необходимо их закрепить. Риэлтор предоставляет услуги жителям коммунальной квартиры и выступает от их лица перед инвестором на основании договора. Если у инвестора есть аффилированное агентство, которое он хотел бы привлечь, то он мог бы это сделать на основании межагентского соглашения о разделении полномочий.

К ремонту домов, находящихся в аварийном состоянии, можно привлекать частных инвесторов. В качестве платы за ремонт можно предоставлять им в распоряжение коммунальные квартиры, расселенные до этого силами государства.

Для эффективного решения проблем, связанных с приобретением населением доступного жилья, нужно создавать смешанные формы государственно-частных партнерств. Целесообразно соединить преимущества частного и государственного строительства. Первое отличается высокой предпринимательской активностью, инновационными подходами, умением быстро ориентироваться в сложных экономических ситуациях. Преимущества второго заключаются в долгосрочном планировании, государственных гарантиях и доверии к нему граждан.

Выплата государственных субсидий для получения ипотеки в рамках жилищных программ, по сути, «гасит» рыночные процентные ставки и делает ипотеку более доступной. Поскольку субсидии не зависят ни от инфляционных процессов, ни от изменения ставки рефинансирования, у приобретателя жилья есть возможность заранее просчитать свои финансовые потоки и быть уверенным в получении жилья. При этом гарантом законности сделки выступает государство.

С другой стороны, и для бизнеса сотрудничество с государством снижает риски. Предпринимателю на длительный срок становится ясен источник поступления денежных средств по сделке.

4. Проблема энергосбережения. Если говорить в общих чертах, то барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы:

недостаток мотивации;

недостаток информации;

недостаток опыта финансирования проектов;

недостаток организации и координации.

Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т. д. Это общеизвестные факты, которые неоднократно обсуждались на уровне министерств, в частности, Минэнерго.

Ниже представлены некоторые конкретные проблемы в данной сфере, которые кажутся весьма актуальными.

Проблема автоматизации систем теплоснабжения заключается в трудности внедрения новых систем теплоснабжения.

Пути решения проблемы.

Один иностранный концерн с большим опытом поставки средств автоматики и автоматизации теплоснабжения, а также участия в энергосберегающих проектах во всем мире, в том числе и в России уже давно предлагает пошаговый путь внедрения передовых технологий автоматизации систем теплоснабжения, который ведет к существенному сокращению потребления тепловой энергии.

Первый шаг - оборудование домов современными индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП) с общедомовыми узлами учета (УУ) тепловой энергии. ИТП с УУ позволят равномерно распределять тепловые нагрузки по всему зданию, регулировать теплопотребление в зависимости от температуры наружного воздуха, зафиксировать экономический эффект.

Второй шаг - установка автоматических балансовых клапанов на стояках. Это оборудование сведет к минимуму диспропорцию в распределении тепла между потребителями, при которой больше тепловой энергии достается тем, кто находится ближе к ИТП.

Третий шаг - оснащение квартирных радиаторов терморегуляторами. Это даст возможность жильцам самостоятельно регулировать теплоотдачу радиатора и соответственно регулировать температуру в помещении.

Четвертый шаг - внедрение в квартирах приборов индивидуального учета потребления тепла. Что даст возможность жильцам платить за тепло по факту потребления, как за электроэнергию. Здесь, как говорится, комментарии излишни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой