Контрольная работа по логике (10 задач)
Е следователь, уволенный в связи с достижением пенсионного возраста. А «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью. Е «человек, который совершает преступление против общественной. Создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного. Пусть В — обобщение понятия А, тогда, В «рассмотрение дела». Деление должно осуществляться только по одному основанию; В «человек… Читать ещё >
Содержание
- Задача
Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае имеет место именно такое. А не другое отношение.
А человек;
В преступник;
С правонарушитель;
D особо опасный преступник;
Е хулиган.
Задача 2.
Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение термину). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами способ выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Судебная инстанция.
Задача 3.
Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Установите правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Всех следователей можно разделить на опытных, молодых, не имеющих юридического образования и уволенных в связи с достижением пенсионного возраста.
Задача 4.
Установите правильно ли дано определение термину. Для каждого правила обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предметов, обозначаемых данным термином, и объемом понятия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Стена — вертикальная часть строения, ограниченная по краям другими такими же частями, расположенными по отношению к ней в иных плоскостях.
Задача 5.
Установите отношение между простыми суждениями, А и В при помощи таблицы истиности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением В? Исходя из установленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А Некоторые юристы — следователи;
В Все следователи — юристы.
Задача 6.
Произведите отрицание простого реляционного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Некоторые адвокаты не берут денег с некоторых своих подзащитных.
Задача 7.
Установите отношение между сложными суждениями, А и В при помощи таблицы истинности.
А — Вещественные доказательства хранятся в месте их нахождения, если они не могут быть доставлены в арбитражный суд.
В — Неверно, что вещественные доказательства не могут быть доставлены в арбитражный суд, но не хранятся при этом в месте
Задача 8.
Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Принесение жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не найдут нужным сделать соответственно лицо, производящее дознание, следователь или прокурор.
Задача 9.
Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего правила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отношение между множествами S, P и M, при котором обе посылки силлогизма будут истинными, а заключение ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
Приобретение хороших вещей — дело хорошее. Всякий вор, совершая кражу, желает приобрести хорошую вещь. Следовательно, всякий вор, совершая кражу, желает сделать хорошее дело.
Задача 10.
Установите правильность или неправильность умозаключения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
«Если окно закрыто, в него не залетит носорог. Если окно открыто, в него все равно не залетит носорог. Следовательно, если в ваше окно залетел носорог, то либо он просто заблудился, либо он почтовый».
их нахождения.
Список литературы
- В.И.Кириллов, А. А. Старченко, «Логика», — М., Инфра, 2004;
- В.И.Курбатов, «Логика», — Ростов-на Дону, 2002;
- Н.И.Кондаков, «Логический словарь», — М., Дело, 2000;
- В.Зегерт, «Элементарная логика», — М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003;
- В.И.Свинцов, «Логика», — М., ИНФРА-М, 2001.