Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом, во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. С этой це-лью запланировано проведение эмпирического исследования влияния особен-ностей личности родителей на взаимоотношения с детьми дошкольного возрас-та. В этом и состоит актуальность… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика дошкольного возраста
    • 1. 1. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности в дошкольном возрасте в контексте общения и взаимодействия со взрослым
    • 1. 2. Психосоциальная зрелость ребёнка как критерий психологической готовности к школьному обучению и показатель межличностных отношений
  • Глава 2. Детско-родительские отношения и проявление в них личностных особенностей родителей
    • 2. 1. Обзор психологических подходов к исследованию родительско-детских отношений
    • 2. 2. Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста
    • 2. 3. Классификация стилей родительского отношения к ребёнку в зарубежной и отечественной психологии
    • 2. 4. Личностные особенности родителей, влияющие на стиль воспитания и формирования личности ребенка
  • Глава 3. Влияние особенностей личности родителей на от-ношения с детьми дошкольного возраста
    • 3. 1. Программа эмпирического исследования
    • 3. 2. Процедура исследования и обсуждение его результатов
  • Практические рекомендации
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
  • ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ

Влияние особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблематики детско-родительских отношений остаётся неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Проблема детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и за-рубежных исследователей (А.И. Захаров, З. И. Гарбузова, А. Я. Варга, А.Е. Лич-ко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Столин, Е. Т. Соколова, Э. Шеффер, К. Роджерс, Д. Баумринд и др.). В литературе описана феноменология родительских отноше-ний, позиций, стилей поведения, а также их направленное влияние на формиро-вание характерологических особенностей ребенка в рамках нормального и от-клоняющегося поведения.

В психологической литературе понятия «стиль родительского отноше-ния», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рас-сматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоцио-нальный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А. Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнооб-разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практи-куемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков

В целом, во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. С этой це-лью запланировано проведение эмпирического исследования влияния особен-ностей личности родителей на взаимоотношения с детьми дошкольного возрас-та. В этом и состоит актуальность представленной работы.

Цель дипломной работы — провести исследование влияния особенностей личности родителей на взаимоотношения с детьми дошкольного возаста.

Задачи дипломной работы:

1) Выявить особенности формирования и становления личности дошко-льника.

2) Раскрыть основные критерии психологической готовности к школь-ному обучению как показатель межличностных отношений.

3) Выявить личностные особенности родителей, влияющие на стиль

воспитания и формирования личности ребенка.

4) Провести эмпирическое исследование влияния личностных

особенностей родителей на взаимоотношение с детьми дошкольного

возраста.

5) Разработать практические рекомендации.

Объект исследования — психологический анализ детско-родительских от-ношений и проявление в них личностных особенностей родителей.

Предмет исследования — влияние личностных особенностей родителей на взаимоотношение с детьми дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Чем больше эмоциональная дистанция в меж-личностных отношениях родителей с детьми, тем более высоким является пока-затель тревожности, астеничности, интровертности, агрессивности ребёнка.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ и синтез, обобщение и сравнение, клас-сификация.

2. Практические методы: анкетирование, тестирование, метод анализа документов.

3) Эмпирические методы: а) Методика PARI, б) Тест-опросник родитель-ского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), в) Тест оценки коммуникативных умений, г) Методика диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спил-бергера, Ю. Л. Ханина, д) Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отноше-ниях), е) Психологический рисуночный тест семьи.

4) Математические методы и статистический анализ. При обработке ре-зультатов (данных) психодиагностического исследования использовался ряд следующих статистических процедур: описательная статистика параметров на различных выборках, вычисление среднего значения показателей, вычисление процентных отношений, использование ранговой корреляции Спирмена, по-строение корреляционных плеяд.

База исследования и эмпирическая выборка: д/с № 140 г. Твери. В иссле-довании приняли участие 20 родителей и 20 детей дошкольного возраста. Эм-пирическое исследование проводилось в старшей группе д/с. Возраст детей 6−7 лет. Большинство детей из благополучной полной семьи.

Средний возраст родителей 30−32 года, наличие высшего и среднеспеци-ального образования.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений довольно актуальна. Общение со взрослыми на разных этапах развития ребёнка имеет свою специфику, служит разным целям. В первую очередь оно ускоряет ход развития детей (появления и развития операционально-технических и перецеп-тивных навыков), позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию в развитии ребёнка, способствует нормализации при отставании развития. При недоста-точных контактах со взрослыми психическое развитие ребёнка замедляется.

С точки зрения научной новизны данная проблематика не является абсо-лютно неисследованной областью. Она рассматривалась многими зарубежными и отечественными исследователями, но единого мнения по проблеме детско-родительских отношений до сих пор не существует. Структура дипломной ра-боты.

Дипломная работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической главы, заключения, библиографического списка, приложений. Во введении описывается актуальность исследования, цель работы, теоретические и практические задачи, объект, предмет исследования, описание базы проведения эмпирического исследования, теоретическая и практическая значимость, а также, описание психодиагностических методик, используемой в ходе эмпири-ческого исследования.

Глава 1 — теоретическое обоснование проблемы. В данной главе пред-ставлена общая характеристика дошкольного возраста. Глава 2 раскрывает ос-новные теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений в работах зарубежных и отечественных авторов. Глава 3 содержит в себе про-грамму и описание результатов проведения исследования влияния особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста. В заключе-нии подводятся итоги проделанной работы, формулируются общие выводы.

Дипломная работа снабжена библиографическим списком (49 наименова-ний) и приложениями. Приложения содержат в себе: психодиагностические ме-тодики, использованные в ходе эмпирического исследования, таблицы исходных данных, описательную статистику, графики, гистограммы, результаты кор-реляционного анализа, корреляционные плеяды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой