Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Шпоры на Госы по психологии

ШпаргалкаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология ВНД мех-мы работы НС, обеспечивающие «уравновешивание» организма со средой. Естественно законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения и тех нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замык-ся нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы ПХ-г… Читать ещё >

Содержание

  • Легко сделать в виде табличек, распечатать и рассовать по карманам. Ответы на почти все вопросы, коротко. Учить придется все равно, но на нужное направление натолкнет

Шпоры на Госы по психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

От того, какое место  отводится в системе наук, во многом зависит понимание возможностей понимания использования -х данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна  использовать их результаты. Место, отводимое  в системе наук в той или иной исторический период, наглядно свидетельствовало об уровне развития -х знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы.

В истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как . В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Кедровым. Она отражает многоплановость связей м/у науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп Нs с предметом и методом , ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.

Важнейшая функция  в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном  достижения ряда других областей Н-го Зн, является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех Н-х дисциплин, объектом исследования которого является Ч. Известный отечественных Пх-г Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что ПХ призвана интегрировать данные о Ч на уровне конкретно-научного Зн.

Рассмотрим описание содержательных характеристик связи ПХ с названным треугольником наук. Осн. задачей ПХ является изучение психической Д в ее Р. Эти законы раскрывают то, как объективный мир отражается в мозгу Ч, как в силу этого регулируются его действия, Р-ся -я Д и формируются -е св-ва . , как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение ПХ-х законов означает прежде всего установлени зависимости -х явлений от объективных условий жизни и Д Ч.

В то же время любая Д людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни Ч, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая ПХ дает действительное научное обоснование взаимодействия объект. и субъект-х условий исходя из того, что материальной основой всех -х явлений, какими бы сложными они ни были, служат системы временных связей в коре ГМ. Благодаря образованию и функционированию этих связей -е явления могут воздействовать на Д Ч регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности.

Т.о, устанавливая закономерные зависимости -х явлений от объективных условий жизни и Д Ч, ПХ должна вскрыть и физиологические мех-мы отражения этих воздействий. ПХ должна сохранять тесную связь с физиологией, и в частности физиологией ВНД.

Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология ВНД мех-мы работы НС, обеспечивающие «уравновешивание» организма со средой. Естественно законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения и тех нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замык-ся нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы ПХ-г, изучивший основные виды -кой Д Ч, не ограничивался их простым описанием, а представлял на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы Д, какими аппаратами они осущест-ся, в каких системах они протекают. Но для овладения основами ПХ-кой науки знания физиологии недостаточно.

Превращению ПХ в самомтоят-ю науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во 2-ой пол. 19 в. Сюда же относится и внедрение в ПХ экспер-го метола (Фехнер). Естественно-научную теорию ПХ-х Зн составила рефлекторная теория (Сеченов, Павлов + работы крупнейших совр-х физиологов: Орбели, Анохина, Красногорского, Увхтомского, Бериташвили). Огромное влияние на разработку осн. проблем соврем ПХ оказали эволюционные взгляды Дарвина. Они позволили выявить роль  в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм -кой Д их низших.

ПХ-г должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравнимо более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования м/у миром насекомых и высших позвоночных. Без таких Зн общих биологических принципов приспособление невозможно отчетливое понимание особен-тей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы -кой Д Ч потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет Пх-кой науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для ПХ имеет ее связь с общими науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и др-ми общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, ПХ-х. Нередко социальные процессы и явления не могут быть дост-но полно раскрыты без привлечения Зн о мех-мах индивидуального и группового П людей, закономер-х формирования стереотипов П, привычек, социальных установок и ориентации без учения настроений, чувств, ПХ-го климата, без иссл-я ПХ-х св-в и особенностей , ее способностей, мотивов, характера, меж-х отношений и т. д. коротко говоря, в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета ПХ-х факторов. ПХ-е факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами по себе они м.б. поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы —кой Д Ч возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившийся истории предметной Д, опир-ся на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Сказанное делает ясным, какое огромное значение для ПХ имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании П Ч играю условия общественной истории. Современ. ПХ наука, изучающая прежде всего специфические Ч-кие формы -кой Д, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук исторического материализма, обобщенного в основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формир-х -кую Д Ч, позволяет ПХ обрести прочную обществ-ю основу.

И особо следует остановится на связи ПХ с педагогикой. Эта связь сущест-ла всегда. Еще Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитывать Ч, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение ПХ. В этом случае, если педагогика не опирается на Зн о природе -ких явлений, она превращается в простой набор педагогических рецептов и советов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В Р всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие ПХ-го иссл-я. Зн закономерностей протекания -х процессов, динамики, формирование ЗУН, природы способностей и мотивов,-го Р Ч в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем (как определение содержания образов-я на различных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обуч-я и воспит-я и т. д.).

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по ??: чему учить современного школьника? Что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой для школы? Именно ПХ должна оценить каковы возможности и резервы -го Р Ч на различных возрастных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в ПХ обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью восп-я является формирование , соотв-щей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономер-тей формирования : ее направленности, потребностей, мировоззрения и т. д. Все сказанное свидетельствует о том, что совр. П находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение м/у филос-ми науками с одной стороны, естествен-ми с другой и социальными с третьей.

Но необходимо помнить, что во вех своих связях с другими науками ПХ сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы иссл-я этого предмета. В ПХ как особой отрасли Зн объединется целый ряд специфических дисциплин, связи м/у которыми далеко не всегда лежат на поверхности (напр, психофизиология и социальная ПХ). Но несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость» они все тем не менее относятся к единой области знаний. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — -ких.

Базой объединения всех специальных ПХ-х дисциплин является общая ПХ, эксперимен-но и теоретически разрабатывающая основные ПХ-е проблемы. Главный объект исследования всей системы ПХ-х дисциплин один и тот же. Это Ч, его -кие процессы, состояния, свойства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой