Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия на основе процессного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практике маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях часто возникает проблема отсутствия четкого разделения труда между службами, что, как правило, приводит к дублированию одних и тех же функций, к рассогласованию принимаемых решений и возникновению проблем в организации работы маркетинговой службы во взаимоотношениях с другими подразделениями предприятия, в частности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические аспекты управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия
    • 1. 1. Содержание маркетинговой деятельности промышленного предприятия
    • 1. 2. Методы и подходы к управлению маркетинговой деятельностью
    • 1. 3. Особенности управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий
  • 2. Технология управления маркетинговой деятельностью на основе процессно-задачного подхода
    • 2. 1. Процессно-задачный подход к маркетинговой деятельности промышленного предприятия
    • 2. 2. Моделирование параметров маркетинговой деятельности
    • 2. 3. Алгоритм составления календарной программы маркетинговой деятельности промышленного предприятия и ее экономическое обоснование
  • 3. Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия
    • 3. 1. Характеристика маркетинговой деятельности крупного предприятия отрасли грузового автомобилестроения
    • 3. 2. Нахождение оптимальных параметров маркетинговой деятельности ОАО «КАМАЗ»
    • 3. 3. Календарная программа маркетинговой деятельности предприятия грузового автомобилестроения

Совершенствование управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия на основе процессного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Любое производственное предприятие всегда сталкивается с проблемами и поиском ответа на вопрос: что и сколько производить, кто является потенциальным потребителем продукции, какой уровень цен необходимо установить, как конкурировать на рынке, удовлетворяя запросы потребителей, и т. д.

Сегодня уже не найти предприятия, в котором, как минимум, не была бы декларирована деятельность в сфере маркетинга. В тоже время на большинстве российских предприятий маркетинг так и не стал рассматриваться как ключевой бизнес-процесс всей деятельности предприятия. По-прежнему основной задачей служб маркетинга, с точки зрения руководителей предприятия, остается продвижение продукции на рынок и реклама. Но вопреки сложившемуся у них мнению, маркетинг не начинается там, где заканчивается производство. Напротив, в его задачи входит определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей предприятия и инженерно-технических возможностей с учетом перспектив сбыта. Следовательно, современный маркетинг тесно связан с производственной деятельностью предприятия, направленной на изготовление продукции, пользующейся спросом или же приведение всех ресурсов предприятия в соответствии с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.

Разработка и управление системой маркетинга является сложным процессом, требующим соответствующих трудовых, материальных и финансовых затрат. Маркетинг отличается своей системностью, и отказ хотя бы от одного из его элементов сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Исключение составных элементов комплекса маркетингасамая большая ошибка при управлении маркетинговой деятельностью на промышленном предприятии.

Рассмотрение маркетинга как одного из взаимосвязанных бизнес-процессов предприятия с использованием процессно-задачного подхода и применение методики управления сбалансированной системой показателей эффективности выполнения задач бизнес-процесса позволит осуществлять маркетинговую деятельность более эффективно.

Таким образом, управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия является актуальной задачей, которая имеет не только научное, но и важное практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Аспектам маркетинговой деятельности посвящено большое число исследований и публикации российских и зарубежных ученых и специалистов. Основы маркетинга разработаны такими учеными, как Ф. Котлер, И. Ансофф, Д. Эванс, Ж.-Ж. Лам-бен, Л. Гэлловэй, Э. Сандей и другими. Развитию теории и практики маркетинга посвящены работы российских и зарубежных ученых Ф. Вебстера, Г. Л. Багиева, О. Ю. Юлдашевой, Е. П. Голубкова, Е. В. Попова, Е. С. Шустермана, Н. В. Маслова, B.C. Исмагиловой, A.M. Степанова, А. П. Пинкова, A.B. Гусева, И. С. Важениной и других.

Внутренние и внешние проблемы функционирования маркетинга на российских предприятиях проанализированы в работах Е. П. Голубкова,.

A.C. Грузинова, О. И. Гусевой, В. В. Кеворкова, А. И. Татаркина, Е. В. Попова,.

B.В. Кузьмина, C.B. Леонтьева, А. П. Мурзалиева, Ю. Ф. Поповой, В. В. Репина, О. Ю. Соренсена, A.A. Старостиной. Проблемы взаимодействия организации с окружающей средой маркетинга глубоко разработаны западными экономистами М. Альбертом, Е. Дихтлем, Ф. Котлером, М. Х. Месконом, Дж. Ф. Хедоури, X. Хершгеном, а также российскими: Р. Б. Ноздревой, Г. Н. Чубаковым и др.

Вопросы управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия освещены в работах Ф. Котлера, Ф. Уебстера, В. А. Алексунина, Т. А. Бурцевой, М. Е. Кунявского, М. М. Максимцова, В. А. Мислаева, Б. А. Соловьева и других авторов.

Не смотря на степень разработанности вопросов управления маркетингом, тем не менее, ряд проблем теоретического и практического характера остается не решенным и требует дальнейшего исследования.

Актуальность темы

диссертационной работы обусловлена необходимостью:

• формирования четкого круга задач маркетинга и закрепления за каждой задачей конкретного исполнителя с целью исключения дублирования с другими направлениями деятельности промышленного предприятия;

• создания системы показателей эффективности, позволяющих оценивать результаты маркетинговой деятельности;

• обоснования затрат на организацию, ведение и управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия;

• определения взаимосвязей между задачами маркетинговой службы и задачами других подразделений предприятия;

• разработки технологии управления маркетинговой деятельностью предприятия, ориентированной на результаты маркетинга.

Приведенные проблемы позволили сформулировать цели и задачи научного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в развитии методологических основ технологии управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий с использованием процессного подхода.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:

1. Разработать методологические принципы технологии управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия;

2. Обосновать модель нахождения оптимальных параметров маркетинговой деятельности, на основе которых принимаются управленческие решения;

3. Разработать алгоритм составления календарной программы маркетинга и обоснования затрат на ее реализацию промышленного предприятия.

Объектом исследования являются промышленные предприятия на примере отрасли автомобилестроения в сегменте производства большегрузных автомобилей и комплектующих к ним.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в вопросах совершенствования методов управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий. В диссертационной работе использовались методы сравнительного, финансового и статистико-математического анализа, а также имитационного и математического моделирования изучаемых процессов.

Информационную базу исследования составили материалы органов государственной власти и управления, законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам финансов предприятий, данные Госкомстата, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме диссертации. Эмпирической базой являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также аналитические и собственные расчетные материалы автора.

Научную новизну содержат следующие результаты исследования:

1. Предложены методологические принципы технологии управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия, включающие выделение бизнес-процесса «Маркетинг» как совокупности взаимосвязанных по времени и результатам задачклассификацию задач бизнес-процесса по типам и исполнителямформирование организационно-логической схемы и алгоритма решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» и рассмотрение задачи как элемента управления (пункт «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»).

2. Обоснована модель нахождения оптимальных параметров маркетинговой деятельности промышленного предприятия, в основу которой положены методы и модели решения задач маркетинга, а также организационно-логические связи и связи по результатам решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» (пункт «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»).

3. Разработан алгоритм составления календарной программы маркетинговой деятельности и обоснования затрат на ее реализацию промышленного предприятия, базирующийся на организационно-логической схеме решения задач бизнес-процесса «Маркетинг" — управлении временными и стоимостными параметрами маркетинговой деятельности с использованием методов сетевого планирования и управления, и позволяющий относить маркетинговые затраты на задачи бизнес-процесса «Маркетинг» (пункт «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»).

Практическая ценность работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы: руководителями и менеджерами маркетинговых служб промышленных предприятий в повседневной практике, при построении либо реструктуризации организационной структуры службы маркетинга, внедрении процессного подхода управлениясотрудниками научно-исследовательских институтов при проведении исследований и разработок в сфере управления маркетингом промышленного предприятиявысшими учебными заведениями Минобразования и науки РФ при разработке курсов: «Управление маркетингом на предприятии», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Организация маркетинговой деятельности на предприятии», «Маркетинговое планирование».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы опубликованы, докладывали и получили положительную оценку на международных, всероссийских и региональных конференциях в том числе: V Международной научно-технической конференции «Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем» (22−25 октября 2010 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Товар, потребительский рынок и маркетинговые коммуникации» (2006г.), XVI Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, образовании и социологии» (2005г.), IV Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (2005г.), Межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука — России» (г. Набережные Челны, 2005 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Наука и практика. Диалоги нового века» (г. Набережные Челны, 2003 г.), научных семинарах кафедры «Математическое моделирование и информационные технологии в экономике» Камской государственной инженерно-экономической академии.

Разработанные в диссертационном исследовании положения использованы:

— в практической деятельности Департамента маркетинга Открытого акционерного общества «КАМАЗ» (2009 г.);

— в процессе обучения студентов 2 — 5 курсов специальностей «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Прикладная информатика в экономике» и «Математические методы в экономике» ГОУ ВПО Камская государственная инженерно-экономическая академия (2007;2010 г.).

Публикации. Основные результаты исследования отражены в 10 публикациях автора общим объемом 3,11 п.л. Вклад автора составляет 2,78 п.л. В изданиях, рекомендованных ВАК РФ, опубликованы 3 статьи в журналах «Интеграл» и «Экономический анализ. Теория и практика».

1. Результаты исследования рынка грузовых автомобилей свидетельствуют о том, что ОАО «КАМАЗ» является самым крупным производителя грузовиков в России, доля рынка которого составляет 53,5% по итогам первого полугодия 2010 года. ОАО «КАМАЗ» имеет собственное производство в России и ряде стран зарубежья, обладает разветвленной дилерской сетью и сетью сервисных центров, осуществляет продажи продукции в 24 страны мира, развивает партнерские отношения с иностранными компаниями-производителями. Управление такой корпорацией и ее маркетинговой деятельностью является сложной задачей, стоящей перед руководством. Процессный подход к управлению является одним из самых эффективных подходов, позволяющих исследовать как маркетинговую деятельность, так и другие виды деятельности крупных промышленных предприятий.

2. Маркетинговая деятельность ОАО «КАМАЗ» обладает всеми характерными особенностями промышленного маркетинга. Основным видом продукции ОАО «КАМАЗ» являются грузовые автомобили четырех основных товарных групп: бортовые автомобили, седельные тягачи, самосвалы и автомобили-шасси. Основными потребительскими характеристиками продукции ОАО «КАМАЗ» являются грузоподъемность, расход топлива, пригодность к эксплуатации в регионах с тяжелыми дорожными условиями, сравнительно невысокая цена продажи, простота эксплуатации, возможность адаптации к сложным климатическим условиям, наличие гарантийных обязательств, близость, доступность и тарифы СТО. Производство грузовых автомобилей ОАО «КАМАЗ» в большей степени ориентировано на заказы покупателей. Основными потребителями продукции ОАО «КАМАЗ» являются физические лица и предприятия таких отраслей, как дорожное строительство, коммерческие перевозки, коммунальное хозяйство, лесопромышленный комплекс, машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, силовые ведомства, строительство и др. Спрос на грузовые автомобили носит вторичный характер и зависит от спроса на продукцию и услуги выше перечисленных отраслей промышленности. Перечисленные признаки подтверждают правильность выбора ОАО «КАМАЗ» в качестве объекта диссертационного исследования.

3. Исследование, проведенное в соответствии с предложенной технологией управления, позволило сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ОАО «КАМАЗ»:

• применить процессный подход к управлению маркетинговой деятельностью ОАО «КАМАЗ», на основании которого рассмотреть ее как бизнес-процесс предприятия, действующий в соответствии с принципами выделения бизнес-процессов;

• рассмотреть маркетинговую деятельность ОАО «КАМАЗ» как совокупность взаимосвязанных маркетинговых задач, имеющих входы, механизмы (исполнитель, ресурсы), алгоритм и результаты их решения;

• учитывать организационно-логические связи и связи по результатам решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» как между собой, так и с задачами других бизнес-процесоов с целью выявления влияния бизнес-процесса «Маркетинг» на другие бизнес-процессы предприятия и наоборот;

• на основе алгоритмов решения задач и показателей их эффективности разработать стандарты решения задач бизнес-процесса «Маркетинг», которые позволят строго регламентировать входы, механизмы и результаты решения задач, нормировать затраты всех видов ресурсов, необходимых для решения задач, и устанавливать целевые параметры решения задач бизнес-процесса «Маркетинг»;

• нормализовать организационную структуру Департамента маркетинга ОАО «КАМАЗ» в соответствии с принципом нормализованности, согласно которому задачи и их исполнители должны относиться к одному бизнес-процессу (подпроцессу);

• использовать модель для исследования и нахождения оптимальных параметров маркетинговой деятельности в целях эффективного планирования и управления решением задач бизнес-процесса «Маркетинг» во времени;

• применять алгоритм составления календарной программы, который позволяет рассматривать маркетинговую деятельность как проект, состоящий из совокупности взаимосвязанных задач, и применять методы сетевого планирования и управления решением задач на основе их организационно-логических связей и стандартов решения. Данные рекомендации внедряются в деятельность Департамента маркетинга ОАО «КАМАЗ».

Заключение

.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты и сделать следующие выводы.

1. Промышленный маркетинг — это сфера деятельности предприятий-производителей и их дилеров, где главным является знание нужд своих клиентов, особенностей процедуры совершения ими закупок для разработки эффективного маркетингового плана с учетом характеристик спроса на конкретном рынке.

Специфику рынка товаров производственно-технического назначения определяют такие категории продукции, как полуфабрикаты, комплектующие изделия, взаимодополняющие детали, оборудование, автомобили и промышленные услуги.

Выявлены отличительные особенности промышленного маркетинга, такие как товар и сопутствующие характеристикиспецифика производствапокупатель и цель покупкихарактеристики спроса на продукциювзаимозависимость покупателя и продавца.

Выделение особенных характеристик промышленного маркетинга объясняет причины, по которым методы управления в промышленном маркетинге также отличны от тех, которые используются в маркетинге потребительских товаров. К аспектам управления, связанным со спецификой промышленного маркетинга, можно отнести: наличие функциональной взаимозависимости между маркетинговой деятельностью и другими процессами предприятияособенности сегментирования рынка сбытаограниченность каналов продвижения продукцииинтерактивность процесса сбытасложность процесса принятия решения о покупке.

2. Анализ различных направлений и элементов маркетинговой деятельности промышленных предприятий показал, что основными являются четыре направления, связанные с ориентацией предприятия на целевые сегменты рынка, их анализом, развитием системы продвижения продукции, а также «разработкой и созданием новых видов продукции.

Рассмотренные подходы к выделению составляющих маркетинга на промышленном предприятии не в полной мере раскрывают указанные направления маркетинговой деятельности, а выделяемые составляющие имеют обобщенный вид и требуют детализации.

3. В условиях жесткой рыночной конкуренции рост затрат на маркетинг неизбежен. Снижение маркетинговых издержек возможно при условии высокого уровня организации маркетинга на промышленном предприятии, использования эффективных технологий управления, обеспечивающих повышение результативности работы службы маркетинга с учетом непосредственной связи затрат на маркетинг с маркетинговыми результатами. Практика показывает, что просто выделить и классифицировать затраты на маркетинг недостаточно, необходимо разработать алгоритм, который позволяет обосновывать статьи затрат на организацию и управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия, а также рассчитать стоимость результатов маркетинговой деятельности предприятия.

В практике маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях часто возникает проблема отсутствия четкого разделения труда между службами, что, как правило, приводит к дублированию одних и тех же функций, к рассогласованию принимаемых решений и возникновению проблем в организации работы маркетинговой службы во взаимоотношениях с другими подразделениями предприятия, в частности: с менеджментом — в выборе стратегии поведения на различных этапах развития предприятия, оценке перспектив отдельных проектовс экономической службой — в обмене информацией, проектировании ценс инженерной службой — в оценке предлагаемых разработок, обмене информациейс технологической службой — в оценке целесообразности внедрения технологических процессовсо сбытом — в согласовании цен, обмене информацией, организации сбытовой сетис информационными службами — в обмене информациейс управлением производством — в оценке целесообразности постановки и снятия изделий с производства, согласовании объемов и сроков производства.

Поэтому существует необходимость формирования четкого круга задач маркетинговой службы и закрепление за каждой задачей конкретного исполнителя, который несет ответственность за своевременность и качество ее решения.

Результаты маркетинговой деятельности тесно взаимосвязаны, и повышение эффективности управления маркетинговыми результатами требует взаимосогласованных управленческих решений. Маркетинг представляет собой сложную систему, которая пронизывает всю деятельность предприятия, поэтому важно определить взаимосвязи между задачами маркетинговой службы и задачами других подразделений.

4. Управление маркетинговой деятельностью должно быть построено на системе сбалансированных показателей, которые формируются на основе показателей управленческого учета результатов маркетинговой деятельности. Анализ различных методик оценки эффективности управления маркетингом показал, что основным недостатком большинства из них является субъективность оценки. Таким образом, существует необходимость в разработке такой технологии управления маркетинговой деятельностью предприятия, которая учитывает все взаимосвязи между составляющими маркетинговой деятельности, основана на эффективных методах решения реальных задач маркетинга, и позволяет осуществлять календарное планирование маркетинговых мероприятий.

5. Эффективное управление всеми направлениями деятельности — это одна из проблем, стоящая на сегодняшний день перед руководством крупных промышленных предприятий. Одним из наиболее передовых подходов, нацеленных на решение этой проблемы, является процессный подход к управлению. Он заключается в выделении на предприятии процессов и управлении этими процессами для достижения максимальной эффективности деятельности предприятия.

Разные авторы в зависимости от задач акцентируют внимание лишь на одном или нескольких свойствах бизнес-процесса, не раскрывая его многогранности. При описании процессного подхода авторы используют понятие функция", что позволяет считать подход процессно-функциональным. Управление бизнес-процессами на основе процессно-функционального подхода не позволяет в полной мере осуществлять его эффективно. Это связано с тем, что не всякая функция создает выход (продукт), а значит, невозможна оценка эффективности ее выполнения и отсутствуют рычаги управления бизнес-процессом.

На основании концепции процессно-задачной технологии управления автором дано определение бизнес-процесса «Маркетинг», который понимается как совокупность взаимосвязанных по результатам и временной шкале задач маркетинговой деятельности предприятия по сегментированию и анализу сегментов рынка, продвижению и разработке продукции, решаемых службой маркетинга, и удовлетворяющих восьми принципам выделения бизнес-процессов: полноты, детерминированности, нормализованное&trade-, связанности, автономности, ресурсоемкости, продуктивности и динамичности.

6. Задачи бизнес-процесса «Маркетинг» имеют организационно-логические связи и связи по результатам их решения. Связь бизнес-процесса «Маркетинг» с другими бизнес-процессами предприятия реализуется как связь результатов решения задач маркетинга с задачами других бизнес-процессов. Эти связи отражают взаимное влияние бизнес-процесса «Маркетинг» на все бизнес-процессы промышленного предприятия и наоборот.

На основе организационно-логической схемы связи задач бизнес-процесса «Маркетинг» по временной шкале (диаграмма ЮЕРЗ), таблицы и схемы взаимосвязей задач по результатам (диаграмма ШЕБО) построен алгоритм решения системы взаимосвязанных задач бизнес-процесса «Маркетинг».

7. Основной единицей управления маркетинговой деятельностью является задача. Управление задачей осуществляется на основе показателей эффективности ее решения и агрегированных показателей эффективности бизнес-процесса «Маркетинг». Предлагаемая технология управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия позволяет управлять алгоритмом, входами, результатами, механизмами решения задачи.

Под входом (входным продуктом) понимается продукт решения другой задачи бизнес-процесса «Маркетинг» или задачи другого бизнес-процесса или продукт, полученный из внешней среды предприятия, который используется и преобразуется в процессе решения рассматриваемой задачи.

Выходной продукт — это материальный или информационный результат решения бизнес-задачи.

Механизм решения задачи — это все виды ресурсов, необходимые для решения задачи, которые не преобразуются в процессе решения, и переносят часть своей стоимости на бюджет решения задачи, например, амортизация основных фондов, оплата труда.

Алгоритмом решения задач называется организационно-логическая схема (последовательность) действий (работ) во времени, выполнение которой приводит к созданию продукта.

Предлагаемая технология управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия позволяет:

• применять существующие методы и алгоритмы для решения системы взаимосвязанных задач, а не каждой в отдельности;

• динамично осуществлять управление маркетинговой деятельностью на основе показателей эффективности решения задач;

• формировать стандарт решения задачи;

• ориентировать управление маркетинговой деятельностью на конечные результаты;

• оптимизировать организационную структуру маркетинговой службы предприятия.

8. Моделирование параметров маркетинговой деятельности позволяет более эффективно и обоснованно принимать управленческие решения. Предлагаемая модель бизнес-процесса «Маркетинг» позволяет формировать оптимальные плановые параметры маркетинговой деятельности. Она является многокритериальной и дает возможность оптимизировать несколько параметров одновременно. Полученные параметры становятся основой для расчета показателей эффективности решения задач бизнес-процесса «Маркетинг», а так же используются для анализа и планирования маркетинговой деятельности на следующий временной период, позволяя осуществлять планирование и управление в динамике.

9. Календарная программа маркетинговой деятельности является важным документом при планировании маркетинга на промышленном предприятии. Предложенный алгоритм предполагает формирование календарной программы на основе стандартов решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» с использованием их организационно-логических связей. Алгоритм позволяет использовать методы сетевого планирования и управления на основе организационно-логической схемы решения задач, а также нормировать, планировать и управлять временными, материальными, трудовыми и прочими ресурсами, необходимыми для реализации программы маркетинга.

10. Исследование рынка грузовых автомобилей за период с 2002 по 2010 год показало:

• с 2002 года по 2007 год промышленность грузового автомобилестроения демонстрировала высокие темпы роста продаж грузовых автомобилей полной массой 14−40 тонн. В этот период российский рынок увеличивался на 20% в год и являлся одним из самых быстрорастущих в мире. В 2008 году в условиях глобального экономического кризиса падение рынка грузовой техники на рынке России составило 3,7% по сравнению с 2007 годом. Итоги первого полугодия 2009 года показали спад продаж на 70% по отношению к аналогичным показателям 2008 года;

• в структуре продаж с 2008 года происходит увеличение доли подержанных иномарок, доля которых в 2009 году составила 23,2% по отношению к 20% в 2007 году;

• с нарастанием кризисных тенденций произошел спад спроса на грузовые автомобили в отраслях, потребляющих отечественные автомобили, таких как строительство, добывающие отрасли, коммерческие перевозки технологических грузов, химическая промышленность, металлургия;

• ОАО «КАМАЗ» является самым крупным производителя грузовиков в России, доля рынка которого выросла с 28% в 2008 году до 51% в 2009 году, причем уже в первом полугодии 2010 года составила 53,5%. Причинами таких изменений являются введение повышенных таможенных пошлин, девальвация рубля, увеличение доли госзаказа, а также смещение спроса на недорогую отечественную автотехнику, обеспеченную недорогим сервисным обслуживанием;

• основными потребителями продукции ОАО «КАМАЗ» являются физические лица и предприятия следующих отраслей: дорожное строительствокоммерческие перевозкикоммунальное хозяйстволесопромышленный комплексмашиностроениеметаллургияНГДОсельское хозяйствосиловые ведомствастроительствоТЭК и др.;

• опросы покупателей и результаты исследований показывают, что конкурентными преимуществами продукции ОАО «КАМАЗ» являются такие потребительские свойства, как грузоподъемность, расход топлива, пригодность к эксплуатации в регионах с тяжелыми дорожными условиями, сравнительно невысокая цена продажи, простота эксплуатации, возможность адаптации к сложным климатическим условиям, наличие гарантийных обязательств, близость, доступность и тарифы СТО. Наличие разветвленной дилерской сети и сети авторизованного сервиса представляет собой одно из важнейших конкурентных преимуществ ОАО «КАМАЗ», что позволяет противостоять обостряющейся конкуренции на рынке;

• основными конкурентами ОАО «КАМАЗ» являются автозаводы стран СНГ: МАЗ, КрАЗ и УРАЛкитайские и индийские производители: НО WO, SHANGSEE-MAN, FOTON, FAW, DONGFENG, TATAмировые лидеры: MAN, VOLVO, Toyota, Scania, DAF, IVECO;

• ОАО «КАМАЗ» поставляет автомобили и запасные части в 24 страны мира. Структура экспорта продукции: 85,9% - в страны СНГ, 14,1% - в страны дальнего зарубежья и Европы. Основными экспортными рынками появляются Туркменистан, Казахстан, Украина. В тоже время ОАО «КАМАЗ» продолжает осваивать пока нерентабельные рынки стран Ближнего Востока и Белоруссии;

• укреплению позиций на рынке также способствует развитие партнерских отношений с иностранными компаниями-производителями. ОАО «КАМАЗ» основано новое эксклюзивное стратегическое партнерство между концерном «Даймлер АГ». ОАО «КАМАЗ» имеет ряд сборочных производств в Индии, Пакистане, Вьетнаме и Казахстане.

11. Проведено исследование и найдены оптимальные параметры маркетинговой деятельности ОАО «КАМАЗ» за период — месяц, в результате которого сделаны следующее выводы:

• в географических сегментах Республики Татарстан и Украины следует продолжить реализовывать автомобили всех товарных групп ОАО «КАМАЗ" — в географическом сегменте Казахстана необходимо осуществлять реализацию бортовых автомобилей, самосвалов и шассив сегменте Московской и Ленинградской областей большую прибыль принесет реализация седельных тягачейв сегментах Башкирии и стран Ближнего Востока реализация автомобилей рассмотренных товарных групп не приносит прибыли ОАО «КАМАЗ»;

• для достижения максимального положительного отклика целевой аудитории (118 потенциальных клиентов) необходимо использовать выбранные коммуникационные каналы в оптимальном сочетании: публикация рекламы (¼) в Журнале «Авторевю» в рубрике «Грузовики и автобусы» — 2 выхода в месяцразмещение рекламы (аудио-ролик 30 сек.) на радио России — 4 выхода в месяцразмещение рекламы (видеоролик) на телеканале НТВ — 2 выхода в месяцрассылка каталогов — 2 рассылки в месяцвывеска рекламных бан-неров — аренда мест для 3 баннеров в месяц. Такое распределение позволит получить экономию средств на рекламу в размере 10 008 руб. в месяц;

• из рассмотренных дилеров (ООО «Набережночелниский автоцентр КАМАЗ», ЗАО «Авто-Трейд» г. Красногорск, ООО «Евротрансавто» г. Санкт-Петербург, ООО «Компания «СИМ-авто» г. Москва, ООО «СеверТех-Снаб» г. Кандалакша, ЗАО «Межрегиональное объединение «Техинком» г.

Москва) необходимо пересмотреть отношения с ЗАО «Авто-Трейд» в виду неэффективной работы данного дилера по рассмотренным показателям;

• наибольшее ожидаемое число обращений на предоставление гарантийных и сервисных услуг с учетом накопленной статистики по рекламациям придется на ремонт двигателя (152 обращения), в виду чего предприятию рекомендуется усилить контроль качества выпускаемой продукции;

• согласно полученному плану продаж продукции со скидками наибольший удельный вес приходится на индивидуальные скидки покупателям. Рассчитанная структура предоставления скидок (индивидуальные скидки-63,8%- оптовые скидки — 27,2%- скидки постоянным покупателям — 9%) позволит получить наибольшую прибыль от реализации продукции, не снизив при этом порога рентабельности продаж;

• среди прогрессивных форм реализации продукции в целях сохранения прибыльности следует развивать систему trade-in, от продажи автомобилей в рассрочку рекомендуется отказаться, реализовывать в лизинг рекомендуется только седельные тягачи (на примере модели 5460−066−63);

• акции по стимулированию сбыта рекомендуется проводить в отношении модельного ряда бортовых автомобилей и самосвалов, использование акции «Хит продаж» не является эффективным;

• структура ожидаемых заказов через систему интерактивных каналов с учетом пропускной способности примет вид: 71,2% заказов через web-сайт- 11% - по телефону- 17,8% - факсом. На основании расчетных данных следует уделить особое внимание совершенствованию и поддержке сайта ОАО «КАМАЗ».

12. Результаты исследований свидетельствуют о том, что ОАО «КАМАЗ» является крупной промышленной корпорацией на рынке грузовых автомобилей России. Управление такой корпорацией и ее маркетинговой деятельностью является сложной задачей, стоящей перед руководством. Процессный подход к управлению является одним из самых эффективных подходов, позволяющих исследовать как маркетинговую деятельность, так и другие виды деятельности крупных промышленных предприятий.

13. Маркетинговая деятельность ОАО «КАМАЗ» обладает всеми характерными особенностями промышленного маркетинга, что подтверждает правильность выбора ОАО «КАМАЗ» в качестве объекта диссертационного исследования.

14. Исследование, проведенное в соответствии с предложенной технологией управления, позволило сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ОАО «КАМАЗ»:

• применить процессный подход к управлению маркетинговой деятельностью ОАО «КАМАЗ», на основании которого рассмотреть ее как бизнес-процесс предприятия, действующий в соответствии с принципами выделения бизнес-процессов;

• рассмотреть маркетинговую деятельность ОАО «КАМАЗ» как совокупность взаимосвязанных маркетинговых задач, имеющих входы, механизмы (исполнитель, ресурсы), алгоритм и результаты их решения;

• учитывать организационно-логические связи и связи по результатам решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» как между собой, так и с задачами других бизнес-процесоов с целью выявления влияния бизнес-процесса «Маркетинг» на остальные бизнес-процессы предприятия и наоборот;

• на основе алгоритмов решения задач и показателей их эффективности разработать стандарты решения задач бизнес-процесса «Маркетинг», которые позволят строго регламентировать входы, механизмы и результаты решения задач, нормировать затраты всех видов ресурсов, необходимых для решения задач, и устанавливать целевые параметры решения задач бизнес-процесса «Маркетинг»;

• оптимизировать организационную структуру Департамента маркетинга ОАО «КАМАЗ» в соответствии с принципом нормализованное&trade-, согласно которому задачи и их исполнители должны относиться к одному бизнес-процессу (подпроцессу);

• использовать модель для исследования и нахождения оптимальных параметров маркетинговой деятельности в целях эффективного планирования и управления решением задач бизнес-процесса «Маркетинг» во времени;

• применять алгоритм составления календарной программы, которая позволяет рассматривать маркетинговую деятельность как проект, состоящий из совокупности взаимосвязанных задач, и применять методы сетевого планирования и управления решением задач на основе их организационно-логических связей и стандартов решения.

Данные рекомендации внедряются в деятельность Департамента маркетинга ОАО «КАМАЗ».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственные стандарты:
  2. Госстандарт. ГОСТ Р ИСО 9001−96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. М.: ИПК <Издательство стандартов>, 1997.
  3. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ РДIDEF0 2000. — М.: Госстандарт России, 2000.1. Монографии:
  4. Н.М., Данько Т. П., Ильдеменов C.B., Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 592с.
  5. С.А., Мордвинцев А. И., Фомин П. А., Шаховская JI.C. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Высшая школа, 2003. — 187с.
  6. Д.С., Аглицкий И. С. Российский рынок информационных технологий: проблемы и решения. — Дело, 2000. — 123с.
  7. В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. -М.: Изд-во, Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 614с.
  8. С.А. Методика разработки плана маркетинга. Сер. «Практика маркетинга» -М.: Форум, Информ-Студио, 2005. — 128 с.
  9. И. Маркетинг и менеджмент в России. М.: Инфра-М, 2005. 372с.
  10. C.B. Методы социально-экономического прогнозирования. Учебное пособие. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. — 236с.
  11. Г. Л., Назим Сайед-Мохамед, Юлдашева О.У. Маркетинг: Учебник для ВУЗов М.: Экономика, 2003. — 703 с.
  12. C.B., Перцовский Н. И., Спиридонов И. А. Международный маркетинг. — М.: Высшая школа, 2001. — 239с.
  13. Ю. Д. Фомин П.А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. Монография. М.: Высшая школа, 2002. 276с.
  14. Н.П. Управление персоналом. —Мн.: Интерпрессервис, Экопер-спектива, 2003. — 352с.
  15. Е.В. Математические методы моделирования экономических систем / Е. В. Бережная, В. И. Бережной. М.: Финансы и статистика, 2002. -368 с.
  16. О.Н. Система стратегического маркетинга на промышленном предприятии: монография. — М., 2001. 445 с.
  17. Е.А. Информационный маркетинг: Учеб пособие. СПб.: АЛЬФА, 2000.-174с.
  18. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 761с.
  19. Т.С., Чернявский А. Г. Маркетинг. М.: Издательство ПРИОР, 2001.- 128 с.
  20. В.Н., Джавахадзе Г. С. Экономико-математические модели управления производством строительных материалов. М.: ИПУ РАН. 69 с.
  21. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Дрофа, 2004. — 270с.
  22. Т. А., Сизов B.C., Цень O.A. Управление маркетингом: учеб.пособие. М. Экономисть, 2005. — 271с.
  23. Г. В. Управление маркетингом. М.: Экономика, 2002. — 560с.
  24. Э.М. Менеджмент предприятия и организации / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002.- 184с.
  25. Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2005. -192с.
  26. Е.П. Маркетинговые исследования. Теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2000. — 510с.
  27. Г. Я., Катаев А. В. Маркетинг. Таганрог: ТГРУ, 2003. -195с.
  28. А. В. Развитие методов внутрифирменного управления затратами на маркетинг. Монография. СПб: 2004. 152с.
  29. JI. Операционный менеджмент: Принципы и практика (пер. с англ. Жильцова С.) СПб.: ПИТЕР, 2002. 230с.
  30. Д.К. Магия маркетинга. М.: MAC, 2001. — 233 с.
  31. Джулиана Камминз. Стимулирование сбыта: Как провести эффективную промо-кампанию. 2-е изд.: Пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА-М, 2003. — 308 с.
  32. П. Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. М.: Бином, 2006. -58с.
  33. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П. Дойл. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  34. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. Множественная регрессия = Applied Regression Analysis. 3-е изд. М.: „Диалектика“, 2007. -912с.
  35. В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 319 с.
  36. A.A. Маркетинговое планирование : анализ моделей управления / A.A. Завгородняя, Д. О. Ямпольская СПб.: Питер, 2002. — 352с.
  37. A.B., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер, 2002. 352с.
  38. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. — 496 с.
  39. B.C. Стратегический маркетинг в системе обеспечения экономической безопасности предприятия. Монография. Уфа, 2002. 207 с.
  40. Р. Маркетинг / Р. Калка, А. Мессен. М.: Финансы и статистика, 2002.- 160 с.
  41. Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. М.: Финансы и статистика, 2006. — 240с.
  42. Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов / Г. Н.
  43. . М. : Изд-во „Синтег“, 2002. — 212 с.
  44. Г. В. Формирование портфеля интерактивных маркетинговых стратегий коммерческой организации. Монография. М.: 2001.
  45. В. В. Практический маркетинг — 2. Руководство по внедрению. М.: РИП-холдинг, 2002. 254 с.
  46. Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. Под редакцией Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  47. А.И. Промышленный маркетинг (Часть II) -М.: „Благовест-В“, 2002.-312 с.
  48. Ф. Маркетинг-менеджмент Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2006. — 670с.
  49. Ф. Основы маркетинга. 2-е европейское издание. Пер. с англ. — М.: Издательский дом „Вильяме“, 2006. — С. 994.
  50. Котлер Ф."300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер» -М.: Олимп-Бизнес, 2006. 198с.
  51. Крис Браун. Практическое пособие по стимулированию сбыта. Пер. с англ. —М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт" — ИНФРА М, 2003. 382с.
  52. Г., Соколов М. Маркетинг. Теория и практика. Учебник для вузов. — М.: Издательство „Юнити-Дана“, 2004. 655с.
  53. А.Ф. Управление маркетингом: учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2005.-225с.
  54. М.Е., Кублин И. М., Распоров К. О. Управление маркетингом промышленного предприятия. М.: Международные отношения, 2004. -356с.
  55. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. -М.: Внешторгиздат, 2000. — 216с.
  56. .Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 2005.
  57. С. В. BP Win и ERWin. CASE-средства разработки информационных систем. —М.: Диалог: МИФИ, 2000. 304с.
  58. М.М., Игнатьева A.B. Менеджмент. —М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.-343с.
  59. Маркетинг / Под ред. Костюхина Д. И. — М.: Прогресс, 2004. —- С. 230.
  60. Маркетинг: Учебник /Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.-410с.
  61. , Р.В. Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий печатной отрасли): автореф. дис. канд. экон. наук / Р. В. Марушков. М., 2000. — 39с.
  62. Менеджмент процессов / Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна- пер. с нем. — М.: Эксмо, 2007. 384с.
  63. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. -М.: Внешторгиздат, 2001. 178с.
  64. Е. Проблемы функционирования маркетинговых служб на российских предприятиях / Е. Молчановский, В. Секерин, Ю. Толоконни-кова // Маркетинг. 2001. — № 6. — С. 40−49.
  65. Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997. -333с.
  66. А.И. Эконометрика. Учебник. М.: Издательство „Экзамен“, 2002. — 576с.
  67. Оценка и аттестация зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15 504-СММ). -М.: Книга и Бизнес, 2001. 348с.
  68. А.П. Планирование и маркетинг на предприятии в рыночной экономике. Монография. Ульяновск, 2000. — 146с.
  69. Е.В. Миниэкономика = Minieconomy / Попов Е. В., Татаркин А.И.- Рос. акад. наук. Урал, отд-ние. Ин-т экономики. М.: Наука, 2003. — 487с.
  70. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. — М.: Инфра-М, 2000. 150с.
  71. С.Г., Устойчивые методы оценивания статистических моделей:
  72. Монография. К.: 1111 „Санспарель“, 2005. — 504с.
  73. В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА „Стандарты и качество“, 2004. -408с.
  74. Н. Анализ временных рядов и прогнозирование. Учебное пособие. М.: 2001. — 67с.
  75. С.Г., Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования. Том первый СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 180с.
  76. А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли. М.: Изд-во Эксмо, 2002.-448с.
  77. .А. Основы теории и практики маркетинга. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 2002. — 268с.
  78. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров „Управление развитием организации“. Модуль 13. М.: ИН-ФРА-М, 1999. с. 8.
  79. М.К., Фомин П. А. Практический инструментарий организации управления промышленным предприятием. М.: Высшая школа, 2002. — 146с.
  80. А.М. Маркетинг в процессе реструктуризации российских предприятий. Монография. М.: 2000. 129с.
  81. Ф. Основы промышленного маркетинга / Фредерик Уебстер. Перевод с английского: Быстров В. Г., Ткаченко М. В. — М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005. — 416с.
  82. Управление маркетингом в России. Под ред. проф. Мислаева В. А. СПб.: Экономическая школа, 2007. 438с.
  83. В. В. Эриашвили Н.Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. Второе издание, переработанное и дополненное М.: Юнити-Дана, 2001. 160с.
  84. М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. СПб., 2000. — 332с.
  85. X. Маркетинг: основы профессионального успеха / X. Хершген. -М.: ИНФРА-М, 2000. 334 с.
  86. В.М. Формирование маркетинговой стратегии российской торговой компании. Монография. М.: 2002.
  87. В.М. Реформирование промышленного предприятия: Методическое пособие для руководителей предприятий. — Самара, 2005. 118с.
  88. C.B. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С. В. Черемных, И. О. Семенов, B.C. Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2006. — 192с.
  89. В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ. М.: Феникс, 2008.-345с.
  90. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 367с.
  91. Е.С. Организационно-экономические формы дилерской деятельности на российском рынке. Монография. МГУ им. Ломоносова. М.: 1999.
  92. A.B. Внутрифирменное управление (модели и методы). М.: ИЛУ РАН, 2001.-80 с.
  93. , Дж. Р. Маркетинг/Дж.Р. Эванс, Б. Берман. М.: СИРИН, 2002. -308с.1. Статьи и тезисы докладов:
  94. О.С. Стратегия и стратегическое мышление.//Вопросы методологии. 1999.-№ 1−2. С. 114−130.
  95. В.Г. Система маркетинга на предприятии. // Практический маркетинг, № 3, 2000.
  96. А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6. -с.33−45.
  97. А. Стратегический маркетинг на промышленном предприятии: подходы и проблемы. // Top-Manager, N 21, 2002. и186 j
  98. И.С. Маркетологи советуют // Консультант Черноземья. 2002. № 11 (50) 15−30 июня.
  99. А., Арзямов А. Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 3.
  100. Д.К. Конкурентоспособность — стратегическая цель фирмы //Проблемы технологии, управления и экономики /Под общ. ред. Панкова В. А. 4.1. — Н. Новгород, 2002. — С. 158−160.
  101. В. Комфорт или дешевизна. Грузовой транспорт: специальное обозрение. // Бизнес, № 50 (69), 2005.
  102. В. Рынок грузовиков остается за российскими производителями. Русские не уйдут. // Бизнес № 50 (69), 2005.
  103. В.П. Особенности маркетинга услуг//Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 2(5). — С. 106 — 112.
  104. Н. Определение размера скидок и оценка их эффективности // „Финансовый директор“. 2004. — № 11 с. 36.
  105. A.M. Методы и средства моделирования бизнес-процессов (об- }<зор). // Информационный бюллетень „Jet Info“, № 10 (137), 2004 г. I
  106. О. Стандарты и методологии моделирования бизнес-процессов. // !i
  107. Корпоративное издание „Связьинвест“ 2005. № 6.
  108. А., Поддержка конкурентоспособности предприятия //ЭКО i 2001. — № 3−4. — С.102−103.j
  109. A.A. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроитель- I ных предприятий //Машиностроитель. 2000. — № 12. — С. 27−29. i
  110. Е.П. „Современные тенденции развития маркетинга“ // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1. С. 13−35.
  111. Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. -№ 1,2.
  112. Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 1. — С. 117−138- № i2.-С. 115−135.
  113. Д. Как рассчитать экономическую эффективность скидки // „Sales business“. 2005. — № 12. — С. 20−25.
  114. А. Методология описания бизнес-процессов. // Журнал „Авант Партнер“, № 22(79), Август 2005 г.
  115. А.Н., Артамонов С. Ю. Оптимизация маркетингового бюджета фирмы с использованием моделей S-образных кривых функции спроса // Экономический журнал ВШЭ. — 1999. — № 4.
  116. И. Маркетинговая навигация для стратегии. // „& Стратегии“, № 8, 2005.
  117. JI.A. Взаимодействие покупателей и поставщиков в условиях конкуренции // Маркетинг. 2001. — № 4. — С.59−67
  118. Е. 3. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг//Системы управления базами данных. 1996. -№ 1. — с. 55−67.
  119. В.Н. Выбор целевого рынка / Маркетинг. 2003 — № 3. — С. 61−71.
  120. С., Ковалев В. Бизнес-инжиниринговые технологии. // Журнал „Консультант директора“, № 12, Июнь 2004 г.
  121. Э., Яровский Б. Рыночная ориентация: конструкт, научные предложения и практическое применение в менеджменте / Классика маркетинга. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2001. 786с.
  122. И. В., Саблин Т. В., Александров Д. А., Щебланов С. А. Емкость рынка — некоторые вопросы методологии. //Практический маркетинг, № 11,2001.
  123. Маркетинговый отчет аналитического агентства „Автостат“. Рынок грузовых автомобилей в России 2008. Дата выхода 18.04.08, формат А4, 55 с.
  124. Е., Секерин В., Толоконникова Ю. Проблемы функционирования маркетинговых служб на российских предприятиях // Маркетинг. -2001. № 6. — С.40−49.
  125. А. Особое место маркетинга // Корпоративный вестник. 2000.5 (11).
  126. Обзор и анализ продаж рынка грузовых автомобилей в России в 2009 году // Эксперт Авто, № 5 (106). Дата выхода 17.08.2009.
  127. Д. Маркетинг и продажи „близнецы-братья“? Проблемы взаимодействия служб сбыта и маркетинга компаний-производителей // Аптека.- 2000. № 4.
  128. Е. Методика оценю! состояния маркетинга на предприятиях // Маркетинг. 2002. — № 1. — С.80−85.
  129. И., Похабов В. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятиях // Маркетинг. 2001. — № 5. -С.102−120.
  130. Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. 1999. — № 1.
  131. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 5.
  132. C.B. Уточнение понятия „Бизнес — процесс“. // Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2001.
  133. В. Иллюзия движения вперёд. На рынке грузовых автомобилей. „Основные Средства“ № 5, 2005.
  134. В. На рынке грузовой автотехники. „Грузовик Пресс“ № 2/2006.
  135. Смирнов Ю. Н Общая и имитационная информационно-математические модели деятельности предприятия // Научно-практический журнал „Интеграл“ 2007. — № 6.
  136. Смирнов Ю. Н Процессно-задачный инжиниринг бизнес-процессов и стандарт управления предприятием // Научно-практический журнал „Интеграл“ -2007. -№ 5.-с. 54−55.
  137. Ю.Н. Календарное планирование и анализ развития предприятия на основе информационно-математической модели //Научно-практический журнал „Интеграл“ — 2009. № 2.
  138. Ю.Н. Методология бюджетирования бизнес-процессов предприятия //Научно-практический журнал „Интеграл“ 2008. — № 4.
  139. Ю.Н. О показателях эффективности решения бизнес-задач и их агрегирование для бизнес-процессов //Научно-практический журнал „Интеграл“ 2008. — № 5.
  140. Ю.Н. Об экономике бизнес-процессов предприятия //Научно-практический журнал „Интеграл“ — 2008. № 2.
  141. Ю.Н. Основные бизнес-задачи предприятия //Научно-практический журнал „Интеграл“ 2007. — № 3.
  142. В.Г. Исследование систем управления промышленной организацией. Научные труды V Международной научно-практической конференции „Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права“. // МГАПИ. Москва, 2002.
  143. Е. КамАЗ выезжает на Дальний Восток. // Газета „Коммерсантъ“, № 87 (4387) от 19.05.2010.
  144. O.A. Математическая модель достижения необходимого уровня известности товара (услуги). // Практический Маркетинг, № 12, 2000.
  145. О. Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга//РЭЖ. 2001.-№ 2.
  146. Х.А., Попов Е. В. Определение объема производства грузовых автомобилей. // Маркетинг в России и за рубежом, № 1 / 2004
  147. Х.А., Попова Е. В. Определение объема производства грузовых автомобилей. Маркетинг в России и за рубежом № 1 / 2004.
  148. К. Потребительский кредит: западный опыт и перспективы развития в России. // Банковские Технологии, № 7, 2000.
  149. Д., Скитяев В. Маркетинг возвращается и становится стратегическим. // http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/stratagain.htm.
  150. ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОАО „КАМАЗ“ за 2007 г. http://www.kamaz.net/rus/news/2007/4/19/
  151. В. А. Маркетинговое консультирование. // http://www.cfin.ru/marketing/goncharuk/08−2.shtml.
  152. В.В., Леонтьев C.B. Политика и практика маркетинга на предприятии. // http://www.marketing.spb.ni/read/ml6/2.htm.
  153. М. Грузовики начинают разгон. // http://www.gazeta.ru/auto/2010/05/06а33 63 733 .shtml
  154. Обзор рынка грузовых автомобилей. Рейтинговое агентство ТОП-ЭКСПЕРТ. // http ://expert-rating.ru/research/auto/kamaz2kv2009.html
  155. В. Службы маркетинга и финансов: проблема эффективного взаимодействия (http://www.finexpert.ru)
  156. А. Определение целей маркетингового исследования (http://www.4p.com.ua)
  157. Эменка Сандей. Оценка состояния маркетинга на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики, http :// www.smartcat.ru/Marketing/ annuityA. shtml
  158. D. Е. Defining the Business: the Starting Point of Strategic Planning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1980. 450 p.
  159. Davenport T. H. Process innovation: reengineering work through information technology. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 1993. -337c.
  160. Davenport T. H., Short J. E. The New Industrial Engineering: Information Technology and Business Process Redesign//Sloan Management Review, 1990, (Summer), c. 11−27.
  161. Deming W. E. Quality, productivity, and competitive position. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982.-373c.
  162. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: a manifesto for business revolution. New York, NY: HarperBusiness, 1993. — 223c.
  163. Kotier Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice Hall, 1991.
  164. Porter M. E., Millar V. E. How Information Gives You Competitive Advan-tage//Harvard Business Review, 1985, 85, (July-August), c. 149−160.
  165. Shapiro B. P. and Bonona T. V. Segmenting Industrial Markets. Lexington, Mass.: Lexington Books. 1983. 315 p.
  166. TeleManagement Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. Morristown, NJ: TMForum, 2000. — 82c.
  167. Информационные потоки бизнес-процесса „Маркетинг“
  168. Управление, входные ресурсы, продукты других БП, информационные массивы, механизмы Задачи и работы Выходные продукты и информационные массивы
  169. Наименование входного информационного массива № Наименование задач и работ № Наименование выходного информационного массива5. Маркетинг
  170. Статистические методы У 5.1.1 Выделение сегментов рынка продукции 5.1.1.1 Перечень сегментов рынка продукции54.3.1 Обобщенные параметры и новые товарные свойства конкурентоспособной продукции в 11.2.1 Номенклатура продукции В
  171. Данные о потенциальных потребителях продукции В71.6.1 Прайс-лист цен на продукцию В 5.1.1.2 Набор характеристик сегментов рынка продукции
  172. Информация о емкости и масштабе рынка В
  173. Отдел регионального маркетинга м 5.1.1.3 Данные для проектирования системы продвижения продукции1. Информационная система м
  174. Отдел регионального маркетинга м1. Информационная система м 52. Анализ сегментов рынка
  175. Статистические методы У 5.2.1 Анализ и прогнозирование целевых сегментов рынка продукции 5.2.1.1 Данные о емкости сегментов рынка продукции
  176. Данные о конкурентах и их продукции в 5.2.1.2 Прогнозируемый объем продаж продукции по сегментам
  177. Информация о потребителях и их потребностях в
  178. Аналитическое бюро м 5.2.1.6 Данные по наиболее эффективным каналам продвижения продукции и СМИ
  179. Информационная система м 5.2.1.7 Данные о конкурентах
  180. Продвижение продукции и услуг на сегментах рынка
  181. Бюро управления дилерской сетыо м1. Информационная система м
  182. Отдел развития дилерской сети и конъюнктуры рынка м1. Информационная система М
  183. Бюро ценового регулирования м
  184. Бюро ценового регулирования м1. Информационная система м
  185. Отдел развития дилерской сети и конъюнктуры рынка м1. Информационная система м
  186. Бюро продвижения продукции м1. Информационная система м
  187. Бюро продвижения продукции м1. Информационная система м
  188. Разработка п редукции по сегментам рынка
  189. Статистические методы У 5.4.1 Анализ потребительских свойств продукции конкурентов 5.4.1.1 Конкурентоспособные параметры продукции конкурентов52.1.7 Данные о конкурентах и их продукции В
  190. Отдел управления товарными группами м1. Информационная система м
  191. Отдел управления товарными группами м 5.4.3.3 Перечень модифицированных видов продукции
  192. Информационная система м 5.4.3.4 Перечень видов продукции, снимаемых с производства
  193. Аудитория СМИ, А = Р • N ЛСШ1 1 СМИ 1Ус где Рсми рейтинг СМИ- Агс — население по сегментам53.5 Анализ эффективности рекламной и РЯ деятельности Суммарный рейтинг п С^сми = ^ Рема, ≤1 где Рс. ш~ рейтинг СМИ- п количество выходов рекламы
  194. Охват аудитории N О = В1' СМИ Л т где Ывр общая численность „зрителей“, видевших рекламу- Ляз — общая численность потенциальных „зрителей“
  195. Цена обращения к аудитории р р 1 РК ОА ~ N пз где Ррк ~ стоимость рекламной кампании- Ыпз количество потенциальных „зрителей“ рии к предприятию, марке, товару- •доверие целевой аудитории предприятию, товару и др.
  196. Частота рекламного воздействия СР Тт ^ САШ™ ~ оСМИ где С Рема — суммарный рейтинг- Осип охват аудитории
  197. Абсолютный и относительный прирост товарооборота АПРю,-,=ут-ут ОПр100 ' по где Р/7/ товарооборот после рекламной кампании- ¥-по~ товарооборот до рекламной кампании
  198. Рентабельность рекламной кампании к = КРК р 1 РК где Прк- прибыль от проведения рекламной кампании- Ррк- расходы на проведение рекламной кампании
  199. Рентабельность продаж одного дилера к -17* Д~ Р 1 д Пд прибыль дилера от реализации продукции- Рд — суммарные расходы дилера на реализацию продукции
  200. Сумма затрат на проведение мероприятия по стимулированию сбыта на рубль продаж р и = сс сс ВР 131 сс где Рсс~ затраты на мероприятия по стимулированию сбыта- ВРсс — выручка от мероприятий по стимулированию сбыта
  201. Затраты на мероприятие в расчете на одну покупку р 1 сс сс ~ N п где Рсс затраты на мероприятия по стимулированию сбыта- Мп -количество сделанных покупок в ходе мероприятия
  202. Рентабельность мероприятия по стимулированию сбыта Пег /? = сс ксс р 1 сс где Псс ~ прибыль от мероприятия по стимулированию сбыта- Рсс ~ затраты на проведение мероприятия по стимулированию сбыта
  203. Срок окупаемости мероприятия по стимулированию сбыта 11 СОсс = Я, Пес, <сс, 7=1 где п период планирования в месяцах- Псс — прибыль от мероприятия по стимулированию сбыта- Рсс — затраты на проведение мероприятия по стимулированию сбыта
  204. Доля заказов, предоставленных в кредит II где Бк сумма заказов в кредит- 5 — общая сумма заказов
  205. Доля заказов на товары, предоставленные в лизинг Д Дл s где Sjj- сумма заказов в кредит- S общая сумма заказов
  206. Рентабельность продаж с предоставлением скидок р 1 D где По прибыль от продаж с предоставлением скидок- Ро — затраты на реализацию товара
  207. Затраты на сервисное обслуживание единицы товара в расчете на одну покупку п О где Ps затраты на сервисное обслуживание единицы товара- N-количество покупок
  208. Сумма затрат на сервисное обслуживание на товар на рубль прибыли от его продажи о,-*- BP где Ps затраты на сервисное обслуживание единицы товара- BP — выручка от реализации товара
  209. Производительность интерактивных каналов Р При, = 1 Т N 3IT где Pit- объем затрат на обслуживание интерактивных технологий- N31T- количество полученных заказов с использованием интерактивных технологий
  210. Удельный показатель интерактивных технологий Дп = Мз! Т где Из! т количество полученных заказов с использованием интерактивных технологий- N3 — общее число заказов предприятия торов- •надежность электронных расчетов и др.
  211. Рентабельность создания нового продукта и вывода его на рынок ПИТ кнт р 1 ИТ где Яд/- прибыль от реализации новых товаров- Рд/ - затраты на разработку и реализацию новых товаров
  212. Доля продаж модернизированной продукции д =вр» Дм вр где ВРм- выручка от реализации модернизированных товаров- ВР совокупная выручка от реализации
  213. Доля продаж новых видов продукции МИГ вр где ВРнт- выручка от реализации модернизированных товаров- ВР совокупная выручка от реализации
  214. Процедура МаШСаё для расчета задачи 1.1.3. «Выбор целевых сегментов рынка продукции»
  215. Количество сегментов рынка: т := со1з (т0)
  216. Количество продукции: п (^(!п0) 1)3
  217. Количество продукции, которое предприятие может реализовать на j сегменте рынкатg := зиЬша1пх (тО, 2п, Зп 1,0,т- 1)
  218. Совокупные постоянные затраты по реализации продукции на сегменте рынка: тзиЬша1пх (т0,Зп, Зп, 0, ш 1) Цена 1 товара на} сегменте рынка: тр := 5иЬша1пх (т0,0,п 1,0,т- 1)
  219. Переменные затраты по реализации продукции на сегменте: тс := зиЬтаШх (тО, п,2п 1,0,т- 1) Предельное количество продукции, которое предприятие может произвести:1. К := т1 (1>
  220. Количество сегментов рынка, на которое предприятие ориентируется:1. К:=ш1 (0)
  221. Выручка минус переменные затраты: →1. Рг := (р с) ¦ ё.1.:= 0. ш 1 .¡-:=0.п — 1 ??:=11. Mat :=for j e 0. n 1 <(> ← 0for f e 0. m 2 for zeO. Kj max 0for k e 0. trine |^min fi ← 'df."1. F0 Fi
  222. Prf j • k Zzf • k if f = 0 PrfJ ¦ k — Zzf • k + f-i, z-kgf j otherwise if fi > max max <�— fi1. Xf, z k <�— 0 Xn 0for x e 0. truic
Заполнить форму текущей работой