Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития
Диссертация
В настоящее время обязательным требованием к программам дошкольного образования, в том числе и детей с отклонениями в развитии, является наличие в них раздела по физическому воспитанию и оздоровлению детей. Известно, что в существующих программно-методических разработках по коррекционноразвивающему воспитанию и обучению дошкольников с ЗПР нет раздела по физическому воспитанию и оздоровлению… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ ФИЗИОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ
- 1. 1. Роль движения в жизни человека. теория уровневой организации движений Н. А. Бернштейна
- 1. 2. Становление двигательной функции в онтогенезе
- 1. 3. Взаимосвязь двигательного и познавательного развития ребенка
- 1. 4. Методы изучения моторики
- 1. 5. Особенности развития моторной сферы детей с задержкой психического развития
- 1. 6. Возможности коррекции недостатков моторики и психомоторики детей с нарушениями развития
- ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СРАВНЕНИИ С ИХ СВЕРСТНИКАМИ, ПОСЕЩАЮЩИМИ МАССОВЫЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
- 2. 1. Характеристика контингента испытуемых и методы исследования
- 2. 2. Характеристика физического развития и функционального состояния организма участников исследования (по результатам индивидуальной оценки физического развития детей)
- 2. 3. Экспериментальное изучение физической подготовленности участников исследования
- 2. 4. Сравнительное изучение моторики дошкольников с задержкой психического развития и их сверстников, посещающих массовые группы детского сада
- 2. 5. Нейропсихологическое изучение психомоторики участников исследования
- 2. 6. Сравнительное изучение пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития и их сверстников, посещающих массовые группы детского сада
- ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ И ПСИХОМОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 3. 1. Основные направления и содержание работы по преодолению недостатков моторики и психомоторики дошкольников с задержкой психического развития
- 3. 2. Оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития
Список литературы
- Адилова М. Ш. Особенности психомоторики младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1988.-24 с.
- Азбукин Д. И. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. // Учебно воспитательная работа в специальных школах. Вып.1. — М.: Учпедгиз, 1943.-С. 93−111.
- Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. -М, 1978.-С. 132−145.
- Бабенкова Р. Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития у учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 24с.
- Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. С. 45 — 67.
- Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
- Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: «Медицина», 1966. — С.67 93.
- Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность. М.- Л., 1928. — С. 114−152. Ю. Богина Т. И., Куркина И. Б., Сагайдачная Е. А. Современные методы оздоровления дошкольников. — М., 2001. — 63 с.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М ., 1999. — 62 с.
- П.Вайзман Н. П. Психомоторика детей олигофренов. — М.: Педагогика, 1976.- 104 с.
- Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: Аграф, 1997.- 121 с.
- Вайзман Н.П. К вопросу дифференциальной диагностике олигофрении и задержек развития // Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971.-С. 102−109.
- П.Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1996. -240 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
- Власова Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер.-М.: Педагогика, 1971. — С. 7 — 15.
- Власова Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. — № 6.-С. 8−17.
- Волков В. В. Исследование психического и физического развития учащихся IV- VIII классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1976. — 11с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М ., 1985. — С. 56 — 83.
- Выготский J1.C. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Собр. Соч. т.5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 115−136.
- Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. Соч.-т.5. -М.: Педагогика, 1983. С. 6 — 33.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. -527 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Педагогика, 1960.-С. 121−134.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР.-тЛ. М., 1959. — С. 441 — 469.
- Герд А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР // дефектология. 1975. — № 6. — С. 54−63.
- Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС., 2000. — 176 с.
- Граборов А. Н. О принципах трудового воспитания в учреждениях для умственно отсталых детей // Детская дефективность, преступность и беспризорность. М.: Гос. изд — во, 1922. — С. 70 — 75.
- Гужаловский А. А. К вопросу о взаимосвязи психических особенностей умственной деятельности и двигательных качеств детей младшего школьного возраста // Тез. докл. по итогам науч. — исслед. работы за 1964 г. -Минск, 1965.-С. 28−30.
- Гуревич М.О. Анотомо-физиологические основы психомоторики и ее соотношения с телосложением и характером.- М., Л., 1930. — 160 с.
- Гурфинкель В. С., Коц Я. М., Шик М. Л. Регуляция позы человека. М.: «Наука», 1965.-С. 45−74.
- Данилина JI. Н. Влияние занятий спортом на развитие внимания школьников // Теория и практика физической культуры. — 1966. — № 9. — С.28 29.
- Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднения усвоения элементарных школьных навыков: автореф. дис. .канд. мед. наук. Л., 1971. — 24 с.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания. — Красноярск, 1987.-С. 93−117.
- Дмитриева Е. Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1993. — С. 73- 82.
- Донской Д. Д. Законы движений в спорте. (Очерки по теории структурности движений). М.: «Физкультура и спорт», 1968. — С.93 -117.
- Дубинска А. В., Плуде В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста // Изучение шестилетних детей. Рига, 1980. — С. 31 — 47.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис.. канд. педагог, наук. М., 1980. — 24 с.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. 149 с.
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
- Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.: Советский спорт, 1991.-С. 84- 107.
- Ефремова Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1997. — 24 с.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1975. — № 4. — С. 29 — 35.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. Н. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.: Медицина, 1993. 112 с.
- Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981. — С. 73 — 89.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. М., 2001. — 288 с.
- Калмыкова 3. И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1978. — № 3. — С. 3- 8.
- Капустина Г. М. О готовности к обучению математике дошкольников с задержкой психического развития // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. — Н. Новгород: НГПУ, 1993.-С. 53 -60.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. 208 с.
- Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978. — 378 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. — 231 -254 с.
- Козленко Н. А. Особенности двигательных нарушений у учеников вспомогательной школы и коррекция их средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М ., 1963. — 24 с.
- Козленко Н. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Киев, 1987. — С. 175 — 193.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. — 144 с.
- Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1967. — С. 61 — 87.
- Кольцова М.М. Развитие речи у детей // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М., 1977. — С. 31−38.
- Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М .: Советская Россия, 1979. — 192 с.
- Коробейников И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 23 с.
- Кузнецова J1. В. Особенности мотивационно волевой готовновности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1986. — 16 с.
- Лаужикас Й. Некоторые черты воли у детей с временной задержкой развития // Седьмая науч. сессия по дефектологии. — М 1975. — С. 390 — 391.
- Лебединская К.С., Марковская И. Ф., Растягайлова Л. И. Клинико-нейропсихологическое исследование задержки психического развития // Проблемы медицинской психологии. Л., 1976. — С. 217 — 218.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Леонтьев А.Н. Психологическое исследование движений после ранений руки // Ученые зап. Вып.90. — Психология. Движение и деятельность. -М.: МГУ, 1945.-С. 91 — 100.
- Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. — № 4. — С. 10−16.
- Лубовский В. И. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением темпа развития // Дети с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1966. — С. 76 — 111.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. МГУ, 1962. — 432 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2-ое. — МГУ, 1969.-504 с.
- Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1977. — № 3. — С. 18−26.
- Любушкина Н.Г. О формировании навыка письма у детей с задержкой психического развития // Тез. докл. 4-ых Всесоюз. пед. чтений. Т.2. — М., 1976.-С. 219−220.
- Ляпидевский С. С. Невропатология / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 384 с
- Ляпидевский С.С. Некоторые проблемы динамики развития отстающих детей // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под. ред. А. Р. Лурия Т.1. — М.: АПН РСФСР, 1956. -С. 401 -418.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1995. — 198 с.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 3 — 11.
- Марковская И.Ф., Екжанова Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1988. № 4. — С. 12 — 16.
- Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-304 с.
- Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. -М., 1991.-С. 67−98.
- Матвеев Л. П., Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М., 1982. — 445 с.
- Мозговой В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся коррекционной школы. М.: Издательство «ОЛМА — ПРЕСС», 2001. — 285 с.
- Найдин В. Л. Реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями. М.: «Медицина», 1972. — С. 123 — 167.
- Некрасова К. А. О формировании обобщений у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1950. — № 3. — С. 32 — 41.
- Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 5. — С. 17−20.
- Ноткина Н. А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. — СПб., 1993.— 186 с.
- Озерецкий Н.И. Исследование моторной одаренности. Иркутск, 1929. -8 с.
- Озерецкий Н.И. Метод массовой оценки моторики у детей и подростков. -М.: Гос. мед. изд-во, 1929−1930.-64 с.
- Озерецкий Н.И. Методика исследования моторики: Психомоторика. -4.2.-М.-Л.: Гос. мед. изд-во, 1930.- 176 с.
- Озерецкий Н.И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности у детей. Орехово — Зуево, 1923. — 24 с.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — М.: Просвещение, 1973.-304 с.
- Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 4 т. — М., 1951. Т.З. -Кн. 1,2.-С. 243 -279.
- Певзнер М. С., Ляпидевский С. С., Нейман Л. В., Каплан А. И. Клиническая характеристика аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова. — М., 1965. — С. 48 -85.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. — 1972. — № 3. С. 3 — 9.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития // Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. М., Просвещение, 1966. — С. 25 — 76.
- Пекелис Э.Я. Клинико-педагогическая характеристика ребенка с задержкой развития // Специальная школа. — 1968. Вып. 2. — С. 72 — 76.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. -М.: Педагогика, 1984.-160 с.
- Плешаков А. Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физкультуры. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1975. — 24 с.
- Поддубная Н.Т. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1976.-24 с.
- Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. — № 3. — С. 17 — 26.
- Рейдибойм М.Г. Клиническое изучение детей с задержкой психического развития // Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971.- С. 92 — 102.
- Рейдибойм М.Г. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников //Дефектология. 1972. — № 3. — С. 15 — 21.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2000. — 256 с.
- Самодумская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме // Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971. — С. 46 — 51.
- Самыличев А. С. Воспитание двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры // Физическое воспитание в специальных школах. Горький, 1985. — С. 55 — 57.
- Самыличев А. С., Воскресенская Ю. А. Исследование соотношений развития умственной работоспособности и развития двигательных качеств у учащихся вспомогательной школы // Мышечная деятельность детей в норме и патологии. Горький, 1974. — С. 55 — 57.
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. М., 1903. — С 34 — 46.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000. 136 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. — Т.1. — М.: Изд во АН СССР, 1952.-С. 282−297.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947. — С. 69 178.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 96 с.
- Солнцева Л. С. Влияние занятий некоторыми видами спорта на возрастную динамику объема внимания : Автореф. дис.. канд. пед.наук. — М., 1973.- 16 с.
- Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. — 1972. -№ 3.- С. 21−28.
- Справочник по детской лечебной физкультуре / под ред. М. И. Фонарева. Л., 1983. — 324 с.
- Стамбулова Н. Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8—12 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. — 19 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.'
- Стребелева Е. А. Дети — сироты : консультирование и диагностика развития. М., 1998.-С. 167- 195.
- Стрекалова Т. А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 23 с.
- Тригер Р.Д. Обучение русскому языку: Обучение письму // Обучение детей с задержкой психического развития. М., 1981. — С. 87 — 103.
- Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. — Смоленск, 2000. 80 с.
- Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. — 238 с.
- Ульенкова У.В. Проблема ранней компенсации и задержки психического развития // Дефектология. 1980. — № 1. — С. 3 — 8.
- Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.-208 с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991. — 43 с.
- Фонарев М. И. Развитие движений ребенка — дошкольника: Из опыта работы. М.: Просвещение., 1975. — 239 с.
- Харитонов Р. А. Медико психологические аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями. — Труды Ленингр. н. — н. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева. — Л., 1978, Т. 88. — С. 3 -9.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности развития нормального и аномального ребенка. М.: Просвещение, 1964. — 402 с.
- Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 1998.- 128 с.
- Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., 1994. — 104 с.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
- Шагинян Е.В. Методика Озерецкого -Гёльница и особенности психомоторики у детей и подростков: Дис.. канд. биол. наук. М., 1973. — 182 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.
- Шивирев Н. А. Диагностика интеллектуальной недостаточности у дошкольников в процессе их предшкольной диспансеризации: Автореф. дис.. канд. психол .наук. М., 1978. — 20 с.
- Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. М ., 1998. — С. 24 — 29.
- Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 1978. — 262 с.
- Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма // Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971. — С. 25 — 31.
- Юровский С. Ю. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 24 с.
- Ayres A. J. Sensory integrative processes and neuropsychological learning disabilities // Learning Disorders / Jerome Hellmuth, (Ed.). Seattle, Wash.: Special Child Pub. — 1968. — Vol. 3. — P. 45 — 59.
- Clements S. D., Lehtinen L. E., Lukens J. E. Children with Minimal Brain Injury. Chicago, 1964. — 330 p.
- Coghill G. E. Anatomy and the problem of behavior. Cambridge: University Press, 1929. — 113 p.
- Cowgill M. L., Friedland S., Shapiro R. Predicting learning disabilities from kindergarten reports // J. of Learning Disabilities. 1973. — N 6. — P. 50 -55.
- Cruickshank W. M. A teaching method for brain injured and hyperactive children. — Syracus University Press, 1961. — 401 p.
- Delacato C. Neurological organization in reading. Philadelphia, 1963. -P. 93 — 107.
- Edgar E. B. Learning disabilities // Disability and Rehabilitation Handbook. 1978. — P.433 — 442.
- Fish B. The study of motor development in infancy and its relationship to psychological functioning // The American J. of Psychiatry. 1961. — Vol. 117,-P. 1113−1118.
- Fulton J. F. Physiology of the Nervous System (3 rd ed.). New York: Oxford University Press, 1949. — 667 p.
- Gesell A. The first five years of life. New York: Harper and Row, 1940. -380 p.
- Jersild A. T. Child psychology. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice — Hall, Inc., 1954.-506 p.
- Kephart N. С. The slow learner in the classroom // Columbus OH: Charles E. Merril, 1960. 292 p.
- Kulcinski L. E. The relation of intelligence to the learning of fundamental muscular skills // The Research Quarterly. 1945. — Vol. 16. — P. 266 — 276.
- Olson W. Child development. Boston, Mass.: D. C. Heath Co., 1959. -380 p.
- Piaget J. The origins of intelligence in children. New York: International University Press, 1952.-401 p.
- Rarick C. L., McKee R. A study of twenty 3-d grade children exhibiting extreme levels of achievement on tests of motor proficiency // The Research Quarterly. 1949. -Vol. 20. — P. 451 — 456.
- Sapir S. G. Sex differences in perceptual motor development // Perceptual and Motor Skills. 1966. — Vol.22, N 3. — P. 987 — 992.
- Singer R. N., Brunk J. W. Relation of perceptual motor ability and intellectual ability in elementary school children // Perceptual and Motor Skills. — 1968. — Vol.27, N 3 (part 2). — P. l 323 — 1332.
- МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. А. ШОЛОХОВА1. На правах рукописи1. Бутко Галина Анатольевна
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ