Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социальной компетентности студента среднего профессионального учебного заведения в процессе социального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние годы выполнен значительный объем исследований, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки специалистов. В философских работах С. Ф. Анисимова, JI. М. Архангельского, В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой и др. раскрываются социальные аспекты профессиональной подготовки. В психологических исследованиях П. К. Анохина, А. А. Бодалева, А. П. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование социальной компетентности в процессе социального образования как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования социальной компетентности в процессе социального образования в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Роль и место социального образования в процессе формирования социальной компетентности студента ССУЗ
    • 1. 3. Сущность, содержание и структура социальной компетентности
  • Глава 2. Условия эффективности формирования социальной компетентности студента ССУЗ в процессе социального образования
    • 2. 1. Содержание и структура базисного компонента социального образования как условие эффективности формирования социальной компетентности студента ССУЗ
    • 2. 2. Внедрение технологии проектирования жизненной карьеры в процесс социального образования как условие эффективности формирования социальной компетентности студента ССУЗ
    • 2. 3. Диагностика уровня сформированности социальной компетентности в процессе социального образования
    • 2. 4. Результаты эксперимента

Формирование социальной компетентности студента среднего профессионального учебного заведения в процессе социального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный глубокий кризис общества резко увеличил социальную напряженность в обществе, осложнил для значительной части населения удовлетворение разнообразных потребностей, сделал крайне актуальной проблему поиска путей экономического и духовно-нравственного оздоровления общества. Решение этой проблемы гарантирует защиту интересов и прав каждой личности, снижение социальной напряженности.

Необходимость становления, развития и осуществления многоплановой комплексной социальной подготовки населения в современном российском обществе, переживающем этап перехода от одной общественно-политической и социально-экономической системы к другой, в связи с коренной перестройкой социальных норм и традиций, очевидна.

Всякий субъект социальной деятельности — медик, юрист, специалист в области спорта, менеджер, экономист — всегда включен процессы социального взаимодействия, вынужден проявлять большую или меньшую социальную компетентность.

Формирование социальной компетентности в процессе социального образования призвано содействовать снижению социальной напряженности, воспитывая культуру социальной взаимопомощи.

За последние годы выполнен значительный объем исследований, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки специалистов. В философских работах С. Ф. Анисимова, JI. М. Архангельского, В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой и др. раскрываются социальные аспекты профессиональной подготовки. В психологических исследованиях П. К. Анохина, А. А. Бодалева, А. П. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, P. X. Шакурова и др. выявляются механизмы целеполагания, мотивов принятия решения и его исполнения, что содействует глубокому обоснованию теоретических основ профессионального становления личности, регуляции и саморегуляции ее профессионального поведения.

В педагогических работах Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, Ю. К. Васильева, Ф. К. Гоноболина, В. И. Журавлева, Г. В. Мухаметзяновой, В. А. Сластенина, Л. В. Кондрашевой исследуются различные стороны профессиональной подготовки будущих педагогов. Все чаще внимание исследователей привлекает проблема формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности. Ей посвящены работы Л. Г. Ахтариевой, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, И. Л. Конышевой, В. Ш. Масленниковой, и др. Однако, объектом внимания исследователей чаще всего выступает проблема либо идейно-нравственной, либо психологической готовности, либо готовности к отдельным сторонам деятельности. Небольшим количеством исследователей (А. И. Арнольдов, Л. А. Волович, Э. Д. Емелина, Т. С. Кисилева,) рассматривается проблема социокультурной подготовки как в высшем, так и в среднем профессиональном звене образования, что, безусловно, может рассматриваться как компонент социального образования.

Изучение результатов научных исследований и практики учебного процесса показало, что при достаточно подробной разработке вопросов психолого-педагогической составляющей профессиональной подготовки теоретические и практические вопросы формирования социальной компетентности в процессе социального образования решены недостаточно. Не изучены вопросы разработки содержания, структуры, компонентов социального образования, не определены критерии уровней социального образования, их взаимосвязь с процессами формирования социальной компетентности. В этой связи проблема формирования социальной компетентности студентов в процессе социального образования в средней профессиональной школе как составная часть общего и профессионального образования приобретает важное общественно-государственное значение. Ее решение будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе, подъему духовного потенциала, как в целом всей среды, так и каждой личности в макрои микросоциуме.

Сегодня назрела потребность в теоретическом обосновании этой проблемы и выработке практических рекомендаций по формированию социальной компетентности в процессе социального образования в средней профессиональной школе как подготовке к социально-ориентированной деятельности, что и определило тему нашего исследования.

Проведенный анализ разработанности проблемы позволил вычленить противоречие между необходимостью формирования социальной компетентности студента ССУЗ в процессе социального образования и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности педагогических условий для этого. В сложившихся социально-экономических условиях, социальная компетентность нового поколения профессионалов приобретает особую актуальность.

Следовательно, проблема нашего исследования: каковы условия эффективного формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования?

Исходя из актуальности вышеназванной проблемы, недостаточности ее теоретической разработанности в современной педагогической теории, была определена цель исследования: разработка и обоснование условий эффективного формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования и экспериментальная проверка влияния реализации данных условий на показатели социальной компетентности.

Объект исследования: формирование социальной компетентности студентов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

Гипотеза исследования: формирование социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования будет эффективным, если:

• в основу его разработки положены идеи личностно-деятельностного и системно-ролевого подходов;

• принципы отбора и структурирования содержания социального образования соответствуют целям и задачам формирования социальной компетентности студентов ССУЗ;

• используются технологии, ориентированные на формирование компонентов социальной компетентности;

• проводится последовательный и систематический педагогический мониторинг сформированности социальной компетентности.

Задачи исследования:

1. Выявить современные подходы к вопросу формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

2. Разработать содержание базисного компонента социального образования, обеспечивающее эффективное формирование социальной компетентности студентов ССУЗ.

3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия эффективности формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

Методологической базой исследования являются классические и новейшие положения и выводы философии, психологии и педагогики о развитии личности, ее обусловленности социальными факторами, содержанием и характером профессиональной деятельности. Исследование опирается на методологию отечественной и зарубежной социальной педагогики, достижения нового уровня в понимании значимости социального образования профессионалов для социально-ориентированной деятельности.

Разработка условий формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования осуществляется с позиций принципа единства сознания и деятельности и теории целостного процесса развития личности (С. JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Л. Я. Гальперин, М. А. Данилов, А. А. Кирсанов, P. X. Шакуров).

Исходные позиции базируются на:

• системном подходе как направлении методологии научного познания социальных процессов, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы (В. Г. Афанасьев, М. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.);

• интеграции личностно-деятельностного и системно-ролевого подходов к организации учебно-воспитательного процесса (Л. П. Буева, Л. С. Выготский, Л. А. Волович, В. Ш. Масленникова, P. X. Шакуров);

• системно-ролевом подходе к формированию личности и ситемно-функциональном подходе к воспитательной деятельности (Н. М. Таланчук);

• индивидуализации творческой деятельности при обучении и воспитании (А. А. Кирсанов, В. И. Андреев, Г. В. Мухаметзянова, В. А. Сластенин, Г. А. Петрова, Н. Ю. Поставлюк).

Методы исследования: теоретический анализ педагогической философской литературы, наблюдение, анализ деятельности преподавателей и социально-ориентированной деятельности хозяйствующих субъектов, констатирующий и формирующий эксперимент, анкетирование, беседы со студентами, педагогами, наблюдение, создание социально-педагогических ситуаций для изучения особенностей поведения студентов, методы психологической диагностики, методы математической статистики для обработки результатов эксперимента.

В организационном плане ведущим методом исследования явился комплексно-системный подход, так как в процессе исследования были использованы различные способы определения уровня социальной компетентности студентов, результаты которого фиксировались с разных точек зрения: субъективной — самооценка уровня своего социального образования студентами и объективной — характеристики уровня социальной компетентности студентов по оценкам преподавателей, по результатам анализа ответов на предлагаемые вопросы.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998;1999) — теоретический анализ проблемы, изучение и обобщение массовой практики и педагогического опыта по формированию социальной компетентности в процессе социального образования, практический опыт кадрового консультирования предприятий.

Определялись возможности совершенствования этого процесса. Результаты данного этапа: формулирование противоречия и актуальной проблемы, определение цели исследования, постановка задач, выдвижение гипотезы исследования и разработка методики формирующего эксперимента.

Второй этап (1999;2001) осуществление формирующего эксперимента, в процессе которого проверялись условия эффективности формирования социальной компетентности в процессе социального образования, принципы и методы построения содержания базового компонента социального образования, уточнялась рабочая гипотеза, проводилась первичная обработка экспериментальных данных.

Третий этап (2001;2002) анализ, оформление и апробация результатов исследования, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций в помощь педагогам средних профессиональных учебных заведений в организации процесса формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования на основе разработанной модели.

На этом этапе была проведена апробация и внедрение результатов исследования в учебный процесс Набережночелнинского экономико-строительного колледжа.

На защиту выносятся следующие основные положения, которые были проверены в ходе эксперимента:

• модель социального образования в средней профессиональной школе, способствующая эффективному формированию социальной компетентности студентов ССУЗ;

• сущность и содержание базисного компонента социального образования в профессиональной школе, направленные на формирование социальной компетентности;

• критерии уровня сформированности социальной компетентности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в:

1. Разработке и экспериментальном обосновании модели содержания социального образования, способствующего эффективному формированию социальной компетентности ССУЗ.

2. Постановке и решении проблемы отбора и структурирования условий эффективности формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

3. Выявлении и экспериментальном обосновании критериев уровня социальной компетентности студентов ССУЗ.

Практическая значимость исследования состоит в создании методических рекомендаций по организации процесса формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования, авторских разработок содержания, структуры и технологий социального образования, обеспечивающих эффективное формирование социальной компетентности студентов ССУЗ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно — экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов.

Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на республиканском научно-методическом семинаре «Качество подготовки специалистов и личностная самореализация студентов системы среднего профессионального образования», походившем в г. Набережные Челны в 2001 году, заседаниях лаборатории социальной педагогики и психологии ИСПО РАО. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Набережночелнинского экономико-строительного колледжа, НГОУ ВПО «Камский институт» г. Набережные Челны, описаны в периодической печати.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (197 позиций), включает 22 таблицы, 6 диаграмм, 5 рисунков, 5 схем, 6 приложений.

Заключение

.

Подводя итоги проведенному исследованию можно утверждать, что, базируясь на:

• системном подходе как направлении методологии научного познания социальных процессов, в основе которых лежит рассмотрение объекта как системы (В. Г. Афанасьев, М. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.);

• интеграции личностно-деятельностного и системно-ролевого подходов к организации учебно-воспитательного процесса (JI. П. Буева, JI. С. Выготский, Л. А. Волович, В. Ш. Масленникова, P. X. Шакуров);

• системно-ролевом подходе к формированию личности и ситемно-функциональном подходе к воспитательной деятельности (Н. М. Таланчук);

• индивидуализации творческой деятельности при обучении и воспитании (А. А. Кирсанов, В. И. Андреев, Г. В. Мухаметзянова, В. А. Сластенин, Г. А. Петрова, Н. Ю. Поставлюк) — удалось решить задачи исследования.

1. Были выявлены современные подходы к вопросу формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

2. Было разработано содержание базисного компонента социального образования, обеспечивающее эффективное формирование социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

3. Удалось теоретически обосновать и экспериментально проверить условия эффективности формирования социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Социальная компетентность помогает человеку строить процесс личностной самореализации, опираясь на существующий потенциал развития общества (условия для самореализации). В содержании понятия социальная компетентность представлены знания человека о стратегии развития общества, правовая культура, собственная стратегия своей жизнедеятельности и механизм согласования этих двух стратегий в рамках правового поля.

Социальная компетентность представляет собой интегративное качество человека и личностную характеристику индивида, которая призвана обеспечить его эффективную интеграцию в окружающую его социальную действительность.

Нами обоснована потребность в специально организованном социальном образовании.

Введенное нами определение социального образования предоставляет теоретико-методологическое основание для разработки содержания образования, позволяющего обеспечить эффективное формирование социальной компетентности студентов.

Социальное образование составляет ядро содержания организационно-педагогических условий в процессах социального становления, социальной адаптации и автономизации индивида в социальной среде, обеспечения самореализации индивида в этих процессах.

Результат социального образования в таком понимании — это проектирование человеком своей жизнедеятельности, социализации личности. Сфера образования — это область социальной жизни, в которой созданы условия, необходимые для такого проектирования.

Результатом социального образования будет являться индивидуальная культура личности, включающая в себя ценности, Я-концепцию и личностную композицию социальных отношений, позволяющие индивиду успешно интегрироваться в окружающий его социум, создающие предпосылки для самореализации личности.

Содержание курса «Проектирование жизненной карьеры» соответствует поставленной цели — формированию индивидуально-личностного компонента социальной компетентности учащегося ССУЗа, обеспечивая увеличение интернальности и способности к самоуправлению.

Освоение учащимися содержания данного курса позволяет им избежать неблагоприятных тенденций в формировании личности, таких как избегание неудач, нежелание каких-либо изменений, стремление занимать пассивно-страдальческую позицию.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Формирование социальной компетентности студентов ССУЗ в процессе социального образования будет эффективным если:

• в основу его разработки положены идеи личностно-деятельностного и системно-ролевого подходов;

• принципы отбора и структурирования содержания социального образования соответствуют целям и задачам формирования социальной компетентности студентов ССУЗ;

• используются технологии, ориентированные на формирование компонентов социальной компетентности;

• учитываются результаты диагностики уровня социальной компететности.

Однако, проведенное исследование не исчерпывает все аспекты рассматриваемой темы.

Необходимо продолжить разработку педагогических технологий, позволяющих наиболее эффективно реализовывать содержание социального образования.

Телеологический подход к определению содержания понятия «социальное образование», на наш взгляд, также требует дополнительного теоретического и методологического изучения.

Также существует необходимость, провести стандартизацию показателей разработанного нами диагностического комплекса, что безусловно является основой для психологических исследований.

В настоящее время нами ведется работа по изучению уровня социальной компетентности и апробации диагностического комплекса к диагностике социальной компетентности административно-управленческого персонала действующих хозяйствующих субъектов, что должно дать дополнительный материал для сравнительного анализа.

Также прорабатываются организационно-педагогические условия, делающие реализацию разработанного содержания более эффективной.

На наш взгляд, проблема имеет перспективу изучения в рамках педагогики и психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности. -1. М.: Наука, 1980, — 330 с.
  2. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 230 с.
  3. Г. В. Социальная психология высшего образования. Дисс. д-ра психол. наук. — СПб, 1995. — 468 с.
  4. Актуальные проблемы социального воспитания. / Ответ, ред. Ф. Яркина,
  5. В.Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.: АПН СССР, 1990.- 109с.
  6. Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогическогопроцесса. Минск: Университетское, 1990. — 560с.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1997, —380 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  9. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта
  10. Человек и общество. Л.: ЛГУ.-1974. — С. 1−14.
  11. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационныйкурс). Казань: КГУ, 1998. -Кн.2. — 318с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: АСПЕКТ- ПРЕСС, 1996.375с.
  14. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.1. М.: МГИК, 1992.-273с.
  15. М. П., Волович Л. А., Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. — Казань: ИССО РАО, 1997. — 56 с.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.1. М.: МГУ, 1984.- 104с.
  17. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологическогоанализа. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  18. В.Г. Программно-целевое управление // Научное управлениеобществом. М.: Политиздат, 1978, — 135с.
  19. Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика. — 560 с.
  20. Ю.К. Педагогика. М: Педагогика, 1988. — 234 с.
  21. А.Н. Правовая культура личности. М.: Юрид. литер., 1996.147с.
  22. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии. — М., 1969
  23. С.Р., Левина М. М. Единство профессиональной подготовки иформирование социально-активной личности учителя. //Формирование социально активной личности учителя. Межвузовский сб. науч. тр. -М., 1987. -С.20−27.
  24. С. С. Формирование социальной компетентности в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля. Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 274 с.
  25. Н. А. Моё философское миросозерцание. //Русский путь. СПб., 1994. Т. 1, — С.23−29.
  26. Н. А. Смысл истории. -— М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  27. Н.А. О рабстве и свободе человека. //Вопросы философии.1991. -№ 3, — С.67−68.
  28. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 445с.
  29. Р. Развитие Я концепции и воспитания. /Перевод с англ. — М.:1. Педагогика, 1986. 420с.
  30. Бестужев Лада. Окно в будущее. М.: Мысль, 1970. — 269с.
  31. В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
  32. Бим Бад Б. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика.1996.-№ 1.-С. 3−9.
  33. А. И. Управление социализацией субъектов учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного профессионального образования (По материалам экономико-строительного колледжа г.
  34. Набережные Челны). Дисс. доктора философии социологии (dPh). — Казань, 2000.
  35. Л.И. Личность и её формирование в раннем возрасте. М.:1. АПН РСФСР, 1968. 464с.
  36. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
  37. В. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта. // Обучение социальной работе: Состояние и перспективы. Материалы международных конгрессов Школ социальной работы. — М., 1997. — С. 5−18.
  38. Т. Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя, материалы РАО. — СПб., 1992. — 86 с.
  39. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 287с.
  40. В. Н. Краткий оборочный тест. — М.: «СМЫСЛ», 1992.
  41. В.Н., Эрлих О. В. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона. Научно-методическое пособие. СПб: Леонтьевский центр, 2000.120 с
  42. Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. — М. — 1999. — 440 с.
  43. В.А. Личность как особая форма бесконечного содержания. Кпроблеме генезиса гуманистической ценностной ориентации. //Философская культура личности: Сб. науч. тр. Бийск, 1996. — С.35−39.
  44. С. А. Социальная культура и роль образования в ее формировании. Дисс. д-ра филос. наук. — СПб., 1997. — 311 с.
  45. Jl. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. — Казань: ИСПО РАО, 1999.— 56 с.
  46. Л. А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. — Казань, 1997. — 104 с.
  47. Л.А. Педагогическая культурология. Программаинтегративного курса для высших педагогических учебных заведений.- Казань: КГПИ. 39с.
  48. Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывногопрофессионального образования. //Магистр. 1997. — СВ. — С.42−49.
  49. Л.А., Тихонова Л. П. и др. Вариативный подход в системегуманитарного образования в ССУЗ. М.: Магистр, 1995. — 120с.
  50. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.470с.
  51. С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.1. М.: Школа-пресс. — 1995.
  52. P. X. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования. Дисс. д-ра пед. наук. — Казань, — 1999. — 459 с.
  53. Гордон В. И. Категория становления в марксистской диалектике
  54. Философские науки. 1968. — № 4. — С. 15−18
  55. Н. Ю. Образование как способ формирования социальной реальности. Дисс. канд. социол. наук. — Саратов, 1997. — 153 с.
  56. Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднегоспециального учебного заведения как педагогическая проблема: Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1995, — 210с.
  57. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Библ. информ. обеспеч.
  58. Танаис: Ди Дик, 1994. — 638с.
  59. Р.К. Социальные проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1 981 149с.
  60. А.Ю. Становление «Я» примат творчества. // Философскаякультура личности: Сб. науч. тр. Бийск, 1996. — 4.1. — С.61−69
  61. У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 411с.
  62. В. И. Социальное образование как фактор развития цивилизации. // Обучение социальной работе: Состояние и перспективы. Материалы международных конгрессов Школ социальной работы. — М., 1997. — С. 273−283.
  63. Зеньковский В. В. Единство личности и проблема перевоплощения
  64. Человек. М.: Основная книга, 1993. — 43с.
  65. Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  66. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в среднейпрофессиональной школе: Теоретико-методологические подходы: Сб.науч.тр. /ИССО/: Отв.ред. Л. С. Волкова. Казань: ИССО, 1997. -104с.
  67. М. И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования. Дисс. канд. пед. наук. — Ярославль, 1995. — 192 с.
  68. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении — М.:1. Просвещение, 1987.- 74с.
  69. В.М. Демократическая ментальность человека: содержание имеханизмы формирования. М.: 1997. — 132с.
  70. М. П. К вопросу о формировании современной модели общего образования. // Современные гуманитарные знания, № 4, 1999. — С. 45−60.
  71. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.1. Оренбург, 1996. 120с.
  72. Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, — 1996. — 512 с.
  73. А. М. Генезис образования как социального института. Дисс. канд. филос. наук. —Волгоград, 1999. — 136 с.
  74. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 250с.
  75. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335с.
  76. Кон И. С. Открытие «Я», — М.: Политиздат, 1978, — 367с.
  77. Л.Г. Политическое сознание личности: структура изакономерности: Дис. канд. филос. наук. М., 1987, — 180с.
  78. Е. А. Некоторые дидактические условия самореализации личности студента./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в средней профессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000.— С.28−29.
  79. Краткая философская энциклопедия. — М. — 1994. — 576 с.
  80. С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. — М.: Генезис, 1997.
  81. Н. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школы. — М.: Инноватор. — 1996. — С. 132 152.
  82. Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как факторпрофессиональной направленности обучения в педагогическом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Волгоград, 1991. 16с.
  83. В.А. Оценочная деятельность старшеклассников при изученииполитологических проблем обществознания. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 19с.
  84. JI.H. Вопросы личностно-профессионального саморазвитиястудента в целостном педагогическом процессе педагогического вуза: Сб. науч. тр. Иркутск, 1994. — С.57−74
  85. Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
  86. Н.В. Формирование активности и предприимчивостиподростков в системе деловых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -20с.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975. 303 с.
  88. .Т. Философия воспитания. М.: Изд-во Прометей, 1995.280с.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1984.-444с.
  90. П. Я. Мировоззрение личности в социолкультурном контексте.
  91. Личность: проблемы становления и самореализации: Сб. науч. ст. -Кривой Рог, 1991. С.14−17
  92. М. К. Необходимость себя. — М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.
  93. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1. Культура, 1992. -441с.
  94. И.С. Теоретические предпосылки прогнозирования и развитияличности и её активности. М.: Политиздат, 1976. — 97с.
  95. В. Ш., Трегубова Т. М. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗ. // Магистр — 1997 — СВ. С. 85−91.
  96. В.Ш. Актуальные вопросы социализации и социальногостановления личности студентов ССУЗ //Наука и школа. 1998. — № 7 -8. — С.6−12.
  97. А. Самоактуализация. / Психология личности. Тесты, — М., 1989,228с.
  98. А. Рыба растет с головы. //Эксперт, 1999, № 8. — С. 32−34.
  99. М. И. Проблемное обучение. М., 1975. — 250с.
  100. В.А. Социально- ролевое поведение, эмпатия и социализацияличности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук.-Ереван, 1993. -С.190.
  101. А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  102. А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1999, — 4.1
  103. А.В. Главное личность //Педагогическое образование. Вып. 2.1. МГГУМ, 1990
  104. А.В. Социализация и «смутное время»,— М.: Знание, 1991. -78с.
  105. Ш. С. Социальное становление человека: философскологический анализ: Дис. канд. филос. наук. Алма — Ата, 1992. — 187с.
  106. Г. В. Современные проблемы образования. — Казань: ИСПО РАО, 2000. — 84 с.
  107. Г. В., Масленникова В. Ш., Таланчук Н. М., Трегубова Т. М., Токар В. М., Зинурова Р. И. Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. — Казань: ИСПО РАО, 1999. — 144 с.
  108. Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшейтехнической школы. Казань: ИССО РАО, 1996. — 328с.
  109. Ф. Ш. Региональная система подготовки специалистасоциальной сферы (на примере Республики Татарстан): Автореф. дис. доктора пед. наук. — Ижевск, 2002. — 39 с.
  110. Ф.Ш. Сущность, содержание и особенностипсихологической культуры личности. Казань, 1995. — 92с.
  111. А.В. О соотношении понятий «индивидуальность», «личность», человек". Самара, 1991. — 32с.
  112. А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эвгес, 2000. — 272 с.
  113. В.В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовкимолодёжи к труду. М.: Мысль, 1984. — 215с.
  114. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». — М. — 1996. — 64 с.
  115. О проблемах и перспективах развития начального образования в
  116. Российской Федерации. Нормативный документ Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 дек. 1996 № 3/2 //Вестник образования. — 1997. — № 5. — С.59−76
  117. Общие основы методики социальной работы. /Под ред. Г. Н. Филонова. — Набережные Челны, 1997. — 100 с.
  118. Л.И. Диалог культур в профессиональном становленииличности учителя: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1996. 19с.
  119. П. Н. Факторы самореализации студента в колледже./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в средней профессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000.— С.8−11.
  120. П. Н., Суворов В. С. Факторы формирования конкурентоспособного специалиста./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в среднейпрофессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000,—С. 13−18.
  121. П.Н. Ценностные ориентации учащихся. //Среднее специальноеобразование. 1991. — № 8. — С. 18−20
  122. Основные концепции социализации личности учащегося в условияхгорода Наб. Челны Республики Татарстан. Казань: ИСПО РАО, 1998. -31с.
  123. С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: «СМЫСЛ», 1997.
  124. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995, —638 с.
  125. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112с.
  126. А.В. Психология о каждом из нас. М.: Педагогика, 1992.
  127. А.В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1987.223с.
  128. . Саморегуляция и прогнозирование социального поведенияличности. М., 1979.
  129. С. М. Социально-педагогические основы диагностики профессионального образования специалиста. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1998. — 213 с.
  130. Ф. Дракер. Управление нацеленное на результаты. М., Технологическая школа бизнеса, 1992.
  131. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
  132. Т. А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1999. — 208 с.
  133. В. И. Психодиагностика индивидуального сознания. /Общая психодиагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
  134. Профессиональная педагогика. Учебник. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», — 1997. — 512 с.
  135. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М&bdquo- 1996,
  136. Психология развивающейся личности. /Под редакцией Петровского А.В.- М.: Педагогика, 1987, — 240 с.
  137. В. Т. Человек: единство природы и социума. // Современные гуманитарные знания, № 5, 1999. — С. 133−149.
  138. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.:
  139. Прогресс «Универс», 1994. 480с.
  140. М.И., Степанова Т. Л. Программа социальной адаптацииучащихся профессиональных училищ. Ярославль, 1994. — 32с.
  141. В. Уверенность в себе: этический аспект. /Журнал практическогопсихолога, № 9, 1999, с.3−14
  142. В.П. Формирование социальной творческой активности:
  143. Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999, — 170с.
  144. С.А. Проблемы общей психологии,— М.: Педагогика, 1973,423с.
  145. Т.А. Проблемы формирования будущего специалиста.
  146. Педагогика. 1997. — № 1, — С.60−64
  147. Э. Избр. труды по языкознанию культурологии. М.: Прогресс, 1994. 62с.
  148. А. П. Акмелогический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. —М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  149. В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. — 1990. — № 9. — С. 3−9.
  150. В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогическогообразования и формирование социально активной личности учителя. //Формирование социально-активной личности учителя. Межвузовский сб. науч. тр. М.: МГПУ. — С.3−12
  151. Советский Энциклопедический Словарь. — М., 1989. — 1306 с.
  152. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000.
  153. Социокультурные ценности и адаптационные механизмы ихиспользования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения. /Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. и др. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 104с.
  154. С. Г. Человек, социосфера, социум. // Современные гуманитарные знания, № 5, 1999. — С. 67−79.
  155. Среднее профессиональное образование в условиях многоуровневой подготовки специалистов: отчет о научно-исследовательской работе института среднего профессионального образования за 1998 год. Выпуск 6. — Казань: ИСПО РАО, 1999. — 132 с.
  156. Г. В. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя. — М.: АПН СССР, 1983. — 72 с.
  157. Н.М. 100 новых идей в педагогике, сявзанных с открытиемфундаментальных законов системного синергетизма. Казань, «Дом печати», 1993. — 105с.
  158. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагоговноваторов. М.: Профессиональное образование, 1991. — 183с.
  159. Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики иучебно- воспитательного процесса. Казань, «Дом печати», 1993. — 95с.
  160. Н.М. Системно-синергетическая философия как методологиясовременной педагогики //Магистр. 1997. — СВ.-С.32 -41
  161. М.И. Политическая культура как важнейшаясоставляющая философской культуры личности. //Философия личности: Сб. науч. тр. Бийск, 1996. — С.42−51
  162. Том Питере и Роберт Уотермен. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., Прогресс, 1986.
  163. П.Д. Психология возможного развития человека. / лекция 1 /
  164. АУМ, 1987. № 2. — С.209−229
  165. К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 1946. — 432с.
  166. Г. Я. Социально-профессиональное становление студентов педагогического колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1999. — 237 с.
  167. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.:1. Педагогика, 1989. -206с.
  168. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.:1. Педагогика, 1990. 110с.
  169. JI.B. Социализация как процесс формированияспособностей. // Теория потребностей и способностей. Тезисы 12 международного симпозиума. Горький, 1984. — С.94−96
  170. Филлипова J1.B. Социализация личности и педагогическая деятельностьобщества: Дис. канд. пед. наук. Горький, 1985. — 160с.
  171. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке.
  172. Педагогика. 1996. — № 1. — С.35−40
  173. В. Человека в поисках смысла. — М.: Прогресс. — 1990.
  174. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. /Перевод с англ. М.:1. Педагогика, 1993. 140с.
  175. Фридрих Глазл, Бернард Ливехуд. Динамичное развитие предприятий: как предприятия-пионеры и бюрократия моут стать эффективными. Калуга, Духовное познание, 2000.
  176. Т.В. Начнём с познания себя. К вопросу о саморазвитиипедагогов и руководителей школ. //Директор школы. 1997. — № 6.-С.1−19образования. //Магистр. 1997. — СВ.-С. 7−11
  177. И. Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа. — 1990.
  178. Д., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб: Питер Ком, 1999. — 608 с.
  179. JI. Н. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования. Дисс. канд. филос. наук. — Омск, 1996. — 167 с.
  180. Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности:системно-динамический подход. //Профессиональное образование. -1995. -№ 1 -С.33−42
  181. Т. Социальная психология. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968.- 535с.
  182. Н.С. Социально-профессиональное самоопределениеличности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1995. -20с.
  183. В. П. Философема становления личности: ценностный аспект. // Магистр. — 1997. — СВ.
  184. Г. Б. Допрофессиональная подготовка старшеклассниковпредпринимательской деятельности: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 226с.
  185. Г. П. Очерки по истории образования. — М., 1993.
  186. В. С. Истоки и необходимость новых парадигм в профессиональном образовании./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в среднейпрофессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000.—С. 19−24
  187. В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальнаяпсихология. Л., 1979.
  188. Л. Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, — 1999. — 16 с.
  189. Goffman Е. Strategic interaction. Philaphia, 1969.
  190. Lowrey, R., ed. 1973b. A.H. Maslow: an intellectual portrait. Monterey. Calif.: Brooks/Cole
  191. , A. 1970. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.
  192. Merton R. Social theory and social structure. Glencoe, 1968.
  193. Parsons T. The social system. L., 1951.
  194. Parsons T. The structure of social action. Glencoe, 1949.
  195. Smith M. Creators not Consumers. Rediscovering social education 2e, 1. icester: National Association of Youth Clubs, 1982.
Заполнить форму текущей работой