Формирование социальной компетентности студента среднего профессионального учебного заведения в процессе социального образования
Диссертация
За последние годы выполнен значительный объем исследований, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки специалистов. В философских работах С. Ф. Анисимова, JI. М. Архангельского, В. Г. Афанасьева, Л. П. Буевой и др. раскрываются социальные аспекты профессиональной подготовки. В психологических исследованиях П. К. Анохина, А. А. Бодалева, А. П. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование социальной компетентности в процессе социального образования как педагогическая проблема
- 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования социальной компетентности в процессе социального образования в философской и психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Роль и место социального образования в процессе формирования социальной компетентности студента ССУЗ
- 1. 3. Сущность, содержание и структура социальной компетентности
- Глава 2. Условия эффективности формирования социальной компетентности студента ССУЗ в процессе социального образования
- 2. 1. Содержание и структура базисного компонента социального образования как условие эффективности формирования социальной компетентности студента ССУЗ
- 2. 2. Внедрение технологии проектирования жизненной карьеры в процесс социального образования как условие эффективности формирования социальной компетентности студента ССУЗ
- 2. 3. Диагностика уровня сформированности социальной компетентности в процессе социального образования
- 2. 4. Результаты эксперимента
Список литературы
- Абдульханова- Славская К. А. Деятельность и психология личности. -1. М.: Наука, 1980, — 330 с.
- Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 230 с.
- Акопов Г. В. Социальная психология высшего образования. Дисс. д-ра психол. наук. — СПб, 1995. — 468 с.
- Актуальные проблемы социального воспитания. / Ответ, ред. Ф. Яркина,
- В.Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.: АПН СССР, 1990.- 109с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно- гуманная основа педагогическогопроцесса. Минск: Университетское, 1990. — 560с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1997, —380 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
- Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта
- Человек и общество. Л.: ЛГУ.-1974. — С. 1−14.
- Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационныйкурс). Казань: КГУ, 1998. -Кн.2. — 318с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: АСПЕКТ- ПРЕСС, 1996.375с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.1. М.: МГИК, 1992.-273с.
- Архипова М. П., Волович Л. А., Ибрагимов Г. И. Педагогические технологии в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки студентов профессиональной школы гуманитарного профиля. — Казань: ИССО РАО, 1997. — 56 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.1. М.: МГУ, 1984.- 104с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологическогоанализа. М.: МГУ, 1990. — 367с.
- Афанасьев В.Г. Программно-целевое управление // Научное управлениеобществом. М.: Политиздат, 1978, — 135с.
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика. — 560 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М: Педагогика, 1988. — 234 с.
- Бабенко А.Н. Правовая культура личности. М.: Юрид. литер., 1996.147с.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии. — М., 1969
- Батракова С.Р., Левина М. М. Единство профессиональной подготовки иформирование социально-активной личности учителя. //Формирование социально активной личности учителя. Межвузовский сб. науч. тр. -М., 1987. -С.20−27.
- Бахтеева С. С. Формирование социальной компетентности в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля. Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 2001. — 274 с.
- Бердяев Н. А. Моё философское миросозерцание. //Русский путь. СПб., 1994. Т. 1, — С.23−29.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. -— М.: Мысль, 1990. — 175 с.
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. //Вопросы философии.1991. -№ 3, — С.67−68.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 445с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания. /Перевод с англ. — М.:1. Педагогика, 1986. 420с.
- Бестужев Лада. Окно в будущее. М.: Мысль, 1970. — 269с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
- Бим Бад Б. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика.1996.-№ 1.-С. 3−9.
- Блощинский А. И. Управление социализацией субъектов учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного профессионального образования (По материалам экономико-строительного колледжа г.
- Набережные Челны). Дисс. доктора философии социологии (dPh). — Казань, 2000.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в раннем возрасте. М.:1. АПН РСФСР, 1968. 464с.
- Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.
- Бочарова В. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта. // Обучение социальной работе: Состояние и перспективы. Материалы международных конгрессов Школ социальной работы. — М., 1997. — С. 5−18.
- Браже Т. Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя, материалы РАО. — СПб., 1992. — 86 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 287с.
- Бузин В. Н. Краткий оборочный тест. — М.: «СМЫСЛ», 1992.
- Виноградов В.Н., Эрлих О. В. Социальное проектирование становления и развития гражданского общества: создание стратегического плана района, города, региона. Научно-методическое пособие. СПб: Леонтьевский центр, 2000.120 с
- Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. — М. — 1999. — 440 с.
- Возчиков В.А. Личность как особая форма бесконечного содержания. Кпроблеме генезиса гуманистической ценностной ориентации. //Философская культура личности: Сб. науч. тр. Бийск, 1996. — С.35−39.
- Войтова С. А. Социальная культура и роль образования в ее формировании. Дисс. д-ра филос. наук. — СПб., 1997. — 311 с.
- Волович Jl. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. — Казань: ИСПО РАО, 1999.— 56 с.
- Волович Л. А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. — Казань, 1997. — 104 с.
- Волович Л.А. Педагогическая культурология. Программаинтегративного курса для высших педагогических учебных заведений.- Казань: КГПИ. 39с.
- Волович Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывногопрофессионального образования. //Магистр. 1997. — СВ. — С.42−49.
- Волович Л.А., Тихонова Л. П. и др. Вариативный подход в системегуманитарного образования в ССУЗ. М.: Магистр, 1995. — 120с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.470с.
- Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.1. М.: Школа-пресс. — 1995.
- Гильмеева P. X. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования. Дисс. д-ра пед. наук. — Казань, — 1999. — 459 с.
- Гордон В. И. Категория становления в марксистской диалектике
- Философские науки. 1968. — № 4. — С. 15−18
- Григорьева Н. Ю. Образование как способ формирования социальной реальности. Дисс. канд. социол. наук. — Саратов, 1997. — 153 с.
- Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднегоспециального учебного заведения как педагогическая проблема: Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1995, — 210с.
- Гумилёв JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Библ. информ. обеспеч.
- Танаис: Ди Дик, 1994. — 638с.
- Гурова Р.К. Социальные проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1 981 149с.
- Дейкина А.Ю. Становление «Я» примат творчества. // Философскаякультура личности: Сб. науч. тр. Бийск, 1996. — 4.1. — С.61−69
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 411с.
- Жуков В. И. Социальное образование как фактор развития цивилизации. // Обучение социальной работе: Состояние и перспективы. Материалы международных конгрессов Школ социальной работы. — М., 1997. — С. 273−283.
- Зеньковский В. В. Единство личности и проблема перевоплощения
- Человек. М.: Основная книга, 1993. — 43с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
- Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в среднейпрофессиональной школе: Теоретико-методологические подходы: Сб.науч.тр. /ИССО/: Отв.ред. Л. С. Волкова. Казань: ИССО, 1997. -104с.
- Иродов М. И. Социальное становление специалиста на основе гуманизации инженерного образования. Дисс. канд. пед. наук. — Ярославль, 1995. — 192 с.
- Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении — М.:1. Просвещение, 1987.- 74с.
- Капицын В.М. Демократическая ментальность человека: содержание имеханизмы формирования. М.: 1997. — 132с.
- Карпенко М. П. К вопросу о формировании современной модели общего образования. // Современные гуманитарные знания, № 4, 1999. — С. 45−60.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей.1. Оренбург, 1996. 120с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, — 1996. — 512 с.
- Ковалев А. М. Генезис образования как социального института. Дисс. канд. филос. наук. —Волгоград, 1999. — 136 с.
- Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 250с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335с.
- Кон И. С. Открытие «Я», — М.: Политиздат, 1978, — 367с.
- Коржаковский Л.Г. Политическое сознание личности: структура изакономерности: Дис. канд. филос. наук. М., 1987, — 180с.
- Корчагин Е. А. Некоторые дидактические условия самореализации личности студента./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в средней профессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000.— С.28−29.
- Краткая философская энциклопедия. — М. — 1994. — 576 с.
- Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. — М.: Генезис, 1997.
- Крыловка Н. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования: Культурная и мультикультурная среда школы. — М.: Инноватор. — 1996. — С. 132 152.
- Крюкова Е.А. Педагогические задачи в курсе философии как факторпрофессиональной направленности обучения в педагогическом вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Волгоград, 1991. 16с.
- Кузьмин В.А. Оценочная деятельность старшеклассников при изученииполитологических проблем обществознания. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 19с.
- Куликова JI.H. Вопросы личностно-профессионального саморазвитиястудента в целостном педагогическом процессе педагогического вуза: Сб. науч. тр. Иркутск, 1994. — С.57−74
- Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. — М.: Просвещение, 1985, — 128 с.
- Лебедева Н.В. Формирование активности и предприимчивостиподростков в системе деловых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. -20с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975. 303 с.
- Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М.: Изд-во Прометей, 1995.280с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1984.-444с.
- Макутон П. Я. Мировоззрение личности в социолкультурном контексте.
- Личность: проблемы становления и самореализации: Сб. науч. ст. -Кривой Рог, 1991. С.14−17
- Мамардашвили М. К. Необходимость себя. — М.: Лабиринт, 1996. — 432 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1. Культура, 1992. -441с.
- Мансуров И.С. Теоретические предпосылки прогнозирования и развитияличности и её активности. М.: Политиздат, 1976. — 97с.
- Масленникова В. Ш., Трегубова Т. М. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗ. // Магистр — 1997 — СВ. С. 85−91.
- Масленникова В.Ш. Актуальные вопросы социализации и социальногостановления личности студентов ССУЗ //Наука и школа. 1998. — № 7 -8. — С.6−12.
- Маслоу А. Самоактуализация. / Психология личности. Тесты, — М., 1989,228с.
- Матвеева А. Рыба растет с головы. //Эксперт, 1999, № 8. — С. 32−34.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975. — 250с.
- Микоелян В.А. Социально- ролевое поведение, эмпатия и социализацияличности старшеклассников: Дис. канд. психол. наук.-Ереван, 1993. -С.190.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1999, — 4.1
- Мудрик А.В. Главное личность //Педагогическое образование. Вып. 2.1. МГГУМ, 1990
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время»,— М.: Знание, 1991. -78с.
- Мусагалиев Ш. С. Социальное становление человека: философскологический анализ: Дис. канд. филос. наук. Алма — Ата, 1992. — 187с.
- Мухаметзянова Г. В. Современные проблемы образования. — Казань: ИСПО РАО, 2000. — 84 с.
- Мухаметзянова Г. В., Масленникова В. Ш., Таланчук Н. М., Трегубова Т. М., Токар В. М., Зинурова Р. И. Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. — Казань: ИСПО РАО, 1999. — 144 с.
- Мухаметзянова Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшейтехнической школы. Казань: ИССО РАО, 1996. — 328с.
- Мухаметзянова Ф. Ш. Региональная система подготовки специалистасоциальной сферы (на примере Республики Татарстан): Автореф. дис. доктора пед. наук. — Ижевск, 2002. — 39 с.
- Мухаметзянова Ф.Ш. Сущность, содержание и особенностипсихологической культуры личности. Казань, 1995. — 92с.
- Нечаев А.В. О соотношении понятий «индивидуальность», «личность», человек". Самара, 1991. — 32с.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эвгес, 2000. — 272 с.
- Новиков В.В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовкимолодёжи к труду. М.: Мысль, 1984. — 215с.
- О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». — М. — 1996. — 64 с.
- О проблемах и перспективах развития начального образования в
- Российской Федерации. Нормативный документ Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 дек. 1996 № 3/2 //Вестник образования. — 1997. — № 5. — С.59−76
- Общие основы методики социальной работы. /Под ред. Г. Н. Филонова. — Набережные Челны, 1997. — 100 с.
- Орешкина Л.И. Диалог культур в профессиональном становленииличности учителя: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1996. 19с.
- Осипов П. Н. Факторы самореализации студента в колледже./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в средней профессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000.— С.8−11.
- Осипов П. Н., Суворов В. С. Факторы формирования конкурентоспособного специалиста./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в среднейпрофессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000,—С. 13−18.
- Осипов П.Н. Ценностные ориентации учащихся. //Среднее специальноеобразование. 1991. — № 8. — С. 18−20
- Основные концепции социализации личности учащегося в условияхгорода Наб. Челны Республики Татарстан. Казань: ИСПО РАО, 1998. -31с.
- Пантелеев С. Р. Методика исследования самоотношения. — М.: «СМЫСЛ», 1997.
- Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1995, —638 с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112с.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: Педагогика, 1992.
- Петровский А.В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1987.223с.
- Пиаже Ж. Саморегуляция и прогнозирование социального поведенияличности. М., 1979.
- Пипман С. М. Социально-педагогические основы диагностики профессионального образования специалиста. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1998. — 213 с.
- Питер Ф. Дракер. Управление нацеленное на результаты. М., Технологическая школа бизнеса, 1992.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254с.
- Полякова Т. А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1999. — 208 с.
- Похилько В. И. Психодиагностика индивидуального сознания. /Общая психодиагностика. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
- Профессиональная педагогика. Учебник. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», — 1997. — 512 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М&bdquo- 1996,
- Психология развивающейся личности. /Под редакцией Петровского А.В.- М.: Педагогика, 1987, — 240 с.
- Пуляев В. Т. Человек: единство природы и социума. // Современные гуманитарные знания, № 5, 1999. — С. 133−149.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.:
- Прогресс «Универс», 1994. 480с.
- Рожков М.И., Степанова Т. Л. Программа социальной адаптацииучащихся профессиональных училищ. Ярославль, 1994. — 32с.
- Ромек В. Уверенность в себе: этический аспект. /Журнал практическогопсихолога, № 9, 1999, с.3−14
- Ростовский В.П. Формирование социальной творческой активности:
- Дис. канд. пед. наук. Казань, 1999, — 170с.
- Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии,— М.: Педагогика, 1973,423с.
- Савотина Т.А. Проблемы формирования будущего специалиста.
- Педагогика. 1997. — № 1, — С.60−64
- Сенир Э. Избр. труды по языкознанию культурологии. М.: Прогресс, 1994. 62с.
- Ситников А. П. Акмелогический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. —М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
- Сластенин В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. — 1990. — № 9. — С. 3−9.
- Сластёнин В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогическогообразования и формирование социально активной личности учителя. //Формирование социально-активной личности учителя. Межвузовский сб. науч. тр. М.: МГПУ. — С.3−12
- Советский Энциклопедический Словарь. — М., 1989. — 1306 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000.
- Социокультурные ценности и адаптационные механизмы ихиспользования в системе гуманитарной подготовки в СПШ специалистов нового поколения. /Волович Л.А., Мухаметзянова Г. В., Тихонова Л. П. и др. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 104с.
- Спасибенко С. Г. Человек, социосфера, социум. // Современные гуманитарные знания, № 5, 1999. — С. 67−79.
- Среднее профессиональное образование в условиях многоуровневой подготовки специалистов: отчет о научно-исследовательской работе института среднего профессионального образования за 1998 год. Выпуск 6. — Казань: ИСПО РАО, 1999. — 132 с.
- Сухобская Г. В. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя. — М.: АПН СССР, 1983. — 72 с.
- Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, сявзанных с открытиемфундаментальных законов системного синергетизма. Казань, «Дом печати», 1993. — 105с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагоговноваторов. М.: Профессиональное образование, 1991. — 183с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики иучебно- воспитательного процесса. Казань, «Дом печати», 1993. — 95с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия как методологиясовременной педагогики //Магистр. 1997. — СВ.-С.32 -41
- Толоконников М.И. Политическая культура как важнейшаясоставляющая философской культуры личности. //Философия личности: Сб. науч. тр. Бийск, 1996. — С.42−51
- Том Питере и Роберт Уотермен. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., Прогресс, 1986.
- Успенский П.Д. Психология возможного развития человека. / лекция 1 /
- АУМ, 1987. № 2. — С.209−229
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 1946. — 432с.
- Фаттахова Г. Я. Социально-профессиональное становление студентов педагогического колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1999. — 237 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.:1. Педагогика, 1989. -206с.
- Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.:1. Педагогика, 1990. 110с.
- Филлипова JI.B. Социализация как процесс формированияспособностей. // Теория потребностей и способностей. Тезисы 12 международного симпозиума. Горький, 1984. — С.94−96
- Филлипова J1.B. Социализация личности и педагогическая деятельностьобщества: Дис. канд. пед. наук. Горький, 1985. — 160с.
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке.
- Педагогика. 1996. — № 1. — С.35−40
- Франки В. Человека в поисках смысла. — М.: Прогресс. — 1990.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. /Перевод с англ. М.:1. Педагогика, 1993. 140с.
- Фридрих Глазл, Бернард Ливехуд. Динамичное развитие предприятий: как предприятия-пионеры и бюрократия моут стать эффективными. Калуга, Духовное познание, 2000.
- Фролова Т.В. Начнём с познания себя. К вопросу о саморазвитиипедагогов и руководителей школ. //Директор школы. 1997. — № 6.-С.1−19образования. //Магистр. 1997. — СВ.-С. 7−11
- Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Высшая школа. — 1990.
- Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб: Питер Ком, 1999. — 608 с.
- Шабатура JI. Н. Становление социальной компетентности личности в процессе гуманизации профессионального образования. Дисс. канд. филос. наук. — Омск, 1996. — 167 с.
- Шакуров Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности:системно-динамический подход. //Профессиональное образование. -1995. -№ 1 -С.33−42
- Шибутани Т. Социальная психология. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968.- 535с.
- Ширшина Н.С. Социально-профессиональное самоопределениеличности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 1995. -20с.
- Ширшов В. П. Философема становления личности: ценностный аспект. // Магистр. — 1997. — СВ.
- Шишова Г. Б. Допрофессиональная подготовка старшеклассниковпредпринимательской деятельности: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 226с.
- Щедровицкий Г. П. Очерки по истории образования. — М., 1993.
- Щербаков В. С. Истоки и необходимость новых парадигм в профессиональном образовании./ Организационно-педагогические условия процесса самореализации студента в среднейпрофессиональной школе. Под ред. Ибрагимова Г. И. — Набережные Челны, 2000.—С. 19−24
- Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальнаяпсихология. Л., 1979.
- Яруллина Л. Ф. Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, — 1999. — 16 с.
- Goffman Е. Strategic interaction. Philaphia, 1969.
- Lowrey, R., ed. 1973b. A.H. Maslow: an intellectual portrait. Monterey. Calif.: Brooks/Cole
- Maslow, A. 1970. Motivation and personality. Rev. ed. New York: Harper and Row.
- Merton R. Social theory and social structure. Glencoe, 1968.
- Parsons T. The social system. L., 1951.
- Parsons T. The structure of social action. Glencoe, 1949.
- Smith M. Creators not Consumers. Rediscovering social education 2e, 1. icester: National Association of Youth Clubs, 1982.