Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение международно-правового и национально-правового регулирования страхования иностранных инвестиций от политических рисков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сеульская конвенция 1985 г. создала международно-правовой механизм страхования иностранных инвестиций, организационной основой которого является межправительственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), выступающая в качестве страховщика по гражданско-правовому договору страхования. Особенностью международно-правового механизма страхования является… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Содержание понятий, связанных со страхованием иностранных инвестиций
    • 1. Особенности терминов «иностранная инвестиция» и «иностранный инвестор» для целей страхования
    • 2. Гражданско-правовой институт страхования и его применение к иностранным инвестициям
  • Глава 2. Национально-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций от политических рисков за рубежом
    • 1. Виды правовых механизмов страхования иностранных инвестиций
    • 2. Государственно-правовой механизм страхования иностранных инвестиций от политических рисков
    • 3. Частно-правовой механизм страхования иностранных инвестиций от политических рисков
    • 4. Смешанный правовой механизм страхования иностранных инвестиций от политических рисков
  • Глава 3. Международно-правовые механизмы страхования иностранных инвестиций от политических рисков
    • 1. Особенности страхования иностранных инвестиций по Сеульской Конвенции 1985 г
    • 2. Роль двусторонних договоров в механизме страхования иностранных инвестиций
  • Глава 4. Страхование иностранных инвестиций в России как развивающийся институт права
    • 1. Становление института страхования иностранных инвестиций в
  • России
    • 2. Меры по совершенствованию законодательства о страховании иностранных инвестиций

Соотношение международно-правового и национально-правового регулирования страхования иностранных инвестиций от политических рисков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одно из важнейших направлений 4 развития процессов глобализации в мировой экономике — международное движение капиталов, которое находит свое выражение в виде разного рода иностранных инвестиций, объем которых постоянно растет1. Хозяйственная, предпринимательская деятельность иностранных инвесторов на территории принимающей стороны, в большей степени, чем в собственной стране, сопряжена с различного рода рисками, приводящими к убыткам инвесторов, и, прежде всего, с так называемыми политическими рисками. Это — риски, связанные с незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, с экспроприацией иностранной собственности, с изменениями законодательства принимающей стороны, резко ухудшающими положение иностранных инвесторов, а также риски, связанные с гражданскими беспорядками, вооруженными столкновениями и другими подобными •• действиями. Поэтому иностранные инвесторы стремятся защитить свои интересы, в том числе с помощью различных правовых средств. Среди таких средств, способных наиболее эффективно защитить интересы иностранного инвестора, следует выделить гражданско-правовой институт страхования. Рост объемов иностранных инвестиций делает актуальной задачу рассмотрения особенностей правового регулирования страхования иностранных инвестиций от политических рисков.

Обращение к данной теме не случайно. Проблема привлечения и страхования иностранного капитала в России становится все более значимой. г.

1 См об этом: UNCTAD. World Investment Report 2000. New York and Geneva. 2000. P. 6.

Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающиеся страны активно привлекали и привлекают иностранные инвестиции2.

Политическая и экономическая ситуации в России сегодня считаются самыми лучшими за последние несколько лет3. Россия представляет ^ значительный интерес для иностранных инвесторов, хотя до недавнего времени относилась к числу «зон рискованных инвестиций», то есть являлась зоной с неблагоприятными экономическими и политическими условиями, что делало бизнес в России занятием крайне рискованным, а проблемы страхования этих рисков становились едва ли не самыми важными среди других проблем страхования. Сегодня в стране либерализуется налоговое и финансовое законодательство, происходит сокращение дефицита бюджета и его безэмиссионное финансирование, стабилизация производства на фоне устойчивого снижения инфляции, уменьшается перечень видов предпринимательства, на которые нужно получать лицензии, упрощается регистрация новых фирм.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных $ инвестициях"4 (с последующими изменениями) устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов, то есть такие же условия функционирования, как и для отечественных, предоставляет иностранному инвестору большую правовую защиту и разрешает заниматься всеми видами деятельности (кроме запрещенных федеральными законами). Закон предусматривает определение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов и отдельных крупных инвестиционных проектов с л.

См, например: Астапович А., Григорьев Л. Иностранные инвестиции в России: проблемы и решения. М., 1997. С. 23.

3 Благодаря успешной экономической политике в области привлечения иностранных инвестиций, объем иностранных инвестиций в экономику России Р в январе-сентябре 2003 г. вырос на 61.9% - до 20.89 млрд. долларов. Такие данные распространил Госкомстат России. При этом прямые иностранные инвестиции составили 4.66 млрд. долларов, что на 77.3% больше аналогичного показателя 2002 г. Подробнее см.: http://www.fmiz.ru/cfin/tmpl-printyidart-694 059 иностранным участием, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся льготные условия для иностранного инвестора.

Перспективными для привлечения иностранного капитала могут стать свободные (особые) экономические зоны в России, федеральная программа создания которых разрабатывается5.

Кроме того, на сегодняшнем этапе развития, Россия становится не только страной, принимающей иностранные инвестиции, но и страной, вкладывающей.

4 См: Собрание законодательства РФ. 1999. — № 28. Ст. 3493.

5 Во второй половине 90-х годов преобладающей тенденцией в мире стал переход от создания преимущественно экспортно ориентированных зон производственного назначения, целью которых в основном было пополнение валютных ресурсов соответствующих стран, к образованию технопарков (парков высоких технологий). В России технопарк «Зеленоград» был учрежден в г. Зеленоград Московской области. Создание технопарков преследует цели развития наукоемких, высокотехнологических отраслей производства. Помимо США, где находится наиболее известный технопарк — Силиконовая Долина, подобные образования есть во Франции, в Японии, Греции, Германии, Китае, Индии и других странах.

Ярким примером является зона экономического и технологического развития Далянь в КНР. Предоставление властями разнообразных удобств для иностранного инвестора, дало ощутимые положительные результаты. В зону прибыло более тысячи иностранных инвесторов с консолидированными инвестициями в объеме 4 млрд долл., что эквивалентно общему объему таких инвестиций, привлеченных Россией в 1991;1996 г. г. Главными инвесторами стали компании из Японии, Южной Кореи, США. В итоге расположенная в КНР зона размером 50 км² оказалась экономически более выгодной с позиций обеспечения интересов страны-реципиента инвестиций, чем все усилия по либерализации режима иностранных инвестиций, включая учреждение ряда особых экономических зон, предпринятые российскими властями в течение указанного выше периода.

Таким образом, положительный мировой опыт служит подтверждением необходимости развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации. Подробнее см: Доронина Н. Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности //Журнал российского права. -2004. — № 6. Также см: Платонова Н. Л. Свободные экономические зоны в Российской Федерации: правовые проблемы создания и функционирования //Гражданин и право. — 2001. — № № 5, 6. также см: Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика. — 1999. С. 433. инвестиционные средства в иностранные государства. Подтверждением тому стало присвоение Российской Федерации 8 октября 2003 г. международным рейтинговым агентством Mood’s Investors Service кредитного рейтинга инвестиционного уровня6. Этот факт свидетельствует о признании одним из с ведущих рейтинговых агентств достаточной способности России своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, причем, не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

Одним из традиционных и достаточно эффективных способов защиты имущественных прав и интересов физических и юридических лиц является страхование. Институт страхования иностранных инвестиций, занимающий важное место в международном частном праве, достаточно широко применяется на практике зарубежными странами. Как правило, законы об иностранных инвестициях зарубежных государств специально выделяют статьи, посвященные этому институту (не помещая их в главах о гарантиях), назначение которых состоит в предоставлении инвесторам права самостоятельно решать вопрос о возможности прибегнуть к страховой охране своих финансовых интересов. Развитие института страхования иностранных инвестиций будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в Россию и размещению российских инвестиций за рубежом.

Однако, несмотря на более чем десятилетний срок развития страхового рынка России, система страхования иностранных инвестиций до сих пор окончательно не сформировалась: изменяется состояние самого страхового рынка, идет постоянное совершенствование нормативной базы по вопросам страхования иностранных инвестиций, реорганизуются органы страхового надзора. Обоснование необходимости принятия в России закона о страховании иностранных инвестиций и выработка основных его положений — одно из направлений диссертационного исследования.

6 Подробнее см: Mood’s подтвердило инвестиционный рейтинг России. http://www.rorf.ru/news/10 465.shtml.

Актуальность комплексного научного исследования системы страхования иностранных инвестиций связана также с тем, что в отечественной научной правовой литературе вопросы страхования иностранных инвестиций не получили должного освещения. Нет специальных работ, посвященных этим 4 вопросам. Как правило, они рассматриваются фрагментарно, при освещении отдельных проблем правового регулирования иностранных инвестиций. В результате, существующее научное знание оказалось недостаточным для решения новых задач, связанных со страхованием иностранных инвестиций.

В ближайшее время ситуация на страховом рынке России, и, соответственно, в области страхования иностранных инвестиций, должна резко измениться, в связи, во-первых, с изменением его структуры вследствие концентрации и централизации отечественного страхового капитала, и во-вторых, с допуском на рынок иностранных страховщиков7. Эти факторы дополнительно подтверждают актуальность комплексного исследования правовых проблем страхования иностранных инвестиций.

Основной целью настоящего диссертационного исследования является о всестороннее, комплексное исследование системы страхования иностранных инвестиций от политических рисков как на международно-правовом, так и на национальном уровнеисследование процессов унификации, гармонизации института страхования иностранных инвестиций, его основных понятий. На основе этого формулирование практических предложений в области страхования иностранных инвестиций от политических рисков в Российской Федерации.

Достижение поставленных целей предопределило необходимость решения следующих задач:

1. Выявить основные теоретические и практические проблемы • становления и развития правового института страхования иностранных инвестиций в международном праве, во внутреннем праве зарубежных стран и.

7 См: в частности, vvw. гобпо. ги.

России с последующим определением тенденций развития этого института, выявлением пробелов в российском законодательстве и выработкой предложений по возможному его усовершенствованию;

2. На основе сравнительного анализа понятия «иностранная инвестиция», существующего в российском законодательстве, в международных универсальных, региональных и двусторонних договорах, определить ее состав, структуру и роль в системе рыночных отношений для целей страхования;

3. Рассмотреть систему возможных неблагоприятных рисков, способных уменьшить или полностью уничтожить вложенный капитал, дать классификацию рисков, и, прежде всего, политических рисков, определить структуру каждого его вида, что послужит основанием для выбора эффективных юридических способов защиты интересов иностранного инвестора;

4. Провести сравнительный анализ правовых механизмов страхования иностранных инвестиций в зарубежных странах, в частности, в США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, выявить их сильные и слабые стороны, реальную эффективность в процессе осуществления инвестиций в конкретной стране, в том числе в России;

5. На основе сравнительного анализа международно-правовых норм, иных международных правил и национально-правовых норм, регулирующих страхование иностранных инвестиций, разработать предложения по созданию в Российской Федерации современной системы страхования иностранных инвестиций и по совершенствованию российского законодательства в этой области.

В конечном итоге диссертация посвящена исследованию возможностей правового института страхования, как одной из форм обеспечения защиты имущественных интересов иностранного инвестора (на основе анализа международных конвенций, двусторонних межгосударственных соглашений, а также внутреннего законодательства различных государств).

Предмет и объект исследования. В соответствии с поставленной целью, объектом диссертационного исследования выступают отношения, связанные со страхованием иностранных инвестиций в мировой практике, а также изучение фактора предоставления гарантий иностранным инвестициям, привлекаемым в российскую экономику, с точки зрения активизации процесса инвестирования и повышения его эффективности.

Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы правового регулирования страхования иностранных инвестиций от политических рисков на международно-правовом и внутригосударственном уровне, выявление их соотношения.

Методологическая и научная основа исследования. Объект и предмет исследования обусловили необходимость обращения не только к специальной литературе по страхованию иностранных инвестиций, международному частному праву, международному праву, гражданскому праву, но и к источникам по истории российского права, теории государства и права.

В настоящей работе были использованы диалектический, системный,? сравнительно-правовой, логический, исторический и другие методы исследования.

Работа над диссертационным исследованием опиралась на анализ международных договоров, универсальных и двусторонних, центральное место среди которых занимает Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (МАГИ), посвященная страхованию о иностранных инвестиций от политических рисков. В научный оборот введен анализ проекта Многостороннего соглашения об инвестициях (Multilateral Agreement on Investment) 1995 г., разрабатываемого в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который еще не исследовался в российской литературе.

8 Подробнее см: главу 3 настоящей диссертации.

При работе над диссертацией автор также изучал законодательство различных государств по вопросам страхования иностранных инвестиций, деятельность государственных и неправительственных зарубежных организаций, занимающихся страхованием иностранных инвестиций (прежде всего, от политических рисков), анализировал различные подходы к решению данной проблемы в России, актуальные публикации в периодической печати и официальные статистические данные по страхованию иностранных инвестиций в Российской Федерации и зарубежных странах.

Проблема страхования иностранных инвестиций сложна и разнообразна. Ее исследование обнажает целый ряд дискуссионных вопросов, затрагивающих правовые, политические, экономические аспекты. В силу этого отдельные вопросы, касающиеся страхования иностранных инвестиций, становились предметом исследования в работах как российских, так и зарубежных ученых: Бернштейна И. И., Блищенко И. П., Богуславского М. М., Богатырева А. Г., Бланда Д., Брандта Б. Ф., Брагинского М. И., Вознесенской H.H., Войтовича С. А., Галагузы Н. Ф., Дмитриевой Г. К., Донгарова А. Г., Дорониной Н. Г., Жилкиной М. С., Журавлева Ю. М., Кейнса Дж., Келли Т.Дж., Кноке У., Ковалева A.A., Лиона С. Е., Лисовского В. И., Лукашука И. И., Лунца Л. А., Массе П., Мендельсона М., Нешатаевой Т. Н., Перетерского И. С., Попондопуло В. Ф., Райхера В. К., Рейтмана Л. И., Семилютиной Н. Г., Серебровского В. И., Трапезникова В., Тункина Г. И., Турбиной К. Е., Фогельсона Ю. Б., Хачатурова Т. С., Хлестовой О. И., Шахова В. В., Шиминовой М. Я., Штейна Б. Е., Bippus В., Ebenroth С., Ehrenzweig А., Мегоп Т., Millins S., Reichert-Facilides F., Schwarzenberger G. и других. Отдельные вопросы страхования иностранных инвестиций рассматривались и в работах автора настоящего исследования.

Однако, проблема страхования иностранных инвестиций не получила достаточной разработки и освещения в специальной литературеотсутствует отдельное комплексное исследование этой проблемы. В настоящей диссертации предпринята попытка изучения существующего в международной практике механизма страхования иностранных инвестиций от политических рисков, с учетом возможности их использования на территории Российской Федерации.

В настоящем диссертационном исследовании не рассматривались коллизионные вопросы, поскольку они не вносят существенный вклад в # правовое регулирование отношений по страхованию иностранных инвестиций. Основным предметом исследования были международно-правовые унифицированные нормы и законодательство различных государств, их совместное действие, влияние друг на друга. Это вызвано, в первую очередь, тем, что на сегодняшнем этапе развития институт страхования иностранных инвестиций «перешагнул» рамки коллизионного права и включает в себя целый комплекс материально-правовых норм, носящих унифицированный характер и закрепленных в международных договорах (в частности, Сеульская конвенция 1985 г.). Унифицированные нормы материального права, единообразно регулируя общественные отношения, обеспечивают единообразный правовой режим и позволяют гармонизировать правовой институт страхования иностранных инвестиций. Именно с этим и связано усиление их роли по Ф сравнению с коллизионными нормами.

Научная новизна работы состоит в том, что она является одним из первых монографических исследований института страхования иностранных инвестиций от политических рисков. В этом контексте дано авторское определение иностранных инвестиций для целей страхованияклассифицированы системы страхования иностранных инвестиций в зарубежных странах по трем видам, определены их сильные и слабые стороны, реальное влияние на процесс осуществления инвестиций в конкретной стране, в том числе и в Российской Федерации. Введено новое понятие «международно-правовая суброгация» и раскрыто его содержание. На основе анализа 4 международного опыта по страхованию иностранных инвестиций, российского научного и практического материала обосновано принятие специального закона о страховании иностранных инвестиций и разработаны основные его положения, обосновано создание на территории Российской Федерации организации по страхованию иностранных инвестиций (проект Положения о ней приложен к диссертации).

На защиту выносятся положения, являющиеся новыми, или вносящие новые элементы в существующие доктринальные положения:

1. Под иностранной инвестицией для целей страхования понимается любая законная, не противоречащая публичному порядку принимающего государства инвестиция, осуществляемая в допускаемых законом принимающего государства видах и формах собственности, которая отвечает как целям инвестора, так и принимающего государства (либо государства, дающего гарантию), направленная на социально-экономическое развитие принимающего государства, независимо от правового механизма страхования (международно-правового и национально-правового).

Отсутствие единообразного понимания термина «иностранная инвестиция» препятствует процессу унификации и гармонизации института страхования иностранных инвестиций.

2. В зависимости от систем права выделяются два механизма страхования иностранных инвестиций от политических рисков: национально-правовой и международно-правовой. Сложившиеся в национальном праве и практике различных государств (США, Франция, Япония, Германия, Великобритания) системы страхования иностранных инвестиций классифицированы в зависимости от формы капитала на три вида — государственно-правовая, частно-правовая, смешаннаявыявлена их эффективность, сильные и слабые стороны, а также реальное влияние на процесс осуществления инвестиций в конкретной стране, в том числе и в Российской Федерации.

3. Главная особенность государственно-правового механизма страхования иностранных инвестиций от политических рисков заключается в том, что государство инвестора берет на себя обязательство выплатить предусмотренную договором компенсацию при наступлении обусловленного обстоятельствапо принципу суброгации оно приобретает право требовать соответствующую сумму у государства, принимающего инвестициив результате инвестиционные отношения превращаются в межгосударственные и получают дополнительную международно-правовую защиту. Государственные страховые компании имеют более льготные условия страхования, поскольку их деятельность частично или полностью субсидируется государством.

4. Главное достоинство негосударственного (частного) механизма страхования: независимость от государства, дающая гибкость и широкую возможность для маневра, присущую коммерческим организациям. В отличие от государственной системы, частные компании осуществляют страхование не только от политических рисков, но и от коммерческих рисков. Существенными недостатками этой системы являются, во-первых, как правило, неполное устранение рисков, что связано с ограниченными размерами капитала даже у крупных частных страховых компаний, и, во-вторых, отношения между страховой компанией и принимающим государством после суброгации остаются частно-правовыми, что лишает страховую организацию права воспользоваться международно-правовыми средствами защиты.

5. Основные особенности смешанного правового механизма страхования иностранных инвестиций — это сочетание в нем положительных сторон государственно-правового и частно-правового механизмов страхования. Иностранный инвестор получает двустороннюю защиту своих капиталовложений. Смешанная система страхования иностранных инвестиций более удобна и выгодна для инвестора, поскольку при заключении договора страхования, инвестор получает гарантию двух структур, относящихся и к государственному, и к частному капиталу.

6. Особенностью международно-правового механизма страхования, созданного Сеульской конвенцией 1985 г., является международно-правовая суброгация, под которой понимается переход прав и обязанностей иностранного инвестора к страховщику — МАГИ после выплаты последним страховых сумм при возникновении ущерба инвестициям по причине политического риска. В результате, отношения из частно-правовой сферы переходят в международно-правовую, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и принимающее государство) и такие отношения получают дополнительную защиту международного права.

Конвенция сформулировала унифицированные понятия, являющиеся элементами договора страхования и раскрыла их содержание, главным среди которых является унифицированное понятие и содержание политических (^коммерческих) рисков, которые стали общепризнанными (они закреплены в законах разных государств и многочисленных двусторонних договорах о защите капиталовложений).

7. Двусторонние договоры с участием Российской Федерации о взаимной защите иностранных инвестиций играют особую роль в механизме страхования последних. Благодаря этим договорам, формируется единая комплексная правовая система страхования иностранных инвестиций: МАГИ (занимает центральное место), национально-правовые механизмы страхования и двусторонние договоры. Обязывая Российскую Федерацию признавать право международно-правовой суброгации, двусторонние договоры дополнительно обеспечивают действие механизмов страхования в системе МАГИ, национально-правовых механизмов и их взаимодействие.

8. Обоснована целесообразность принятия нового федерального закона «О страховании иностранных инвестиций в Российской Федерации» и необходимость становления и развития в Российской Федерации нового организационно-правового механизма страхования иностранных инвестиций, основой которого должна стать Российская организация по страхованию иностранных инвестиций от политических рисков (проект Положения о ней прилагается к диссертации). Особое место в Законе должно занимать признание «права международно-правовой суброгации» за иностранным государством, граждане и юридические лица которого осуществляют инвестирование в России, и за Российской Федерацией, когда российские граждане и юридические лица инвестируют за рубежом.

Практическая значимость диссертации определяется наличием в России ряда нерешенных проблем в области страхования иностранных инвестиций. Основные выводы, предложения, проекты, сформулированные в диссертационном исследовании могут быть использованы при разработке как * международных документов, так и национального инвестиционного законодательства, а также в правоприменительной деятельности.

Проведенное исследование позволило обосновать ряд предложений по совершенствованию действующего российского законодательства.

Результаты настоящего исследования могут быть рекомендованы к использованию:

1. Комитетами по страхованию, экспертными советами и др. организациями при органах законодательной и исполнительной власти в процессе законотворческой деятельности, разработки проектов нормативных актов и т. д.;

2. Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и другими государственными органами (налоговыми, фантимонопольными) при разработке ведомственных нормативных актов, относящихся к регулированию страхового рынка, и методологического обеспечения страховой деятельности;

3. Всероссийским Союзом страховщиков и другими общественными организациями страховщиков и участниками страхового рынка при разработке предложений по совершенствованию системы страхования иностранных инвестиций;

4. Учебными заведениями в преподавании и изучении курсов международного частного права, международного права, гражданского права, страхового дела.

I Апробация работы. Предполагаемые в диссертационном исследовании подходы к проблемам страхования иностранных инвестиций были апробированы на научно-практических конференциях, проводившихся с участием московских ВУЗов, государственных органов, принимающих участие в регулировании страхового рынка, иностранных специалистов. Положения, обоснованные в работе, были изложены в научных статьях автора настоящего диссертационного исследования, а также в прочитанных лекциях, проведенных семинарских занятиях в Московской государственной юридической академии.

Структура работы обусловлена целями, задачами и содержанием диссертационного исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения, библиографического перечня литературы и нормативного материала, использованного при написании работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования, сделаны выводы, предложения, даны рекомендации по вопросам страхования иностранных инвестиций.

1. Как в нормативных актах, так и в научной литературе не имеется однородного понимания термина «иностранная инвестиция», использующегося для целей страхования, что выявлено в результате его анализа. Такое положение приводит к искажению сути процесса страхования иностранных инвестиций. В связи с этим в диссертации конкретизировано правовая категория «иностранная инвестиция» и «иностранный инвестор», дается толкование основных страховых терминов. Кроме того, отсутствие однородного понимания термина «иностранная инвестиция» препятствует процессу унификации и гармонизации института страхования иностранных инвестиций. В связи с этим в работе на основе исследования работ ученыхюристов, экономистов, страховщиков мирового уровня, изучения многосторонних соглашений — универсальных, двусторонних — дано определение и предложено толкование указанного понятия.

Под иностранной инвестицией для целей страхования понимается любая законная, не противоречащая публичному порядку принимающего государства инвестиция, осуществляемая в допускаемых законом принимающего государства видах и формах собственности, которая отвечает как целям инвестора, так и принимающего государства (либо государства, дающего гарантию), направленная на социально-экономическое развитие принимающего государства, не зависимо от правового механизма страхования (международно-правового, национально-правового).

2. Многостороннее соглашение по инвестициям является унифицирующим актом, который может служить большим шагом вперед по пути выработки международного механизма защиты иностранных инвестиций, включая их страхование. Его правила уже на стадии подготовки приобретают качество международно-правовых стандартов, благодаря, во-первых, большому авторитету разработчиков Соглашения, а во-вторых, тому, что его нормы закрепляют сложившуюся международную практику в области защиты иностранных инвестиций.

3. Особое место в механизме страхования иностранных инвестиций занимает категория «риск». Рассмотрены основные классификации рисков, которым могут быть подвержены иностранные инвестиции на территории принимающего государства, прежде всего, политические риски (в частности, национализация и экспроприация собственности иностранного инвестора без адекватной компенсациивоенные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам иностранного инвесторавведение законодательных мер, ограничивающих конвертируемость национальной валюты (трансферта) и режима вывоза капитала и прибылириск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент), поскольку в международно-правовой практике термин «страхование инвестиционных рисков» (investment risk insurance) или «страхование инвестиций» обозначает страхование именно от политических рисков.

4. В зависимости от систем права выделяются два механизма страхования: национально-правовой и международно-правовой. Сложившиеся в национальном праве и практике различных государств (США, Франция, Япония, Германия, Великобритания) системы страхования иностранных инвестиций классифицированы в зависимости от формы капитала на три вида — государственно-правовая, частно-правовая, смешаннаявыявлена их эффективность, сильные и слабые стороны, а также реальное влияние на процесс осуществления инвестиций в конкретной стране, в том числе и в Российской Федерации.

5. Главная особенность государственно-правового механизма страхования иностранных инвестиций от политических рисков заключается в том, что государство инвестора берет на себя обязательство выплатить предусмотренную договором компенсацию при наступлении обусловленного обстоятельствапо принципу суброгации оно приобретает право требовать соответствующую сумму у государства, принимающего инвестициив результате инвестиционные отношения превращаются в межгосударственные и получают дополнительную международно-правовую защиту. Как правило, государственные страховые компании занимаются страхованием иностранных инвестиций от политических рисковони имеют более льготные условия страхования, поскольку их деятельность частично или полностью субсидируется государством.

Государственные агентства, активно действуют во многих зарубежных странах. Однако, решение проблемы защиты интересов и прав инвесторов при осуществлении инвестиций в третьи страны требует своего решения не только на уровне двусторонних межгосударственных соглашений, но и на многосторонней основе, главным образом, в части, касающейся разрешения споров, связанных со страхованием иностранных инвестиций, возникающих в связи с толкованием предмета соглашений и исполнения обязательств странами-сторонами соглашений.

Опыт развитых стран позволил поставить вопрос о целесообразности и необходимости учреждения Российского национального агентства по страхованию рисков российских инвесторов за рубежом.

6. Главное достоинство негосударственной (частной) системы страхования: независимость от государства, дающая гибкость и широкую возможность для маневра, присущую коммерческим организациям. В отличие от государственной системы, частные компании осуществляют страхование не только от политических рисков, но и от коммерческих рисков. Существенными недостатками этой системы являются, во-первых, как правило, неполное устранение рисков, что связано с ограниченными размерами капитала даже у крупных частных страховых компаний, и, во-вторых, отношения между страховой компанией и принимающим государством после суброгации остаются частно-правовыми, что лишает страховую организацию права воспользоваться международно-правовыми средствами защиты.

Страхование, осуществляемое негосударственной компанией лишь частично устраняет некоммерческие риски, поскольку при осуществлении капиталовложений возникает правоотношение, сторонами которого выступают, с одной стороны, частный иностранный инвестор, а с другой — принимающее государство. Уязвимость положения частного инвестора состоит в его подчиненности произволу принимающего государства. В случае наступления страхового случая и последующего перехода по принципу суброгации всех прав и требований страхователя к страховщику, страхование частного инвестора частной страховой компанией не изменяет природы сложившихся отношений как отношений между принимающим государством и частным лицом. Именно эта особенность правоотношений, возникающих в связи с инвестированием капитала и его страхованием отличают частно-правовую форму страхования иностранных инвестиций от государственно-правовой.

7. Основные особенности смешанной формы страхования иностранных инвестиций — это сочетание в ней положительных сторон государственно-правового и частно-правового механизмов страхования. Иностранный инвестор получает двустороннюю защиту своих капиталовложений. Смешанная система страхования иностранных инвестиций более удобна и выгодна для инвестора, поскольку при заключении договора страхования, инвестор получает гарантию двух структур, относящихся и к государственному, и к частному капиталу.

8. На основе проведенного исследования национально-правового механизма страхования иностранных инвестиций, существующего во многих странах мира на протяжении долгих лет, сделан вывод о его устойчивости и жизнестойкости. Подобный механизм желательно разработать и в России, поскольку он может быть использован для страхования иностранных инвестиций как поступающих в Российскую Федерацию, так и из Российской Федерации. Вместе с тем, не стоит исключать и оставлять без внимания опыт стран, использующих страхование в частных страховых компаниях, а также в компаниях со смешанным капиталом.

9. Сеульская конвенция 1985 г. создала международно-правовой механизм страхования иностранных инвестиций, организационной основой которого является межправительственная организация — Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), выступающая в качестве страховщика по гражданско-правовому договору страхования. Особенностью международно-правового механизма страхования является международно-правовая суброгация, под которой понимается переход прав и обязанностей иностранного частного инвестора к страховщику — МАГИ (международной организации) после выплаты последним страховых сумм при возникновении ущерба инвестициям по причине политического риска. В результате, отношения из частно-правовой сферы переходят в международно-правовую, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и принимающее государство) и такие отношения получают дополнительную защиту международного права. Конвенция сформулировала унифицированные понятия, являющиеся элементами договора страхования и раскрыла их содержание, главным среди которых является унифицированное понятие и содержание политических (некоммерческих) рисков, которые стали общепризнанными (они закреплены в законах разных государств и многочисленных двусторонних договорах о защите капиталовложений).

Право международно-правовой суброгации по Сеульской Конвенции, в отличие от суброгации в гражданском праве, характеризуется тремя аспектами: первый, общий с гражданско-правовым договором страхования: права и обязанности иностранного инвестора (страхователя) переходят к страховщикуМАГИвторой аспект — специфический для Сеульской системы страхованиястраховые отношения из частно-правовой сферы, к которой относятся все отношения с участием иностранных частных инвесторов, переходят в международно-правовую сферу, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и принимающее государство) — третий аспект — обязательной предпосылкой международно-правовой суброгации является наличие международного договора. Именно в этом состоит отличие суброгации в гражданско-правовом договоре от международно-правовой суброгации.

Международное страхование иностранных инвестиций, осуществляемое МАГИ, восполняет пробел в международном частном праве в отношении подсчета суммы компенсации, выплачиваемой иностранному инвестору в случае наступления политических рисков (принятие государством мер по национализации иностранной собственности и равнозначных по своему эффекту акту национализации иных мер регулирования иностранных инвестиций).

10. Двусторонние договоры с участием Российской Федерации о взаимной защите иностранных инвестиций играют особую роль в механизме страхования последних. Благодаря этим договорам, формируется единая комплексная правовая система страхования иностранных инвестиций: МАГИ (занимает центральное место), национально-правовые системы страхования и двусторонние договоры. Обязывая Российскую Федерацию признавать право международно-правовой суброгации, двусторонние договоры дополнительно обеспечивают действие механизмов страхования в системе МАГИ, национально-правовых механизмов и их взаимодействие.

На основе анализа норм многосторонних соглашений в области инвестиций, сделан вывод о необходимости повышения уровня исполнительности норм международных договоров государством, участвующим в этих договорах. Защита частных интересов и частной собственности, осуществляемая на основе международных договоров, требует того, чтобы законодательство об иностранных инвестициях государств-участников более детально регулировало вопросы, связанные с применением национального режима и выплаты компенсации иностранным инвесторам.

Учитывая все возрастающее значение многосторонних международных договоров, регулирующих инвестиции, следовало бы внести ряд дополнений и уточнений в законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях. На наш взгляд, было бы целесообразно дополнить положения, касающиеся гарантий прав иностранных инвесторов, приблизив их к содержанию многосторонних международных договоров, регулирующих инвестиции.

11. Обоснована целесообразность принятия нового федерального закона «О страховании иностранных инвестиций в Российской Федерации» и необходимость становления и развития в Российской Федерации нового организационно-правового механизма страхования иностранных инвестиций, основой которого должна стать Российская организация по страхованию иностранных инвестиций от политических рисков (проект Положения о ней прилагается к диссертации). Особое место в Законе должно занимать признание «права международно-правовой суброгации» за иностранным государством, граждане и юридические лица которого осуществляют инвестирование в России и за Российской Федерацией, когда российские граждане и юридические лица инвестируют за рубежом. При этом правовой основой такого Закона должен стать действующий Гражданский Кодекс РФ и законодательство о страховании вообще.

Кроме принятия Закона, необходим также орган государства, способный выступать гарантом иностранных инвестиций в России. Подобного рода Организация должна воспринять наиболее эффективную практику органов страхования, действующих на международном страховом рынке иностранных инвестиций, например, Корпорации частных зарубежных инвестиций (ОР1С) в США, то есть должна быть ориентирована на мировой страховой опыт, а также соответствовать духу российских законов и российской практике. Исходя именно из таких направлений, автором предложен проект Положения о Российской Организации по страхованию иностранных инвестиций от политических рисков (полный текст Положения см. в Приложении № 1).

12. Иностранные инвестиции не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают новые перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнерами наши предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив при этом средства, новые технологииперестроить систему информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей, разумеется, когда дело с обеих сторон ведется грамотно, на профессиональной основе и с соблюдением интересов Российской Федерации.

Следует констатировать, что сегодня в России значительно укрепилась экономическая стабильность, улучшилась законодательная база, возрос уровень ответственности российского бизнеса в соблюдении международных правил торговли. В такой обстановке Россия нуждается в колоссальном количестве финансовых ресурсов для поддержания экономики. Естественно, что иностранные инвестиции являются спасительной «нитью», поскольку могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Особенно это относится к прямым инвестициям, поскольку с ними поступают в страну не только деньги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Кроме того, рост иностранных инвестиций является непременным спутником вхождения России в мировой цикл движения капитала, может способствовать интеграции страны в мировое хозяйство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2003.
  3. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07 1991 г. //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 29. — Ст. 1008.
  4. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» № 1488−1 от 26.06.1991 г. //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991 .- № 29. — Ст. 1005.
  5. Закон «О собственности в Российской Федерации» от 24.12.1990 г. //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. — № 30. — Ст. 416.
  6. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. //Собрание законодательства РФ. 1998. — № 1. -Ст. 4.
  7. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 от 25.02.1999 г. //Собрание законодательства РФ. 1999. — № 9. — Ст. 1096.
  8. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. //Собрание законодательства РФ. 1999. — № 28. — Ст. 3493.
  9. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. //Собрание законодательства РФ. 1996. — № 1. — Ст. 18.
  10. Постановление Совета Министров СССР № 48 от 13.01.1987 г. «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» //Свод законов СССР. Т. 9. — С. 50−9.
  11. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик от 31.05.1991 г. //Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. — № 26. — Ст. 733.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 27.09.1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвесторами» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 40. — Ст. 3740.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.1993 г. № 282 «О создании Международного Агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков» //Российская газета. 1993. — № 48.
  14. Указ Президента РФ № 184 от 02.02.1993 г. «О создании Государственной Инвестиционной Корпорации» //Российская газета. 1993. -№ 27.
  15. Указ Президента РФ от 17.09.1994 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» //Российская газета. 1994. — № 180.
  16. Указ Президента РФ от 06.02.2003 г. № 135 «О государственной инвестиционной корпорации» //Собрание законодательства РФ. 2003. — № 6. -Ст. 512.
  17. Постановление Правительства от 13.10.1995 г. № 1016 «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ» //Российская газета. 1995. № 217.
  18. Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» //Российская газета. — 1997. № 247.
  19. Постановление Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» //Российская газета. 2004. — № 76.
  20. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» //Российская газета. 2004. — № 148.
  21. Распоряжение Правительства РФ от 03.09.1993 г. № 1578-р.
  22. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 г. № 1361-р //Российская газета. 2002. — № 186.
  23. Сеульская конвенция об учреждении МАГИ, 1985 г. //Вестник ВАС РФ. Спец. Приложение к № 7. 2001.
  24. Multilateral Agreement on Investment: Consolidated texts and Commentary, 1997 r.
  25. US Act for International Development 1961, Section 221 (a).2. МОНОГРАФИИ
  26. В.В. Страхование в определениях экономической и юридической науки и практики. М.: «ЮКИС», 1998.
  27. А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. -М., 1994.
  28. В.Д., Кузнецова Н. П. Страховой рынок России и малое предпринимательство. С-Пб, 1995.
  29. Л.Н., Смолин М. В. Система защиты прямых иностранных инвестиций от некоммерческих (политических) рисков: международная практика и задачи для России. М.: Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ, 1994.
  30. B.C., Кривошеев И. В. Страховое право. М.: НОРМА, 2001.
  31. М.М. Правовое положение иностранных инвестиций. -М., 1993.
  32. М.И. Договор страхования. М.: Статут, 2000.
  33. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. (Книга третья). М.: Статут, 2002.
  34. .Ф. Иностранные капиталы. Их влияние на экономическое состояние страны. С-Пб, 1898. — Т. 2.
  35. H.H. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. -М., 2001.
  36. JI. Иностранные капиталы в России. М., 1901.
  37. A.C. Регулирование инвестиционной деятельности на национальном уровне и в рамках двусторонних договоров. М., 2001.
  38. А.И. Страхованиие. С-Пб.: «Питер», 2002.
  39. Л., Джонк М. Основы инвестирования. М.: «Дело», 1997.
  40. А.Г. Единое понятие страхового договора. С-Пб, 1914.
  41. К.А., Лунц Л. А. Страхование. М.: Госюриздат, 1960.
  42. С.П. Страхование в нормативных актах Российской Федерации и зарубежных стран. М.: «ЮКИС», 1993.
  43. Двусторонние соглашения Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и защите капиталовложений. М., 2000.
  44. Г. К., Филимонова М. В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. М., 1999.
  45. Э.Дж., Домненко Б. Экономика. М.: Лазурь, 1994.
  46. А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М., 1992.
  47. Н.Г., Семилютина Н. Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2003.
  48. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес (внешняя среда и деловые операции). М.: Дело ЛТД, 1994.
  49. М.С. Международные двусторонние инвестиционные соглашения. М.: Международные отношения, 2002.
  50. М.С. Государственное регулирование страхового рынка. -М.: «Спутник +», 2002.
  51. Ю.М. Иностранное страхование в СССР. М.: Финансы и статистика, 1983.
  52. Ю.М. Страхование во внешнеэкономических связях. М.: «Анкил», 1993.
  53. М.Ю. Страхование политических рисков внешнеторговых операций и международных инвестиций. М.: «Авуар консалтинг», 2002.
  54. A.B. Американские монополии и международный страховой рынок. М., 1978.
  55. Ли О. В. Договор страхования. С-Пб, 2001.
  56. С.Е. Договор страхования по русскому праву. М., 1892.
  57. И.И., Лукашук О. И. Толкование норм международного права. M.: NOTA BENE, 2002.
  58. Международные банки и страховые компании в мире капитала. -М.: Мысль, 1988.
  59. Т.Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М.: Дело, 1998.
  60. М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.: «Прогресс» «Универс», 1990. (пер. с французского).
  61. A.M., Орлова И. В. Очерки зарубежного страхования. М.: АНКИЛ, 1994.
  62. К.И. Страховое дело в России. М.: «Эдма», 1993.
  63. В.К. Государственное страхование в СССР. М., Л., 1938.
  64. В.К. Общественно-исторические типы страхования. М., Л., 1947.
  65. Регламенты международных арбитражных судов. /Сост. Орлов Л. Н. и Павлов И. М. М., 2001.
  66. Российский рынок страхования. М., 2002.
  67. Д.В. Системы страхования в США, Великобритании и Германии. М., 2001.
  68. В.И. Очерки советского страхового права. -Ленинград, 1926.
  69. В.И. Страхование. Ленинград, 1927.
  70. В.П., Степанов В. П., Халевская Е. Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России. М., 1994.
  71. Н. Иностранные инвестиции в российское страхование: новый взгляд на старую проблему. М., 2002.
  72. И. Опыт теории страхового договора. Казань, 1875.
  73. В.А. Страховой рынок России. М.: АНКИЛ, 1992.
  74. К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. М., 1999.
  75. И.З. Иностранные инвестиции в России и международное право. Уфа, 2001.
  76. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
  77. Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М.: Юрист, 2000.
  78. Р.Х., Гордон М. У., Спаногл Дж. А. Международные сделки. М.: «Логос», 1996. — Будапешт: СОЬР1, 1996.
  79. Шарп У, Александер Г, Бейли Д. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 1997.
  80. В.В. Страхование. М., 1997.
  81. Г. Ф. Курс торгового права. М., 1908.
  82. М.Я. Страхование: история, действующее законодательство, перспективы. М.: «Наука», 1989.
  83. Экономика внешних связей России. /Под ред. Булатова A.C. М.: БЕК, 1995.
  84. Auslandsenteignungen und Investitionsschutz. Schriften zum Volkerrecht. Band 41. Von Dr. Dirk Meints Polter. Berlin. — 1975.
  85. Birds J. Insurance Contract Law in England, Z Vers Wiss. 1984, 95.
  86. Cassese A. International Law in a Divided World. Oxford, 1986.
  87. Dictionary of Foreign Trade, by F. Henius See. Ed. N.Y., 1947.
  88. Holthus M., Kebshull D., Menck K. Multilateral Investment Insurance and private investment in the third World. 1994. — P. 10.
  89. Ivany E.R.H. General Principles of Insurance Law. London, 1975.
  90. Meron T. Investment Insurance in International Law. N. Y., 1976.
  91. Millins S. New political risk cover for Russian investments //Mergers + Asquisitions International. 1993, Jan.
  92. Reichert-Facilides F. Gedanken zur Versicherungsvertragsvergleichung Rabeis Z. 34 (1970), 510 (512 f).
  93. Schwarzenberger G. Foreign Investment and International Law. -London, 1969.
  94. Somarajah M. International Law on Foreign Investments. London. 1994.
  95. Von Puskas. Europaischer Versicherungsmarkt heute und morgen. Vers Praxis. — 1986, 93 (97 f).3. СТАТЬИ
  96. А.П., Колесникова И. А. О страховании рисков предпринимательской деятельности //Финансы. 2002. — № 2.
  97. А.Г. О регулировании иностранных инвестиций в национальном и международном праве //Советское государство и право. 1992. -№ 1.
  98. В. Инвестиционный имидж России: между прошлым и будущим //Хозяйство и право. 1996. — № 5.
  99. А. По рейтингу текло, а к нам пока не попало //Российская газета. 2 июня 2004 г. — № 114 (3491).
  100. Е.И. Полисы СОР АСЕ как один из основных инструментов страхования кредита во внешней торговле Франции //Международное публичное и частное право. 2002. — № 1.
  101. Э.С. Страховой бизнес Японии радикальная реорганизация //Мировая экономика и международные отношения. — 2002. -№ 3
  102. Г. Страховые аспекты операций зарубежных банков //Страховое ревю. 1994. — № 2.
  103. С. Право имеете, но не можете //Бизнес-адвокат. 2000.17.
  104. С. Комментарий к комментарию //Бизнес-адвокат. 2000.1.
  105. С. Перестрахование, но не перестраховка //Бизнес-адвокат. 2001. — № И.
  106. Л. Услуги по страхованию, предоставляемые Всемирным банком //Страховое дело. 1994. — № 12.
  107. Н.Г. Влияние международных договоров на российское законодательство об инвестициях //Российский ежегодник международного права. 2001.
  108. Н.Г. Многосторонние международные договоры и российское законодательство об инвестициях //Журнал российского права. -2002.-№ И.
  109. Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности //Журнал российского права. 2004. — № 6.
  110. Н.Г., Семилютина Н. Г. Обзор законодательства об иностранных инвестициях //Право и экономика. 2003. — № № 3, 4.
  111. Н.Г., Семилютина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России (современное состояние и перспективы развития) //Российский ежегодник международного права 1993−1994 г. г. С-Пб, 1995.
  112. А. Суброгация в страховании //Российская юстиция. -1997.-№ 11.
  113. С.Г. О некоторых аспектах правового регулирования иностранных инвестиций //Законодательство. 1997. — № 1.
  114. М.С. Иностранные страховщики на российском рынке -«за» и «против» //Экономика и жизнь. 1996. — № 40.
  115. М.С. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах//Финансовая газета. 1999. — № 42.
  116. М.С. Государственное регулирование страхового рынка в США //Страховое дело. 1999. — № 10.
  117. М.С. Государственное регулирование деятельности страховых агентов и брокеров //Финансовая газета. Региональный выпуск. -2000 г. № 2.
  118. А. Создать систему инвестирования //Хозяйство и право. -1995.-№ 7.
  119. A.C. Иностранные инвестиции в РФ и современное международное право //Московский журнал международного права. 1993. — № 1.
  120. В. Страхование инвестиционных проектов //Финансовая газета. 1999. — № 45.
  121. П. Некоммерческие факторы — жестокая реальность //Рынок ценных бумаг. 2000. — № 5.
  122. В.Н. Прямые иностранные инвестиции: мотивы и препятствия //Финансы. 2001. — № 2.
  123. Д.В. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений //Инвестиции в России. 1995. — № 8.
  124. А., Никитин М. Новый закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //Законодательство и экономика. 2000. — № 1.
  125. И.Н. Страхование иностранных инвестиций как один из аспектов международно-правовых гарантий //Право и жизнь. 1996. — № 9.
  126. Ллойде участвует в страховании капиталовложений в России на миллиарды долларов //Финансовые известия. — 1992. — 26 ноября.
  127. Н.Л., Косаренко H.H. Инвестиции и страхование //Законодательство и экономика. 2003. — № 8.
  128. Г. А. Модели государствнного регулирования страховой деятельности //Вестник ФА 2003. — № 4 (28).
  129. А.Г., Жилкина М. С. Страхование «опасных» предприятий //Бизнес-адвокат. 1999 г. — № 12.
  130. И.А. Особенности российского страхового законодательства//Законодательство. 1997. — № 5.
  131. Л. Управление инвестиционным процессом: ситуация в России и опыт развитых стран //Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 1997. — № 6.
  132. Е.Г., Силкин В. В. Международное страхование инвестиций от политических рисков (на примере МИГА) //Московский журнал международного права. 1999. — № 3.
  133. Н.Л. Свободные экономические зоны в Российской Федерации: правовые проблемы создания и функционирования //Гражданин и право.-2001.-№№ 5, 6.
  134. В. Нужны ли России иностранные инвестиции? //Инвестиции в России. 2000. — № 8.
  135. .М., Березий А. Е. Гарантии правовой защиты интересов иностранных инвесторов в России и судебно-арбитражная практика //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. — № 4.
  136. Ю. Страхование предпринимательских рисков //Финансовая газета. 1997. — № 31, № 32.
  137. М.Д. О частно правовом характере института страхования //Правоведение. — 1997. — № 4.
  138. В. Гарантии прав иностранных инвесторов //Российская юстиция. 2001. — № 12.
  139. P.P. Чем отличается страховой интерес от страхового риска //Вестник ВАС РФ. 2001. — № 1.
  140. К.Е. О страховании иностранных инвестиций: варианты обеспечения гарантий сохранности //Страховое ревю. 1994. — № 2.
  141. К.Е. Страхование как форма защиты имущественных интересов инвесторов //Финансовая газета. 1995. — № 50.
  142. К.Е., Галагуза Н. Страхование от политических рисков //Финансовая газета. 1996. — № 1.
  143. Ю.Б. Регулирование страхования в нормах нового Гражданского Кодекса //Хозяйство и право. 1996. — № 11, № 12.
  144. С.А. Правовое положение иностранных инвестиций в России //Законодательство и экономика. 2003. — № 5.
  145. H.A. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ //Законодательство. 1997. — № 1.
  146. М. Страхование неотъемлемый компонент рыночной экономики //Хозяйство и право. — 1994. — № 9.
  147. О.Н. Страхование иностранных инвестиций в России //Журнал международного частного права. 1998. — № 4.
  148. О.Н. Проблемы страхования инвестиций в Российской Федерации //Труды МГЮА. 2001. — № 7.
  149. О.Н. Страхование иностранных инвестиций: мировой опыт //Журнал международного частного права. 2002. — № 1.
  150. О.Н. Гражданско-правовой институт страхования и его основные понятия //Вопросы гуманитарных наук. 2004. — № 3.
  151. О.Н. Основные мероприятия по совершенствованию российского законодательства в области страхования иностранных инвестиций //Страховое ревю. 2004. — № 4.
  152. О.Н. Особенности страхования иностранных инвестиций от политических рисков в США //Страховое ревю. 2004. — № 7.
  153. Asante S.K. International Law and Foreign Investments: a Reappraisal //International and Comparative Law Quarterly. 1988. — Vol. 37. — Prt. 3.
  154. Reichert-Facilides F. Rechtsvereinheitlichung oder Rechtsvielfalt? Uberlegungen vor dem Modell des Versicherungsvertragsrechts //Europarecht. Internationales privatrecht. Rechtsvergleichung. Wien, 1988.
  155. Stroinski E. Bankruptcies and New Insurance Law in Poland //The International Journal of Insurance Law/ London Hong-Kong. 1997. Vol. 4. P. 18 -19.4. СБОРНИКИ СТАТЕЙ
  156. Иностранные инвестиции в РФ: правовая форма. Издательство Тюменского гос. Университета. — 2000.
  157. Иностранные инвестиции в странах СНГ и Великобритании. М., 1992.
  158. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы. /Под ред. Фаминского И. П. М.: Межд. отношения, 1995.
  159. Международное частное право. Современная практика. /Под ред. Богуславского М. М., Светланова А. Г. М., 2000.
  160. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. /Под ред. Светланова А. Г. -М.: Де-Юре, 1995.
  161. Риски в современном бизнесе. М.: Издательство «Алане», 1994.
  162. Easterly W., Rebelo S. Piscal policy and economic growth. Journal of monetary economics. Washington. 1993. — P. 417 — 458.
  163. Ehrenzweig A. Versicherungsvertragsrecht. Vorwort. 1935. — B. 1.
  164. Europarecht. Internationales privatrecht. Rechtsvergleichung. Herausgegeben von Fritz Schwind. Wien, 1988.
  165. Manes A. Versicherungswesen. 4 Aufl. 1924. — B. 1.
  166. Multilateral Investment Guaranty Agency. By Laws. — Washington USA, 1988.
  167. Schmoller G. Grundriss der allgemeinen Volkswirtschaftslehre. 1904. -T. 2.-Aufl. 1−6.5. УЧЕБНИКИ. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  168. А.П., Гомелля В. Б. Основы страхового дела. М.: «Маркет ДС», 2002.
  169. А.Г. Инвестиционное право. М.: Рос. Право, 1992.
  170. М.М. Международное частное право. М.: Юристъ, 1998.
  171. A.A. Основы страхования. М.: Финансы и статистика, 2003.
  172. Г. К. Международный коммерческий арбитраж: Учебно-практическое пособие. М., 1997.
  173. Г. К. Международное частное право (часть третья ГК РФ): Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002.
  174. Международное частное право. /Под ред. Дмитриевой Г. К. М.: Проспект, 2003.
  175. Международное частное право. /Под ред. Марышеной Н. И. М., 2000.
  176. Ю.А., Дюжиков Е. Ф. Страхование. М.: Инфра-М, 2002.
  177. Страхование. Конспект лекций. М.: ПРИОР, 2001.
  178. Страхование в РФ. Сборник статистических материалов за 9 месяцев 2001 г. М.: Анкил, 2001.
  179. Страховое дело. /Под ред. Рейтмана Л. И. М.: Рост, 1992.
  180. В.В. Страхование. М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.
  181. В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов. М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 2000.
  182. В.М. Международное экономическое право. М.: Издательство «НИМП», 2003.
  183. Ehrenzweig A. Private International Law, General Part. 1974. — 197, 2.6. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ61 Журнал «Бизнес-адвокат».
  184. Журнал «Вопросы гуманитарных наук».
  185. Журнал «Государство и право».
  186. Журнал «Законодательство».
  187. Журнал «Законодательство и экономика».66 Журнал «Правоведение».
  188. Журнал «Инвестиции в России».68 Журнал «Инвестиции плюс».69 Журнал «Компания».
  189. Журнал «Международное публичное и частное право».
  190. Журнал международного частного права.612 Журнал российского права.613 Журнал «Страховое дело».614 Журнал «Страховое право».615 Журнал «Страховое ревю».
  191. Журнал «Хозяйство и право».
  192. Московский журнал международного права.194 618 Комсомольская правда.619 Российская газета.620 Страховая газета.621 Финансовая газета.622 Экономика и жизнь.
  193. International Legal Materials.
  194. International Journal of Insurance Law.625 MIGA News.626 World Investment Report. г
Заполнить форму текущей работой